Российская академия театрального искусства. Российская академия театрального искусства - гитис. Межфакультетские кафедры рати

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (РАТИ; до 1991 ГИТИС – Государственный институт театрального искусства, с 1934 имени А.В.Луначарского), крупнейшее театральное учебное заведение России. 22 сентября 1878 Министерством внутренних дел России была утверждена программа занятий для музыкально-драматической школы П.А.Шостаковского, через месяц на Страстном бульваре состоялось ее открытие. Развитие школы поддерживалось Обществом любителей музыкального и драматического искусства. В 1883 школа получила статус Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе. Училище и Общество находились под покровительством Великого князя Николая Николаевича. Драматические классы училища с 1883 по 1889 возглавлял А.Южин. Основательность подготовки учащихся, артистические дарования выпускников позволили училищу получить новый устав, уравнивающий его в правах с консерваториями, стать высшим учебным заведением. Руководство драматическим отделением с 1889 по 1891 взял на себя известный русский педагог и актер О.А.Правдин.

С приходом Вл.И.Немировича-Данченко (1891–1901) начался новый этап в развитии училища. Немирович-Данченко воспитал блестящую плеяду молодых актеров, составивших гордость отечественного театра и национальной культуры (О.Л.Книппер, М.Г.Савицкая, В.Э.Мейерхольд, Е.М.Мунт, Б.М.Снигирев). Объединение в 1898 в одну труппу выпускников Музыкально-драматического училища и участников Общества искусства и литературы положило начало Московскому Художественно-общедоступному театру. В 1902 училище переехало в Малый Кисловский переулок, где по сей день располагается Академия. С 1918 училище претерпело ряд реорганизаций и переименований, обусловленных изменениями в государственной системе образования. Так, в 1918 оно было переименовано в Музыкально-драматический институт, в 1920 – в Государственный институт музыкальной драмы с драматическим отделением. Драматическое искусство преподавали А.Зонов, А.Чабров, А.Гейрот, Л.Лурье, А.Петровский. Наряду с такими предметами, как дикция, постановка голоса, танец, фехтование, преподавали историю драмы и историю литературы. В 1922 Государственный институт музыкальной драмы был соединен с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Вс.Мейерхольдом. Это объединение получило название Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).

Обучение велось в 9 «производственных мастерских»: Мейерхольда, Н.Малько (музыкально-драматическая), Б.Фердинандова (опытно-героического театра), Петровского, Н.Фореггера, Н.Аксагарского, национальных меньшинств (латышской, еврейской, армянской). В 1923 в ГИТИС влился Государственный практический институт хореографии с мастерскими драмбалета, синтетического танца, пантомимы и классического танца. Были организованы три факультета: драматический, оперный и хореографический. Драматический факультет состоял из актерского и режиссерского отделений. В 1925 ГИТИС был реорганизован в Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС), просуществовавший до 1931, затем в Театральный комбинат и в 1935 в Государственный институт театрального искусства с тремя факультетами: директорским (трехлетнее обучение), режиссерским (четырехлетнее обучение), актерский (четырехлетнее обучение). В эти годы в ГИТИСе преподавали известные театральные деятели С.Бирман, Л.Баратов, Е.Саричева, Б.Сушкевич, Н.Збруева и др. На базе выпускников ГИТИСа и ЦЕТЕТИСа был сформирован театр «Музыкальной драмы», в спектаклях которого участвовали и студенты института. Традиция непосредственного вхождения в практическую жизнь, формирования у студентов сценических навыков сохранилась и в последующие годы: в 1958 при ГИТИСе был организован Учебный театр, ставший важным звеном в обучении актеров и режиссеров. В 1931 был организован театроведческий факультет с кафедрами истории русского и западноевропейского театра. В 1935 на педагогическую работу в ГИТИС пришли мастера МХАТа Л.Леонидов, М.Тарханов, В.Сахновский, в стенах института стали преподавать О.Пыжова, Б.Бибиков, О.Андровская, И.Раевский, В.Орлов, А.Лобанов, И.Анисимова-Вульф, Ф.Каверин, М.Астангов, Ю.Завадский и другие. Именно в эти годы была развернута масштабная подготовка национальных студий, существующая в самых разнообразных формах до сегодняшнего дня.

Великая Отечественная война не обошла стороной и ГИТИС. Из выпускников актерского факультета был организован фронтовой театр, давший в годы войны более 1500 выступлений. В послевоенные годы ГИТИС расширялся, появились факультеты музыкального театра, эстрады, продюсерский факультет и факультет сценографии.

В 1991 ГИТИС был переименован в Российскую академию театрального искусства (РАТИ). В настоящее время Академия ведет подготовку по всем театральным специальностям.

