Вера без дел мертва: личный опыт. Как понять тогда древнее изречение, что вера без дел мертва есть? Вера без дел мертва толкование

(Иак. 2, 20)
Освальд Тярк

Источник: Тярк О.А. Избранные труды / Ред. Куликов В.Г. – В 2-х томах, М., 2005.

Иисус Христос оставил нам заповедь веровать в Него всем сердцем: “Веруйте в Бога и в Меня веруйте” – Ин. 14, 1. Но апостол Иаков предостерегает верующих, что можно иметь мертвую веру – Иак. 2, 16-17.
В Слове Божием дается несколько понятий веры. Вера означает личную убежденность в бытии Бога и в том, что Иисус Христос является Спасителем наших бессмертных душ. “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” – Рим. 5, 1. Выражая эту истину, Иисус Христос сказал со всей определенностью: “Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную” – Ин. 3, 36.
В рассматриваемом стихе говорится, что вера должна иметь соответствующее свидетельство, и что исповедание веры не может спасти человека, если образ его жизни не соответствует его исповеданию – Рим. 10, 9-10.
Когда апостол Павел говорил о делах, он обычно подразумевал дела, предписанные законом и заповедями, которые человек исполняет в надежде, что он тем самым удовлетворит Божие правосудие. Такое делание без веры в Христа не даст нам умилостивление в очах Божиих. Иисус Христос подтвердил это в притче о фарисее и мытаре. Фарисей постился два раза в неделю и давал на храм десятую часть из всего, что приобретал. Добродетель его была очевидной. И все же Иисус Христос оценил его благие деяния ниже, чем покаянную молитву мытаря. В делах и словах фарисея явно выступала гордость его старой природы. Он представлял себе спасение как воздаяние по заслугам. Но в таком случае дела без веры остаются мертвыми. Евангелие же говорит о таких делах веры, которые исходят от Бога. В Иисусе Христе Бог сделал нас способными на добрые дела – Еф. 2, 10. Он обновил нас через Духа Святого. Дела возрожденного человека Иисус Христос называет плодами – Мф. 7, 20. Итак, дела веры христианин совершает по внутреннему побуждению, они являются плодами Святого Духа, живущего в нас. Такие дела творили апостолы, к этому призывает нас Господь. Без дел милосердия и любви вера наша мертва.
Апостол Иаков, сожалея о недостатке добродетели в первой церкви, побуждал верующих задуматься о причине этого. Его послание является одним из первых посланий Нового Завета. Оно было написано по прошествии около пятидесяти лет после Рождества Христова и двадцати лет после Его крестной смерти и воскресения. Еще были живы многие очевидцы, которые видели Иисуса Христа своими глазами, переживали благословения Пятидесятницы, но, несмотря на все это, некоторые из них вели неправильный образ жизни. Апостол Иаков говорит, что вера таких людей была мертвой.
Не угрожает ли эта опасность и нам? Образ нашей жизни может не соответствовать вере, которую мы исповедуем. Это весьма распространенная болезнь верующих в наши дни. Слово Божие не дает нам права на послабление, оно призывает нас: “Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” – Гал. 5, 16. Апостол Иаков идет в своем поучении дальше и говорит, что пассивность лишает веру силы. Он с сожалением пишет о тех верующих, которые имели живую веру, но со временем превратились в духовных мертвецов. “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва”.
Мертвый человек не способен действовать, он бесчувствен. Имея глаза, он не видит; у него есть руки, но они не действуют; он имеет сердце, но оно безучастно. Таковым образно представляется верующий, не живущий христианской жизнью. Он становится не способным действовать.
Замечаем ли мы в нашей жизни признаки этой опасности? Мы должны откровенно признать, что наша духовная жизнь очень слаба, что подтверждают многие факты. Даже незначительные неприятности и недоразумения выводят нас из состояния равновесия и отвлекают от дела Божия.
Причиной духовной смерти верующих, по мнению апостола Иакова, может быть несоответствие образа жизни их убеждениям. Если мы произвольно нарушаем заповеди Христа, то Дух Святой отступает от нас, и наступает духовная смерть.
Предостережения апостола весьма важны еще и потому, что без веры нельзя угодить Богу. Мы просим Божьего руководства, но вместо того, чтобы следовать ему, исполняем свою волю. Сколько раз мы просили, чтобы Господь всецело взял нас в Свои руки, и в то же время продолжали жить так, как будто мы не предоставляли себя Ему? Все мы должны в смирении сказать вместе с пророком Даниилом: “У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд” – Дан. 9, 7.
Что же необходимо для того, чтобы наша вера не потеряла жизненную силу? Как ее оживить?
Прежде всего, примем предостережение Слова Божия со всей серьезностью и будем освобождаться от недостатков, которые Дух Святой открывает нам. Проверим нашу веру: сопровождает ли она соответствующие дела, облагораживает ли нашу жизнь? Отнесемся со всей ответственностью к данному Богу обещанию доброй совести. Будем помнить, что мы христиане не только, когда пребываем в доме Божием, но и тогда, когда находимся вне его. Не будем обижаться на тех братьев и сестер, которые указывают на наши ошибки и предостерегают нас.
Испытывая самих себя, обратимся к Господу с молитвой. Только Он может дать жизнь нашей душе. Только Он может оживить нашу веру.
Мы знаем, что надо поступать так, а не иначе, но у нас недостает силы, которая руководила бы нас в делании добра. Непрощающие друг друга сознают, что они должны исправить свои отношения, очистить сердце и искать взаимное прощение. Но вместо этого они жалуются людям и Богу на своих обидчиков и не предпринимают никаких шагов к примирению. Без оживотворяющего действия Духа Божьего – Рим. 18, 25, мы не можем исполнить заповеди Христа. Мы покаялись перед Господом, приняли крещение, изучаем Слово Божие и служим Ему тем даром, какой имеем. Вера наша не была бесплодной. Но Господь призывает нас к большему и предлагает нам Свою помощь. Примем ее, чтобы нам не ослабеть в вере и не изнемочь душами нашими. Только в сочетании веры с добрыми делами мы имеем полную духовную жизнь; “Вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства” – Иак. 2, 22.
Дадим Господу возможность направлять нас к совершенству. Чем меньше различия между исповеданием нашей веры и нашим образом жизни, тем ближе мы к высшей цели, “доколе не изобразится в нас Христос” – Гал. 4, 19.

