Многообразие моллюсков и их значение в природе. Разнообразие моллюсков, среды их обитания и образ жизни. Красная книга Моллюсков

Тема: Многообразие моллюсков, их роль в природе

Система понятий: Моллюски, Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие, лучевая симметрия, жемчуг, звено в цепи питания, промежуточный хозяин, фильтраторы.

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся о многообразии моллюсков, раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающая: развитие познавательного интереса и любознательности, развитие умения и навыков работы с дополнительной литературой, развитие умения выделять главное, структурировать, систематизировать изученный материал, делать выводы, развитие мышления, внимания, речевого интеллекта.

Воспитательная: формирование научно - материалистического мировоззрения, осуществление нравственного, эстетическое, трудовое и экологического воспитания.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-презентация

Методы обучения: словесные: объяснение, беседа, рассказ, выступление учащихся; наглядные: просмотр презентации, демонстрация натуральных неживых объектов и изобразительных средств наглядности.

Средства обучения: ИКТ-средства: компьютер, мультимедийная установка, презентация в программе РowerPoint; раздаточный дидактический материал: карточки с текстом для работы в группах; натуральные: коллекции моллюсков; изобразительные: картинки и фотографии с изображением моллюсков, рисунки из учебника (В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»).

Ход урока:

I. Организация класса. Здравствуйте, дорогие ребята. (Ответы детей) Я рада приветствовать вас. Давайте проверим общую готовность к уроку: наличие учебников, принадлежностей. Кто дежурит по классу? Назовите, пожалуйста, отсутствующих учеников. (Ответы детей)

II. Актуализация опорных понятий, введение в тему

1. С какими типами животных мы познакомились в этом году? (Ответы детей: -Тип: кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски.)

2. Какие виды симметрии тела есть у животных? (Ответы детей: Лучевая симметрия (гидры); двусторонняя симметрия (плоские черви, белая планария))

3. Какие из этих типов наиболее высоко организованные? (Ответы детей: моллюски)

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тысяч видов вымерших. Моллюсков много. А человек в своей жизни обладает сведениями лишь о некотором их количестве.

Зачем человеку необходимо обладать знаниями о моллюсках? (Ответы детей: чтобы использовать их в своей практической деятельности, охранять их и тд.)

Слайд 1 Итак, тема урока: Многообразие моллюсков, и их роль в природе.
Сегодня на уроке мы с вами:

  1. Познакомимся с многообразием моллюсков в природе;
  2. Рассмотрим роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека;
  3. Докажем необходимость охраны моллюсков;
  4. Научимся обобщать, сравнивать, делать выводы.

III. Изучение нового материала.

Изучение новой темы мы начнем с небольшого отрывка из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

«Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да устроена она (ракушка) так, что никак невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит». Скажите, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками? (Ответ детей: моллюсков.)

Что мы уже знаем о моллюсках?

(Ответы детей: происхождение моллюсков; внешнее и внутреннее строение моллюсков; размножение моллюсков; особенности жизнедеятельности.)

Когда впервые пересеклись пути человека и моллюска, сейчас установить почти невозможно. Однако раскопки стоянок и захоронение древних людей свидетельствуют о том, что это было очень давно. Так, в Северной Америке, в штате Миннесота, при строительстве железной дороги был найден скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей. В 1876 году во Франции тоже при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских раковин.

Можно предположить, что моллюски и их раковины сыграли не последнюю роль в судьбе человечества. Слайд 2 Вообще в Типе Моллюски выделяют несколько классов. Какие? (Ответы детей: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие). Познакомимся с некоторыми из них и определим их значение.

Сейчас вы должны составить в тетради таблицу «Значение моллюсков», состоящую из двух колонок. (Таблица на доске. Дети составляют в тетради таблицу.)

Вам необходимо разделиться на 4 группы. Каждая группа получает небольшой текст (см.Приложение 1) . В течение 5 минут знакомится с ним. Далее текст озвучивается классу и даются ответы на вопросы:

О каких моллюсках идет речь?

Каково их хозяйственное значение? (Ребята работают в группах)

Думаю, что все уже готовы к выступлению. Прошу выйти представителя от первой группы.

Слайд 3 Текст первой группы:

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо!

Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои.

Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски.

А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Слайд 4 -А каких еще моллюсков используют для приготовления блюд? (Ответы детей: мидий, устриц, кальмаров, виноградных улиток.)

Да, действительно, в них много витаминов А, В, С, Д. Многие считают, что устрицы имеют особый вкус из-за наличия в их теле йода, что тоже очень полезно, особенно людям с заболеванием щитовидной железы. Не забываем заполнять таблицу.

Сейчас прошу выступить вторую группу.

Текст второй группы:

Слайд 5

Ребята, вот вам дополнительный вопрос: Как вы считаете, а как сейчас используются раковины ципрей? (Ответ детей: в качестве коллекционных экспонатов.)

Да, у ципрей раковины очень ценные. Так, экземпляр вида ципрея фултони был продан в Нью – Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тысячи долларов.

Прошу выйти представителя третьей группы. Не забывайте заполнять таблицу.

Текст третьей группы:

Слайд 6

Слайд 7 Ребята, дополнительный вопрос: 1. Как вы считаете, какие украшения можно изготовить из жемчуга? Ваше мнение, только лишь жемчужницы производят жемчуг?

(Ответы детей: нет, есть и другие двустворчатые моллюски, только их жемчуг менее ценный)

Осталось выступить последней группе.