Российская академия театрального искусства - ГИТИС

История создания Российской академии театрального искусства берет свое начало в далеком 1878 году, когда под патронатом Общества любителей музыкального и драматического искусства, в Москве открылась Музыкальная школа приходящих. Уже в 1883 году она переименовывается в Музыкально – драматическое училище.

В 1918 году училище преобразовано в Музыкально-драматический институт, еще двумя годами позже - в Государственный институт музыкальной драмы. В сентябре 1922 года, после объединения с Государственными высшими театральными мастерскими под руководством Мейерхольда, преобразован в Государственный институт театрального искусства. В апреле 2011 года ГИТИСу присвоен статус университета.

На сегодняшний день РАТИ ГИТИС является высшим театральным учебным заведением, одним из крупнейших в Европе и мире. Место нахождения – Москва. Вуз имеет 8 факультетов, на которых студенты обучаются по всем театральным специальностям:

Актёрский
Музыкального театра
Балетмейстерский
Режиссерский
Сценографии
Продюсерский
Эстрадного искусства
Театроведческий

На актерском факультете работает кафедра мастерства актера, которая готовит артистов драматического театра и кино. В ее коллективе трудятся действующие актеры и режиссеры, и те кто уже полностью отдают себя только педагогической работе.

Обучаться на факультете можно как на очном отделении, так и на заочном. На заочном отделении могут учиться актеры драматических театров, которые уже имеют стаж работы не менее 2 лет. Срок обучения - 4 года. Здесь обучаются актеры, которые в дальнейшем смогут трудиться в областных и республиканских театрах России, а также и студенты из зарубежных стран, в том числе Южной Кореи, Израиля, США и других.

Кафедра мастерства актера в ГИТИС является центром научно-методической работы по актерскому искусству в стране. При ней, совместно с факультетом музыкального театра и режиссерским, создан Научно-практический центр по проблемам актерского и режиссерского мастерства. Целью его создания являлась организация внутри вузовских и межвузовских конференций по проблемам мастерства актера, а также издание книг по методологии актерского искусства: педагогами кафедры выпускаются многочисленные монографии и коллективные сборники.

Режиссерский факультет ГИТИС

Здесь ведется подготовка режиссеров для цирка и театра, а также актеров театра и кино. На кафедре режиссуры цирка готовят только режиссеров цирка. Обучение ведется на бюджетной основе (бесплатно), срок обучения – 5 лет.

В мастерских обучаются только режиссеры для работы в цирке. Срок обучения - 5 лет. На бюджетное очное отделение ежегодно набирают в среднем 6 человек, и такое же количество набирают на заочное отделение.

Факультет музыкального театра РАТИ ГИТИС

Этот факультет не имеет аналогов во всем театральном мире. Здесь занимаются увлекательнейшим делом - подготовкой актеров-певцов и режиссеров, призванных работать в самых разных жанрах музыкально-сценического искусства.На факультете музыкального театра ГИТИС работают кафедры сценической речи, режиссеров и актеров музыкального театра, вокала, сценического движения и танца. Программа, по которой проходит обучение, включает большое количество разнообразных дисциплин:
мастерство актера,
вокал (как индивидуальные занятия, так и ансамблевое пение),
сценический танец (классический, народный, историко-бытовой, современный, джаз-танец),
музыкальную драматургию,
фехтование,
сольфеджио,
фортепиано.

Российская академия театрального искусства - ГИТИС: театр, как смысл существования.

Многолетние традиции театрального образования самого высокого уровня - визитная карточка ГИТИСа. Знаменитые преподаватели, популярные выпускники, высокие места в рейтингах - это лучше всех слов, которые можно сказать об этом ВУЗе.

Все статьи »

О ВУЗе

я последовательно сменявших друг друга учебных заведений, преобразованных в результате в РАТИ, начинается 22.10.1878, когда открылась "Музыкальная школа для приходящих П. Шостаковского", находившаяся под патронажем Общества любителей музыкального и драматического искусства.

В 1883 г. указ. Общество было переименовано в Московское филармоническое общество, и музыкальная школа получила статус Музыкально-драматического училища при нем (п. 2 устава Московского филармонического общества, утв. 9.08.1883). И Училище, и Общество в целом находились под покровительством и опекой Великого Князя Николая Николаевича. Впоследствии Училище было приравнено в правах к высшим учебным заведениям - консерваториям, что было зафиксировано новым уставом, утвержденным Императором по ходатайству Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Драматические классы Музыкально-драматического училища возглавляли известные актеры, педагоги и театральные деятели: в 1883-1889 гг. А. Южин, в 1889-1891 гг. О. Правдин, в 1891-1901 гг. Вл. И. Немирович-Данченко.