10.12.2016

(откровение)

Так говорит Дух Святой!

О, когда же вы, называющие себя Мои народом, перестанете искусственно подделывать Моё Присутствие и наполняться ложными ликованиями вашими? Когда перестанете петь и плясать в своих церковных зданиях и пойдете во имя Мое делать добро людям? Когда вы перестанете умиляться буквой Моего слова в ваших, отделенных от мира зданиях, и понесете действия Моего живого слова в народы? Ибо вера ваша ныне не имеет дел, прославляющих Моё имя!
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак.2:20)
Вы заключили Моё слово в узы ваших зданий и не даете Моему живому слову производить дела веры, свидетельствующие о Моём всемогуществе! Раньше власти ваши заключали Моё слово в узы, заключая в темницы носителей Моего живого слова. Но ныне вы сами сокрылись за стенами ваших церковных зданий и тем самым, заключили в узы Моё слово, лишив его животворящего действия!
И вы что же думаете, что Я не продолжаю спасать людей в этом мире без того, чтобы они проходили через ваши религиозные церкви? Ошибаетесь! Ибо Я есть Спаситель грешников, и Я никогда не переставал спасать людей от грехов их! И ныне у Меня много таких, которые никогда не проходили через ваши церковные обряды и уставы, однако они Мои истинные дети!
Итак, ныне на Моей ниве, как и всегда, тружусь только Я Сам и со Мною Моё малое стадо! Остальные же, назвавшиеся Моим именем, влились в человеческие организации и забыли все Мои повеления!
27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. (Иоан.10:27)
Итак спрошу вас ныне, Мои ли вы ныне овцы, или у вас ныне иной хозяин? Кто господствует ныне над вами и через кого льётся ваша слава? Что есть ныне ваш храм? Это дом молитвы, или вертеп разбойников с меновщиками и торгашами? Знаете ли вы, что прославить Моё имя можно, только через Меня!
13 Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. (Ис.26:13)
А посему сосуды ваши ныне пусты, и не с чем вам идти на Моё поле, чтобы сеять Моё семя! Поэтому и сидите вы подле, раздающих всякое семя, и не разбирая качества сего семени, наполняете им своё чрево, пока вам его раздают! А когда прекращают вам его раздавать, расходитесь по домах, и голодаете до следующей раздачи. А когда поспешаете на новую раздачу, то несете еще и плату тем, кто вам раздает это сомнительное семя. Итак, в круговороте этого пленения, вы уже не способны, не только иметь дела веры, но и различать мертвое семя, от живого! И если вы даже и перестанете наполнять своё чрево ложным семенем, вы уже не способны найти тех, кто вам даст истинное Моё семя! Ибо вы погрузили свою душу во тьму и утратили свет Мой, в котором только и можно отличить истину от лжи!
12 Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоан.8:12)
От того душа многих из вас стенает в вас и вопиёт по истине Моей, но вы не желаете услышать её боль! И чтобы не слышать голоса вашей совести и голоса души вашей, которая видит перед собой отверстый ад, вы возбуждаете себя песнопениями, ликованиями и плясками! Вы убеждаете сами себя и убеждаете в том других, будто чувствуете Моё Присутствие среди вас, хотя Меня нет среди вас! Враг погружает вас в иллюзию обмана, и вы принимаете обычные человеческие эмоции за Моё Присутствие! Хотя это было бы совершенно невозможно для тех, кто ходит в Моём свете, и кто предоставил свой храм для Моего Присутствия! Слепой сидел у дороги и ждал, когда он почувствует Моё Присутствие, чтобы ему воззвать ко Мне об исцелении его слепоты. Шедшие же впереди, заставляли его замолчать и не тревожить Меня, так же, как ныне не позволяют вам ваши лидеры просить Меня об исцелении вашей слепоты.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. (Лук.18:39)