Текст четвертой группы:

Слайд 8

Ребята, дополнительный вопрос: Те из вас, кто был на море, привозили ли вы в качестве сувенира раковинку рапаны? (Ответы детей: да, или нет)

А сейчас вам предлагается посмотреть уникальную коллекцию раковин, собранную со всего мира. Их тоже можно использовать в качестве сувениров.(Дети рассматривают коллекции моллюсков)

Слайд 9 Самая большая, королева всех раковин – это тридакна, весом до 500 кг, диаметром – 1,5 метра.

А сейчас вам предлагается зайти в гипермаркет, где есть много товаров, сделанных из этих животных.

Продуктовый отдел: Здесь вам предложат разнообразные виды моллюсков в замороженном виде, консервированных, в сушеном виде.

Ювелирный отдел: Здесь вы увидите серьги, кулоны, бусы и другие украшения, сделанные из жемчуга

Хозяйственный отдел: Здесь можно купить краску, шифер, изготовленные из моллюсков.

Раковины морского гребешка используют как черепицу для покрытия крыш домов. Запишите в таблицу. Такие крыши переливаются разными цветами радуги, выдерживают разные изменения погоды, очень прочные и не требуют ремонта.

Есть краска пурпурного цвета из морской улитки – мурекс. Запишите в таблицу. Она не тускнеет сотни лет. Этой краской окрашивали ткани римских императоров, из нее делали румяна и чернила.

А есть ли моллюски, приносящие человеку вред? (Ответы детей: есть, например, виноградная улитка, приносит вред плодоводческим хозяйствам). Правильно. Например, корабельный червь повреждает деревянные перекрытия кораблей. Есть моллюски, опасные для человека. В семействе Конусов есть моллюски с очень красивыми конусовидными раковинами. Но эти моллюски ядовиты. Их яд обладает паралитическим действием. Существует мнение, что конусы опаснее акул. Так, в Тихом океане от акул за год погибает в среднем один человек, а от конусов – двое-трое.

А сейчас я вернусь к нашему вопросу вначале урока:

Зачем человеку необходимо обладать знаниями о моллюсках?

Итак, ваши варианты ответов . (Ответы детей на вопрос:

1.Чтобы разобраться в их многообразии

2.Понять их роль в природе.

3. Знать их применение в жизни человека.

4.Научиться ценить моллюсков.

Оптимальный вариант: 1+3+4+2

Подтвердим ваши ответы записями в таблице. Проверим правильность её заполнения, используя слайд

Слайд 10 Таблица 1

Название моллюска

Хозяйственное значение

Осьминоги

Устрицы

Ципреи

Жемчужницы

Мурекс

Конусы

Виноградная улитка

Морской гребешок

Корабельный червь (шашень)

Продукт питания

Продукт питания

Деньги-каури

Натуральный жемчуг

Краска-пурпур

Опасны для человека

Продукт питания, вредит плодоводческим хозяйствам

Раковины для покрытия крыш

Портит деревянные части подводных сооружений

IV. Закрепление изученного материала.

Слайда 12 А сейчас я хочу предложить вам соотнести моллюсков с их хозяйственным значением, используя слайд. Работайте в тетрадях с обратной стороны. Таблица 2

Ответы: 1 –А, Б, Г, З

2 – Б, Д

3 – Е

4 – И

5 – Ж

6 – В

(Ребята работают индивидуально в тетрадях обратная сторона, затем делают взаимопроверку, используя Слайд 13 выставляют оценку 10 баллов – «5», 9,8 баллов – «4», 7-5 баллов – «3». Затем проговаривают совместно с учителем допущенные ошибки )

Попробуем подвести итоги урока, выставить оценки. Оценка складывается из 2 моментов: выступление в группах по заполнению таблицы и выполнение контрольного задания. (Выставление оценок)

Итак, наш урок подходит к концу.

V. Домашнее задание

Дома проработаете материал учебника “Тип моллюски” , подготовитесь к проверочной работе и выполните любое творческое задание по теме «Моллюски»: кроссворд, рисунок, ребусы и тд..

Спасибо за активную работу на уроке. Вы мне очень понравились, хорошо работали на уроке. До свидания.

Приложение 1

Текст первой группы:

На морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. Среди них – осьминоги.

Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо! Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои. Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски. А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Текст второй группы:

Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды ципрей. Раковины ципрей, так называемые каури, использовались когда-то в качестве денег в Японии, Китае и других странах. Раковины имеют гладкую поверхность, округлую форму и большую прочность. Использовались каури и на Руси под названием ужовок, зерновок, змеиных головок. Было это в так называемый безмонетный период (12-14 века). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской, Псковской областях. Сегодня значение каури как денег почти всюду исчезло. Однако у небольших, замкнуто живущих африканских племен оно еще сохранилось.

Текст третьей группы:

Есть моллюски-жемчужницы. Это настоящие волшебники, которые из маленькой песчинки, попавшей между створками её раковины, способны сделать удивительные украшения. Их перламутровые железы выделяют жидкость, она обволакивает песчинку и застывает. В древности люди считали, что в длинные ночи, когда раковина жемчужницы приоткрывается, туда проникает капелька лунного света и из нее вырастает жемчуг. В действительности это не капелька лунного света, а простая песчинка.

Сейчас жемчуг используется для изготовления ювелирных украшений.

Лучший жемчуг производят ракушки родов птерия и пинктада, обитающие у берегов Шри-Ланки. Их называют настоящими жемчужницами.

Текст четвертой группы:

В Черном море обитает хищный моллюск – рапана. Его раковины в качестве сувениров продаются во всех черноморских городах и большинству из нас они хорошо знакомы. Но мало кто знает, что появилась рапана в Черном море всего пятьдесят лет назад. До 1974 года она жила в Японском и Желтом морях и на Японском побережье Тихого океана. Как рапана могла перебраться из Японского моря в Черное? Об этом можно только догадываться. Скорее всего личинки рапаны прикрепились к днищу какого-то корабля, шедшего из Японского моря в Черное. Там они хорошо прижились, только измельчали, т.к. вода в Черном море менее соленая, чем в Японском. Рапана охотится на мидий и устриц. Если приложить пустую раковинку к уху, то можно услышать, как шумит море…


МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Кузнецова О.В. Стр. из

Тема

Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека .

