Бытовая химия - польза или вред? Вред и польза химии Химия и здоровье польза и вред

Бытовая химия – вред или польза? Плюсы и минусы бытовой химии – чего больше?

Достаточно давно прошли уже те времена, когда порядок в своей квартире домохозяйки наводили при помощи подручных средств. Сегодня, наверное, и не получиться сыскать тех из них, которые бы убирали дом с помощью золы или соды.

Нашу жизнь в настоящий момент облегчила бытовая химия , благодаря которой уборка дома существенно упростилась и ускорилась .

Сейчас существует достаточно существенный выбор бытовой химии. Среди них , средства для уборки санузлов, для мойки окон и многое другое. Все эти достижения в области науки, несомненно, упростили всем нам бытовую жизнь.

Посещая магазины, мы можем сейчас замечать одновременно несколько отделов с различными чистящими и моющими средствами. Выбор на полках супермаркетов действительно достаточно широкий, что позволяет разойтись.

Однако стоит также понимать, что в погоне за идеальными и действующими химическими средствами, мы забываем о немаловажном факторе, а именно об экологической безопасности используемого вещества.

Бытовая химия находится в доме у каждой . Но стоит учитывать все плюсы и минусы еще на этапе ее выбора. Делать это важно потому, что только таким образом вы нанесете минимальный вред как своему собственному здоровью, так и самочувствию своих близких.

Порой даже небольшая доза химических веществ для чистки поверхностей может быть достаточно эффективной - это важно помнить. Но подумаете ли вы в этот момент о всем вреде, который она сулит? Вряд ли...

Как бы ни было странно, но все еще на прилавках многих магазинов можно встретить большое множество химических средств, которые давно запрещены в других странах из-за причинения вреда здоровью .

Большинство из этих средств содержат так называемые поверхностно-активные вещества (сокращенно ПАВ), такие как аммиак, хлор, ацетон и множество других вредных для человеческого организма химических соединений.

При попадании на кожу и в легкие данные структуры могут вызвать аллергическую реакцию и даже тяжелое отравление.

Но это по сравнению с другими последствиями все еще сущие пустяки. Астма , дерматит , всевозможные опухоли , различные онкологические заболевания – все эти страшнейшие болезни может вызвать, казалось бы, самый обычный стиральный порошок или моющее средство для посуды.

Еще одним минусом, является само ваше стремление к постоянной чистоте. Порой оно становится болезненным и достигается путем преодоления достаточно болезненных пределов. Уничтожая все микробы и бактерии в доме, несомненно мы обезопасим свой организм от их прямого воздействия.

Но при соблюдении всех этих стерильных условий быта, наш организм отказывается самостоятельно бороться с проблемами. При этом вы рискуете сразу же заболеть, так как естественная защита работать уже не будет.

Плюсов у бытовой химии гораздо меньше, чем должно было быть в теории. Конечно, бытовая химия облегчает уборку дома и является вашим незаменимым помощником в деле обеспечения чистоты.

Особенно нравится обывателям, когда на этикетках производитель указывает то, сколько конкретно нужно средства, чтобы отмыть ту или иную загрязненную площадь. Правда помимо этого положительных сторон у бытовой химии по сути и нет - список иссякает.

На данном этапе наступает осознание того, что вреда бытовая химия проносит гораздо больше, чем пользы. Внимательней относитесь к тому, какое средство вы приобретаете. Важно чтобы эти средства не были составлены из фосфатов и прочих опасных для организма веществ .

Не стоит забывать также и о том, что несколько лет назад можно было держать дом в чистоте и без всех этих средств из категории бытовой химии. Возможно, это будет стоить вам чуть больше потраченного времени, но ваш организм несомненно отблагодарит вас за оказанное ему таким образом уважение.

Вспомните как в доме вашей матери, еще в раннем детстве, обычная горчица отлично обезжиривала посуду при мытье. А вот пищевая сода на самом деле способна отполировать практически любое загрязнение .

