Молодежная субкультура. Вопросы для контрольной работы по разделу
Значительная часть молодежи - это учащиеся и студенты. Ежедневно в нашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, тысячи профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи, обучается более 5 млн человек - почти треть молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет.
Значение образования в современных условиях понимают многие. Оно и сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека. Если раньше родители связывали достойное будущее своих детей с удачной женитьбой, то теперь все чаще - с престижным университетом. По прогнозам, в текущем столетии, которое уже назвали веком знаний и информации, образование приобретет еще большую ценность.
На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ «Об образовании» говорится, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях.
Наряду с государственной системой образования возникли и набирают силу частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы. Большинство негосударственных, а также частично
Государственных учебных заведений действуют на платной, коммерческой основе.
Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те, кто его поддерживает, однако высказываются и критические оценки. Рассмотрим аргументы каждой из групп. Сторонники платного образования указывают прежде всего на недостатки государственных образовательных учреждений: низкие зарплаты преподавателей, переполненность школьных классов и студенческих аудиторий, не позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся, недостаток технических средств, устаревшее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем, что от оскудевшего государственного пирога образованию достаются просто крохи. Но не только этим. Как показывает опыт развитых стран, частные школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее государственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные рынком. Следствием этого является высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений: в середине 90-х гг. около 40% молодых безработных имели высшее и среднее специальное образование.
Среди аргументов, выдвигаемых противниками расширения платных образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе. Частные учебные заведения в нынешнем виде - это школы для богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается сословный характер школы. Кроме того, превращение образования в товар затрудняет доступ к нему, нередко оставляя способных и перспективных за бортом. В таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.
А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.
Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в институте, вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность, открытость в общении, большие жизненные планы и вера в собственные силы и возможности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем, особенно на первых курсах, удается правильно распорядиться возросшей степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной неуспеха и разочарования в учебе.
НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущей деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или непосредственного трудоустройства уже выходят на первый план. Сама учеба (даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении) воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.
Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Так же обстоит дело и сегодня.
Нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи весьма противоречива.
Во-первых, 90-е годы минувшего века были периодом спада отечественного производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест. Имеющиеся вакансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря, ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкрепляется собственными возможностями.
Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным работодателем. Появились частно-индивидуальные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудового стажа ужесточились.
В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Конституционно была закреплена свобода труда, гарантировано право распоряжаться своими способностями к труду. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались противоречивыми. С одной стороны, появилась возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок труда. С другой стороны, в сложившихся условиях это неизбежно вело к росту безработицы среди молодежи. В конце 90-х гг. молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного населения. Среди безработных на долю молодых приходилось более 30%.
5-Л. Н. Боголюбов, 11 кл
Происходящая в последние годы стабилизация экономики улучшила положение молодых на рынке труда. Сегодня немало тех, кто сразу после окончания учебного заведения получает высокооплачиваемую и престижную работу.
По закону заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу и с 15-летнего возраста. В отдельных случаях с согласия родителей договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, занятых на производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск протяженностью 31 день. Расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершенно летних. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно правомерны. В то же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму несовершеннолетних работников: руководители предприятий не хотят нести экономические убытки из-за предоставляемых льгот.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub - частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контркультура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными общественными молодежными организациями).
Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппи).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение, объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-
Стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.
Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например экологическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стремятся усилить политические партии. Свои молодежные подразделения имеют партии разной направленности.
Есть молодежные группы, бросающие вызов общественному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из радикальных группировок, выражающая антиобщественные националистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - открытая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) нередко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).
Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения - преступность, к сожалению, встречается в молодежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы знаете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Проиллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению
Сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: молодые люди в различных регионах страны стали объединяться в свои «бригады», имеющие явно криминальную направленность.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.
ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.
ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.
1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социальной группы стали рассматривать лишь с переходом к индустриальному обществу? 2) Каковы основные психологические особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека? 5) Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединениям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.
I юдумаите, оосудите, сделайте
1. Некоторые представители старшего поколения счита
ют, что значительная часть современной молодежи не жи
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит
ся, а делает вид.
Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.
2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина - неприятие образа жизни родителей, ко
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа
цию.
3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?
4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?
