Будет ли реорганизация военных представительств мо рф. Управление военных представительств министерства обороны российской федерации. Положение о военных представительствах министерства обороны российской федерации


Я уже несколько лет знаю этого человека, хотя пока не знаком лично.
Но это не мешает мне уважать его.
Бывают такие незнакомые люди, прочитав даже коротенькое письмишко от которых, - начинаешь их искренне уважать за то, что они матерые профи, за их жгучую и искреннюю боль за армию и положение в ней, за их профессиональное понимание "реформатосрких" процессов и их последствий.
Вот за это я и уважаю Тархова.
ВБ

Уважаемый Виктор Николаевич!
Уверен, что Вас, как и меня, беспокоят не прекращающиеся попытки руководства Министерства обороны «реформировать» Вооружённые Силы.
Мною подготовлено и направлено в адрес Президента РФ обращение, в котором выражена озабоченность содержанием последних четырёх директив Генерального штаба ВС РФ, каждая из которых предусматривает сокращение штатной численности, уменьшение должностных окладов офицеров и воинских званий по должностям в военных представительствах МО РФ.
Представляю на Ваше рассмотрение проект статьи по данному вопросу. Распоряжайтесь им по своему усмотрению. Надеюсь, если этот материал (или даже какая-то часть его) окажется полезным для Вас и будет напечатан.
С искренним уважением Н. Тархов
16 июня 2011 г.

«Новый облик» военных представительств Минобороны России
или прощание с системой эффективного военного контроля
за качеством и надёжностью вооружения и военной техники