Однако, желание того слепого, быть исцеленным от слепоты, было так велико, что Я услышал его, чтобы спросить, чего он на самом деле хочет. Ибо многие из вас вопиют ко Мне о том и о сем, но не знают того, в чем они на самом деле нуждаются.
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. (Лук.18:41)
Итак, вы должны знать чего вы хотите и просьбу вашу вы можете адресовать только ко Мне для того, чтобы получить истинное исцеление от вашей слепоты! Много проходило мимо слепого людей, но он не просил у них исцеления, а ждал, когда появлюсь Я со Своим Присутствием, чтобы явить ему милость!
39 Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. (Втор.32:39)
Что же вы так ныне не разумны, народ Мой? От чего вы ищете исцеление у всякого мимо проходящего, которые возлагают на вас свои нечестивые руки, и дают вам то, что они имеют… Ибо мало произнести Моё имя, но нужно иметь Меня в себе, чтобы Я мог действовать через вас! Петр имел Меня в себе, поэтому Я мог, по его вере и по слову, действовать и исцелить хромого!
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. (Деян.3:6)
Большинство же из таких целителей, никогда Меня не знали и тем более, не впускали Меня в свой храм, чтобы дать Мне право действовать в их жизни! Таковые живут и водятся своими похотями, корыстью и властолюбием. Поэтому и дать они вам могут поистине ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОНИ САМИ И ИМЕЮТ! И это только дела плоти, которые известны своим нечестием:
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. (Гал.5:19-21)
Итак, перестаньте искать Меня в людях, зданиях и общинах, но ищите Меня, как тот слепой, у дорог, по которым Я хожу! Ибо Я не сижу в ваших зданиях, но ХОЖУ среди Моего народа и тружусь по спасению слепых грешников! Я с теми, кто подобен Илие, и Я бегу вместе с ним перед колесницей Ахава!
46 И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля. (3Цар.18:46)
Я с теми, кто подобен Елисею, который жаждал двойного помазания и следовал, не отступая за Ильёй! Я так же распинаюсь вниз головой на кресте с Петром, и полагаю Свою голову на плаху с Павлом! Ибо Я Бог Живой и Действующий, и Я не сижу праздно тогда, когда время так коротко! Потому, что Я живу в сердцах Моих детей, действую в них и веду их туда, куда Мне угодно! И если вы хотите найти Меня и прозреть, то поспешайте в народ с делами вашей веры! Несите им Мой свет, Мою любовь и Моё спасение, ибо вы призваны быть Моими светильниками в этом темном мире!
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. (Матф.25:34-36)

41… скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. (Матф.25:41-43)
Аминь!

Вера без дел мертва — пишет в соборном послании апостол Иаков. В этих четырех словах отображается суть христианской жизни — верить в Бога и доверять Ему свою жизнь. Человек не может существовать, не проявляя себя в делах.