Чтобы краны в ванной блестели и сияли чистотой, просто протрите их спиртом. При этом даже самый обычный, на первый взгляд банальный, лимонный сок поможет избавиться от налета на унитазе.

Можно также использовать раствор пищевой соды и уксус, который эффективно устраняет и прочие загрязнения на внутренних поверхностях посуды.

Одним словом, подумайте дважды, прежде чем использовать средства бытовой химии для чистки своего дома. Особенно это касается сильнодействующих средств с содержанием фосфатов и прочих химически активных компонентов!

Слайд 2

Что такое бытовая химия?

  • Косметические средства гигиены
  • Декоративная косметика
  • Синтетические моющие средства
  • Освежители воздуха и др.
  • Слайд 3

    Химические средства гигиены

    • Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так имеют косметические средства -лосьон, крема, шампуни, гели, которые выполняют гигиеническую функцию.
    • К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства
  • Слайд 4

    Шампуни

    • Вхимический состав шампуней входят различные консерванты. Это могут быть: - Феноксиэтанол, Диазолидинилкарбанамид, бензольная кислота и т.д. Главная задача консервантов, это не допущение развития, различных микроорганизмов в шампуне.
    • В химический состав шампуня также входят, красители и ароматизаторы. Шампуни с этими добавками, обладают хорошей консистенцией и они приятно пахнут. К этим красителям и ароматизаторами относятся:- Пропиленгликольдистеарат или же гликольдистеарат.- Различные ароматизаторы, различная отдушка.
  • Слайд 5

    • Способность пероксида водорода обесцвечивать волосы используют в косметике. Она основана на взаимодействии атомарного кислорода с красящим веществом волос меланином – смесью сложных органических веществ. При окислении меланин переходит в бесцветное соединение.
    • Следует помнить, что пергидроль вызывает ожоги кожи и слизистых оболочек.
  • Слайд 6

    Средства ухода за зубами

    • Трудно сказать, когда люди начали чистить зубы, но имеются сведения, что одним из древнейших препаратов для чистки зубов была табачная зола.
    • Еще сравнительно недавно для чистки зубов широко применяли зубные порошки. Они состоят из абразивного материала: чаще всего это мел CaCO3, реже CaHPO4, а иногда их смеси
    • Эти абразивы получают химическим осаждением, например, в соответствии с уравнением:
    • Ca(NO3)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2Na
  • Слайд 7

    Зубные пасты – это многокомпонентные составы

    • Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие, загустители, пенообразующие.
  • Слайд 8

    Декоративные пудры

    • Косметические декоративные пудры – многокомпонентные смеси. В них входят: тальк, каолин, ZnO, TiO2, MgCO3, крахмал, цинковые и магниевые соли стеариновой кислоты, а также органические и неорганические пигменты, в частности Fe2O3
  • Слайд 9

    СОСТАВ ГУБНОЙ ПОМАДЫ

    • Обычная помада имеет следующий состав:
    • Краситель - 5%;
    • Двуокись титана - 10%;
    • Масло - 40%;
    • Воск - 20%;
    • Смягчитель - 25%.
    • К другим компонентам, входящим в состав помады, относятся: ароматизатор, консервант, защищающий от микробов, витамин Е, солнцезащитное вещество, вкусовая добавка.
    • Химические вещества, входящие в состав губной помады, напрямую контактируют с кожей губ и поэтому должны быть абсолютно безопасными
  • Слайд 10

    • Наиболее распространенный лак для ногтей представляет раствор нитроцеллюлозы в органических растворителях.
    • В лак добавляют пластификаторы – касторовое масло или другие экстракты, которые препятствуют обезжириванию ногтей и предотвращают их ломкость.
  • Слайд 11

    мыло

    В производстве мыла давно используют канифоль, которую получают при переработке живицы хвойных деревьев. Канифоль состоит из смеси смоляных кислот, содержащих в цепи около 20 углеродных атомов. В рецептуру хозяйственного мыла обычно вводят 12-15 % канифоли от массы жирных кислот, а в рецептуру туалетных мыл - не более 10 %. Введение канифоли в больших количествах делает мыло мягким и липким.