Цель урока


  • Показать многообразие моллюсков в природе, расширить знания учащихся о систематике животных данного типа.

  • Рассмотреть роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека.

  • Доказать необходимость охраны моллюсков, занесенных в Красную книгу.

  • Обобщить знания учащихся о внутреннем и внешнем строении моллюсков, их многообразие и классификации.

  • Проконтролировать знания учащихся по данной теме.

  • Развивать творческую активность учащихся.

  • Воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и заботиться о ней.

  • Развивать познавательные интересы ребят.

  • Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование:


Таблицы «Тип моллюски», коллекция раковин моллюсков, рисунки, картины, магнитофон.

Ход урока


  1. Организация класса

  1. Вступительное слово учителя
Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость растений и животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.

Сегодня у нас второй урок, посвященный моллюскам. На прошлом уроке мы изучили внешнее и внутреннее строение моллюсков, их классификацию. Все это отразилось в блоке №6, который есть у вас в тетрадях и у нас на доске. Сегодня мы изучим значение моллюсков в природе и жизни человека, расширим знания об их систематике и многообразии и заполним часть блока – Значение.

Музыка.

Сегодня наш урок – это урок-путешествие. Где только не придется побывать нам с вами, чтобы доказать, что моллюски играют важную роль в природе и жизни человека .


  1. Первая страница путешествия
Представьте себе, что мы находимся на Филиппинских островах, на берегу моря и наблюдаем как смелые и отважные пловцы племени ныряют, чтобы достать жемчуг. Легенда о жемчужине, похожей на голову мусульманина (вес 6кг 350г, длина 23см), жители племени считали ее волшебной. И когда доктор из Европы вылечил второго сына вождя, то ему в знак огромной благодарности подарили эту жемчужину. Она и сейчас храниться в Нью-Йорке, в залах одного из международных торговых центров.

Сегодня вы будете нырять, и показывать свои знания, а за это получать жемчужины разной величины:

0,5 балла – за дополнение;

1 балл – за хороший ответ;

2 балла – за ответ повышенной сложности.

И чем глубже вы будете нырять, т.е. показывать свои знания, тем больше жемчужин соберете, и большее количество баллов получите.

Прежде чем перевернуть первую страничку нашего путешествия, а нас ждет путешествие на морское дно, давайте вспомним:

Беседа.


  1. назвать особенности внешнего строения моллюсков.

  2. какие системы органов моллюсков усложнены, почему?

  3. как устроена нервная система моллюсков?

  4. сколько классов включает в себя этот тип?

  5. отличительные особенности брюхоногих, головоногих, двустворчатых.
Задание.

Даны представители всех классов:

Черноморская рапена, мидия, наутилус, слизень, тридакна, беззубка, виноградная улитка, кальмар, каракатица, осьминог, жемчужница.

К какому классу они относятся?

Показывают с помощью сигнальных карточек.

Мы хорошо справились с этим заданием и вправе перевернуть страницу нашего урока.


На морском дне.


Музыка.

Учитель:

Именно на морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. И чтобы убедиться в этом, мы поиграем в игру «Правда ли это?».

Правда ли, что есть искрящиеся кальмары?

Да. Некоторые кальмары обладают органами, которые светятся сквозь стенки тела. Другие несут на себе светящиеся бактерии, которые проникают внутрь еще на зародышевых стадиях.

Правда ли, что каракатица чемпион по изменению окраски?

Правда, небольшие сумочки с желтой, оранжевой, коричневой и черной краской находятся в коже каракатиц. Мускулы кожи, сжимая или разжимая эти сумочки, создают самую разную окраску, позволяя маскироваться под цвет дна.

Правда ли, что синий осьминог – это маленький страшный убийца?

Да. Кольчатый синий осьминог каждый год убивает больше людей, чем даже акулы. Длина его тела не превышает 3см. он является одним из самых ядовитых существ на Земле , выделяя гораздо более сильный яд, чем любое сухопутное животное.

Давайте послушаем свежие сообщения ученых-океанологов, прибывших со дна океана.

Сообщения о кальмарах и осьминогах.

Чтобы перейти к следующей странице нашего путешествия, нам надо прочитать и исправить письмо-сообщение одного нашего горе-исследователя, найти ошибки и исправить их.

Задание:

«Моллюски – сегментированные , беспозвоночные животные, все они имеют раковину , состоящую из двух створок. Органы выделения моллюсков представлены – метанефред., кровеносная система незамкнутая, сердце состоит из 4 камер.

Вы хорошо справились с этим заданием, и мы переходим к следующей странице нашего путешествия.

Увлеченно путешествуя и изрядно проголодавшись, всем захотелось домой в уютный класс, который на несколько минут превращается в ресторан.


Ресторан «Наутилус». Вход бесплатный.


Директор ресторана:

Приглашаем посетить наш ресторан, где в ассортименте вы сможете попробовать блюда, приготовленные из всех представителей типа Моллюски. Это блюда из Франции, Италии, Испании, Японии, Кореи. Все они питательны и имеют прекрасный вкус.

Учитель:

Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо!

Официант 1:

Директор универмага:

А еще давайте заглянем в хозяйственный отдел, где можно купить краску, шифер, изготовленные из моллюсков. Раковины морского гребешка используют как черепицу для покрытия крыш домов. Такие крыши переливаются разными цветами радуги, выдерживают разные изменения погоды, очень прочные и не требуют ремонта.