Доверие, уверенность, верность

В жизни православного христианина эти понятия очень тесно переплелись. Истинная вера должна подкрепляться исполнением заповедей и хорошими делами, а творение второго питает первое.

Обычно веру характеризуют как признание чего-либо истинным, не требуя проверки. Действительно верующий в Бога не ищет доказательств Его существования, не требует обязательной личной встречи с Творцом («пока не увижу, не поверю»).

Конечно, моменты сомнений бывают у многих, даже у апостолов. Один из них, Фома, сказал, что не поверит в воскресение Спасителя, пока своими пальцами не почувствует раны Христа.

Потом он очень раскаивался за свои слова и исследовать язвы Иисуса считал дерзостью. Но свою верность Богу апостол доказал добрыми делами — проповедью христианства в Индии и мученической кончиной (его пронзили копьем насмерть — по одной из версий, брахманы были разгневаны распространением новой религии).

Опыт религиозной жизни открывает человеку нечто такое, что уже не позволяет сомневаться в том, что Бог есть. Слово «вера» имеет много однокоренных слов: доверие, уверенность, верность. Все они так или иначе относятся и к религиозной жизни человека.

Кто-то приходит в состояние уверенности в том, что Бог есть. Если относиться к этому не как к обычному знанию, а как к тому, что человек познает опытным путем, то можно дойти к доверию . Человек начинает понимать, в чем суть жизни православного человека, зачем изучать Священное Писание и жить по Евангелию, что только Господь точно знает, как для человека будет лучше.

Следующей ступенью можно назвать верность Богу . Это состояние, когда человек не просто все принимает, понимает, но и пытается совершенствовать себя в духовном плане. Он пытается жить по заповедям, остерегаться греха, чтобы не отделяться от Бога.

Если ты верен Богу, значит ты ничего общего с князем тьмы не имеешь. Ты каждой мыслью, словом, поступком пытаешься засвидетельствовать это.

Питается благими делами

Получается, что прав был апостол Иаков: вера без дел мертва . Пока человек жив, он так или иначе будет проявлять свою активность. Если говорить в общем — принимать или отвергать мысли, говорить с окружающими, планировать, ставить цели и двигаться к ним.

Можно быть неверующим и проявлять бурную активность. Можно заниматься делами милосердия, помогать нуждающимся — поступки действительно хорошие. Но если человек делает от себя и ради себя, то может попасться на любимую уловку дьявола — тщеславие и гордость. Вот почему истинные добродетели в первую очередь приписывают верующим как тем, кто в жизни руководствуется Божьей волей.

Вера православного христианина подкрепляется изучением Священного Писания и исполнением заповедей. Как можно быть верным Христу и не принимать Его слов и явленный каждому из нас пример? Как можно не молиться? Как не верить в Пресвятую Троицу и жизнь вечную? Как не помогать нуждающимся? Как не творить добрые дела? Как не проявлять к людям любовь, терпение, милосердие?

Соответственно, как не ходить в храм и не приступать к Таинствам, если это приближает к Богу и помогает восстановить связь, разорванную вследствие греха?

Это совсем не легкое занятие. В земной жизни нельзя потрудиться год-второй, а потом годами пожинать плоды. Мол, побыл годик настоящим верующим, помолился, походил в храм, регулярно каялся, упражнялся в добродетелях, помогал бедным, нищим, отверженным — словом, жил по Евангелию, а потом взял «отпуск». Да, в Бога я верю, но зачем все эти поступки, если Он у меня в душе?

Какое ужасное заблуждение! Как только вы примете такую мысль, вырваться из «отпуска» будет очень трудно. Вслед за добродетелями пострадает и ваша вера, так как она проявляется в поступках.

***

Истинно говорит апостол Иаков: вера без дел мертва. Это два крыла, на которых человек поднимается к жизни вечной. Пока они есть, можно подниматься вверх. Если поранить одно, то обязательно пострадает и второе. Но если отсечь что-то одно, то человек упадет.

Как вы понимаете эту апостольскую фразу? Вероятно, так: вера сама по себе, «в душе», ничего не сто ит, если не выражается в конкретных христианских поступках. Это верно, но есть и еще один нюанс. Вера без дел мертва не только в том смысле, что малоценна, а в том, что она – умирает. Буквально. Причем постепенно, а потому незаметно. Расскажу, как оно бывает.