Прослужив и проработав в системе военных представительств Министерства обороны СССР и РФ более 40 лет и последовательно занимая все офицерские должности от младшего военпреда до старшего военпреда - руководителя и уполномоченного начальника вооружения Военно-воздушных сил, не могу спокойно смотреть на предпринимаемые в последнее десятилетие попытки развала, как я считаю, хорошо налаженного в предшествующие годы механизма военного контроля качества вооружения и военной техники.
В последние два года Генеральным штабом Вооружённых сил РФ издано четыре директивы, каждая из которых предусматривает проведение организационно – штатных мероприятий по сокращению численности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и уменьшению должностных окладов и воинских званий военнослужащих этих военных представительств.
Первой из названных была печально знаменитая Директива от 23 марта 2009 года № 314/9/1000 со сроком реализации до 1 июня 2009 года, согласно которой в военных представительствах 1-ой и 2-ой категорий должно было остаться по 2 офицера, а в военных представительствах 3-ей категории – по 1 офицеру, с одновременным сокращением численности гражданского персонала.
Нелепость упомянутой директивы была столь очевидна, что уже 27 марта, то есть через три дня после ее подписания, действие директивы было приостановлено. Признаюсь, что о таком мне не приходилось даже и слышать.
Затем появилась Директива от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, предусматривающая уменьшение должностных окладов с одновременным снижением воинских званий для всех офицерских должностей военных представительств. Эта директива была «успешно» реализована на радость её создателей – горе-реформаторов Генерального штаба.
Считаю необходимым заметить, что, вообще-то, согласно Конституции Российской Федерации не допускается издание законов (а директива ГШ ВС РФ по отношению к военнослужащим имеет положение закона), умаляющих права и свободы граждан, и ранее в Российской Федерации должностные оклады и воинские звания не уменьшались, а только неоднократно увеличивались.
Третья Директива от 25 декабря 2010 года № 314/9/1193 предусматривала переформирование всех военных представительств с содержанием их по новым штатам с сокращением численности военнослужащих и гражданского персонала.
После реализации названной директивы было принципиально изменено правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Большинство других военных представительств были включены (в количестве по 20 и более) в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» и фактически потеряли свою самостоятельность.
И самой трагической для судьбы военных представительств стала четвёртая Директива от 01 апреля 2011 года № 314/9/1547 со сроком реализации до 01 августа 2011 года..
Во-первых, согласно этой директиве предусмотрено сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза (!). Такого глобального сокращения численности никогда не было в многолетней истории существования военных представительств.
Во-вторых, согласно этой же директиве фактически предусмотрено расформирование нескольких сотен военных представительств, так как вместо имеющихся военных представительств, каждое из которых имело свой индивидуальный номер и свою гербовую печать с этим номером, появились безымянные отделы и группы в составе территориальных военных представительств.
Последняя из названных директив приведёт к необходимости увольнения большого количества офицеров. И в первую очередь будут уволены наиболее опытные из них, так как только их можно уволить более-менее правомерно, как имеющих необходимую выслугу лет для получения пенсии. И это неизбежно приведёт к снижению уровня контроля за качеством вооружения и военной техники.
Исторически сложилось, что в военные представительства назначались наиболее квалифицированные и способные офицеры, имеющие высшее образование и, в подавляющем большинстве, опыт эксплуатации вооружения и службы в строевых частях. Высок был престиж офицерской службы в военных представительствах, в которых минимальной офицерской инженерной должностью была должность с воинским званием «майор».
А о каком престиже службы в военных представительствах можно говорить после реализации перечисленных директив Генерального штаба?
Престижно ли, например, служить в должности начальника военного представительства первой категории, которая совсем недавно была «полковничьей» должностью с окладом по 30 тарифному разряду, потом по воле чиновников Генерального штаба стала «подполковничьей» должностью с окладом по 24 тарифному разряду, а после реализации последней из названных директив эта должность вообще получило непонятное новое название – «начальник отдела» с воинским званием «майор» и с окладом по 20 тарифному разряду. Вот такая «карьерная лестница» (сверху вниз!) от полковника до майора и от 30-го до 20-го тарифного разряда!
Замечу, что воинские звания и должностные оклады в военных представительствах первой категории всегда были выше, чем в военных представительствах второй категории. Это было и справедливо, так как личный состав военных представительствах первой категории контролировал разработку более сложной техники. Чиновники Генерального штаба своей последней из названных директив устранили и этот «недостаток», предусмотрев равенство воинских званий и должностных оклады в военных представительствах первой и второй категорий.
Престижно ли будет служить в должности начальника военного представительства третьей категории, которая совсем недавно была «подполковничьей» должностью, а после реализации названных директив эта должность получила новое название – «начальник группы» с воинским званием младшего офицера - «капитан». Вот такая «карьерная лестница» (сверху вниз!) от подполковника до капитана!
Самое удивительное в «деятельности» чиновников Генерального штаба, что все перечисленные директивы подготавливались ими в то время, когда на уровне Президента РФ и Верховного Главнокомандующего с 2009 года решался вопрос о содержании военных представительств вне численности Вооружённых Сил.
Мне известно, что 22 апреля 2011 года такой Указ подписан Президентом РФ. В Указе приведена предельная численность военных представительств, которая даже превышает фактическую численность их на сегодняшний день!
В связи с этим невольно возникает вопрос о правомочности, как минимум, последней из названных директив, предусматривающей глобальное сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза (!).
Не пора ли чиновникам Генерального штаба направить свою деятельность не на развал военных представительств, неизбежно приводящий к снижению качества поставляемого в войска вооружения и военной техники, а на реальное повышение боеготовности Вооружённых Сил.
Хотелось бы надеяться, что с учётом Указа Президента РФ от 22 апреля 2011 года должностные лица Генерального штаба найдут мужество признать допущенные ошибки и, как минимум, отменят Директиву от 01 апреля 2011 года № 314/9/1547.
Если же эта директива и такое глобальное сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала будут реализованы, то, как я считаю, выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих военных представительств может стать невозможным!