Училище в разное время оканчивали знаменитые впоследствии актеры и режиссеры; напр., в числе выпускников Училища 1898 года были Книппер, Савицкая, Мейерхольд, Мунт, Снегирев и др. В 1898 году выпускники Музыкально-драматического училища и участники Общества искусства и литературы объединились в одну труппу, положив начало Московскому Художественному общедоступному театру (впоследствии МХАТ).

Вот как вспоминал Вл. И. Немирович-Данченко о своих 10 годах работы в училище у Шостаковского:

"Филармонии я обязан многим. Там я укрепился в своих сценических задачах. И оттуда пошел Художественный Театр. У создателя Филармонии Шостаковского было большое достоинство как директора: он ценил индивидуальность, угадывал ее и давал ей условия свободного роста. В то время, как в пышной тогда, крепко поставленной, строгой Консерватории воспитанник быстро сковывался правилами и требованиями определеннейших догматов,– в Филармонии знали уже, что ребенка пеленать вредно. Правда, часто это влекло к некоторой анархической распущенности, но с этим бороться было уже не так трудно. Зато пробовать, "экспериментировать", добиваться чего-нибудь не похожего на "высочайше утвержденное" можно было с уверенностью, что в директоре найдешь поддержку. Я пришел учить учась, пришел с тем, чтоб через год в качестве учителя актерскому искусству заменить такого актера, как Южин, а сам я не имел ни крупного актерского, ни сценически преподавательского стажа. В юности играл любителем, делал любительские спектакли, к этому времени был модным драматургом, и когда ставил свои пьесы, то сам режиссировал их. Для учеников, искавших авторитета актерского, это было мало. Завоевать их доверие без высшей поддержки было бы, пожалуй, невозможно. А в Филармонии я получил все условия для своих исканий. Знают ли у нас, например, что Ибсен впервые прозвучал на русской сцене по-настоящему, как поэт-общественник, на ученическом спектакле Филармонии в "Hope", несмотря на то, что перед этим "Нору" уже играли в Москве и знаменитая Дузе и великолепная русская – Азагарова.

Это, конечно, предмет подробных воспоминаний рассказать о том, в какой обстановке шли мои, кажется, десятилетние работы в Филармонии: черты бытовые, артистические индивидуальности, границы школьных возможностей, высота художественных задач, зарождение коллективов и т. д., и т. д. В настоящих строках я хочу только искренним добром помянуть это дорогое моему сердцу учреждение. И самая глубинная связь моя с ним: отсюда (как из Общества любителей искусств – кружок Алексеева-Станиславского), зародится Художественный Театр... Мечты, горения, дерзания, – какие еще сильные слова имеются для этих понятий, – борьба за свое "новое", самопожертвования, преодолевания, горькие неудачи и радостные праздничные победы! Совместная работа, связывающая любовью, дружбой, преданностью, непередаваемая смена образов, эпизодов! Кому из вас не знакомы эти драгоценные переживания стремлений, борьбы, поражений и побед. Такими переживаниями связан и я с Филармонией".

В 1902 году Музыкально-драматическое училище переехало в старинный особняк семьи Солдатенковых в Малом Кисловском переулке, где по сей день располагается РАТИ.

24 октября 1903 г. был утвержден "Устав Музыкально-драматического училища Московского Филармонического Общества, состоящего под Августейшим Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Федоровны покровительством". Согласно Уставу, Училище состояло в ведомстве Министерства внутренних дел:

В музыкальных классах Музыкально-драматического училища преподавали известные деятели русской музыкальной культуры: П. Шостаковский, Р. Эрлих, С. Кусевицкий, К. Эрдели. Училище закончил композитор В. Калинников и певец Л. Собинов, составившие славу отечественной музыкальной культуры. Традиция драматических классов заканчивать обучение спектаклем была усвоена и классами музыкальными, где ставились оперные спектакли, а также программы ученического симфонического оркестра. Мастерство молодых музыкантов позволило выступать в сопровождении этого оркестра П. Сарасате, С. Рахманинову, Л. Собинову, Ф. Шаляпину, А. Аренскому и др.

С 1918 года Музыкально-драматическое училище претерпевает ряд реорганизаций и переименований, обусловленных изменениями в государственной системе образования. Так, в 1918 году оно было переименовано в Музыкально-драматический институт, а затем в 1920 году в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДр) с драматическим отделением. Драматическим отделением в 1921-1925 гг. заведовал А. Петровский; драматическое искусство на отделении преподавали А. Зонов, Н. Аксагарский, А. Чабров, А. Гейрот, Л. Лурье. Наследуя традиции "научных" классов училища, в 1921-1925 гг., наряду с такими предметами, как дикция, постановка голоса, танец, фехтование, преподавали историю драмы и историю литературы. Курс обучения в ГИМДр планировался на 7 лет, из которых 2 года отводилось техникуму, 3 года - ВУЗу, 2 года - "вольным мастерским" (т. е. практике).

