Активное политическое участие граждан является. Политическое участие. Важнейшей задачей социальной политики является …

1. Понятие политического участия

2. Избирательные права:

а) активное

б) пассивное

3. Формы политического участия:

а) законные (участие в избирательных кампаниях, митингах, шествиях, пикетах, членство в полит.партиях и т.д.)

б) незаконные (формы протеста, голодовка, самосожжение и т.п.)

4. Участие в деятельности в органах местного самоуправления:

а) участие в выборах в органы местного самоуправления

б) участие в референдумах по местным вопросам

в) обращение в органы местного самоуправления и др.

Важность политического участия граждан в демократическом гос-ве

6. Проблема политического абсентеизма

Политическое поведение

1. Понятие о политическом поведении

2. Виды (форма) политического поведения:

А) конструктивные и деструктивные

Б) индивидуальные, групповые, массовые

В). традиционные и инновационные

Г). выборы – массовая форма политического участия

3. Нормативные и отклоняющиеся формы политического поведения:

А). нормативные

Б). экстремальные

В). протестные

4. Регулирование политического поведения:

А). через призму правовых норм

Б). роль морали в политических действиях

В). политическое образование граждан и роль политических лидеров

Субъекты политического процесса

1. Понятие о субъектах политического субъекты

2. Основные субъекты полит.процесса:

а). государств

б). полит.партии

в). общественно-полит.движения

г). политическая элита и полит.лидеры

д). граждане как избиратели

Е). СМИ

3. Государство:

а). признаки государства

б). функции государства

в). ресурсы власти, используемые государством

4. Полит.партии:

а). признаки полит.партий

б) функции полит.партий

в) типы полит.партий

5. Общественно-полит.движения:

а) функции общественно-полит.движений

б) типы общественно-полит.движений

6. Полит.элита:

а). функции полит.элиты

б). состав

в). система рекрутирования

СМИ как важный субъект в полит.жизни общества

8. Граждане как избиратели:

а). политические права и свободы

б). формы политического участия граждан

Роль выборов в политическом процессе

1. Понятие о выборах

2. Избирательные права:

а). пассивное избирательное право

б). активное избирательное право

3. Демократическая процедура выборов:

а). всеобщность

б). равные

в). прямые

4. Типы избирательных систем:

а). Мажоритарная

б). Пропорциональная

в). Смешанная

Формирование представительных органов власти



Избирательная система

1. Понятие об избирательной системе

2. Структура избирательной системы:

а). избирательное право

б). избирательный процесс

3. Характеристика избирательного права:

а). принципы избирательного права (всеобщность, равные, прямые, тайное голосование)

б). активное и пассивное избирательное право

в). источники избирательного права

4. Стадии избирательного процесса:

а). подготовительная

б). выдвижение и регистрация кандидатов

в). предвыборная агитация и финансирование выборов

г). итоги выборов

5. Типы избирательных систем:

а). Мажоритарная

б). Пропорциональная

в). Смешанная

6. Особенности избирательной системы в РФ

Власть (политическая власть) в обществе (как соц.феномен)

1. Понятие о (политической) власти

2. Характеристика (политической) власти:

а). легальность

б). легитимность

3. Типы власти:

а). традиционный

б). рационально-легальный

в). харизматический

4. Ресурсы власти:

а) принудительные

б). нормативные

в). утилитарные

Функции политической власти

Политическое сознание

1. Понятие о политическом сознании

2. Компоненты политического сознания:

а). знания

б). идеи

в). убеждения

г). стереотипы

3. Уровни полит.сознания:

а). обыденный

б). эмпирический

в). теоретический

4. Функции полит.сознания:

а). регулятивная

б). оценочная

в). познавательная и др.

5. Форма полит.сознания:

а) полит.психология

б). полит.идеология

6. Роль СМИ в формировании полит.сознания

Политическое лидерство

1. Понятие о политическом лидерстве

2. Типы политического лидерства:

а). правящие и оппозиционные

б) традиционный, рационально-легальные, харизматические

3. Функции политического лидера:

а). определение направления и программы деятельнос­ти, служащей решению общественной проблемы



б). мобили­зация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей

в). нахождение и принятие оптимальных политических реше­ний

г). социальный арбитраж и патронаж

д). анализ и оценка ситуации в стране

4. Концепции политического лидерства

Политические режимы

1. Понятие о политическом режиме

2. Типы политических режимов:

а). демократический

в). тоталитарный

3. Особенности демократического режима:

а). реальное разделение властей

б). многопартийность и выборность

в) идеологический плюрализм

г) верховенство права и др.