Продавец 1:

В нашем отделе есть краски, полученные из морской улитки – муреке. Эта улитка выделяет слизь для защиты тела от повреждений. Почти белая в воде, слизь на свету становится желтой, потом зеленоватой, затем темно-красной и, наконец, приобретает яркий пурпурный цвет. Такая краска не тускнеет на протяжении сотен лет, ею окрашивали ткани римских императоров, из нее делали румяна и чернила.

Учитель:

Вот и заканчивается наше удивительное путешествие. Наступает время подведения итогов.

В блоке, в тетрадях записать значение моллюсков. Что запомнилось? Что понравилось?

А если моллюски так важны, то их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране.


Красная книга Моллюсков.


Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков.

А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие.

Сообщение учащихся о моллюсках, занесенных в Красную книгу.

Учитель:

Что надо делать, чтобы сберечь этот хрупкий мир живых существ?

Разработка специальных комплексных программ.


  1. создание охраняемых территорий, заповедников, заказников, где охраняются целые комплексы живых организмов, в т.ч. и моллюски;

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

Раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающие:

Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков.

Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.

Развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.

Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы.

Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый

Формы контроля: фронтальный опрос

Оборудование: таблицы с изображением моллюсков разных классов, иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники, презентация Power Point.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

Коршунова Елена Владимировна

учитель биологии 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №17, г. Саров

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
  • Раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков.
  • Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.
  • Развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.
  • Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы.
  • Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый

Формы контроля: фронтальный опрос

Оборудование: таблицы с изображением моллюсков разных классов, иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники, презентация Power Point.

Время презентации Power Point.: 10 мин.

Структура урока:

  • Организационный момент (1 мин)
  • Приветствие
  • Подготовка аудитории к работе
  • Наличие учащихся
  • Актуализация знаний (3 мин)
  • Проверка усвоения материала прошлого урока (7 мин)
  • Изучение нового материала (23 мин)
  • Физкультминутка (1 мин)
  • Закрепление материала урока в ходе беседы, выполнение заданий (8 мин)
  • Подведение итогов работы, сообщение домашнего задания (3 мин)

На доске: число, месяц.

Тема: « Многообразие моллюсков, их значение в природе»

В классе : парты и стулья расставлены так, чтобы было удобно работать по группам. Учащиеся изначально оповещены о том, кто в какой группе будет работать. При этом в группу №4 входят самые сильные учащиеся класса.


Подписи к слайдам:

Многообразие и значение моллюсков Елена Владимировна Коршунова учитель биологии МОУ СОШ №17, г. Саров

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека. Задачи: Образовательные: Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека. Развивающие: Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков. Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы. Развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой. Воспитательные: Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни. Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы. Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе. Целеполагание урока

Игра «Ты мне, я - тебе»

Классификация моллюсков Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие

Класс Брюхоногие моллюски Наземные улитки виноградная улитка янтарка зебрина лесная цепея Морские улитки ядовитус конус харпа мурекс тигровая цепрея

Мидии Устрицы Класс Двустворчатые моллюски

Класс Головоногие моллюски Осьминог Каракатица

Сравнительная характеристика классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски признаки для сравнения класс Брюхоногие моллюски класс Двустворчатые моллюски класс Головоногие моллюски места обитания вид пищи образ жизни деление тела на отделы раковина дыхание

Работа в группах Задание для 1, 2, 3 группы 1. Изучить текст учебника про определённый класс моллюсков и заполнить в таблице одноимённую графу. 2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Работа в группах Задание для 4 группы Изучите текст инструктивной карточки "Рекорды моллюсков" и составьте рассказ по плану: Название представителя Название класса, к которому относится Рекорд

Физкультминутка

Класс Брюхоногие Малый прудовик Ариатна Голый слизень Виноградная улитка Катушка Ахатиниды

Класс Двустворчатые Мидии Устрица Лима Морское ушко Тридакна Перловица Морской гребешок

Класс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус

Рекорды моллюсков. Гигантский кальмар Тридакна

Сравнительная характеристика классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски дно и поверхность водоёма, суша растения, различные органические останки малоподвижный малоподвижный голова, туловище, нога цельная, имеет форму завитка у большинства видов – жабры, у наземных - лёгкие дно пресных и солёных водоемов органические частицы, микроорганизмы туловище, нога из двух створок, соединённых связкой жабры жабры морское дно и в толще воды крабы, рыба, моллюски подвижный (50 км/ч) голова, туловище, щупальца не развита

2 3 4 5 10 1 8 6 7 9 о с ь м и н о г с л и з н я к в и н о г а н р д а я к а р а к а т и ц а п р у д о в и к у с т р и ц а ж е м ч у г п е р л о в и ц а р ы б ы г р е б е ш к о

Домашнее задание Учебник стр. 136 – 141, вопросы стр.142 – 143. Рабочая тетрадь стр.46 №84

Спасибо за внимание!


Беспанцирные. Южная эпимения

Тип моллюски разделён на 7 классов: беспанцирные, моноплакофоры, панцирные, лопатоногие, двустворчатые, брюхоногие и головоногие.

Беспанцирные (Aplacophora) моллюски имеют червеобразное тело до 30 см длиной, целиком закрытое мантией, раковины нет. На брюшной стороне у них имеется бороздка с валиком - рудиментом ноги. Нефридии отсутствуют. Эта группа моллюсков - гермафродиты.

Один из двух подклассов - бороздчатобрюхиемоллюски - обитают в морях на глубине от 15 м до 4 км. Они зарываются в ил либо живут на кораллах. 250-300 видов.

