Фискальная служба в петровской россии - контрольная работа. Фискальная служба при петре первом Фискальная служба при петре 1

Среди должностей, носивших частично выборный характер, наибольшее количество вопросов вызывает фискальская служба, хотя ей и посвящено несколько специальных работ117. Фискалы, в качестве органов тайного надзора за губернской администраци­ей, были созданы по подобию фискалов, существовавших тогда как в Швеции, так и в Пруссии118.

Они должны были раскрывать

117 Барсов Т. О светских фискалах и духовных инквизиторах // Журнал Министерства народного просвещения. 1878. №2. С. 307-400; Анпило-гов Г.Н. Фискалитет при Петре I // Вестник Московского университета. Историко-филологическая серия. 1956. № 2. С. 63-80; Стешенко Л.А. Фи­скалы и прокуроры в системе государственных органов России первой чет­верти XVIII в. // Вестник МГУ. Серия XII. Право. 1966. № 2. С. 51-58.

118 С.Е. Шестаков считает, что главным эталоном стала Швеция. См.: Шестаков С.Е. Формирование института гражданских фискалов в России в первой трети XVIII в. // Реформы в России XVI-XIX вв.: Сб. научных трудов. М., 1992. С. 108.

преступления, связанные с укрывательством от службы, казнок­радством, взяточничеством и прочими нарушениями законов. Торжество закона и справедливости достигалось негласным пу­тем: «Над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также в сборе казны и прочего». При этом но­вые службы были поставлены в особое положение. Фискалы не подчинялись местным властям и были подсудны только Сенату, что позволяло им смело обличать казнокрадов и взяточников, невзирая на должности и лица.

До Петра I не было учреждений, контролировавших испол­нение указов и осуществлявших функции надзора. Их заменяли личный контроль царя, жалобы обиженных и частая смена вое­вод, в которой правительство видело способ борьбы с должнос­тными преступлениями местной администрации1"9.

Впервые фискалы упоминаются в указе 2 марта 1711 г. в свя­зи с поручением Сенату попечения о правосудии и государствен­ных доходах, для чего ему предписывалось «учинить фискалов во всяких делах». Следующим указом вводилась иерархия фи-скальских должностей. Сенату предписывалось «выбрать обер-фискала, человека умного и доброго (из какого чина ни есть)», которому следовало «иметь под собой несколько провинциал-фискалов у каждого дела, а те под собой еще несколько нижних чинов»120.

О том значении, какое придавалось этой службе, говорит тот факт, что в 1713г. доктор права барон Г. Гюйссен (воспитатель царевича Алексея) разработал проект создания Фискал-кол­легии, не получивший тогда практического осуществления121. К идее создания центрального фискального учреждения верну­лись через 12 лет. В 1725 г. в Петербурге была учреждена Фискаль-ская канцелярия (по некоторым сведениям она существовала уже в 1723 г.) во главе с генерал-фискалом и его помощником, государственным обер-фискалом. Это центральное учреждение по своим задачам и структуре (состояла из присутствия и канце­лярии) напоминало коллегию122.

119 Петровский С.А. Указ. соч. С. 98-100.

120 ПСЗ-1. Т. 4. № 2330 (п. 9), 2331 (п. 3). 2 и 5 марта 1711 г.; № 2457 (п. 5). 11 декабря 1711 г.

121 Полиевктов М.А.

Проект Гюйсена об учреждении в России фискал-коллегии (1713г.). М., 1914.

122 ПСЗ-1. Т. 7. № 4698. 20 апреля 1725 г.; № 4794. 22 октября 1725 г.; Государственность России. Кн. 4. М., 2001. С. 370-371.