4. Особенности тоталитарного режима:

а). единственная партия

б). отсутствие оппозиционных партий

в). единая идеология и др.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы.

Политическая реакция – это совокупность действий субъектов, акторов, которые реализуют свои внутренние установки, внутренние позиции.

Политическое поведение:

1. Политическое участие:

Это вовлеченность членов определенной общности на разной основе (на индивидуальной или классовой, этнической, религиозной) в процесс политико-властных отношений. Участие осуществляется по-разному (идет на митинг). Если он нечаянно оказался там, это не участие. Это всегда сознательная деятельность. Разработали бихевиористы. Главным является определенный человек.

ü прямая/непосредственная форма;

ü представительная.

Типы по Маршу:

1. Ортодоксальное политическое участие (обеспечивает стабильность и устойчивость политической системы: разрешенные властями мероприятия);

2. Неортодоксальное политическое участие (несанкционированное поведения, протесты);

3. Политические преступления (деятельность с использование нелегитимного насилия: захват заложников, политические убийства, революции).

Также выделяют:

Ø автономное политическое участие (добровольность действий);

Ø мобилизационное политическое участие (квазиучастие) (имеет принудительный характер: стимулы страх и принуждение – потеря работы. Направлен на демонстрацию всенародного одобрения. Как в СССР).

Протестные формы – негативное проявление к политической системе (в целом или на конкретные действия властей).

ü митинги;

ü демонстрации;

ü шествия.

Протесты начинаются не тогда, когда люди живут плохо, а когда люди начинают жить лучше и хотят быстрее (революция ожиданий).

Две формы политического протеста:

1. конвенциональная (разрешенная властями);

2. неконвенциональная (запрещенные действия). Крайняя форма – политический терроризм (ужас). Ядро террористический организаций – лица от 20 до 30 лет.

Система, основанная на участии – где активистский тип участия народа, а элита ценит, что ее выбрали, и действует на благо народа.

Политическое действие – это вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти в данной системе с целью приспособить ее к своим интересам, целям, идеалам, ценностям.

Понятие формировалась в рамках марксистской политологии, где главным является не определенный человек, а классы. Их действия зависят от идеологии участников. В каждой системе есть правила игры. Основное Правило – Конституция. Правила игры обязаны все соблюдать. В нестабильных обществах часто меняются правила игры.

Политическое действие:

ü позитивное (делать что-то);

ü негативное (прекратить что-то);

ü рациональное (обдумываем способы);

ü иррациональное;

ü стихийные (импульсивные, действия масс);

ü организованные (действия элит).

По радиусу воздействия на общество:

Ø Революция . Свержение прежней элиты и преобразование общества в целом, отмена прежней Конституции. Это следствие серьезных противоречий в обществе. Главная причина – потеря властями легитимности (поддержки народа). Для революции всегда характерно насилие. Революции происходят в обществе, в котором не проводятся реформы.

· мирным путем;

· немирным путем.

Революции пожирают своих детей.

Жак де Местр

Ø Контрреволюция . Политическое движение, которое возглавляется теми, кто потерял власть в ходе революции и тех, кто отказался от революции. Цель: свергнуть новую элиту и вернуть себе власть.

Ø Реформа . Частичное изменение, самая лучшая политика. Она меняет общество, не затрагивая его основ. Классический пример: реформы капитализма в развитых странах в 20 веке (реформы Рузвельта: либеральная политика без отмены частной собственности). Активной силой были не рабочие, а капиталисты, им было что терять. Самое разумное действие, альтернатив пока нет. Надо чтобы в обществе было согласие по базовым ценностям.

Ø Бунт . Участие масс, которые недовольны местной властью. Зачастую они перерастают в погромы.

Ø Переворот . Направлены на перемены в сфере власти, на персональные перестановки во власти, конкретных личностей.

· Государственный переворот делает представитель власти;

· Путч – тот, кто оказался оторванным от власти;

· Мятеж – связан с военными.

Ø Мятеж . В основном связан с военными. Близок к перевороту.

Ø Восстание .

Ø Выборы и проведение избирательных кампаний . Должны быть периодическими и нефальсифицированными.