Моноплакофоры (Monoplacophora) - морские, преимущественно ископаемые формы. Голова и нога могут втягиваться в раковину мышцами. Дышат 5-6 парами перистых жабр. Сердце состоит из 2 желудочков и 4 предсердий. Нервная система включает четыре продольных нервных ствола, связанных окологлоточным кольцом.

Периодом расцвета моноплакофор было время с кембрия по девон. До настоящего времени сохранился 1 род с 8 видами.

В класс панцирных моллюсков (Polyplacophora) входит около 1000 видов морских донных животных, встречающихся во всех морях, в основном, на мелководье. Панцирные моллюски обитают на камнях и скалах и питаются водорослями и детритом. Некоторые из них употребляются человеком в пищу.

Продолговатое тело длиной 0,5-30 см разделено на голову, туловище и ногу, которой панцирные моллюски присасываются к субстрату. Спинная сторона туловища покрыта раковиной, состоящей из восьми щитков. Органы дыхания - жабры, сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка. Из органов чувств имеются глаза, расположенные на спинной поверхности тела, и органы осязания. Большинство панцирных моллюсков раздельнополы с наружным оплодотворением; развиваются с метаморфозом.

Тело лопатоногих (Scaphopoda) моллюсков заключено в раковину, похожую на бивень. Длина тела 0,4-25 см. На концах раковины находятся отверстия; через переднее из них лопатоногие могут выдвигать наружу голову и ногу. Над основанием головы расположены ловчие щупальца, служащие для осязания и захвата пищи (в основном, фораминифер). Эти моллюски раздельнополы; оплодотворение наружное. Из яйца появляется плавающая личинка.

Около 600 видов ведут роющий образ жизни в морях на различной глубине (до 6 км).

Раковина двустворчатых (Bivalvia) моллюсков состоит из двух створок, охватывающих тело моллюска с боков. Со стороны спины створки связаны между собой эластичной перемычкой - лигаментом, а изнутри - мышцами. Утолщённый спинной край створок несёт выступы, образующие замок. Раковина имеет размеры от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Гигантская тридакна вырастает в длину до 1,5 м, а масса этого животного может превосходить 200 кг. Тридакна может жить до ста лет.

Голова у двустворчатых моллюсков отсутствует - это результат приспособления к сидячему образу жизни. По этой же причине слабо развиты органы чувств: есть органы осязания, равновесия (статоцисты), хеморецепторы (осфрадии на жабрах). У некоторых имеются глаза. На брюшной стороне тела есть нога, служащая для прикрепления к субстрату. Органы дыхания - двоякоперистые жабры (у примитивных форм) либо жаберные пластинки. Сердце состоит из желудочка и двух предсердий.

Класс известен ещё с кембрия. Около 150 семейств и 20 000 видов. Двустворчатые моллюски, обитающие в морских и пресных водах, питаются планктоном и детритом, фильтруя воду сквозь сифоны в задней части раковины. Некоторые сверлят твёрдые породы и дерево (при помощи острых зубчиков раковины или растворяя породу выделяемой кислотой). Корабельный червь повреждает днища кораблей и пирсов, протачивая в них длинные ходы. Некоторых двустворчатых моллюсков (устриц, мидий, гребешков) употребляют в пищу.

Раковины брюхоногих (Gastropoda) моллюсков закручены в спираль и отличаются большим разнообразием формы. У некоторых моллюсков раковина погружена внутрь тела или отсутствует вообще. На голове есть пара щупалец с глазами. В ходе эволюции брюхоногие моллюски потеряли двустороннюю симметрию. У многих видов симметричные органы, расположенные в правой части тела, редуцировалась. Часть видов имеют своеобразное лёгкое - полость, заполненную воздухом или водой с растворённым в ней кислородом. Встречаются как гермафродиты, так и раздельнополые формы.

Различные виды класса обитают на суше (от альпийских высокогорий и тундры до тропических лесов и пустынь) и в воде. Наземные улитки, живущие несколько лет, переносят зиму в закупоренных слизью норках в спячке. Водные формы ползают по дну; некоторые входят в состав планктона, перемещаясь при помощи видоизменённой в плавник или киль ноги. Типичный пресноводный представитель - прудовик. Раковины фарфоровой улитки каури использовалась во многих странах в качестве монет, а из мурекса добывали красную и фиолетовую краски - пурпур. Слизни - вредители сельского хозяйства. Виноградная улитка употребляется человеком в пищу. Около 40 000 (по некоторым данным, более ста тысяч) видов делятся на три подкласса: переднежаберные, заднежаберные и лёгочные. Вымершие гастроподы известны с кембрия или даже протерозоя; 15 000 видов.

Класс головоногие (Cephalopoda) - наиболее высокоорганизованная группа моллюсков. Голова чётко обособлена. Часть ноги превратилась в 8 или 10 щупалец («рук»), окружающих рот. На конце щупалец, которыми животное хватает добычу, имеются присоски, нередко снабжённые роговыми крючками. Во рту расположены мощные роговые челюсти, напоминающие клюв попугая. С его помощью головоногие разрывают пищу, а зубчики радулы перетирают её в кашицу. Дело в том, что мозг этих моллюсков со всех сторон обступает пищевод, не позволяя заглатывать крупные куски пищи.

Остатки раковины иногда сохраняются под кожей в виде роговой пластинки; наружная раковина была в основном у вымерших форм. Единственными среди современных головоногих, до сих пор сохранившими наружную спиральную раковину, являются наутилусы. Кровеносная система развита хорошо; кровь имеет голубую окраску из-за входящего в состав эритроцитов гемоцианина. Дышат головоногие жабрами, некоторые способны к продолжительному пребыванию на суше (несколько часов или даже дней) благодаря запасённой в мантийной полости воде.