В августе 1922 года Государственный институт музыкальной драмы был соединен с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Вс. Мейерхольдом. Именно это объединение получило название Государственный институт театрального искусства – ГИТИС, официальная дата его образования – 17 сентября 1922. По замыслу, ГИТИС должен был объединить три главнейших отрасли театрального искусства: драматическую, оперную и хореографическую.

Драматический факультет, во главе которого встал проф. А. Петровский, с самого начала сложился из двух отделений - театрально-инструкторского и режиссерского. Обучение на факультете велось в мастерских: Вс. Мейерхольда, Н. Малько (музыкально-драматическая), Б. Фердинандова (опытно-героического театра), А. Петровского, Н. Фореггера, Н. Аксагарского. Работали национальные мастерские - латышская, еврейская, армянская.

В июне 1923 года в ГИТИС на правах факультета вливается Государственный практический институт хореографии (ГПИХ) с мастерскими драмбалета, синтетического танца, пантомимы и классического танца. Таким образом сформировались три факультета: драматический (возглавляемый А. Петровским); оперный (во главе К. Сараджев), и хореографическом (Н. Рахманов).

В 1924 году Декретом Совнаркома существующие театральные институты Москвы и Петербурга были закрыты "из-за недостатков театрального образования", но ГИТИСу все же было разрешено произвести выпуск студентов в ускоренном порядке.

Кружковое и клубное движение, активно развивавшееся в те годы, было главным стимулом для последующего создания театрально-инструкторских курсов на базе уже расформированного ГИТИСа. В 1925 году создан Центральный техникум театрального искусства, ЦЕТЕТИС, учебное заведение с четырехгодичным обучением, предназначенное для "воспитания мастеров высшей квалификации". В ЦЕТЕТИСе были открыты два отделения - музыкально-драматическое (оперное) и драматическое и утверждены четыре специальности: актерская, режиссерская, клубно-инструкторская и педагогическая. Преподавателями ЦЕТЕТИСа остались профессора и преподаватели ГИТИСа; число студентов, по сравнению с ГИТИСом, увеличилось в 2 раза.

В 1926 году на базе выпускников ГИТИСа и ЦЕТЕТИСа был сформирован театр "Музыкальной драмы" в Замоскворечье, в спектаклях которого участвовали и студенты института.

Учебный план ЦЕТЕТИСа – ценное историческое свидетельство характеру проходившего там учебного процесса:

1) Дисциплины, общие для всех отделений:

(а) общественные предметы:
политэкономия,
советская конституция,
история классовой борьбы и ВКП(б),
исторический материализм,
социология искусств,
анатомия и физиология,
рефлексология,
иностранные языки (итальянский, немецкий, французский);

(б) искусствоведческие предметы:
театроведение,
история театра,
новейшие театральные течения,
история костюма;

(в) сценическое искусство:
первичные элементы сценического действия,
сценические упражнения,
сценическая практика на основе театрального искусства,
производственные мастерские (практика для оперы и драмы),
мимика и грим;

(г) слово и речь:
техника речи,
музыка речи,
постановка голоса;

(д) движение:
физкультура (акробатика и фехтование),
гимнастика и игры,
ритмика, танец;

(е) музыкальные предметы:
обязательное фортепьяно,
муз. грамота на основе хорового пения.

2) Дисциплины специальные на драматическом отделении:

(а) искусствоведческие предметы:
драматургия,
стиховедение и анализ литературных форм.

3) Дисциплины специальные на клубно-инструкторском отделении:

(а) общественные предметы:
профдвижение,
культработа профсоюзов;

(б) клубное дело:
клубоведение,
методика рабочих кружков,
практика в клубах;

(в) сценическое искусство:
режиссура (теория и практика),
малые и формы клубной работы,
пути создания клубного спектакля".

В целом, ЦЕТЕТИС знаменует важный этап в формировании российской режиссерской школы, так как в его рамках впервые было сформировано самостоятельное клубно-инструкторское отделение (в 1927-28 уч. г.), а на драматическом отделении, введен цикл лекций по режиссуре.