Ø Популизм . Деятельность, которая направлена на то, чтобы обеспечить популярность ценой пустых обещаний, демагогических лозунгов, заигрывания. Характерен для не очень развитой политической системы. В современной политике считается негативным явлением.

Любое действие содержит как рациональнее, так и иррациональные элементы.

Политический абстенционизм

Абстенционизм – непрепятствование событиям идти своим чередом, апатия, пофигизм.

Если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. На практике укрепляет определенную линию политики.

Он может быть:

Ø изнутри (внутренний) политической системы (люди отказываются от участия: моя хата с краю);

Ø извне (внешний) политической системы (поддержание нейтралитета).

Абсентеизм – отказ от участия в выборах. .

В каждом социально организованном и структурированном обществе существует определенная реальная вовлеченность граждан в политику. Общность различных методов практической деятельности людей в области использования государственной власти принято считать политическим участием.

Определение 1

Политическое участие – спланированные действия, которые предпринимаются отдельными гражданами для привлечения внимания к существующим проблемам со стороны государственной или общественной структуры.

Само определение «политическое участие» часто используется для обозначения различных форм неофициальной политической деятельности, когда представители политического общества, напрямую не связанные с функционированием правительственного аппарата, пытаются воздействовать на его работу.

Виды политического участия

На сегодняшний день различают такие виды политического участия:

  • принудительное и добровольное;
  • коллективное и индивидуальное;
  • пассивное и активное;
  • легитимное и нелегитимное;
  • новаторское и традиционное.

По масштабу указанный вид политической деятельности может проявляться на региональном, местном, национальном и мировом уровнях. В целом политическое участие представляет собой целенаправленные действия, выполняемые гражданами, которые имеют цель повлиять на существующую господствующую политику на любом уровне (государственном, региональном или местном).

Политическое участие зачастую организовывается спонтанно и хаотично, значительно реже – на постоянных условиях, которые основываются на законных методах. Политологи выделяют два ключевых типа данной деятельности: автономное в виде сознательного участия граждан, осведомленных в сфере политической жизни, и мобилизованное, т. е. вынужденное действие, когда участие в политике напрямую зависит от нелегальных стимулов, таких как подкуп и страх.

Замечание 1

Центральная роль в политическом участии предоставляется выборам в органы государственной власти.

Свободное голосование считается одним из наиболее эффективных и рентабельных способов разрешения политических конфликтов, надежным инструментом легитимации правительственного режима, а также методом грамотной политической социализации.

Формы политического участия

Формы и методы политического участия могут быть многогранными по направлению, значению и своей результативности:

  • действия граждан в политике, выступающие ответом на стороннее воздействие, которое исходит от других людей и государственных институтов;
  • систематическое участие во всевозможных выборах, политических кампаниях;
  • участие, напрямую связанное с передачей полномочий в отборе государственных лидеров;
  • активное участие в деятельности политических движений, организаций и партий;
  • обязательно выполнение всех политических обязанностей в пределах действующих государственных органов, помощь гражданам в реализации их функций и привлечение общественности к организации контрольных мероприятий за работой политических институтов;
  • посещение различных политических собраний, передача и освоение новой информации, участие в общественных дискуссиях;
  • прямое действие – непосредственное воздействие на изменение и функционирование политических систем через митинг акции протеста и так далее.

Функциональные свойства и принципы политической концепции можно выразить посредством конкретных форм, способов, видов, участия граждан в политике. Эти критерии являются хорошим результатом воздействия и формирования правильных политических интересов, расстановки приоритетов и определение всех особенностей политического режима, государственных структур, общественного сознания, культуры и традиций.

Для более авторитарных политических режимов характерно определенное стремление притеснить участие определенных сообществ и групп в политике. Для тоталитарной системы – предоставить мобилизационное и контролируемое вовлечение граждан в политику. Для демократических режимов основной задачей считается создание важных условий для свободного и широкого участия людей в политике.

Политическая культура

Определение 2

Политическая культура – это определенная часть духовной культуры общества, характеризующаяся общепринятой концепцией убеждений, взглядов, традиций и нравственных норм, которая регулирует поведение людей в институтах гражданского общества.

Указанная система состоит из политических идеалов, установок и ценностей, а также включает в себя все действующие нормы политической жизни. Если проводить анализ правительственной культуры на индивидуальном уровне, тогда она будет считаться культурой участия, поэтому в таком контексте можно определить роль политической культуры: формирование совокупностей образцов поведения и взаимоотношения власти и граждан.