В течение 1712-1714гг. общие начала фискальской службы получили дальнейшее развитие и к 1714г. ее значение и орга­низация были окончательно определены. В результате уточне­на сфера деятельности фискалов, введена их ответственность за ложные доносы и, наконец, разработана централизованная сис­тема органов надзора. Так, при Сенате должен был находиться один обер-фискал с четырьмя помощниками (в том числе дву­мя из купцов, чтобы «купеческое сословие тайно ведать»). При каждом губернском правлении состояло четыре фискала, из них один провинциал-фискал («из каких чинов достойно, также и из купечества»), а в каждом городе - один или два фискала в зависимости от числа жителей123. Заполнялись эти должнос­ти по-разному. Обер-фискала (затем генерал-фискала) назначал или выбирал из числа кандидатов, представленных Сенатом, сам Петр; провинциал-фискалов выбирал обер-фискал, а горо­довых фискалов - жители городов при участии провинциал-фи­скалов124.

Закономерен вопрос: Из каких сословий рекрутировались городские фискалы, составлявшие большинство этих служащих? Ответ содержит указ 17 марта 1714г., предписывавший провин­циал-фискалу раз в год объезжать свою губернию с целью ре­визии деятельности подчиненных. Выявив в ходе проверки «не­прилежных фискалов», он должен был вместо них «выбирать иных людей, добрых и правдивых, и закрепя те выборы своими руками, объявить, где довлеет (удовлетворяют. - Л.П.); токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть немолодым, а именно от сорока лет и выше, кроме тех, которые суть из купечества»125.

Таким образом, городовые фискалы выбирались местными жителями из купцов и дворян, а присутствовавший при этом провинциал-фискал утверждал результаты выборов, наблюдая, чтобы среди вновь избранных не было молодых дворян, годных к военной службе. В 1718г. были введены ограничения и для купеческого сословия: запрещалось выбирать фискалов из со­стоятельных купцов126. Дело в том, что фискальская служба ос-

вобождала торговых людей от уплаты податей, которые вместо них вносила посадская община; чем богаче был избранный в фи­скалы купец, тем больше налогов приходилось на долю осталь­ных членов общины.

Судя по указу 1714г., городовые фискалы избирались из дворян и купцов. Между тем у историков нет единой точки зре­ния о сословном составе этих служащих. Например, Т.В. Бар­сов писал, что одна половина городовых фискалов выбиралась из купечества, вторая - из шляхетства, а С.А. Петровский счи­тал, что «все городовые фискалы выбирались из купечества». М.М. Богословский, не согласившись с последним утвержде­нием, привел убедительные факты о том, что городовыми фи­скалами служили не только купцы и дворяне, но даже крестьяне (в северных районах). Причем городовые фискалы могли, как избираться населением, так и назначаться по представлению провинциал-фискала"27.

О сложном сословном составе городовых фискалов свиде­тельствует и статистический материал. По подсчетам Г.Н. Анпи-логова, в 1713г. только в Московской губернии было 32 фискала из дворян и 13 из купцов, а в 6 губерниях (кроме Санкт-Петербург­ской и Сибирской) в фискальной службе состояли 140 дворян и значительное число купцов. С.Е. Шестаков, дополняя эти дан­ные, пишет, что в начале 1713г. насчитывалось 159 служилых фи­скалов, преимущественно дворян128. Сословное происхождение фискалов подчеркивалось в их названии, поэтому существовали «фискалы из шляхетства» и «фискалы из купечества». Эти назва­ния сохранялись даже тогда, когда они становились провинци­ал-фискалами.

Помимо представителей этих двух сословных групп, были и просто «фискалы», которые довольно часто встречались среди городовых фискалов (см. Приложение 3). Кого относили к этой категории служащих, остается неясным, так как объяснений нет ни в законодательстве, ни в литературе. Можно предположить, что так называли тех, кто получал эту должность по назначению провинциал-фискалов, а не по выбору городского населения. Не исключено также, что их составляли довольно многочис­ленные в то время «доносители» из посадских людей и прочих

127 Барсов Т. Указ. соч. С. 315; Петровский С.А. Указ. соч. С. 133; Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. С. 299-300.

128 Анпилогов Г.Н. Указ. соч. С. 67; Шестаков С.Е. Указ. соч. С. 115.

слоев населения, которых зачисляли по их просьбам в фискалы, хотя и с предосторожностями, после тщательной проверки све­дений129.