Вообще раньше, когда я думала про веру и дела, я скорее представляла себе формулу «ora et labora» – молись и трудись. Мол, нужна вера, выраженная в какой-никакой молитве, и дела веры: помощь ближним.

Но когда прошел неофитский пыл, оказалось, что, помимо «больших» дел, молитва и чтение духовной литературы – это теперь тоже про труд. Если раньше читать вечернее правило, Псалтирь и Евангелие тебе просто нравилось и не составляло никакого труда, то постепенно стало «меньше времени», начало ускользать внимание, появилась тяжесть.

Но, рассматривая молитву как проявление веры, ты думаешь: «Ну, послушание превыше молитвы и поста, а мое послушание – дети». И: «Главное – личное, сердечное чувство к Богу, внутренняя память о Нем, а не ровно 15 минут перед иконами». Поначалу и первое, и второе – верно, и священник на исповеди поддерживает.

К тому же у меня был отрезвляющий опыт общения со сверх-строгими семьями, где всё очень правильно и по Уставу, но где при этом со временем у детей начинались серьезные неврозы, семью накрывал кризис… Я думала об этом и решила, что опасно перегибать палку.

Так вот, сильно урезав правило и ослабив посты, поначалу ты много и искренне в мыслях собеседуешь с Господом, много по мелочам радуешься и благодаришь, в то время как формальная сторона религиозной жизни постепенно всё больше растворяется, держась лишь на посещении воскресных служб и кратких молитвах с детьми. Даже Евангелие однажды ты забываешь открыть. Потом еще раз, и еще.

Ты забываешь открыть Евангелие, потом снова, и снова… – и вдруг понимаешь: ты о Боге за день ни разу не вспомнила!

А в какой-то из дней, стоя у плиты, ты вдруг понимаешь, что с самого утра не сказала Богу ни слова. Не вспомнила про Него (хотя и отредактировала уже целых два просветительских текста в православной газете).

Но всё еще кажется, что заблуждения типа «Бог-в-душе» – это не про тебя, ведь ты все-таки ходишь в храм, исповедуешься и причащаешься. Ну да, вечернее правило то детское, то и вовсе «большое афонское» (это шутка такая бородатая про «один земной поклон во всю кровать»). Ну да, Евангелие почти не открываешь. Раньше помнила целыми страницами, а теперь подзабыла даже некоторые сюжеты. Ну, это же просто «некогда», это ж временное явление…

А потом еще спустя время ты вдруг мельком в зеркале видишь странную насупленную тетку… Себя? Да неужели?! Пора купить крем от морщин? И вспоминаешь: «У кого на сердце мир, у того и лицо цветет». И понимаешь, что ты весь день ходишь с плотно сомкнутой челюстью и нахмуренными бровями. Потому что на сердце – что?

Оказывается, давным-давно куда-то улетучилась былая легкость сознания: «Ей, Богу содействующу!», то есть «Господи, помоги, – прорвемся», с которой ты жила в самых разных условиях легко и в общем-то радостно. Зато появился ворох новых, каких-то бестолковых и мелких попечений, которые на полном серьезе заставляют тебя переживать, беспокоиться, срываться на детей («Отвлекают!»).

Ты можешь часами прокручивать в голове мысли про летнюю обувь детям, про цвет стен для ремонта и какие-то мелкие в сущности «неправильности» в поведении домочадцев. Много и иногда даже «продуктивно» внутренне беседуешь – но уже не с Богом, а исключительно с собой. И тебя, оказывается, всё гнетет, утомляет, пугает… Потому что ты как-то незаметно лишилась взгляда с высоты птичьего полета – высоты веры. И копошишься в земном прахе третьестепенных попечений и в страхах, о которых сказано: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13: 5). Ведь твоя вера на практике – мертва.

Нет, ты по-прежнему веришь в существование Бога и во все пункты Символа веры. Но умер опыт веры: теплое чувство Его Благости и вездеприсутствия, Его непосредственного участия в твоей жизни.

Умирает опыт веры: теплое чувство Благости Божией, непосредственного участия Господа в твоей жизни

В параличе вера Богу . Оказывается, она умирает даже не от отсутствия масштабных и ощутимых дел, вроде благотворительности. Она медленно и незаметно тает без подпитки малыми делами веры: побороть лень к освежению в памяти слова Божия, почитать молитву и что-то более серьезное на духовную тематику, чем по сты в православной группе.