Функциями политической культуры в современном обществе выступают идентификация, ориентация граждан в правительственной системе, реализация нужд человека в понимании своей групповой принадлежности и адаптация общества посредством приобщения к навыкам грамотного политического поведения.

С точки зрения указанной деятельности в политике как основной формы взаимосвязи политического сознания и поведения общества, культура участия состоит из четырех компонентов:

  • когнитивный или познавательный – это понимание различных сторон политической жизни общества;
  • аффективный – это определенные переживания и чувства, которые испытывает субъект политической культуры в связи с его активным участием в социально-культурной жизни общества;
  • аксиологический (оценочный) – это предварительно выработанные представителями политики по определенным критериям оценки важных политических отношений с позиций их полного соответствия или несоответствия всем поставленным целям социально-политическим нормам, ценностям и идеалам;
  • поведенческий – политическое воздействие как способ оперативного реагирования на происходящие в общественной и социальной жизни события.

Грамотный анализ культуры лидерства выдвигается на первый план, если понимать концепцию политической деятельности как один из методов анализа существующей правительственной системы. Тогда объектом исследования автоматически становятся качество всех составляющих политическую концепции институтов управления и власти, трактовка и оценка моделей правильного функционирования властных взаимоотношений. Это понятие комплексно отражает ключевые признаки концепции совокупности норм и ценностей, которые в общем определяют пределы и характер воздействия определенного лидера на граждан, а также демонстрирует уровень соответствия реального функционирования власти нормативному.

ФТ Политология 29.05.2013 (экзамен)

(правильные ответы под №1)

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Мировоззренческая функция политологии нацелена на …

    формирование у личности определенного видения политической реальности и осознанной гражданской позиции

    продвижение и пропаганду политических идей с целью достижения идеологического единообразия

    развитие оппозиционности в обществе посредством формирования протестного инакомыслия

    признание права правящей элиты на абсолютную власть и добровольное подчинение ей

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Законы и закономерности становления, развития и функционирования политической власти и политической системы – это ___________ политологии.

предмет

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Объектом политологии выступает …

    политическая сфера общественной жизни

    сфера частных и личных интересов

    система отношений, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением общественных благ

    система социального контроля, обеспечивающая целостность и порядок в обществе

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Субъективная сторона политической деятельности, влияние сознания и подсознания на политическое поведение, - это предмет исследования политической …

1.психологии 2. философии

3.социологии 4.антропологии

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Оценочные исследования политических институтов и процессов связаны с ___________ функцией политологии.

аксиологической

мировоззренческой

регулятивной

нормативной

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

Политическое участие, имеющее принудительный характер и осуществляемое под воздействием определенных стимулов, называется …

мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 социальные функции политики

Уклонение от участия в политической жизни общества, утрата интереса к политике связаны с проявлением …

абсентеизма

конформизма

авантюризма

экстремизма

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Социальные функции политики

Важнейшей задачей социальной политики является …

достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни

поддержание классового господства экономически могущественных групп

формирование правового порядка внутри страны

обеспечение безопасности и целостности политической системы

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Социальные функции политики

Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества, - это …

политическая социализация

социальная трансформация

политическая модернизация

политическое участие

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Социальные функции политики

Интегративная функция политики имеет своей целью …

обеспечение единства и сплоченности людей в рамках политической системы

отчуждение людей от власти

сохранение классовой конфронтации и классового деления общества

поддержание конкурентной борьбы между политическими субъектами

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Методология познания политической реальности

Традиционная политическая наука делает акцент на …

          формально-юридический анализ государственных и политических институтов

          социально-психологический анализ массового политического поведения

          социологический анализ массовых движений и социальных групп

          культурологический анализ политических субкультур и ценностных систем

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Методология познания политической реальности

К общенаучному методу в политической науке относят...

исторический метод

политическое моделирование

анкетирование

психоанализ

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Методология познания политической реальности

Массовый опрос, контент-анализ, наблюдение, кластерный анализ принадлежат к ________________ методам исследования.

эмпирическим

общелогическим

системным

институциональным

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Методология познания политической реальности

Бихевиористский анализ предполагает …

    концентрирование внимания, прежде всего, на поведении отдельного индивида или группы

    исследование политики как системного явления

    ориентацию на исследование политических режимов

    исследование политических институтов в формально-юридическом понимании политики

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Методология познания политической реальности

К качественным методам прикладной политологии относят …

документальный анализ

статистические исследования

контент-анализ

мониторинговые исследования

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политические отношения и процессы

Развитие местного самоуправления относится к политическому процессу ___________ уровня.