5. Сравните два определения понятия «молодежь», при
веденные в современных научных изданиях:
«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».
«Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».
Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.
6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.
Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурентные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.
Молодежь - один из скрытых ресурсов общества
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы, и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы и движения, которые влияют на ход событий... Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность...
Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность таким статичным, медленно меняющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ и революций. И в том и в другом случае это должна быть молодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 454-455.
Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мнению автора, различаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодежных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и реформ выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая известные вам факты прошлого и современности.
16. Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?
а) убеждения граждан;
б) поведение чиновников;
в) и то, и другое;
г) ни то, ни другое.
17. Приведите примеры мифов, сюжетами и темами которых были бы :
а) заговор;
б) представления о золотом веке;
в) действия героя-спасателя;
г) необходимость единства в борьбе против…
18. Назовите основные государственные символы Республики Беларусь. объясните их смысл. Сравните свой ответ с ответами товарищей, выявите общие черты в интерпретации символов. Чем объясняется одинаковое толкование символов?
ІХ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:
а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим властью, греховен, алчен»;
б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;
в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;
г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;
д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;
е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;
ж) «Равенство - это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;
з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить»;
и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;
к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;
л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;
м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;
н) «Равенство - это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода - это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;
о) «Государство - это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
2. О. Бисмарк отмечал, что легитимно то правительство, у которого больше пушек. Прокомментируйте это положение. Согласны ли Вы с мнением известного в прошлом политического деятеля?
3. Вашему вниманию предлагаются тезисы либерализма. Сформулируйте антитезисы с позиций консерватизма:
а) государство - продукт общественного договора;
б) индивидуальные права и свободы выше прав государства и общества;
в) примат прав и свобод личности, которые являются священными, неотчуждаемыми;
г) абсолютная ценность "Я";
д) ограничение функций государства ролью "ночного сторожа";
е) свобода от духовного подчинения церкви;
ж) каждый способен самостоятельно формулировать моральные ценности;
з)неравенство людей - естественный факт;
и) реформы на основе НТР;
к) главная роль в общественном прогрессе отводится знаниям, их накоплению, совершенствованию, творческому применению.
4. Мировой опыт свидетельствует: практическая реализация идей социального либерализма требует определенного уровня развития производительный сил, определенной социальной структуры и определенных политических и культурных традиций. Ориентация на либерализм при отсутствии или неразвитости их чревата серьезными общественными катаклизмами, не торжеством либеральной демократии в политике и на производстве, а становлением тех или иных форм жесткой капиталистической эксплуатации и угнетения.
На Ваш взгляд, у нас есть все необходимое и достаточное для перехода к либеральной демократии?
5. Представители неолиберализма считают, что благополучно обстоят дела в тех обществах, где гражданское общество активно, а государство пассивно.
С точки зрения Р.Арона, демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз - в правительстве.
Согласны ли Вы с указанной концепцией? Аргументируйте свою позицию.
6. Английский философ Э. Берк, классик, английского традиционного консерватизма утверждал "даже когда я изменяю..., я должен сохранять. Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется".
Другой англичанин М. Оукшотт подчеркивал, что "быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано - тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое – да-
лекому, достаточное - изобилию, обычное - совершенному, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".
7. Сгруппируйте предлагаемые политические идеи неолиберализма и неоконсерватизма:
а) правовое равенство граждан, политический плюрализм;
в) политической деятельностью могут заниматься только профессионалы (элитизм);
г) акцент на реализации принципа социальной справедливости;
д) социальные выплаты порождают иждивенчество, "революцию растущих притязаний";
е) социальное равенство - равенство возможностей, но не равенство условий и результатов;
ж) частная собственность, свободная конкуренция, рыночные отношения - основы эффективной экономики.
8. Ортега-и-Гассет, один из видных идеологов современного консерватизма, главную опасность человечества видит в политизации человека, в превращении его в "политическое животное". Он выступает за примат религии, искусства, спорта и прочих мирских удовольствий в жизни человека.
Выскажите Ваше отношение к указанной проблеме. Прав ли, на Ваш взгляд, испанский философ?
9. Вписывается ли социалистическая идея в контекст развития мировой цивилизации, или социализм означает тупиковую ветвь человечества?
Обоснуйте свой ответ.