У входа в мантийную полость имеется воронка (сифон), представляющая собой вторую часть видоизменённой ноги. Благодаря реактивной силе, возникающей за счёт выбрасываемой из неё назад воды, животное движется задним концом тела вперёд. Сокращения мышц происходят с очень большой частотой, что обеспечивает равномерность движения. Это достигается, в частности, высокой проводимостью нервов - у некоторых кальмаров их толщина достигает 18 мм. У кальмаров была зарегистрирована скорость передвижения 55 км/ч. Головоногие также могут плыть, помогая себе щупальцами. Некоторые кальмары, выталкивая из сифона воду у поверхности моря, могут подниматься в воздух на несколько метров.

Органы зрения совершенны. Глаза, похожие на человеческие, имеют хрусталик и сетчатку; у гигантских кальмаров их величина превышает 40 см. На плавниках есть и миниатюрные термолокаторы. На внутренней поверхности щупалец и на присосках сосредоточены чувствительные органы обоняния (или вкуса). Развитым органам соответствует большой головной мозг.

Для пассивной защиты от врагов используется автотомия (головоногие «отбрасывают» щупальца, за которые их схватил враг) и выпрыскиваемые в сторону чернильные завесы, возможно, ядовитые. Кроме того, рассеянные по коже специальные клетки - хроматофоры и иридиоцисты- позволяют изменять цвет тела, «подстраиваясь» под окружающую среду. Некоторые головоногие способны к люминесценции.

Головоногие могут вырастать до гигантcких размеров - 18 м и больше (их масса может достигать нескольких тонн). Известны многочисленные рассказы о гигантских спрутах (кракенах), якобы уволакивающих морские суда на дно.

Все головоногие раздельнополы. Самцы осьминогов переносят сперму в мантийную полость самки особым щупальцем - гектокотилем. Часто оно отрывается от тела и самостоятельно плавает в поисках самки. Самка обычно высиживает яйца, иногда сооружая гнезда.

Головоногие обитают в морях (вплоть до глубины 5 км), предпочитая тёплые водоёмы. Одни формы живут среди прибрежных скал, другие - на больших глубинах. Одни плавают в толще воды, другие ползают по дну. Практически все - хищники, питающиеся рыбой, ракообразными, другими моллюсками; добычу ловят щупальцами, умерщвляя её секретом ядовитых желёз. Многие головоногие (кальмары, каракатицы, осьминоги) употребляются человеком в пищу. Класс делится на два подкласса: четырёхжаберные (вымершие аммониты и единственный сохранившийся сейчас род наутилусы) и двужаберные (каракатицы, кальмары, осьминоги и вымершие белемниты). Около 600 современных видов.

Моллюски объединены в несколько классов: Брюхоногие (Gastropoda ) , двустворчатые (Bivalvio ) , Головоногие (Cephalopoda ).

Класс Брюхоногие разделен на подклассы: Передньозяброви (жабры расположены перед сердцем), Задньозяброви (жабры расположены позади сердца) и легочные моллюски.

Интересными представителями передньозябрових моллюсков является рапаны, конусы, мурексов, тонны, тритоны и др. В Черном море среди зарослей красной водоросли филлофоры встречается рапана, которая является страшным хищником для устриц и мидий. На мелководье тропических морей среди кораллов и водорослей живут моллюски из рода Конус. Их слюнные железы вырабатывают яд, который по действию приравнивается к кураре. Слюнные железы моллюсков из рода Тонна производят секрет, содержащий серную и аспарагиновую кислоты. Серная кислота используется моллюсками для разрушения ракушек их жертв, аспарагиновая же кислота приводит жертву в состояние оцепенения. Моллюсков из рода мурексов называют пурпурными, поскольку у них есть железа, вырабатывающая красящее вещество - пурпур. Самая черепашка среди брюхоногих наблюдается в

тритонов, или Харон (Charonia tritonis). Этот большой хищный моллюск является основным естественным врагом морской звезды, называемая "терновым венцом". Она за массового размножения опустошает коралловые рифы.

Среди задньозябрових брюхоногих моллюсков можно выделить морских зайцев и морских ангелочков. Характерной особенностью морских зайцев является их способность выделять чернила, которое является средством защиты от хищников. Этот секрет содержит бром, холин, которые моллюск получает от красных водорослей, которыми питается. Чернила имеют свойство снижать подвижность хищников. Морские ангелочки является примером брюхоногих моллюсков, которые потеряли раковину и приспособились к хищного образа жизни в толще воды. Они имеют крыловидные выросты ноги, развитый ловильный аппарат с ротовых придатков, покрытых клейким слизью, для охоты на других крылоногих.

Типичным представителем легочных брюхоногих есть стовковик обычный , или большой (Lymnoea stogno / is ), который живет в прудах, небольших озерах и реках. Это один из прожорливых обитателей пресных водоемов. Он поедает растения, животных и их остатки. Хотя ставковик живет в воде, дышит он кислородом атмосферного воздуха, который попадает в легкое. Распространенными моллюсками, которые живут рядом с прудовиков, есть катушки, среди которых выделяется размерами катушка роговая. Растительноядных видами этой группы является виноградная улитка, которого в странах Западной Европы издавна употребляли в пищу, огромный африканский улитка ахатина, который является вредителем цитрусовых и бананов, небольшой пресноводный улитка физа, который часто живет в аквариумах.