периферийного

базового

естественного

национального

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Политические отношения и процессы

Под политическими отношениями понимается

          взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти

          вся совокупность социальных связей и взаимодействий, функционирующих в обществе

          деятельность государства по реализации его властных полномочий

          система социальных норм, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением

ЗАДАНИЕ N 18 Тема: Политические отношения и процессы

К экстремальному виду политического процесса относят …

путч

забастовку

санкционированный митинг

пикетирование органов власти

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политические отношения и процессы

Политический процесс, главная задача которого состоит в обеспечении представительства различных групп, общин, слоев и классов во властных структурах, называют …

избирательным

интеграционным

законотворческим

институциональным

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политические отношения и процессы

Упорядочная совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти – это политический (-ая) …

процесс

конфликт

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Политико-правовые учения - конфуцианство и легистская школа, которые оказали существенное влияние на формирование современных теорий государства и права, возникли в …

Китае

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Центральной темой политической философии Средневековья стал спор о приоритете между …

политической (светской) и религиозной (духовной) властью

добродетелью и строгостью законов

властью «мудрых» и народовластием

ценностью человеческой личности и коллективизмом

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

«Тимократия» по Платону – это власть

силы и честолюбия

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Формулировку сущности государства как «государство (республика) есть дело народа (res publica est res populi)» дал …

Цицерон

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

К числу «неправильных» Аристотель относил такую форму государственного устройства, как …

демократия

царская власть

аристократия

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: История российской политической мысли

Русский мыслитель-анархист, отрицающий государство, всякую власть вообще, - это …

М. А. Бакунин

Г. В. Плеханов

П. Л. Лавров

П. Н. Ткачев

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: История российской политической мысли

Появление теории «Москва - третий Рим» связывают с именами …

Государя всея Руси, Великого князя Ивана III и «старца» Филофея

Царя Ивана IV и митрополита Макария

Бориса Годунова и Патриарха Иова

Царя Ивана IV и князя А.Курбского

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: История российской политической мысли

Развитие консервативно-монархической политической мысли в России конца ХIХ-начала ХХ вв. связывают с именами …

К. П. Победоносцева и К. Н. Леонтьева

Г. В. Плеханова и В. И. Ленина

П. И. Новгородцева и Б. Н. Чичерина

П. Н. Милюкова и П. Струве

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: История российской политической мысли

Б. Н. Чичерин, отстаивающий идею конституционной монархии, при которой существует оппозиция, называл свою политико-правовую концепцию …

«охранительным или консервативным либерализмом»

«ортодоксальным консерватизмом»

«народным парламентаризмом»

«социал-демократизмом»

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: История российской политической мысли

Распространение марксизма в России и марксистской концепции политики связывают с именем …

Г. В. Плеханова

Б. Н. Чичерина

П. И. Новгородцева

М. Я. Острогорского

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Политическая мысль отцов-основателей США выработала и апробировала на практике знаменитую, действующую по настоящее время, формулу свободы, где свобода- это …

    разделение властей и принцип сдержек и противовесов

    свобода слова и независимость СМИ

    народный суверенитет и общественный договор

    закон и порядок при осознании гражданами своей ответственности

Политическая мысль отцов-основателей США выработала и апробировала на практике знаменитую формулу свободы, где свобода - это разделение властей и принцип сдержек и противовесов (свобода = разделение властей + принцип сдержек и противовесов). Заявленный принцип в формуле впервые был реализован в США, в президентской форме правления. Президентская республика характеризуется наиболее качественным разделением властей, каждая из которых достаточно автономна, профессиональна, что достигается системой сдержек и противовесов (право «вето», «импичмент» и др.).

Зотов, В. Д. История политических учений: учеб. / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. –М. : Юристъ, 2005. - С. 330.