Свою обеспокоенность выше перечисленными действиями Генерального штаба по «реформированию» военных представительств и переводу их на «новый облик» я выразил в обращении к Президенту Российской Федерации, в котором настоятельно просил его дать поручения по рассмотрению направленного обращения и выразил надежду, что будут приняты необходимые меры для корректировки требований названных директив (вплоть до отмены отдельных из них) для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и воссоздания престижности службы и работы в системе военных представительств!

Полковник в отставке Н.Тархов, ветеран системы военных представительств СССР и России, кавалер ордена Почёта и медали «За боевые заслуги», дважды лауреат премии имени С. И. Мосина, автор 15 изобретений в области вооружения.
Тула.

Оригинал записи и комментарии на

Вое́нные представи́тельства (ВП) , иногда Представи́тельства зака́зчика (ПЗ) - воинские подразделения при военных ведомствах нескольких государств мира обладающих собственной оборонной промышленностью, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях , в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны стран разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения, как непосредственно, так и в порядке кооперации.

Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция и документация, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

В России

Система военных представительств в Российской Федерации состоит из самих военных представительств (ВП МО РФ) и органов их контроля, таких как: Управление военных представительств (УВП МО РФ) и служб уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (СУ по КВВТ УВП МО РФ).

Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, другими актами законодательства Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации. Руководство деятельностью ВП МО РФ осуществляется Минобороны России через его заказывающие управления.

ВП МО РФ и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации , как вид учреждения имеют действительные наименования, печать с изображением эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации , бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП МО РФ военнослужащими и гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

В случаях, когда в организациях не создаются ВП МО РФ, Минобороны России направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.

ВП МО РФ вправе контролировать качество военной продукции и её соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа и доводится до руководителей организаций и ВП МО РФ. ВП МО РФ на основании утверждённой номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса , подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП МО РФ в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

ВП МО РФ принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП МО РФ включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите государственной тайны.

ВП МО РФ может выполнять функции независимой инспекции в вопросах, напрямую не связанных с выполнением заказов Минобороны России. В этом случае Министерство обороны получает 1 % от общей стоимости контракта.

ВП МО РФ также контролирует работу по мобилизационному планированию ведущуюся на предприятиях.

Учебные заведения

  • Отдел УВП МО РФ учебного военного центра при МАИ - основан приказом ректора № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве ;
  • действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны Российской Федерации ;
  • Учебный Военный Центр при Балтийском Государственном Техническом Университете имени Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова (город Санкт-Петербург). Выпускники - военные представители по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества»;
  • Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете - осуществляет обучение студентов по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества».

В США

Система военного контроля качества вооружения в США включает в себя достаточно обширную структуру насчитывающую в своём штатном составе порядка 160 тысяч должностей военнослужащих и гражданского персонала, при том количество гражданского персонала в шесть раз превышает число военных .

В Министерстве обороны США (МО США) нет должностей, однозначно соответствующих статусу военного представителя. Головным ведомством Пентагона , отвечающим за обеспечение качества вооружения и военной техники (ВВТ), является Агентство управления оборонными контрактами (DCMA) . Это агентство тесно взаимодействует с управлениями руководителей программ приобретения МО и министерств видов ВС (аналоги военных представительств) , непосредственно занимающихся обеспечением качества ВВТ на местах, число которых измеряется не одной сотней единиц.

В начале 1960-х годов Министерство обороны США провело оценку системы управления контрактами и приняло меры по её модернизации. Было установлено, что структуры Пентагона, осуществлявшие управление контрактами, дублировали функции друг друга и были децентрализованы. Поэтому было принято решение о передаче основной части административных функций Управлению тыла МО, к которому постепенно стала переходить вся ответственность в этой сфере.

Однако соответствующие службы видов ВС продолжали управлять крупными программами приобретения ВВТ, включая обеспечение и контроль качества вооружений. В соответствии с нормами МО к крупным программам закупок вооружений относятся такие программы, ежегодные расходы по которым на собственно разработку какой-то конкретной системы оружия превышают 365 млн. долларов , а стоимость произведенных образцов – 2 млрд. долларов.