Двустворчатые - это группа моллюсков, которые имеют симметричное тело с хорошо развитыми туловищем и ногой, но без головы. К этому классу относится более 20 000 видов, которые живут только в воде. Двустворчатые населяют моря (мидии, устрицы, морские гребешки) и пресные водоемы (жабурници, жемчужницы). Двустворчатые ведут придонный образ жизни и встречаются на разных глубинах. Большинство из них - медленно ползающие формы, некоторые неподвижно прикрепляются к субстрату. Черепашка этих моллюсков двустворчатая, полностью покрывает тело с боков. Левая и правая створки раковины подвижно соединены на спинной стороне эластичной связкой, образованной органическим веществом. Закрывается черепашка благодаря сокращению двух, как в жабурници, или друга, как в миды, мышц-замыкателей, которые прикрепляются к внутренним сторонам противоположных створок. Сплющенное с боков тело состоит из туловища, окруженного мантией, и мускулистой клиновидной ноги. Характерная особенность двустворчатых - отсутствие головы. С редукцией председателя связано отсутствие в пищеварительной системе глотки, терки и слюнных желез. Рот, окруженный двумя парами ротовых лопастей, расположенный на переднем конце тела. Питание происходит путем фильтрации. Мантия, по бокам вполне охватывает тело моллюска, на заднем его конце образует полые трубчатые выросты - сифоны. Через нижний (вводный) сифон вода входит в мантийную полость, а через верхний (выводной) - выходит из нее. С водой в мантийную порож-

Внутреннее строение беззубки: А - мышца-замыкатель; В - анальное отверстие; В - выводной сифон; Г - вводный сифон; Д - жабры; Е - кишка; Есть - мантия; Ж - половая железа; С - ного; И - ротовые лопасти; И - черепашка; К - желудок; Л - печень; М - почки Н - околосердечная сумка; О - трёхкамерное сердце

нину поступают питательные вещества и кислород. Большинство двустворчатых моллюсков передвигается с помощью клиновидной ноги. Отсутствие председателя, упрощение ротового аппарата и малоподвижный образ жизни двустворчатых обусловили слабое развитие органов чувств. Двустворчатые основном раздельнополые, однако известны и гермафродиты (например, устрицы). В большинстве двустворчатых развитие происходит с превращением. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается планктонная личинка, которая способствует расселению вида. В некоторых пресноводных двустворчатых (жабурници, жемчужницы) образуется личинка (глохидий), развитие которой происходит в коже рыб. С личинки формируется маленький моллюск и через разрывы в коже выпадает на дно.

Типичным представителем двустворчатых моллюсков является беззубка, или жабурници. Этот моллюск живет на дне водоемов, до половины погружаясь в илистый грунт. Черепашка его достигает 10 см в длину. Передний конец животные закруглен, а задний несколько заострен. С помощью ноги беззубка может медленно ползать по дну (от 20 до 30 см в час). Если беззубку побеспокоить, она быстро втягивает ногу и с помощью двух мышц закрывает раковину. Черепашка жабурници, как и черепашка прудовика, состоит из известняка.

Мидия съедобные (Mytilis edulis) - вид двустворчатых моллюсков, которые имеют удлиненную клиновидную раковину и способны образовывать очень прочные бисусни нити, с помощью которых прикрепляются к субстрату. Молодые моллюски могут хорошо передвигаться, взрослые же меняют место жительства лишь при очень неблагоприятных условиях. Мидии - замечательные фильтраторы: за один час взрослая особь может профильтровать около трех литров воды. Мясо мидий съедобное, оно содержит биологически активные вещества и используется для диетического питания.

Устрица съедобные (Ostrea edulis) - вид двустворчатых моллюсков, которые встречаются преимущественно в тропических морях. В умеренных морях они только там, где температура воды летом достигает 16 ° С. В отличие от мидий, устриц прирастают ракушками к камням и к ракушек других моллюсков. Черепашка устрицы имеет несимметричные створки с неровной поверхностью. Нога и бисусна железа редуцированы в связи с неподвижным образом жизни. В Украине встречаются в Черном море: в защищенных бухтах, на прибрежных скалах, а также на мелководье. Устрицы очень чувствительны к чистоте воды и достаточного количества в ней кислорода. По способу питания является фильтраторами воды - каждая особь может отфильтровать от 1 до 3 л воды в час.

Морские гребешки является группой моллюсков, которая объединяет представителей двух семей.

В Черном море встречается только один вид гребешков - расческа черноморский. Эти моллюски имеют широкую веерообразную ракушку, окрашенную в разные цвета. В отличие от других морских моллюсков, морские гребешки ведут относительно активный образ жизни. Передвигаются короткими прыжками. При этом створки раковины открываются, а потом быстро смыкаются и вода выталкивается из полости моллюска сильной струей, способствует его передвижению. Питается морской гребешок, фильтруя воду.

Дрейсена, или трикутниця (Dreissena polymorpha) является распространенным видом пресноводных моллюсков. Тело небольших размеров, до 3,5-4 см длиной, с очень характерным трехгранным очертанием раковины. Взрослые дрейсены ведут прикрепленный образ жизни. Они выделяют вещество, которое превращается в воде на крепкие нити, так называемые биссуса, которыми дрейсены прикрепляются к подводным предметам. Особенно сильно развилось поселения дрейсены в больших водохранилищах Днепра, где ими обрастають остатки затопленных деревьев, кустов, а также гидротехнические сооружения, трубопроводы, нарушает их работу.

Крупнейшим из двустворчатых моллюсков является гигантская тридакна (Tridacna gigas), которая может достигать 1,5 м в длину и иметь массу до 300 кг. Настоящим царством традакн является Большой Барьерный риф у берегов Восточной Австралии.

Корабельными червями называют моллюсков рода Тередо. Это небольшие существа длиной до 10 см, которые своей маленькой заостренной черепашкой могут проделывать ходы в деревянных конструкциях, из-за чего они становятся непригодными к эксплуатации.