Существенным отличием фискалов от государственных слу­жащих было то, что они кормились от дел и не получали ка­зенного жалованья. Их служба была трудной, даже опасной, но выгодной. По закону 5 марта 1711 г., при подтверждении доноса фискалы получали половину штрафа или имущества нарушителя закона (вторая половина шла в казну). С 1714 г. в казну по-пре­жнему поступала Уг общей суммы штрафа, но доля доносителя сократилась в два раза, так как 1А всех денег шла на содержание фискальского аппарата и распределялась между провинциал-фи­скалом и городовыми фискалами провинции, откуда шел донос, а "/20 этой четверти отчислялась обер-фискалу с товарищами130.

Получив право доносить, фискалы не несли никакой ответс­твенности за ложный донос. В последнем случае закон охранял их от справедливого возмездия и угрожал «жестоким наказанием и разорением всего имения» тем, кто решался «досадовать» на них131. Неудивительно, что занимавшие эту должность нередко злоупотребляли своим положением, вызывая всеобщую нена­висть. Уже в марте 1712г. блюститель патриаршего престола С. Яворский подверг их суровому осуждению в своей знамени­той проповеди, сенаторы называли их не иначе, как «уличными судьями», «антихристами и плутами»; в народе слово «фискал» преобразовалось в «свистал» и стало нарицательным. В резуль­тате в 1714 г., хотя и с оговорками, была введена ответственность фискалов за ложные доносы132.

Введение….

1. История создания фискальной службы при Петре I…

Заключение….

Список литературы….

Введение (выдержка)

Органы прокуратуры и прокурорского надзора в России основал Петр I.

Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы ". над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего".

В 1713 г. в России была введена должность Генерал-фискала.

Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 г. "О должности фискалов".

К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования.

Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной.

К тому же, фискалы всех рангов не получали зарплаты, а существовали за счет "собственных кормовых". Со временем Петр I убедился в неэффективности службы фискалов.

Широкое распространение корыстных должностных преступлений обусловило создание специальной карательной службы - фискалата.

Этот институт, заимствованный из Пруссии, в России появился одновременно с созданием Сената, как его подразделение.

Цель работы: рассмотреть фискальную службу в Петровской России.

Заключение (выдержка)

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

Фискал, в России в 1711-29 государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер-фискалами (с 1723 генерал-фискалы), подчиненными генеральному прокурору.

Возглавлял фискальную службу вначале обер-фискал, позднее - генерал-фискал, которые не только информировали Сенат о выявленных ими злоупотреблениях по службе, но и тайно следили за членами и служителями Сената.

Назначаемые из незнатных семей, стимулируемые за доносы половиной налагаемого на виновных штрафа и освобожденные от ответственности за недоказанный донос, а, также пользуясь личной поддержкой царя, фискалы были опасны чиновникам и крайне непопулярны в бюрократической среде.

Даже Петр I признавал, что чин фискала "тяжел и ненавистен".

Их пытались опорочить, устраняли из Сената, подчиняли Юстиц-коллегии, а с учреждением прокуратуры фактически передали в ее подчинение.

Литература

2. Вронский О.Г., Колосов Д.В., Родин А.В. История отечества с древнейших времен до наших дней: Пособие для старшеклассников и абитуриентов.- М., 2003.

3. Захаревич А. В. История отечества. Учебник.- Издательство: Дашков и Ко, 2004.

4. Апальков В. С., И. М. Миняева. История Отечества. Учебное пособие.- Издательство: Альфа-М; Инфра-М, 2004.

Похожие работы

Дипломная работа:
Проведение землеустроительных работ для линейных объектов (на примере автомобильной дороги «Волоколамское шоссе»).

Говорится: «учинить фискалов по всяким делам, а как быть им пришлется известие» . Через 3 дня, 5 марта, новым указом повелевалось учредить должность обер-фискала ; он должен был иметь тайный надсмотр над всеми делами; ему надлежало следить за тем, не учинялся ли где-либо неправый суд, не совершалось ли незаконного «в сборе казны и прочего» . «Кто неправду учинит» , на того обер-фискал должен был донести в Сенат, и если он действительно уличал виновного, то половина штрафа шла в пользу казны, а половина - в пользу фискала.