Я сейчас не говорю про кризисы и потрясения – особые испытания, в которых человек может надолго «закрыться» от Бога, и это всё-таки другая история. Я про будничное, рутинное таяние духовного опыта, которое идет незаметно, но может завести далеко.

В обыденной жизни христианина есть, видимо, две крайние точки амплитуды: неофитский энтузиазм и постнеофитский нигилизм. Первая точка дает опыт горения веры, а часто и опыт настоящих чудес, ощутимой помощи Божией, опыт окрыленного труда. Вторая – дает познание своего несовершенства и потому снисхождение к ближним, учит больше не размахивать шашкой «праведного обличения» и избавляет от «несьм якоже прочии».

Но чуть перегнул палку, вылетел за пределы амплитуды – и покатился уже неизвестно куда. Не так давно в одной закрытой православной группе жена бывшего сельского священника рассказала страшную историю. Супруг ее как-то постепенно сократил службу до невероятных величин (село же, прихожан мало, «что стоять»), затем отменил дома посты, забросил чтение – увлекся играми… И так исподволь, незаметно стал неверующим. Совсем.

Так что наша задача, оттолкнувшись от обоих полюсов (и неофитства, и постнеофитства), все-таки прийти, как тормозящий маятник, к некоей золотой середине. Ну, или хотя бы раскачиваться где-то около середины. Это когда ты уже понимаешь, что «правило для человека, а не человек для правила» – но знаешь уже и то, что раз установлено это самое правило для человека – значит, очень даже полезно им воспользоваться, пусть не полностью и с рассуждением.

Спрашивает Юрий
Отвечает Виктор Белоусов, 07.06.2013


Юрий спрашивает: "Я уже много лет получаю Вашу рассылку. Меня в ней смутил один тезиз, что прощение Господа можно заслужить только верой, безотносительно к добрым делам. Как понять тогда древнее изречение, что вера без дел мертва есть? Или ответ Иисуса при суде Божьем: Я был голоден и вы не накормили меня, я жаждал и вы не наполи меня? Поясните это, пожалуйста. С уважением, Юрий."

Здравствуйте, Юрий

Как понял, речь идет о следующем тезисе: "Sola fide - доктрина о том, что прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Протестанты не обесценивают добрые дела, но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения."

Во-первых, так сформулировал идею о праведности по вере Мартин Лютер, потому для более глубокого понимания имеет смысл обратится к его трудам.

Во-вторых, чем была вызвана эта формулировка? Лютер был священником, который наблюдал странную картину - люди, которые жили нечестивой жизнью (формально все были членами Церкви в Средневековой Европе) могли получить "прощение грехов" от лица "Церкви" за оплату (покупку индульгенции). Также аналогичная ситуация имела место при крестовых походах - жителям деревень и рыцарям обещалось прощение грехов (и богатство), если они пойдут отвоевывать Иерусалим. Сегодня работает похожая схема - люди живут как хотят, потом строят храмы "для искупления грехов" и не меняют своей жизни.

Какая за этим стояла идея? За то что ты сделаешь "хорошее" дело - Бог тебе простит твои плохие дела. В Евангелии мы не видим такой картины.

1) Иисус прощал всех людей, кто к Нему обращался, независимо от их заслуг.

2) Он акцентировал внимание на вере в Него, которую показывали мытари, блудницы, язычники... И на неверии тех, кто формально выполнял требования Божьего Закона - фарисеи, книжники, члены Синедриона.

Формально более "хорошими людьми" были фарисеи. Но грешники из-за веры каялись и становились "еще лучшими людьми". Как, например, мытарь Закхей решил не просто вернуть всем долги и нанесенный ущерб, но решил его покрыть в несколько крат каждому пострадавшему.

Действительно, праведные дела являются индикаторами нашей веры, о чем говорит Иаков. Но иногда человек делает формально красивые дела, в глубине сердца остается гордость, превозношение и другие грехи, которые не так очевидны.

Это парадокс. С одной стороны дел недостаточно, с другой - дела нужны чтобы подтвердить веру. Решение - в цели.

Цель - это возрастание в вере во Христе Иисусе. Именно Христос в нас - Он творит дела. Цель - не прославить себя хорошими делами, а прославить Бога.

Если ставится цель - сделать больше дел чтобы заслужить спасение (компенсировав грехи), то это ложная цель, которая была в основе фарисейства.

Благословений Божьих,
Виктор

Читайте еще по теме "Спасение":