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

С библейским чудовищем Левиафаном государство сравнивал …

Т. Гоббс

Ж. Ж. Руссо

К марксистскому учению о государстве и праве относят …

          характеристику государства как аппарата насилия господствующего класса

          теорию правового государства

          принцип разделения властей

          идею свободы, в основе которой право частной собственности

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

У истоков либерализма как идейно-политического учения стоял …

Дж. Локк

Ж. Ж. Руссо

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Идею народного суверенитета пропагандировал и отстаивал …

Ж. Ж. Руссо

Б. Спиноза

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Немецкий политолог, разработчик «информационно-кибернетической модели» политической системы – это

Карл Дойч

Антонио Грамши

Томас Джефферсон

Макс Вебер

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Внедрение системного подхода в политологические исследования связывают с именами …

Т. Парсонса и Д. Истона

Г. Моска и В Парето

И. Пригожина и И. Стенгерса

Ч. Мерриама и Г. Лассуэлла

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Развитие поведенческого (бихевиористского) направления в исследованиях политических процессов связывают с …

          лидерами чикагской школы Ч. Мерриамом и Г. Лассуэллом

          французским социологом М. Дюверже

          немецким социальным философом М. Вебером

          представителями франкфуртской школы Ю. Хабермасом и Г. Маркузе

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Официальное признание политологии в СССР как самостоятельной науки и образовательной дисциплины произошло …

          в конце 80-х–начале 90-х гг. ХХ в., после официальной отмены руководящей роли КПСС (шестой статьи Конституции СССР)

          с 2000-го года, после избрания В. В. Путина Президентом РФ

          после Карибского кризиса в 1962 году

          c начала 80-х гг., с приходом во власть Ю. В. Андропова

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Представитель французской политологической школы, основоположник современной теории политических партий, который сформулировал «социологические законы» о взаимосвязи избирательных и партийных систем, - это …

М. Дюверже

Г. Алмонд

Т. Парсонс

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Сферу общественной жизни, находящуюся между семьей и государством, Г. В. Ф. Гегель определял как …

гражданское общество

буферную зону

нейтральную зону

периферийное пространство

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Совокупность неполитических отношений граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности и самоорганизации, является характеристикой …

гражданского общества

международного сообщества

правового государства

политического института

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Гражданское общество как условие демократии

К институтам гражданского общества не относят …

парламент и парламентские фракции

благотворительные фонды и общественные движения

ассоциации предпринимателей и союзы потребителей

партии и правозащитные общественные организации

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Экономической основой формирования гражданского общества являются …

частная собственность и свободный товарообмен

правовое государство и юридическое равенство граждан

господство среднего класса и высокий образовательный уровень

свобода слова и наличие независимых СМИ

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Муниципальная власть и другие органы местного самоуправления относятся к …

институтам гражданского общества

органам государственной власти

институтам государственного контроля и надзора

органам правопорядка

Муниципальная власть и органы местного самоуправления (сходы, собрания, советы, комитеты и т.д.) относятся к институтам гражданского общества и не входят в систему органов государственной власти, так как они призваны решать проблемы социально-частного характера местного сообщества и индивидов, проживающих на данной территории; опираются на самоорганизацию граждан.

Конституция РФ, гл. VIII, ст. 3,12.

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Государство как политический институт

Государство с развитой системой социального обеспечения, гарантирующей снижение социального риска для наемных работников, и нормативно закрепленными минимальными стандартами жизни, характеризуется как …

социальное

унитарное

федеративное

тоталитарное

ЗАДАНИЕ N 18 Тема: Государство как политический институт

Устойчивый союз государственно-территориальных образований, обладающих в пределах разделенных с центром компетенций самостоятельностью, - это …

федерация

унитарное государство

парламентская республика

конституционная монархия

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Государство как политический институт

Характерным признаком парламентской республики является …

          формирование исполнительной власти правящей партией или коалицией парламентского большинства

          избрание главы государства и правительства всенародным голосованием

          наличие процедуры импичмента по отношению к главе правительства

          автономность ветвей власти, регулирование отношений между ними системой сдержек и противовесов

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Государство как политический институт

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется …

суверенной

идеальной

тоталитарной

нормативной

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Государство как политический институт

К реализации внутренних функций государства не относят

          участие в решении глобальных проблем

          координацию и регулирование экономическими процессами

          достижение социально-политической стабильности

          формирование и обеспечение системы социального страхования и общественных компенсаций

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политические партии и партийные системы

Основным отличительным признаком партии от иных общественно-политических организаций является …

    борьба за власть и притязания на политическое лидерство

    наличие программы и устава

    социальное представительство, опора на определенные социальные группы и слои

    следование принципу демократического централизма

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Политические партии и партийные системы