    Слайд 12

    СОСТАВ МОЮЩИХ СРЕДСТВ

    • Моющие вещества в зависимости от строения углеводородного радикала и активной группы делят на следующие типы: 1. Алкилкарбонаты (мыла); 2. Алкилсульфаты; 3. Алкилсульфонаты; 4. Алкиларилсульфонаты; 5. Алкиламмонийхлориды (катионоактивные моющие вещества).
    • Мыла, сульфаты и сульфонаты являются анионоактивными, так как образуют поверхностно-активный отрицательно заряженный ион. Встречаются и неионогенные моющие вещества. Они в воде не диссоциируют, но растворяются, благодаря наличию в молекуле большого числа гидрофильных групп, например ОН.
  • Слайд 13

    ПЯТНОВЫВОДИТЕЛИ

    • Может быть приготовлены из смеси обычных растворителей для сухой очистки (трихлорэтилен, бензол, петролейный эфир, денатурированный спирт, четыреххлористый углерод.)
    • и фреонов 11 и 12 или только 12. Его типовой состав следующий (в %):
    • Трихлорэтилен ………… 25
    • Бензол……………. 25
    • Хлористый метилен………. 25
    • Фреон 12…………… 25
    • Существует он также и в виде порошка, который в основном имеет тот же состав (в %), но отличается наличием в нем фиксирующего агента (талька, бентонита или аэрозила):
    • Аэрозил …………. 4
    • Растворитель………..31-56
    • Фреоны 11/12……….40-65
  • Слайд 14

    ОСВЕЖИТЕЛИ ВОЗДУХА

    Американскими учеными в 2008 году были проведены исследования, в ходе которых выяснили, что люди, использующие часто в своих домах освежители воздуха, заболевают онкологическими заболеваниями на 130 % чаще тех, кто предпочитает натуральные освежители(страшная статистика).

    Слайд 15

    Бытовая химия - несомненное достижение цивилизации

    Едва ли кто-либо может представить себе работу по дому без ее применения. Однако, поддерживая чистоту средствами бытовой химии, мы недооцениваем вред, который она приносит нашему здоровью. Например, большая часть стиральных порошков содержат полифосфаты, которые опасны не только для здоровья, но и для окружающей среды.

    Слайд 16

    Вредные химические вещества

    Хлор, углекислый газ, окислы азота, фенол, формальдегид, ацетон, аммиак, энзимы, отбеливатели, абразивные вещества, ароматизаторы - вот далеко не полный список химических веществ, используемых в бытовой химии. Все эти компоненты биологически агрессивны.

    Слайд 17

    Вред здоровью

    • Загрязнение окружающей среды подобными химическими веществами способствует развитию таких заболеваний, как дерматиты, аллергия, бронхиальная астма.
    • Бытовая химия может представлять опасность еще и потому, что ее избыточное использование ослабляет и даже вовсе уничтожает полезную микрофлору.
  • Слайд 18

    • По одной из гипотез, одна из причин стремительного распространения аллергии среди населения планеты является излишняя стерильность нашей сегодняшней среды обитания, что приводит к нарушению нормального формирования иммунной системы человека.
  • Слайд 19

    Именно поэтому нужно с особой ответственностью подходить к вопросу выбора и дальнейшего использования средств бытовой химии в домашнем хозяйстве.

    Слайд 20

    • избегайте чрезмерного использования бытовой химии, содержащей хлор, аммиак, фенол, формальдегид, ацетон;
    • пользуйтесь наиболее щадящими средствами;
    • храните средства бытовой химии в хорошо закрытых емкостях;
    • старайтесь применять не порошки, а гели, жидкие или гранулированные средства;
    • избегайте прямого контакта с агрессивными веществами;
    • ограничьте себя и своих домочадцев в использовании бытовой химии и косметических средств в аэрозольных баллончиках под давлением;
    • тщательно ополаскивайте или смывайте средства бытовой химии;
    • чаще проветривайте помещение;
    • при аллергических, дерматологических заболеваниях используйте;
    • гипоаллергенныесредства личной гигиены и бытовую химию.
  • Задание к лекции 1

    Выполнила Иняева Е.И.