Головоногие - группа моллюсков, которые имеют симметричное тело с хорошо развитыми головой, туловищем и щупальцами. Это наиболее высокоорганизованная группа моллюсков, которая объединяет около 650 современных видов. Головоногие является исключительно морскими организмами, они больше распространены в тропических и субтропических водах с высокой соленостью воды (поэтому их нет ни в Черном, ни в Азовском морях). Головоногие - хищники, которые питаются крабами, рыбой и другими животными. Кальмары и каракатицы активно преследуют свою добычу, а осьминоги подстерегают ее. Могут быстро менять окраску тела. Это объясняется наличием в их коже клеток с различными пигментами, способных под влиянием импульсов из центральной нервной системы растягиваться или сжиматься. Тело головоногих состоит из головы и туловища, покрытого мантией. Большая голова хорошо отделена от туловища, имеет глаза, щупальца, окружающие ротовое отверстие, и воронку. У осьминогов есть 8 одинаковых, а у кальмаров и каракатиц - 8 коротких и пара длинных (ловчих) щупальцев. На щупальцах обычно находятся присоски для удержания добычи. Черепашка в большинстве современных видов головоногих отсутствует или лежит под кожей, как у каракатицы. Мантия на брюшной стороне тела образует мантийную полость, которая открывается наружу щелевидными отверстием. В пищеварительной системе головоногих есть твердые роговые челюсти, терка, две пары слюнных желез. В заднюю кишку многих головоногих впадает проток чернильной железы, секрет которой имеет защитное значение. Кровеносная система головоногих почти закрыта. Высокая скорость движения крови в них обеспечивается работой хорошо развитого сердца, состоящий из желудочка и двух предсердий. Нервная система и связанные с ней органы чувств достигли наивысшего развития среди моллюсков. Нервные узлы образуют большое навкологлоткове скопления - мозг, который защищен хрящевой капсулой. Глаза по своему строению подобные глаз позвоночных, а по остроте зрения не уступают глазам человека. Головоногие является раздельнополыми животными. Для них характерен прямой развитие. Размножаются, как правило, один раз в жизни. У некоторых видов (аргонавтов, осьминогов) наблюдается забота о потомстве.

Наутилусы, или кораблики - ряд головоногих моллюсков, представители которого имеют спирально закрученную раковину диаметром до 30 см, которая делится на 35-38 отдельных камер. Сам моллюск живет в передней, самой камере, другие заполнены газом и выполняют роль гидростатического аппарата. Рот окружен многочисленными (около 90) щупальцами. Это наиболее примитивные из современных головоногих моллюсков. Питаются наутилусы мелкими крабами или рыбой. Распространены в Индийском океане и западной части Тихого океана. Самым известным из видов является Nautilus pompilius.

Каракатицы - ряд головоногих моллюсков, которые имеют внутреннюю известняковую ракушку (сепион) в виде широкой пластинки, которая занимает почти всю спинную сторону туловища. Она очень прочная, что позволяет каракатицы выдерживать высокое давление. Каракатицы относятся к бентосных форм. В отличие от кальмаров, тело у них сплющено сверху вниз. Живут в прибрежных водах тропических и субтропических морей. характер

ной особенностью каракатиц есть втягивающего щупальца, которые в покое и при движении расположены в карманах на голове. Но при необходимости они могут мгновенно выбрасываться. Самыми известными животными этого ряда является каракатица обычная (живет в Средиземном море), каракатица широкорука (это самая крупная из каракатиц, которая живет в Тихом океане) и каракатица фараона (есть многочисленным видом каракатиц в Индийском океане).

Кальмары - ряд головоногих моллюсков, которые имеют 10 щупалец: 4 пары рук и пара щупалец с хитиновыми кольцами. Черепашка рудиментарна в виде внутренней хитиновой пластинки. Эта группа содержит крупнейших и самых подвижных головоногих моллюсков с развитыми плавниками (например, гигантские кальмары рода Architeuthis могут достигать 20 м). Кальмары имеют обтекаемое торпедообразное тело, что позволяет им двигаться с большой скоростью "хвостом" вперед, основной способ движения - реактивный. Вдоль тела кальмара проходит хрящевая «стрелка», что его поддерживает. Окраска разнообразная, некоторые глубоководные виды кальмаров имеют прозрачное тело. Кальмаров употребляют в пищу продукт, поэтому они являются одним из объектов промышленного вылова. Самыми известными животными из этого ряда является кальмар обычный, кальмар антарктический (длиной до 3,5 м), кальмар крилорукий (способен к полету над водой).

Осьминоги - ряд головоногих моллюсков, которые имеют 8 щупалец. Эти щупальца не имеют хитиновых колец, и поэтому на них, в отличие от кальмаров, никогда не образуются когти и крючки. Тело у осьминогов мешкообразное, без плавцив.Черепашка остаточная в виде хрящевой внутренней пластинки. К ряду Осьминоги принадлежит около 200 видов. Большинство осьминогов живут у дна, прячась днем в пещеры, трещины, под камни, а ночью выходя на охоту. Питаются крабами, лангустами, рыбой и моллюсками. Слюна осьминогов содержит яд, который парализует и частично растворяет твердые панцири раков. Этот яд опасна и для человека (особенно у осьминога блакитнокильчастого, которого называют "голубой смертью"). Для осьминогов свойственна забота о потомстве. Самыми известными из моллюсков этого ряда является осьминог обыкновенный осьминог песчаный, осьминог гигантский осьминог арктический, осьминог-аргонавт (живет в раковине, подобно наутилуса, из-за чего его называют "бумажным корабликом»).