Логическим завершением этого процесса стало открытие режиссерско-педагогического факультета в на основе режиссерско-клубного отделения ЦЕТЕТИСа 15 сентября 1930 года. Факультет стал готовить постановщиков-режиссеров (руководителей профессиональных театров, крупных рабочих клубов и дворцов культуры), педагогов по актерскому мастерству (для техникумов, рабфаков, гостеастудий, театральных курсов повышенного типа) и инструкторов-методистов (т. е. театральных работников областного и краевого масштаба, домов искусств, самодеятельных театров, трамов и художественных баз). Это был первый в мире опыт профессиональной подготовки режиссеров; РАТИ–ГИТИС и сегодня - признанный лидер в этой области.

В целом, учебный план ЦЕТЕТИСа говорит о широком спектре преподаваемых дисциплин, включая предметы не только специального, но и общегуманитарного цикла (пусть даже и эти предметы сегодня кажутся не вполне обычны). Неудивительно поэтому, что уже через два года после создания ЦЕТЕТИСа стало ясно, что как по преподавательскому составу, так и по качеству даваемого в нем образования ЦЕТЕТИС перерос поставленные для него рамки техникума, и достиг уровня высшего учебного заведения. Еще в 1928 на торжествах, посвященных 50-летию театрального образования в России, это было отмечено в юбилейной речи Наркома просвещения Луначарского, а начало 30-х годов стало временем оживленной дискуссии в театральных и педагогических кругах о форме, подобающей для театрального вуза ("теа-вуза").

2 августа 1931 года было опубликовано постановление Совнаркома РСФСР "О реорганизации системы художественного образования в РСФСР", регламентировавшее деятельность художественных высших учебных заведений и рабфаков, а 1 октября того же года решением Совнаркома создан театральный вуз, получивший уже знакомое всем название - ГИТИС.

Газета "Советское искусство" (13.10.1931) в статье под названием "ГИТИС в коридоре. Театральный вуз открылся в курилке" так рассказывала об этом событии: "В репетиционной комнате Камерного театра открылся театральный вуз. Открытие происходило без всякой "помпы", обычной в этих случаях. Никто не приветствовал новорожденный ГИТИС. Не было ни адресов, ни поздравлений. Директор нового вуза т. Логинов объявил ГИТИС открытым. Студенты, разместившиеся на стульях и окнах тесной комнаты, выслушали доклады руководителей ГИТИС и отправились на занятия. Занятия проходили в коридоре и в курительной комнате Камерного театра. Так прошел этот "исторический день открытия первого в мире театрального университета".

В 1931 впервые в Европе в ГИТИСе началась вузовская подготовка специалистов в области организации театрального дела - был открыт директорский факультет, просуществовавший до 1939 г. В 1931 году был организован театроведческий факультет с кафедрами истории русского и западноевропейского театра.

Еще три года после своего второго открытия ГИТИС существовал как часть Teaтрального Комбината (Теакомбината), совмещавшего старые и новые образовательные структуры: (а) ГИТИС - высшее учебное заведения с факультетами режиссерско-педагогическо-инструкторским, театроведческим и административно-хозяйственным; (б) ЦЕТЕТИС - техникум, где теперь происходило обучение только актеров на драматическом и музыкально-драматическом отделении; (в) Теарабфак.

В июле 1935 года Теакомбинат снова преобразован в Государственный институт театрального искусства с тремя факультетами: директорским (с трехлетним обучением), режиссерским (с четырехлетним обучением), актерским (с четырехлетним обучением). В эти годы в ГИТИСе преподавали такие известные театральные деятели, как С. Бирман, Л. Баратов, Б. Мордвинов, Е. Саричева, Б. Сушкевич, Н. Збруева, Л. Леонидов, М. Тарханов, В. Сахновский, О. Пыжова, Б. Бибиков, О. Андровская, И. Раевский, В. Орлов, А. Лобанов, И. Анисимова-Вульф, Г. Конский, Ф. Каверин, П. Лесли, М. Астангов, И. Судаков, Ю. Завадский. Именно в эти годы была развернута масштабная подготовка национальных студий, существующая в самых разнообразных формах до сегодняшнего дня.

Предвоенная история ГИТИСа отражала общественную жизнь страны, примеряясь к формам, порою трудно совместимым с театром и театральным учебным процессом. Так, сохранились сведения о том, что весной 1938 года коллектив ГИТИСа предложил организовать всесоюзное соревнование между художественными учебными заведениями и призвал "...бороться за образцовое и своевременное выполнение учебного плана, самостоятельность творческой работы студентов, образоцовое проведение учебно-производственной пркатики, организацию в конце года итоговых показов лучших работ, образцовое проведение нового набора". В ответ на это обращение К. С. Станиславский написал: "Дорогие товарищи, почин, сделанный вами в организации социалистического соревнования, дело нужное и полезное. Горячо приветствую вашу инициативу. Нашей стране нужны хорошо подготовленные творческие кадры. Социалистическое соревнование должно помочь нам преодолеть трудности в работе и поднять качество учебы. Наша студия принимает ваш вызов и включается в соревнование".