Тем не менее проблемы с качеством военной продукции полностью ликвидировать так и не удалось. В связи с этим в 1989 году по приказу МО была еще раз проведена проверка эффективности функционирования системы управления контрактами на разработку и закупку вооружений, в ходе которой были выявлены многие недостатки, включая общие подходы к контролю и обеспечению качества ВВТ и внедрению соответствующих стандартов. По результатам данной проверки в начале 1990 года в рамках Управления тылом МО было создано Командование управления военными контрактами (DCMC). Десять лет спустя это командование было выведено из состава Управления тыла и стало самостоятельным подразделением МО, подчиненным заместителю министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению (under secretary of defense for acquisition, technology and logistics). Оно было переименовано в Агентство управления оборонными контрактами (DCMA). DCMA было передано право управления всеми контрактами, реализуемыми по заказам военного ведомства.

Управление качеством ВВТ, ответственность за которое возложена на Директорат обеспечения качества (QAD), является только одной из многочисленных функций агентства. Кроме этого специалисты данной структуры формулируют общие подходы к управлению контрактами, которые находят отражение в многочисленных директивах, меморандумах, наставлениях и руководствах, выпускаемых в его стенах. Сотрудники агентства принимают самое непосредственное участие в отборе компаний для выполнения заказов и в подготовке контрактов, оценивают риски их выполнения, контролируют подразделения подрядчика, обеспечивающие выполнение работ по заданиям МО, следят за расходами компаний, реализующих военные контракты, и решают ещё целый ряд других задач на всех фазах жизненного цикла систем ВВТ.

В настоящее время в DCMA, штаб-квартира которого расположена в форте Ли штата


Недавно в переписке с одним "блоггером-многотысячником" пообещал написать статью об оборонной промышленности. Но на большую статью духа не хватило, а маленький кусочек провалялся на винчестере больше двух месяцев. Выкладываю его, чтобы не пропал совсем. Просто так. Те, кому я это писал, сюда не попадут и не прочитают мою злобную ругань, а большинству народа это неинтересно.

Как министр обороны и президент разрушают военную промышленность



Очередные "реформы" в МО.
Сокращение Военных Представительств на предприятиях

Сначала про взаимоотношения ВПК и МО

Это скучно. Это неинтересно. Куда увлекательнее пообсуждать на военно-историческом форуме действия армий и фронтов, блестнуть знанием ТТХ новейшей ракеты! А промышленность? Плохая у нас промышленность, особенно военная. В этом все военные эксперты, аналитики и обозреватели солидарны с Главным Мебельщиком страны - маршалом Табуреткиным. Плохо абсолютно всё: устаревшие технологии, долгий срок изготовления, много брака, тупые инженеры запенсионного возраста, отсталые технические решения, неудовлетворительные ТТХ выпускаемой военной техники. А особенно - цены. Ну, в ценах наш главный мебельщик большой специалист. А поскольку ему поручено уничтожить обороноспособность страны, то деньги теперь - главный инструмент уничтожения. Откуда я знаю, что сердюкову поручено уничтожить оборону страны? А это видно по результату его деятельности: неплохо получается. Ещё совсем немного осталось.

Прошу прощения у читателей - я не могу толерантно и корректно говорить о проблеме, которая мне близка.

"Президент Дмитрий Медведев позволил Министерству обороны в случае завышения цен отечественными предприятиями, производящими военную технику, размещать заказы у других компаний или закупать вооружение за границей."
(http://www.newsru.com/russia/12jul2011/goz.html, 12.07.2011)

Счастливый обладатель айфона узнал из интернета о проблеме и распорядился её "разрулить" за 10 дней. Заключить тысячи договоров с предприятиями на 100 млрд рублей за 10 дней. А ведь у него когда-то было юридическое образование! Ну, что за козла нам назначили президентом!