10. Франсуа Миттеран в одном из своих выступлений сказал, что французская социалистическая партия не является марксистской, но она вдохновляется марксизмом.
Как Вы понимаете смысл данного высказывания? Оцените его с учетом отношения к марксизму общественного мнения в наши дни.
11. В. Брант отмечал, что социализм не есть состояние общества, которое можно достигнуть. Это - перманентная задача.
Согласны ли Вы с такой позицией?
12. Известный лидер анархизма М. Бакунин рассматривал свободу одновременно и как цель, и как средство прогресса. Он считал, что нельзя достичь свободы в будущем, ущемляя ее в настоящем. Поэтому государство (аппарат насилия) и тем более диктатура пролетариата, означающая, что одна часть общества подавляет другую, не может быть средством достижения свободы.
Вопросы для самопроверки к лекции № 32
1. Каковы психологические особенности юношеского возраста?
2. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?
3. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
4. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
5. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
6. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
7. Некоторые представители старшего поколения считают, что современная молодежь не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид. Как вы относитесь к этой точке зрения.
Тема: «Социальная структура общества»
План:
1. Социальная дифференциация.
2. Социальная стратификация и неравенство.
3. Социальная мобильность.
Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.
Социальная дифференциация происходит от латинского корня «различие».Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.
Социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе люди делились на группы в соответствии с присущими им привилегиями и обязанностями. Позже это расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.
Виды дифференциации:
1. Экономическая - выражается в различии в доходах, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.
2. Политическая – деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу.
3. Профессиональная - выделение а обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.
Под понятием социальная дифференциация подразумевается не только деление общества на группы, но и определенное неравенство между ними с точки зрения общественного положения, привилегий, обязанностей и т. д.
Устранимо ли это неравенство? Куда приведет оно общество?
Сторонники теории К. Маркса говорят, что это социальная несправедливость, но люди должны принимать неравенство как неизбежность. Другие считают, что неравенство заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.
Поразмышляйте над этими т.з. и соотнесите их с историческими процессами.
В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие таким элементом считают класс. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса – бедных и богатых, т.е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетаемых. Появление классов связывалось с политическим насилием.
На сегодняшний день понятие классы часто заменяется понятием страты.
Страта – это слой людей, которые имеют близкие социальные статусы в обществе.
Современное общество обычно делится на следующие страты:
Высший – высший класс – узкая группа людей, обладающих значительной властью, богатством, престижем в масштабах всего общества. Это замкнутая элита, в которую трудно попасть другим.
Низший – высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли сами своего статуса.
Высший – средний класс средние предприниматели, высшие менеджеры, юристы, врачи, профессура университетов. Они имеют высокие доходы, обладают высоким престижем.
Низший – средний класс составляют инженеры, преподаватели, руководители подразделений на предприятиях, фермеры, мелкие предприниматели, высококвалифицированные рабочие.
Высший – низший класс малоквалифицированные рабочие, низший слой служащих (секретари, клерки)
Низший – низший класс безработные, бездомные, иностранные рабочие и др.
Что касается современной России, то такое деление общества на страты только начинает формироваться. Главная здесь проблема - медленное реформирование среднего класса. По уровню доходов к среднему классу можно отнести только 10- 15 % населения, большинство же граждан России по этому показателю относится к низшим классам.
Каждый человек перемещается в обществе, в котором живет. Например, переезжает в другой город, поступает учиться, создает семью, получает более высокую должность, может заняться бизнесом, разориться и т.п. Все эти процессы называются социальной мобильностью.
Социальная мобильность – переходы людей из одних социальных групп и слоев общества в другие, что сопровождается изменением их социальных статусов и доходов.
Виды социальной мобильности:
Горизонтальная мобильность – переход человека из одной социальной позиции в другую, расположенную на том же уровне в обществе. Например: переход с одной работы на другую, смена места жительства, фамилии, открытие бизнеса, разорение и т.д.
Вертикальная мобильность – это переход человека из одного социального слоя в другой. Например, повышение по службе, существенное улучшение благосостояния человека и т.д. В вертикальной мобильности можно различать восходящую и нисходящую мобильность – социальный подъем и спад (разорившийся предприниматель, дворянство во время революции 1917 г.)
Способы, благодаря которым происходят переходы людей из одного слоя в другой:
- повышение образования
Профессиональная карьера
Браки с представителями более высокого социального слоя
Увеличение доходов и изменение образа жизни.