Накануне 22 июня 1941 года студенты сдавали экзамены и зачеты весенней зачетно-экзаменационной сессии 1940-1941 учебного года, но начавшаяся Великая Отечественная война многое перечеркнула в их студенческой жизни.

В сентябре-октябре 1941 года занятия в ГИТИСе были временно прекращены. В опустевших аудиториях проходили репетиции только фронтовых бригад. 23 октября на Саратов ушел пассажирский состав, в котором уезжали из Москвы студенты ГИТИСа. Прибывших из Москвы расположили в общежитии Саратовского медицинского института, но занимались студенты в помещении художественного училища. Группа студентов режиссерского факультета влилась в состав актерского факультета.

Фронтовой театр ГИТИС, сформированный из выпускников актерского и режиссерского факультетов летом 1942 г. в г. Саратове, тоже внес свой вклад в движение фронтовых театров.

Театр выступал под Москвой, на Калининском, Волховском, Карельском, Первом Прибалтийском, Первом Белорусском, Втором Белорусском фронтах, сыграв 146 раз пьесу "Парень из нашего города", 160 - "Ночь ошибок", 47 - композицию, специально сделанную по пьесе Н. Погодина "Человек с ружьем", 139 - "Свадебное путешествие", 56 - "Женитьба Бальзаминова", 34 - "Так и будет", тысячи раз - водевили, скетчи, постоянно обновлявшиеся концертные программы. 3 мая 1945 года гитисовцы в поверженном Берлине дали для воинов-освободителей свой последний спектакль. достойно завершив четырехлетний путь неимоверно трудных фронтовых дорог. За 1418 дней войны театр дал более 1500 выступлений.

Директором и режиссером Первого фронтового театра ВТО стал выпускник ГИТИСа, вернувшийся с фронта после ранения, - А. Гончаров. Директором Фронтового театра ВТО работал выпускник В. Невзоров, вернувшийся с фронта после многочисленных ранений. В Комсомольско-фронтовом театре ГИТИСа работал главным режиссером выпускник режиссерского факультета Б. Голубовский, который затем организовал Фронтовой театр миниатюр "Огонек". На многих фронтах сражались выпускники, студенты, преподаватели института. Многим были присвоены высшие воинские награды, в том числе звезда Героя СССР, которой посмертно награждена Н. Качуевская.

В послевоенные годы ГИТИС энергично расширяется, появляются новые факультеты. 5 августа 1946 года режиссерский факультет выступает с новой инициативой - открывается на факультете 3 отделения: оперное, режиссерское, балетное. Оперное отделение было преобразовано сначала в отделение режиссеров музыкального театра, затем на его основе был создан факультет музыкального театра. Основателями его были: И. М. Туманов, М. П. Максакова, П. М. Понтрягин.

Осенью 1946 года была создана кафедра хореографии. Возглавил кафедру Р. В. Захаров. Его идеи поддержали и помогли их осуществлению А. В. Шатин, Л. И. Лавровский, Ю. А. Бахрушин, Н. И. Тарасов, Т. С. Ткаченко, А. Цейтлин, М. В. Васильева-Рождественская.

С 1958 года при ГИТИСе работает Учебный театр, известный многими своими постановками и играющий важнейшую роль в подготовке студентов по всем театральным специальностям.

В 1964 году на режиссерском факультете был набран экспериментальный курс режиссеров эстрады, а через 3 года, в апреле 1968 года, была организована кафедра режиссуры эстрады и массовых представлений; наконец, в 1973 году открылся факультет эстрады. Основателем факультета эстрады - а прежде руководителем курса и зав. кафедрой на режиссерском факультете - был И. Г. Шароев.

В 1966 году состоялся первый набор студентов-заочников на отделении режиссеров цирка, а в 1967 году Ф. Г. Бардиан возглавил отделение режиссеров цирка на режиссерском факультете. В 1973 году было открыто очное отделение, а в 1975 создана кафедра циркового искусства. Среди выпускников кафедры такие мастера, как В. Аверьянов, Э. Бернадский, Ю. Бирюков, А. Калмыков; народные артисты СССР - Л. А. Шевченко, В. А. Шевченко, М. М. Запашный. В. В. Головко; народные артисты России - Л. Л. Костюк, А. Н. Николаев, В. Шемшур. Работали на кафедре такие мастера, как В. Крымко, Б. Бреслер, М. Золотников, М. Местечкин, Е. Лаговский. В настоящее время кафедрой циркового искусства заведует доктор искусствоведения, профессор М. И. Немчинский.