Обер-фискал был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами; в губерниях были провинциал-фискалы , по одному для каждой отрасли управления; они имели «под собой» «низших», городских. О них всех говорилось, что они «имеют во всём такую же силу и свободность, как и обер-фискалы» .

Высокое положение отнюдь не гарантировало от тайного надзора и вызова в Сенат; ему подлежали все, «какой высокой степени ни есть» . Высокопоставленные лица могли привлекаться только обер-фискалом; это было единственным различием в степени власти обер-фискала и рядовых фискалов.

С учреждением коллегий появились коллежские фискалы , по одному при каждой коллегии.

В августе г. Н. М. Зотов назначен был государственным фискалом , то есть «надсмотрителем, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил» .

Но злоупотреблений чинилось очень много, и простор для них был большой. Провинциальные фискалы не зависели от местных властей и подчинены были своему начальству, обер-фискалу. Обязанные доносить, они не преследовались за доносы неверные; в указе прямо сказано: «буде же не уличить (виновного, перед Сенатом), то отнюдь фискалу в вину не ставить ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения» .

Известна выходка Стефана Яворского против этого учреждения. 17 марта г. он в проповеди сделал очень ясные намеки на него: «закон Господень непорочен, а законы человеческие бывают порочны; а какой-то закон, например, поставити надзирателя над судами и дати ему волю кого хочет обличити, да обличит, кого хочет обесчестити, да обесчестит…» и т. д. Его слова не остались без влияния. 17-го марта г. вышло новое распоряжение, в котором сфера действий фискалов была определена гораздо точнее. Они должны были разоблачать всякие преступления указов, всякие взятки и кражи казны и все то, что может повести «ко вреду государственного интереса» , должны были возбуждать дела, на которые нет челобитчиков . За вмешательство в судные дела, возбужденные какой-либо из сторон, фискалы подвергаются наказанию. Преследуют их и за доносы, сделанные в корыстных целях; если донос окажется несправедливым, фискал несёт то наказание, какое понесло бы оговоренное им лицо, если бы было действительно виновно; наказывается фискал и в тех случаях, когда не донёс по своим корыстным соображениям.

Власть провинциальных фискалов трудно поддавалась контролю; обязанные раз в год объезжать города по губернии и подвергать проверке действия низших фискалов, провинциальные фискалы были облечены властью смещать их, подвергать взысканиям и т. п., что давало опять-таки повод к злоупотреблениям. В г. власть их была в значительной степени стеснена учреждением по всем губерниям прокурорских должностей. Прокуроры - этот уже открытый надзор за судом - не только ограничивали их контроль над судебными делами, но являлись и вообще посредствующей инстанцией между ними и обер-фискалом.

Институт фискалов, дискредитированный действиями своих должностных лиц, в особенности был подточен злоупотреблениями своих высших чиновников, обер-фискалов. Не помогло делу и учреждение при Екатерине I должности генерал-фискала . Верховный тайный совет при Петре II занят был разбирательством не только преступлений обер-фискалов, но и корыстных деяний генерал-фискалов.

При Анне Иоанновне фискалы были упразднены (). Особой пользы учреждение, имевшее целью тайный надзор за всеми жителями и всеми учреждениями, принести не могло; фискалы были всем ненавистны. Второй по времени обер-фискал, М. В. Желябужский, и его помощник А. Я. Нестеров вскоре по вступлении в должность обратились к царю с жалобой на Сенат, говоря, что там им приходилось очень плохо: сенатор Г. А. Племянников их иначе как «уличными судьями» и не называл, а князь Яков Долгорукий прямо величал антихристами и плутами .

Но долю пользы фискалы несомненно принесли. Знаменитые разоблачения Нестерова (относительно князя М. П. Гагарина , того же Долгорукова и др.) пролили свет на такие злоупотребления и преступления, которые без фискалов совершенно ускользнули бы от возмездия. Нестеров обратил также внимание на эксплуатацию богатыми купцами мелких торговцев; были назначены купеческие фискалы , обязанные тайно надсматривать за делами в этом сословии. Однако и Нестеров, этот самый деятельный и умный из высших должностных фискалов, не устоял в конце концов против искушения и был уличён во взяточничестве и укрывательстве.