«Социальные процессы в современной России»
1Тенденции в развитии социальных отношений.
2. Люмпены и маргиналы.
3. Изменение социальных отношений в российском обществе.
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержены изменениям. Картина жизни современного человечества пестра и подвижна, особенно в странах развитых. Там укрепляются группы, связанные с крупным масштабным производством, растет городское население.
Значительные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из таких тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии
(«старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.
В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится фермеров. Острой социальной проблемой по – прежнему остается безработица.
Определенное воздействие на социальные отношения стремится оказать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях – и уравнительности. Это относится к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.
В западных странах одной из главных проблем государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.
Есть 2 группы населения, которые как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества. Это люмпены и маргиналы.
Люмпены – (от нем. Лохмотья) к ним относят людей, опустившихся на дно общественной жизни – бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, т.к. она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.
Маргиналы - (находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в 20-е, 30-е годы в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неускоренные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке».
Рассмотрим некоторые проблемы социальных отношений в России:
1. Возрастание социальной дифференциации населения. Это выражается в первую очередь в существенном увеличении разрыва в доходах разных социальных групп, в уровне потребления. Нарастание социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что может стать источником социальной и политической нестабильности.
2. Значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. В западных странах эти профессиональные группы входят в средний класс, а в России зарплата их очень низкая.
3. Проблема «утечки мозгов»: многие специалисты ищут приложения своим силам за рубежом.
4. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.
5. Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СНГ, и сокращением Вооруженных Сил.
6. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, «групп социального риска»: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.
Выход из этих проблем видится в следующем:
1. Сделать социальную политику приоритетной в деятельности государства.
2. Конституция РФ обеспечивает каждому гражданину правовые предпосылки для решения социальных проблем.
Социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей,
Право на вознаграждение за труд, защиту от безработицы,
Право на жилище,
Право на охрану здоровья,
Право на общедоступное образование.
Вопросы для контрольной работы по разделу
«Социальные отношения»:
1. Что такое социальная дифференциация? Укажите ее виды.
2. Устранимо ли социальное неравенство? Идет ли оно на пользу общества или во вред?
3. Что такое социальная стратификация? Какие страты вам известны?
4. Что в социологии понимается под социальной мобильностью? Укажите виды мобильности, приведите примеры.
5. Какова роль семьи в современном обществе, виды семьи?
6. Перечислите функции семьи, какая на ваш взгляд самая главная?
7. В чем отличие маргиналов от люмпенов? Кто из них наиболее опасен для общества и почему?
8. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
9. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
10. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?
11. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
12. Какие факторы нынешней социально – экономической ситуации в России способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
13. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
14. Поясните понятия этнос, род, нация.
15.Укажите признаки нации, объясните понятие национальное самосознание?
16. Что такое межнациональный конфликт? Приведите примеры из современной истории России.
17. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем его опасность для общества?
18. Поясните понятия шовинизм, геноцид?
19. Что такое статус личности и чем он определяется?
20. Что такое социальная роль? Приведите примеры.
21. Как соотносится реальное поведение человека и его статусная роль?
22. Что такое социализация? Где происходит с человеком процесс социализации?
23. Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?
24. Проанализируйте свой статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из них вы считаете главным?
25. Какие факторы способствуют, а какие – препятствуют социальной мобильности?
Социологи относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.
Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода - открытие собственного «Я». Если для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.
Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивидуальность, неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть такими, как другие, то в молодости собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.
Выше уже отмечалось, что молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития. Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями. Во-вторых, усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В результате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки. В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).
Общность социальной позиции - уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.
ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Сегодня наш Основной закон гарантирует каждому, как вы уже знаете, широкий спектр прав и свобод: гражданские и социально-экономические права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья и др.)» политические права (право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.
Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти вправе снизить брачный возраст.
Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры. Обязательным является получение основного общего образования. Долгом граждан России является защита Отечества. Законом предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат мужчины - граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет положение молодого человека в обществе и существенно расширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие другие.