Правящей партией в демократическом обществе, как правило, называют партию, которая …

    формирует правительство или участвует в его формировании

    прошла в парламент и формирует свою парламентскую фракцию

    стабильно участвует в выборах и имеет значительную группу своих сторонников

    является лидером оппозиционного движения

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политические партии и партийные системы

Французский политолог М. Дюверже в своей классификации современных политических партий выделяет три группы, а именно …

массовые, кадровые и «партии ярых сторонников»

парламентские, президентские и смешанные

мажоритарные, пропорциональные и смешанные

Французский политолог М. Дюверже в своей классификации современных политических партий выделяет массовые, кадровые и «партии ярых сторонников». К массовым партиям относят те, которые соперничают с целью завоевания новых членов, массовых аудиторий. Кадровые партии ориентированы на поддержку активной политической элиты, профессионалов. «Партии ярых сторонников» - это партии харизматического лидера и его сторонников.

Василенко, И. А. Политология: учеб. для вузов / И. А. Василенко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - C. 120.

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политические партии и партийные системы

Согласно Федеральному закону «О политических партиях», обязательным требованием для регистрации партии является …

наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ

лояльность к политическому режиму, к политике государственной власти

международное признание

нормативная численность от 500 членов

Решение:Согласно Федеральному закону «О политических партиях», обязательным требованием для регистрации партии является наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, что связано с федеративным статусом партии. Кроме этого установлена нормативная численность партии от 50 тыс. членов, при этом в региональных отделениях должно быть не менее 500 членов; все отделения партии должны находиться на территории РФ. Другие требования связаны с организацией «юридического лица».

Василенко, И. А. Политология: учеб. для вузов / И. А. Василенко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - C. 117-119.

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политические партии и партийные системы

Совокупность всех политических партий, действующих на легальной основе в государстве, называют …

партийной системой

гражданским обществом

политическим режимом

политической системой

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Подсистема политической системы, которая выступает интегрирующим фактором и способна с помощью системы ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую жизнь, называется …

культурной

нормативной

организационной

коммуникативной

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

демократическим режимом

конституционализмом

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политическая система, согласно определению Д. Истона, - это

          саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на импульсы извне (модель «вход-выход»)

          способ организации верховной власти в обществе

          государственная власть во всех своих проявлениях

          все многообразие социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих динамичное развитие системы управления

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политический порядок, который характеризуется высокой терпимостью к оппозиции и достаточно широкими возможностями участия общества в принятии социально значимых решений, называется …

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объем возможного участия определяется политическими правам и, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита - все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане.

Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политическому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей (от партий, движений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними неофициальные контакты.

Обозначенные действия называются видами (формами) политического участия. Им соответствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. Политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие, а не просто некая непроявившаяся эмоция. Во-вторых, участие обычно происходит добровольно. Это не обязанность, какой являются уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действительным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является мобилизованное участие, имеющее принудительный характер. При этом возможно использование мер морального и материального стимулирования, как это было в СССР. Предоставление отгулов, премирование помогали привлекать граждан к участию в праздничных демонстрациях. Так можно было показать - и внутри страны, и для внешнего мира - всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное - в режимах демократических.

«Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами, заявлениями в соответствующие инстанции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов.

Иногда предпринимают и различные акции протеста: забастовки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

  1. Личность активиста. Для него свойственны высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них. Активистом может быть член политической партии, участник движения, по своей воле включенный в политическую деятельность. К активистам относятся также многие профессиональные политики и лидеры политических партий.
  2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике. Она проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств (отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях.
  3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.
  4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.
  5. Аполитичная, или отчужденная, личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, конечно же, не является субъектом политики.

Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем фактор образования сказывается сильнее, чем уровень доходов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. По требности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально- экономические (материальные) потребности.

Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествление себя с определенной социальной группой, партией, движением). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и стремление к самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентаций). По мере удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности.

В обществе, в котором не удовлетворены первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно влияющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике?

Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Уклонение от политики нередко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой- либо социальной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», которые позволяли ему ориентироваться в «политическом море». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому человеку.

    На рубеже 1960-1970-х гг. в странах Западной Европы были реализованы программы для привлечения в политику пассивных слоев населения. Результаты оказались неожиданными: «новобранцы» проявили крайне консервативные позиции, чем вызвали поворот демократического политического процесса вправо.

Следует отметить, что степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.