Фискалы (воен.) - вслед за учреждением фискалов в гражданском ведомстве они по указу г. были введены в войсках. По Воинскому Уставу 1716 г. в полках и крепостях должны были состоять фискалы, при дивизиях - обер-фискалы в ранге майора , при армии - генерал-фискалы в ранге подполковника . По определению Воинского Устава фискал «есть смотритель за каждым чином, так ли всякой должности истиной служит и в прочих делах, вручённых ему, поступает» . Фискалы обязаны были проведывать и доносить о преступлениях, поддерживать обвинение на суде и наблюдать за соблюдением судами положенных в законе для рассмотрения дел сроков; о нарушениях казенного интереса фискалы должны были только сообщать комиссариату. В тех случаях, когда возведённое фискалами обвинение оказывалось неосновательным, они могли подлежать только лёгким наказаниям за неосмотрительность. Указом 22 февраля 1723 г. генерал-фискалы и обер-фискалы были повышены в рангах ввиду того, что в первое время фискалы выбирались «из самых нижних людей без свидетельств» и из числа обер-фискалов некоторые оказались виновными «в великих преступлениях и злодействах» . Полковым фискалам по штатам

был издан Указ «О должности фискалов», в котором были определены полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности.

Петром I впервые в России был создан орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов. В его обязанности входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.

22 февраля (5 марта) 1711 г. Петром I был издан Указ об учреждении Сената . Указами от 2 (13) и 5 (16) марта 1711 г. в Российской империи с целью осуществления тайного надзора за исполнением распоряжений главы государства был учрежден фискалитет, а в 1713 г. введена должность генерал-фискала.

На основании указа от 17 (28) марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводивший ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.

К фискалам предъявлялось высокие профессиональные требования. В их обязанность входило тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления как низших, так и высших чиновников; преследовать и пресекать казнокрадство, взяточничество и хищения чиновниками, а также другие преступления, носящие антигосударственный и антиобщественный характер. «Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого также и в дела глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою…»

Фискалы должны были также надзирать за исполнением законов. Они принимали доносы от частных лиц, имели право являться во все учреждения, заведения и другие места и требовать на просмотр все дела и документы. Они обязательно присутствовали при отобрании денег в доход государства.

О проделанной работе, обо всём, что фискалам удалось узнать в процессе своей деятельности, они доносили в Сенат. Если донос оказывался верным, то половина штрафа, взимаемого с нарушителя, шла в пользу казны, четверть отдавалась «тому фискалу, чрез чьё изыскание штрафные деньги взяты будут», а оставшиеся отдавались «на раздел общий» провинциал-фискалу.

В случае неправильного доноса указом предписывалось «…в вину ему [фискалу] не ставить, (ибо невозможно о всём оному аккуратно ведать)», если же все доносы фискала были не верны, но учинил он их «ни для корысти или злобы: то взять штраф с него лёгкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил». За заведомо ложный донос фискал мог подвергнуться судебному преследованию.

Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении и слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счёт «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

В соответствии с Указом Петра I от 12 (23) января 1722 г. «О должности Сената» в России появилась прокуратура - государственно-правовой институт, орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов, возглавлявшаяся генерал-прокурором . Цель учреждения прокуратуры состояла в осуществлении гласного контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти, предупреждение возникновения преступлений в среде чиновников.

По мере развития органов прокуратуры должность фискалов постепенно была упразднена.

Лит.: Копылова О. П. Прокурорский надзор. Тамбов, 2007; Платонова Н. В. Государственный контроль (фискалитет) в России и русское общество в первой четверти XVIII века. Автореф. дис. … к. ист. н. М., 2000; Полиевктов М. А. Проект бар. Гюйсена об учреждении в России фискал-коллегии (1713). М., 1914.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года.СПб., 1830. Т. 5 (1713-1719). № 2786. С. 89 ;

Фискалы // Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 36. СПб., 1902. С. 41-42 .