О закупке за границей - отдельный разговор. Никто нам не продаст современное вооружение. Именно нам и именно современное. Мы для всего "цивилизованного мира" - потенциальный враг. А в случае начала военного конфликта или при обострении международной обстановки нам не продадут вообще ничего. Даже сникерс. Ни за какие деньги. Это не рынок. Это политика. Посмотрите, что сделали "цивилизованные" с Ливией.

И цены - тоже очень большая проблема. Сейчас я не говорю о том, почему цены на военную продукцию выше, чем на продукцию гражданского назначения. Во всём мире так.

Речь идёт о конфликте двух сторон: министр обороны и ВПК. Обычные, вроде бы, рыночные отношения: покупатель хочет купить подешевле, но продавец подешевле продать не может. Но отношения, на самом деле, не совсем рыночные. И даже совсем не рыночные. И покупатель, и продавец подчиняются одному и тому же нанопрезиденту некогда великой страны. И этот нанопрезидент однозначно и демонстративно поддерживает позицию одной из якобы рыночных сторон. И угрожает другой стороне: "Не снизите цену, будем покупать за границей!" Т.е. для одной стороны - свободный рынок, а для другой - бессудная диктатура? Сразу уточню, что здесь армия - не сторона конфликта, а такая же жертва, как ВПК. Айфоня поддерживает мебельщика и его "реформы", а не армию.

Военное Представительство

Ну, ладно, Айфоня не знает, как работает промышленность, - он же никогда никем, кроме своей секретарши, не руководил. И Мебельщик тоже не знает, но у него управленческий опыт намного больше - он руководил мебельным магазином. Поэтому и назначен на более ответственную работу - уничтожать армию. Как бы им разъяснить элементарное?

В нашей стране на каждом предприятии Военно-Промышленного Комплекса имеется так называемое Военное Представительство Министерства обороны РФ. Так повелось ещё со времени правления Петра Первого. Наверно, можно добиваться качества по-другому, но раньше качество советского вооружения было не хуже, чем у пиндосов, поэтому нужно улучшать свою систему, а не копировать худшую чужую.

На нашем предприятии действует 563-е ВП МО РФ. Сотрудники ВП входят в штат МО, получают зарплату в МО и не подчиняются руководству нашего предприятия. Общая численность ВП - 14 человек, из них - два офицера МО, а остальные - вольнонаёмные служащие (инженеры, экономисты, контролёры и др.) В их обязанности входит контроль качества выпускаемой продукции и расходования средств Заказчика (МО).

Здесь термин "качество" употребляется в очень широком значении. Проверяется всё. Проверяется разрабатываемая конструкторская документация (любую схему электронного узла или чертёж детали необходимо согласовать с ВП, иначе документ просто не примут в архив). Проверяются все покупные детали и материалы на соответствие паспортным или договорным характеристикам. Проверяются все изготавливаемые детали и узлы на всех этапах производства (это дополнительно к проверке контролёрами ОТК). Проверяется и подвергается испытаниям выпускаемая продукция. С ВП согласуется вся переписка с МО. С ВП согласуется вся переписка со смежниками, касающаяся качества, сроков, стоимости, соответствия стандартам и т.п. Проверяются или согласуются все финансовые документы, контракты, договоры, акты и пр.

Если бы "эффективные менеджеры" в правительстве знали об этом, то вопросы о ценах вообще не поднимались бы даже до уровня нанопрезидента (1 м 62 см от пола). Не нравится цена танка? Так ведь все накладные согласованы с твоими представителями! До копеечки. Не нравится цена танковой пушки? Так эту цену подписал твой представитель на пушечном заводе! Всё ещё не нравится? Замени своих представителей - это не наше дело, а твоё, козёл! Твои представители не справляются с большим объёмом документов? Так увеличь штат в два раза! Сомневаешься в финансовой отчётности? У нас вся бухгалтерия прозрачна. Присылай на наш завод 10000 бухгалтеров и 10000 полицейских - пусть всё проверят. Найдут нарушения - посади виновных на 100 лет. Заводу и стране от этого только лучше будет.