В 1974 году обрел вторую жизнь продюсерский факультет, поставивший себе целью формирование высококвалифицированных менеджеров широкого профиля - не только для театров, но и для телевидения, шоу-бизнеса, кино, цирка. В 1992 году открыт факультет сценографии.

В 1991 году ГИТИСу был присвоен статус академии, и Институт был переименован в Российскую академию театрального искусства–ГИТИС.

Традиции Академии – в преемственности. Основной принцип "ученик-учитель-ученик" является важнейшим в подборе педагогических кадров; поэтому многие преподаватели Академии сегодня – это выпускники РАТИ–ГИТИС разных лет.

Сегодня РАТИ-ГИТИС интегрирована в мировую систему театрального образования. Ее партнерами являются театральные школы Великобритании (Университет Миддлсекс, Лондонская Школа музыки и драмы "Гилдхол", Театральная школа в Гилдфорде), Франции (Национальная Консерватория драматического искусства в Париже, Высшая национальная школа театрального искусства в Лионе), Голландии (Театральная академия в Амстердаме), Германии (Международный театральный центр в Берлине), Израиля (Театральная школа "Бейт-Цви" в Тель-Авиве), Китая (Центральная академия драмы в Пекине), Чехии (Академия музыки и драматического искусства в Брно), Италии (Академия драматического искусства имени Сильвио д Амико в Риме), Университеты Колгейт и Корнель (США), Интернациональная программа МА-MFA-Short courses (Лондон, Мадрид, Мичиган, Москва, Париж) и т.д.

Педагоги и студенты Академии принимают участие в международных театральных школах и фестивалях. РАТИ-ГИТИС является инициатором проводимого раз в два года в Москве международного фестиваля театральных школ "Подиум".

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 10:00 до 17:00

Сб. c 11:00 до 15:00

Галерея РУТИ-ГИТИС



Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский институт театрального искусства - ГИТИС»

Лицензия

№ 01781 действует Бессрочно с 23.11.2015

Аккредитация

№ 01876 дейcтвует с 27.04.2016 по 27.04.2022

Результаты мониторинга Минобрнауки для РУТИ-ГИТИС

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 6 баллов) 4 5 5 6 6
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 70.83 68.36 67.49 65.40 67.14
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 73.22 70.89 68.58 67.74 67.71
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 69.18 68.68 65.76 64.54 66.83
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 50.92 53.33 51.00 49.17 55.51
Количество студентов 1657 1549 1478 1570 1491
Очное отделение 978 908 840 895 876
Очно-заочное отделение 0 0 0 0 0
Заочное отделение 679 641 638 675 615
Все данные Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет

О РУТИ-ГИТИС

Российский университет театрального искусства – вуз, где студенты обучаются самым творческим специальностям у лучших преподавателей, имеющих огромный научный и профессиональный опыт, который они стремятся передать своим студентам.

Образование в РУТИ-ГИТИС

В университете студенты могут получить высшее образование на факультетах:

  • актерском, где готовят будущих артистов драматического театра или кино;
  • режиссерском, где готовят будущих режиссеров драмы или режиссеров цирка;
  • музыкального театра, где готовят будущих режиссеров или артистов музыкального театра, а также звукорежиссеров концертных программ и культурно-массовых мероприятий;
  • театроведческом, где готовят бакалавров по специальности Театроведение;
  • балетмейстерском, где готовят бакалавров по направлению Хореографическое искусство, разделенное по видам – балетмейстерское или педагогическое;
  • эстрады, где готовят будущих артистов или режиссеров эстрады;
  • продюсерском, где готовят продюсеров исполнительских искусств или менеджеров для концертных организаций и театров;
  • сценографии, где готовят театральных художников-постановщиков.

Обучение студентов возможно как на очной форме, так и на заочной. При поступлении в университет абитуриентами сдаются вступительные экзамены, каждый из которых оценивается по 100-бальной системе. Те абитуриенты, которые набирают наибольшее суммарное количество баллов, зачисляются в вуз на бюджетной основе, остальные – на контрактной. Студенты, которые зачислены на бюджетные места, в случае успехов в учебе будут получать стипендию.

Чтобы успешно сдать все вступительные экзамены, абитуриенты могут записаться на подготовительные курсы, которые открыты при каждом факультете. На них студентов подготовят ко всем экзаменам лучшие педагоги вуза. Обучение на подготовительных курсах платное.

В университете также можно поступить в магистратуру или аспирантуру, где студенты смогут написать и успешно защитить магистерскую или кандидатскую диссертацию.