    При выполнении работы постарайся придерживаться следующего порядка:

    1) Внимательно ознакомься с предложенными темами проектов, выбери из предложенного списка тему или предложи свою собственную.

    2) Постарайся вникнуть в тему, «погрузиться» в нее. Это поможет сформулировать цель и задачи твоей деятельности.

    3) Приступай к изучению литературы по теме, собирай и анализируй всю найденную информацию. Заведи для этого папку с файлами для хранения найденных материалов.

    4) Составь план своей работы и постарайся его придерживаться. Будь готов к тому, что возможно придется вносить коррективы в работу в зависимости от различных обстоятельств.

    5) Приступай к выполнению работы.

    6) Оформи исследование в соответствии с указанными требованиями.

    7) Подготовь презентацию. Обязательно соблюдай требования к составлению презентаций.

    8) Начинай готовиться к выступлению. Для этого составь план выступления и прорепетируй его дома или перед учащимися, перед учителем.

    9) Во время работы соблюдай нормы публичной речи, регламент выступления, будь готов корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    10) Продумай возможности использования результатов проекта.

    11) Проанализируй достигнутый результат – причины достижения или отсутствие планируемого результата, поставленной цели.

    2. Фрагмент проектной работы «Бытовая химия польза или вред?»

    Цель :

    Проанализировать влияние средств бытовой химии на качество воды в г. Челябинске

    Задачи :

    Проанализировать химический состав моющих средств, используемых в быту;

    Изучить технологию управления качеством воды в городе;

    Оценить возможные последствия попадания средств бытовой химии в водоемы города.

    Вид проекта : информационно-познавательный проект

    Этапы работы над проектом

    Ставит цель;

    Формулирует задачи

    Предлагает темы;

    Принимает участие в обсуждении тем;

    Определяется тема проекта;

    Формулируется проблема;

    Ставится цель работы;

    Формулируются задачи

    2. Деятельностный (разработка проекта)

    Подготавливает материалы, накапливает информацию;

    Устанавливает способы подачи информации

    Советует литературу, которая может помочь ученику;

    Обсуждает и корректирует способы подачи информации

    Вся найденная информация собрана и проанализирована;

    Построен алгоритм деятельности;

    Определен способ подачи информации;

    Работа выполнена согласно плана

    3. Защита проекта

    Оформляет результаты;

    Подготавливает презентационные материалов;

    Проводит тренировочное выступление;

    Представляет выполненную работу с соблюдением требований к выступлению перед комиссией

    Консультирует, координирует работу ученика, стимулирует его деятельность, подстраивается под ритм работы, удобный ученику;

    Проводит предзащиту работы;

    Подготовлены презентационные материалы

    Проведено тренировочное выступление;

    Представлена работа

    4. Оценивание

    Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

    Оценивает совместно с экспертной группой работу;

    Оценивает качество отчета

    Оценено качество работы

    5. Анализ результатов

    Анализирует достигнутый результат;

    Предлагает возможности использования результатов проекта

    Отмечает неиспользованные возможности;

    Оценивает потенциал работы

    Проанализированы результаты работы;

    Изучены возможности использования результатов проекта

    Просмотр содержимого презентации
    «бытовая химия»

    Исследовательская работа по химии: «Бытовая химия – вред или польза?»

    Выполнила: Озерова Екатерина,

    ученица 11 класса МКОУ ТСОШ № 4

    Руководитель: Кисленко С.А.


    Гипотеза :

    Нужно ли опасаться человеку веществ, окружающих его в повседневной жизни?