"Реформы"

А что делает Табуреткин? Правильно! Сокращает штат Военного Представительства на заводе. В два раза.

Чтобы читатель не подумал, что это сделано в целях экономии, сообщу, что у вольнонаёмных сотрудников Военного Представительства зарплаты от 12 до 19 тыс. руб. Прошу учесть, что предприятие находится в Москве, а не на берегу Чёрного моря. Сколько получают два офицера, я не знаю. Не думаю, что намного больше.

Таким образом Табуреткин, уволив 7 человек, сэкономил примерно столько, сколько получает одна смазливая менеджерка в центральном аппарате МО. Экономия? Формально - да. От этой экономии цена на продукцию нашего предприятия снизится? Ну, конечно, нет. Но о цене отдельный разговор. Потом.

Цена не снизится. А что же снизится? Снизится качество.

Теперь у ВП не будет возможности контролировать все детали и узлы на всех этапах производства (наверно, кроме испытаний готовой продукции). А наш директор завода не дурак: если деталь не проверяется контролёром ВП, то зачем её (деталь) проверять контролёру ОТК? Уволить контролёра ОТК! Не по злобе, а потому что денег на зарплату не хватает, приходится сокращать даже рабочих основного производства. А рабочий - дурак? Он делал деталь целый день, и оказалось, что один параметр из 50-ти чуть-чуть не входит в допуск. Совсем чуточку. Наверно, никто не заметит. Вы, наверно, думаете, что он побежит жаловаться на себя? Нет - он сдаст деталь на дальнейшую обработку - ведь всё обойдётся, не так ли?

А потом по телевизору нам сообщат, что упала уже десятая ракета "Булава", и виновата бракованная деталь. Не деталь виновата, а министр обороны. И не виноват, а добросовестно отрабатывает деньги, получаемые из другого министерства обороны. Мне так кажется. Впрочем, может быть, и не получает. А презик некогда великой страны ждёт ещё один айфон в подарок от заморских друзей - вот уж как он будет рад новой модели!

Какая-то заметка на эту же тему.
"Не рыночные, а диктаторские отношения". Эксперт рассказал, почему ВПК выступает за запрет закупок иностранной военной техники. Ольга Самофалова, Андрей Чекменев
http://www.vz.ru/economy/2011/7/21/508723.html

К проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 804" от 3 июля 2014 г. N 612, первоочередной целью изменений явилось уточнение задач и функций военных представительств. Кроме того, вследствие принятия новых нормативных правовых актов в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и технического регулирования возникла необходимость приведения в соответствие с ними отдельных норм Положения о военных представительствах. Попутно были устранены некоторые застарелые недостатки указанного Положения.

Уточнение задачи военных представительств в части обеспечения реализации механизма государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, связано с промахами, допущенными в ходе реформирования военных представительств в 2012 г. Суть этих реформ сводилась к сокращению общего количества военных представительств и снижению их роли в процессе формирования ГОЗ и контроля за ходом его исполнения.

Первоначально следует напомнить, что согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о ГОЗ) государственный заказчик ГОЗ формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении ГОЗ путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В свою очередь, на головного исполнителя возложена обязанность по обоснованию с участием исполнителей цены на продукцию по ГОЗ при направлении ему соответствующего запроса со стороны государственного заказчика ( Закона о ГОЗ). При этом государственный заказчик проводит проверку обоснованности предлагаемой цены в целях предупреждения ее необоснованного завышения.