После окончания образования студенты получают диплом государственного образца.

Особенности обучения студентов в РУТИ-ГИТИС

Обучение на актерском факультете ведется как режиссерами и актерами, которые и сейчас работают по своей специальности, так и представителями аналогичных профессий, которые полностью посвятили себя преподавательской деятельности. Среди педагогов актерского факультета масса людей, ставших настоящими звездами кино и театра – А. Папанов, В. Андреев, Д. Певцов, Л. Богдан, Е. Яковлева и многие другие.

На режиссерском факультете работают 9 мастерских, в каждой из которых имеется своя педагогическая команда, целиком посвятившая себя обучению студентов мастерству режиссуры. Обучение цирковой режиссуре включает в себя обязательное изучение специально разработанных курсов по дисциплинам: детский цирковой спектакль, драматургия циркового номера, работа над представлением, а также практическое освоение клоунады, гимнастики или акробатики. Подготовка же режиссера драмы включает в себя две части – теоретическую, на которой он овладевает знаниями о режиссуре, и практическую, где студенты овладевают актерским мастерством, чтобы затем лучше понимать актеров.

На факультете музыкального театра студенты плотно занимаются изучением сольфеджио, работы с дирижером, истории и теории музыки, а также в совершенстве овладевают вокальным мастерством, которое преподается преподавателями, работающими на кафедре вокального искусства. Но кроме вокального искусства, студенты факультета овладевают и актерским мастерством, изучая сценическую речь, движение, танец и многое другое.

Выпускники театроведческого факультета после окончания вуза становятся историками, критиками, журналистами в сфере сценических искусств, шоу-бизнеса и телевидения. На факультете студенты получают гуманитарное образование, изучая историю музыки, литературы, изобразительных искусств и всеобщую историю, а также специальные дисциплины по теории драмы, истории зарубежного и российского театра, теорию и историю критики и другие.

За время существования хореографического факультета, там постоянно вводились все новые и новые методы обучения, и сейчас в процесс обучения внедряются новые дисциплины и учебные планы. На данный момент студенты факультета изучают танцевально-музыкальную литературу, образы классического наследия, психологию художественного творчества, композицию и методику дуэтного танца, и другие дисциплины. Кроме того, на факультет постоянно приглашаются зарубежные и отечественные мастера хореографии, которые проводят мастер-классы и семинары для студентов.

Эстрадный факультет университета также постоянно совершенствует свою учебную программу с целью творческого обновления отечественной эстрады и искусства. Для этого студенты факультета изучают общегуманитарные науки, а также все возможные эстрадные жанры – такие, как эстрадно-джазовый вокал, степ, джаз и многие другие.

Студенты продюсерского факультета совмещают за время учебы теорию и практику. Они изучают общегуманитарные, социально-экономические, искусствоведческие дисциплины, менеджмент, продюсерство, компьютерные технологии, правовые основы культурной деятельности и другие специальные дисциплины. А затем студенты факультета в обязательном порядке применяют полученные знания на практике в театрах, концертных организациях и продюсерских компаниях России.

Студенты факультета сценографии занимаются изучением живописи, рисунка и сценографии под руководством народного художника России Морозова С. Ф., художника телеканала Культура Морозова О. Г., члена Академии художеств России Нестерова Н. И. и других выдающихся преподавателей.

Большое разнообразие специальностей на 8 факультетах плодотворно сказывается на подготовке студентов, которые, начиная с первого курса, существуют в атмосфере сотрудничества между мастерами разных театральных профессий, что значительно облегчает им самостоятельную карьеру после окончания учебы. Театр "ГИТИС" на 200 мест - это первая профессиональная площадка студентов, где начинающие режиссеры, актеры и сценографы пробуют свои силы; нередко спектакли этого театра становятся весьма значительным событием театральной жизни Москвы и ставятся знатоками в один ряд с работами признанных мастеров.

Универсальность профессиональной подготовки - изначальная черта ГИТИСа, который на протяжении всей истории своего существования сосредоточивал в своих стенах обучение в трех важнейших областях театрального искусства - драме, музыке и хореографии, и уже в 1930-е гг. ввел вузовское обучение театроведению и менеджменту в сфере искусств. Наряду с профессиональной подготовкой, сегодняшние студенты ГИТИСа получают гуманитарное образование университетского типа. Это открывает перед выпускниками широчайшие возможности приложения своих профессиональных знаний и навыков.

Факультеты:

  • Актерский факультет
  • Режиссерский факультет
  • Факультет музыкального театра
  • Театроведческий факультет
  • Балетмейстерский факультет
  • Факультет эстрады
  • Продюсерский факультет
  • Факультет сценографии