    Цели работы:

    1.Определить воздействие веществ повседневного обихода на организм человека.

    2.Научиться сводить к минимуму вредное воздействие бытовой химии.


    Задачи:

    1. Сравнить средства бытовой химии и подручные домашние средства между собой.

    2. Собрать необходимую информацию о бытовой химии, определить ее воздействие на человека.

    3. Провести опрос.

    4. Подготовить и провести лабораторные опыты.

    5. Рассмотреть результаты и сделать выводы.


    Методы исследования:

    1.Изучение литературы

    2.Лабораторные опыты

    3.Опрос одноклассников

    4.Анализ результатов


    Практическая значимость:

    полученные результаты имеют практическое значение для каждого человека. Каждый человек должен знать, какое влияние на него оказывает бытовая химия, какой вред она наносит его здоровью.


    Теоретическая часть

    Аллергия

    Раздражение


    • Хлора
    • Фосфатов
    • Анионных ПАВ (не более 2-5%)
    • Нефтяных дистиллятов
    • Фенолов и крезолов
    • Формальдегида


    • 1 Строительная
    • 2 Каталитическая
    • 3 Транспортная
    • 4 Защитная
    • 5 Энергетическая






    Воздействие веществ, используемых на кухне для поддержания чистоты.

    Вещества

    Наблюдения

    Помутнение

    Образовался мутный осадок и выделился газ.

    Пемолюкс

    Раствор соды

    Частичная денатурация белка

    Раствор уксусной кислоты

    Белок частично свернулся



    Пемолюкс


    Воздействие веществ, используемых для поддержания чистоты тела и белья.

    Вещества

    Раствор стирального

    Наблюдения

    порошка «Tide»

    Натертое мыло + сода + бура

    С белком ничего не происходит

    Отбеливатель

    Частичная денатурация, помутнение

    С белком ничего не происходит.


    Натертое мыло + сода + бура

    Отбеливатель



    Воздействие веществ, используемых для мытья стекол и зеркал.

    Вещества

    Наблюдения

    Мистер Мускул

    Белок частично свернулся

    Белок частично свернулся

    Уксус и вода (1:5)

    Частичная денатурация белка

    Белок частично свернулся


    Мистер Мускул

    Уксус и вода



    Вещества

    Моющая способность

    химический запах

    Горчичный порошок

    отсутствует

    химический запах

    горчичный запах


    Вещества

    Моющая способность

    Мистер Мускул

    Уксус и вода (1:5)

    резкий химический запах

    химический запах

    отсутствует

    отсутствует


    Советы:

    1. Химические средства используйте только там, где это действительно необходимо

    2. Старайтесь реже использовать или вообще откажитесь от средств, содержащих хлор, аммиак, ацетон, формальдегид и фенол.

    3. Выбирайте средства без красителей и ароматизаторов.

    4. Откажитесь от освежителей воздуха. Лучше чаще проветривайте помещение. Или устраните причину неприятного запаха.

    5. При стирке в стиральной машине дважды запускайте режим полоскания, чтобы вымыть все остатки моющего средства.

    6. Используйте резиновые перчатки при контакте с бытовой химией.

    7.Используйте средства бытовой химии, имеющие пометку "гипоаллергенное"





    Из истории возникновения химии.

    Химия-наука,изучающая вещества и их превращения.Превращения веществ происходят в результате химических реакций.

    Первые сведения о химических превращениях люди получили,занимаясь различными ремеслами,когда красили ткани,выплавляли металл,изготавливали стекло.Тогда появились определённые приёмы и рецепты,но химия ещё небыла наукой.

    Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия.Целью алхимиков был поиск так называемого философского камня,с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото.Разумеются их усилия остались бесплодными.Но поскольку они проводили различные опыты,им удалось сделать несколько важных практических изобретений.Стали использоваться печи,реторы,колбы,аппараты для перегонки жидкостей.Алхимики приготовили важнейшие кислоты,соли и оксиды,описали способы разложения руд и минералов.

    Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля.Он впервые определил центральный объект исследования химии:попытался дать определение химического элемента.Бойль считал,что элемент-это предел разложения вещества на составные части.Разлагая природные вещества на их составные,исследователи сделали много важных наблюдений,открыли новые элементы и соеденения.Химик стали изучать,что из чего состоит.

    В начале 19 в. англичанин Дж.Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику.Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии.Благодоря этому учению Д.И.Менделеев открыл периодический закон.названный его именем,и составил периодическую таблицу элементов.

    В 19 в. чётко определились два основных раздела химии:органическая и неорганическая.В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия.Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике,а это повлекло за собой развитие химической технологии.

    О пользе химии.

    Химическое искусство возникло в глубокой древности,и его трудно отличить от производства,потому что,подобно сёстрам-близнецам,оно одновременно рождалось у горна металлурга,в мастерской красильщика и стекольщика.Корнни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики.Письменных источников,по которым можно было судить об уровне древней ремесленной химии,сохранилось мало.Изучение археологических объектов с помощью современных физико-химических методов приоткрывает завесу в мир ремесла древнего человека.Установлено,что в Месопотамии в 14-11 вв. до н.э. применяли печи,в которых при сжигании угля можно было получить высокую температуру (1100-1200 С),что позволяло выплавлять и очищать металлы,варить стекло из поташа и соды,обжигать керамику.

    Технохимия и металлургия достигли высокого уровня в Древней Индии.

    Многочисленные рецепты изготовления мазей,лекарств,красок,изложенные в папирусах,показывают высокий уровень развития ремесленной химии,косметики и фармации уже в середине второго тысячелетия до н.э.По выражению А.Лукаса, «косметика так же стара,как человеческое тщеславие».Широкое распространение в древности получили рецепты изготовления пищевых продуктов,обработки и окраски кож и мехов.В пятом тысячелетии до н. э. Были хорошо развиты практическая технология дубления,крашения,парфюмерное дело,изготовление моющих средств.

    В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта,в так называемом «Папирусе Эбереса» (16 в. до н. э.),приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов.Описаны способы извлечения из растений различных соков и масел путём выпаривания,настаивания,выжимания,сбраживания,прцеживания.Приёмы возгонки,перегонки,экстрагирования,фильтрации широко применялись в различных технологических операциях.

    Древние специалисты химического искуства:плавильщики,стеклодувы,красильщики,мыловары-были «химиками-технологами».Это были люди чистой практики,для которых «теория» значила мало или вообще ничего не значила.Они устно передавали свой богатый опыт каждому новому поколению.Никто в то время этот опыт не обобщал и не описывал,и если в папирусах сохранились отдельные рецепты,то это было далеко не то,что могли делать руки мастера.А могли они делать немало.Дастаточно напомнить о красивой глазури (обливные облицовочные плитки,для окраски которых применялись такие оксиоды,как СuО,СоО,FeO,PbO).

    В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота.Обработку породы начинали с дробления кварца,содержащего золото,затем куски кварца сплавляли в герметически закрытых тиглях с поваренной солью,свинцом,оловом,при этом серебро переходило в хлорид серебра.Кроме золота,в древности были известны серебро,железо,олово,ртуть,медь,свинец.Согласно учению древних,семь металлов олицетворяло семь планет.

    Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов

    О вреде химии.

    После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже.Первые электростанции,работавшие на ядерном топливе,появились 1950-х годах.Вслучае утечки такого топлива оно заражает всё вокруг даже воздух.Многие люди,обеспокоенные этим,устраивали демонстрации протеста против использования атомной энергии.До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле.Такое топливо не столь опасно,как ядерное,но его запасы рано или поздно должны истощиться.К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге.Когда такой дождь выпадает на землю,он наносит ущерб пастбищам и лесам.Эти дожди называются кислотными.В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива.Вся местность на много километров была заражена.До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля,употреблять произведённые там продукты питания,пить воду из местных водоёмов.