Однако в юности, как отмечают психологи, многие из новых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примериваются, испытываются. Молодости свойственно ис-
Кать, выбирать, пробовать. И старшие поколения резервируют за молодыми право на ошибку, на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие: «Молодому ошибка- улыбка, старому - горькая слеза», «Молодо-зелено - погулять велено», «Молод бывал - и со грехом живал». Но такая широта выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе сравнительно недавно.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantis - младенческий, детский), т. е. в стремлении к иждивенчеству, требованиях постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе и отсутствии ответственности за собственные поступки. Очевидно, что такие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Значительная часть молодежи - это учащиеся и студенты. Ежедневно в нашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, тысячи профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи, обучается более 5 млн человек - почти треть молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет.
Значение образования в современных условиях понимают многие. Оно и сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека. Если раньше родители связывали достойное будущее своих детей с удачной женитьбой, то теперь все чаще - с престижным университетом. По прогнозам, в текущем столетии, которое уже назвали веком знаний и информации, образование приобретет еще большую ценность.
На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ «Об образовании» говорится, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях.
Наряду с государственной системой образования возникли и набирают силу частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы. Большинство негосударственных, а также частично
Государственных учебных заведений действуют на платной, коммерческой основе.
Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те, кто его поддерживает, однако высказываются и критические оценки. Рассмотрим аргументы каждой из групп. Сторонники платного образования указывают прежде всего на недостатки государственных образовательных учреждений: низкие зарплаты преподавателей, переполненность школьных классов и студенческих аудиторий, не позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся, недостаток технических средств, устаревшее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем, что от оскудевшего государственного пирога образованию достаются просто крохи. Но не только этим. Как показывает опыт развитых стран, частные школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее государственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные рынком. Следствием этого является высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений: в середине 90-х гг. около 40% молодых безработных имели высшее и среднее специальное образование.
Среди аргументов, выдвигаемых противниками расширения платных образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе. Частные учебные заведения в нынешнем виде - это школы для богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается сословный характер школы. Кроме того, превращение образования в товар затрудняет доступ к нему, нередко оставляя способных и перспективных за бортом. В таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.
А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.
Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в институте, вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность, открытость в общении, большие жизненные планы и вера в собственные силы и возможности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем, особенно на первых курсах, удается правильно распорядиться возросшей степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной неуспеха и разочарования в учебе.
НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущей деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или непосредственного трудоустройства уже выходят на первый план. Сама учеба (даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении) воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.
Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Так же обстоит дело и сегодня.
Нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи весьма противоречива.
Во-первых, 90-е годы минувшего века были периодом спада отечественного производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест. Имеющиеся вакансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря, ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкрепляется собственными возможностями.
Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным работодателем. Появились частно-индивидуальные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудового стажа ужесточились.
В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Конституционно была закреплена свобода труда, гарантировано право распоряжаться своими способностями к труду. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались противоречивыми. С одной стороны, появилась возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок труда. С другой стороны, в сложившихся условиях это неизбежно вело к росту безработицы среди молодежи. В конце 90-х гг. молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного населения. Среди безработных на долю молодых приходилось более 30%.
5-Л. Н. Боголюбов, 11 кл
Происходящая в последние годы стабилизация экономики улучшила положение молодых на рынке труда. Сегодня немало тех, кто сразу после окончания учебного заведения получает высокооплачиваемую и престижную работу.
По закону заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу и с 15-летнего возраста. В отдельных случаях с согласия родителей договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, занятых на производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск протяженностью 31 день. Расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершенно летних. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно правомерны. В то же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму несовершеннолетних работников: руководители предприятий не хотят нести экономические убытки из-за предоставляемых льгот.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub - частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контркультура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными общественными молодежными организациями).
Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппи).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение, объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-
Стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.
Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например экологическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стремятся усилить политические партии. Свои молодежные подразделения имеют партии разной направленности.
Есть молодежные группы, бросающие вызов общественному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из радикальных группировок, выражающая антиобщественные националистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - открытая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) нередко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).
Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения - преступность, к сожалению, встречается в молодежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы знаете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Проиллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению
Сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: молодые люди в различных регионах страны стали объединяться в свои «бригады», имеющие явно криминальную направленность.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.
ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.
ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.
1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социальной группы стали рассматривать лишь с переходом к индустриальному обществу? 2) Каковы основные психологические особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека? 5) Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединениям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.