До 2012 г. для обеспечения согласования с военными представительствами цены военной продукции на руководителей организаций и учреждений, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции (далее - организации), возлагалась обязанность своевременно предъявлять указанным представительствам расчетно-калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен. В июле 2012 г. эта обязанность была с руководителей организаций снята . Однако, как показала практика, проверка обоснованности предлагаемой организациями цены крайне затруднительна без привлечения военных представительств. Именно военные представители обладают наиболее полным представлением и точными сведениями о состоянии предприятий оборонно-промышленного комплекса, технологических процессах создания вооружения, военной и специальной техники, кооперационных связях.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 612 военные представительства уполномочены на выдачу заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. Эти заключения используются в последующем государственными заказчиками ГОЗ при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта. Реализация указанного полномочия обеспечивается вновь закрепленной в Положении о военных представительствах обязанностью руководителей организаций своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.

В результате нормативных изменений военные представительств наделены и рядом других полномочий. В частности, в Положении о военных представительствах определена новая цель создания военных представительств. Как следует из п. 1 данного Положения, военные представительства создаются для контроля качества и приемки не только военной продукции, но и работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций-исполнителей непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов). Появление новой цели создания военных представительств повлекло за собой расширение их компетенции в части контроля качества и приемки работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, т.е. еще одного из возможных объектов закупок в рамках ГОЗ ( Закона о ГОЗ).

Правительство Российской Федерации устранило ранее существовавшую коллизию между нормами Положения о военных представительствах и Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции . Так, согласно Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции контроль качества и приемки осуществляется представительством заказчика только в случае, установленном государственным контрактом (договором). В соответствии же с первоначальной редакцией п. 4 Положения о военных представительствах контроль качества военной продукции и ее соответствия технической документации мог осуществляться военным представительством на любом этапе разработки и производства этой продукции вне зависимости от наличия заключенного контракта. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливалась заказывающими управлениями Минобороны России. В результате внесения в 2014 г. изменений норма п. 4 Положения о военных представительствах приведена в соответствие с п. 10 Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции.

Серьезным изменениям было подвергнуто Положение о военных представительствах в части, касающейся обязательных оснований для приостановления военными представительствами приемки и отгрузки военной продукции. В новой редакции названного Положения расширен круг обязательных оснований для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Военные представительства обязаны приостанавливать приемку и отгрузку указанной продукции в следующих случаях вне зависимости от их упоминания в тексте государственного контракта (контракта):

1) невыполнение условий государственных контрактов (контрактов), а также принятых решений по обеспечению качества и надежности военной продукции;

3) выявление дефектов в процессе эксплуатации военной продукции, вызывающих выход ее из строя, если эти дефекты имеются в военной продукции, находящейся в производстве;

5) использование в производстве военной продукции контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также признание изготавливаемой военной продукции контрафактной;

6) нарушение требований по противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите, способствующее созданию каналов утечки (разглашения, утраты) сведений, составляющих государственную тайну.

Три последних из названного перечня основания являются новыми по сравнению с ранее действовавшей редакцией Положения о военных представительствах. Вероятно, определение нарушения особо ответственных технологических процессов производства военной продукции в качестве обязательного основания для приостановки ее приемки и отгрузки связано с недавними авариями, получившими широкий общественный резонанс . Участились и случаи использования при производстве военной продукции контрафактных и некондиционных комплектующих . Это сыграло свою роль при выделении этого нарушения как самостоятельного основания для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Между тем, на наш взгляд, данное нарушение охватывается другим основанием - невыполнением условий государственных контрактов (контрактов).

Согласно новой редакции Положения о военных представительствах на начальника военного представительства возложена обязанность письменно уведомить о приостановке приемки и отгрузки военной продукции, помимо руководителя организации и государственного заказчика ГОЗ, также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере ГОЗ.

Приемка и отгрузка военной продукции возобновляются после проведения организацией согласованных с государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков и их причин.

Правительство Российской Федерации устранило недочеты, связанные с использованием в Положении о военных представительствах указаний на заказывающие управления Минобороны России. Проведенные после принятия "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ изменения организации закупочной деятельности Минобороны России привели к обессмысливанию использования термина "заказывающие управления" в тексте Положения и его замене на актуальную терминологию.