I юдумаите, оосудите, сделайте
1. Некоторые представители старшего поколения счита
ют, что значительная часть современной молодежи не жи
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит
ся, а делает вид.
Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.
2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина - неприятие образа жизни родителей, ко
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа
цию.
3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?
4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?
5. Сравните два определения понятия «молодежь», при
веденные в современных научных изданиях:
«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».
«Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».
Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.
6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.
Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурентные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.
Молодежь - один из скрытых ресурсов общества
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы, и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы и движения, которые влияют на ход событий... Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность...
Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность таким статичным, медленно меняющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ и революций. И в том и в другом случае это должна быть молодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 454-455.
Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мнению автора, различаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодежных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и реформ выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая известные вам факты прошлого и современности.
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть довольно замкнутый и автономная по отношению к господствующей шаров ьтуры (от лат sub - частица, указывает на пребывание под чем-нибудь, у чего-либо) или противостоять ее фундаментальным ценностям - контр культ урра.
Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах. Запада после. Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна, в ней обнаруживаются половые, этнические, социально-классовые различия. Да к, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер межличностных отношений состоящие. Они более тонко подходят к выбору партнера для общенияання.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некоторое целое, которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и дружбы в группах х сверстников, чем на семье. Потребность в общении со сверстниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возраста свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и ба ние принадлежать к какой-либо общности сверстников. Состоят так называемые неформальные молодежные группы (слово"неформальные"в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и управляемыми взрослыми общественными молодежными организациямиями).
Потребность в общении у каждого превращается в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежного направления. Кто-то надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто стремится ощутить власть над другимими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и несходстве, особенности. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри груш вые. Вместе с тем, именно сообщество стремится (прежде снаружи) выделиться в общем потоке молодежных движение ихів.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только отделяют себя от общества, но и в определенных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить пр ро молодежную контркультуру). Такое демонстративное неприятие общественных основ, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е годы XX ст. Некоторые вы ступы студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках"уйти"от варительно го, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппиіпі).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е годы XX ст. Наиболее влиятельным направлением стал рок-движение, объединенное, кроме захватов определенным музыкальным стилем, общими идейными учреждений вкамы: анти-бюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В 1987 г прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных площадкахках,
Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т.д.). Вызов общественной мысли чаще всего выражается ся в особенностях одежды и модных дополнений к нему. Иногда, однако, происходят и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например, между группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае су спильства сталкивается с поведением, которое отклоняется от норнорм.
Крайний и опасное проявление отклоняющегося поведения от норм, - преступность - тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде (вспомните, что вы знаете о поведении, которое отклоняется от норм. Каковы причины преступности?. Они замкнуты и закрытиті.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино отмечают не только подростки, но и мл лодь. Проиллюстрируем это на таком примере. В 1993 г??в. США был показан кинофильм"Программа"В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственной мужественности лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тоже самое. Нас. Лидка оказались трагическими: оба были задавлены насмерть водителями, которые не заметилиомітили.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:
Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
Включение в различные группы сверстников;
Своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
Это скорее культура досуга, чем работа
Основные понятия
. Молодежь как социальная группа
Тинейджеры. Инфантилизм. Субкультура. Контркультура
Вопросы для самопроверки
1. Какие основные психологические особенности юношеского возраста?
2. Каких прав и обязанностей приобретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?
3. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
4. Приведите примеры, которые показывают возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни
5. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
6. В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?
7. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?
8. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
9. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры
10. Что собственно неформальным молодежным объединениям?
1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид
Как вы относитесь к такой точке зрения?
2. Татьяна 18 лет. Два года назад ушла из семьи. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, что, по ее словам,"только работают, а в свободное время"зависают"у телевизора"Прокомментируйте эту ситуацииацію.
3. С какими из следующих характеристик молодежной культуры вы согласны?
Поиск возбуждения, автономии и индивидуальности;
Стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;
Особая одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески
4. Один исследователь так писал о подростковых неформальные группы:"Собираясь в группу, чувствуя в ней безнаказанность умственно незрелые в силу возраста подростки повторяют историю варваров, разрушали все, что пере евищувало их понимание и эстетический уровень. У них бушует агрессивный инстинктинкт".
Согласны ли вы с такими оценками?