План описания фгп. Характеристики физико-географического положения материка. Положение материка по отношению к экватору - Документ. «Географическое положение Африки. История исследования»

План описания физико-географического положения материка:

    Размеры материка;

    Положение материка относительно экватора и начального меридиана;

    В каких полушариях расположена бóльшая часть материка;

    Какие океаны и моря и где (по сторонам горизонта) омывают материк;

    Крайние точки материка и их географические координаты;

    Положение материка относительно других материков;

    Вывод о физико-географическом положении материка.

Практическая работа: Определение типов климатов Африки по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа: Составление характеристики одной из рек Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:

План характеристики реки:

    В какой части материка находится река;

    К бассейну какого океана относится река;

    Длина реки и направление её течения;

    Местонахождение истока реки и его географические координаты;

    Куда впадает река, вид устья и его географические координаты;

    Крупнейшие левые и правые притоки;

    Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;

    Основные типы питания и режим реки;

    Крупные города, расположенные на реке;

    Использование реки человеком.

Вариант 1. Нил . Вариант 2. Конго . Вариант 3. Нигер . Вариант 4. Замбези .

Практическая работа: Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Ход работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

План физико-географической характеристики страны:

    Название страны и её столица;

    Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

    Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

    Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Ход работы: Работа выполняется в течение нескольких уроков!

При изучении темы ”Географические положение Австралии”, используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 17), на контурной карте Австралии:

    Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;

    океаны : Индийский и Тихий;

    моря : Арафурское, Коралловое и Тасманово;

    заливы : Карпентария и Большой Австралийский;

    проливы : Торресов и Бассов;

    острова : Новая Гвинея и Тасмания;

    полуострова : Арнемленд и Кейп-Йорк;

    крайние точки : мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон;

3. Определите координаты крайних точек Австралии.

При изучении темы ”Рельеф Австралии” обозначьте:

    равнины : Центральную низменность;

    горы : Большой Водораздельный хребет;

    высшую точку материка : гору Косцюшко (2228 м);

    низшую точку материка : уровень озера Эйр (-16 м).

При изучении темы ”Климат Австралии” обозначьте:

    тёплое течение : Восточно-Австралийское;

    холодное течение : течение Западных Ветров;

    район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

    районы формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

    пункт с максимальной температурой воздуха : Юкла (+51 о С);

    пункт с минимальной температурой воздуха : Онслоу (-3 о С);

    пункт с максимальным годовым количеством осадков : Кэрнс (2243 мм);

    пункт с минимальным количеством осадков : Центральная Австралия (127 мм).

При изучении темы ”Внутренние воды Австралии” обозначьте:

    реки : Муррей, Дарлинг, Купер-Крик;

    озеро : Эйр.

При изучении темы ”Природные зоны Австралии” обозначьте:

Практическая работа: Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

5. Характер береговой линии

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Южной Америки (атлас, стр. 19), на контурной карте обозначьте:

    Красным цветом – экватор, жёлтым – Южный тропик, зелёным – 50 о ю.ш.;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Атлантический и Тихий;

· море : Карибское;

· залив : Ла-Плата;

· проливы : Дрейка и Магелланов;

· канал : Панамский;

· острова : Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос;

· крайние точки : мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс и определите их координаты.

При изучении темы ”Рельеф Южной Америки” обозначьте :

· равнины : Амазонскую, Ла-Платскую и Оринокскую низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато (Патагонию);

· горы : Анды;

· высшую точку : гору Аконкагуа (6960 м);

· вулканы : Котопахи и Сан-Педро;

· низшую точку материка : Салинас-Чикас (-42 м) на полуострове Вальдес.

При изучении темы ”Климат Южной Америки” обозначьте :

· тёплые течения : Гвианское, Бразильское и Наска;

· холодные течения : Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров;

· район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

· район формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

· район формирования умеренных воздушных масс : буквами УВМ;

· пункт с максимальной температурой воздуха : Кордова (+46 о С);

· пункт с минимальной температурой воздуха : Сармьенто (-33 о С);

· пункт с максимальным количеством осадков : Буэнавентура (более 9000 мм) в Колумбии;

· пункт с минимальным количеством осадков : Антофагаста (1 мм) в Чили.

При изучении темы ”Внутренние воды Южной Америки” обозначьте :

· реки : Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску;

· озёра : Маракайбо и Титикака;

· водопады : Анхель и Игуасу.

При изучении темы ”Природные зоны Южной Америки” обозначьте :

· пустыню : Атакама.

Практическая работа

Сравнение физико-географического положения Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа и текст учебника, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Африки и Южной Америки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Африка

Южная Америка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

3. В каких полушариях находятся

4. Океаны, омывающие берега материков

5. Характер береговой линии

6. Положение относительно других материков

Практическая работа: Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):

План

Черты сходства

Черты различия

Река Африки

Река Юж. Америки

Положение на материке

К бассейну какого океана относится

Площадь бассейна

Местонахождение истока и его координаты

Вид устья и его координаты

Длина главной реки

Направление течения

Характер течения

Питание реки

Режим реки

Крупнейшие левые притоки

Крупнейшие правые притоки

Страны, расположенные в бассейне реки

Крупнейшие города

Использование реки человеком

Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки. Вариант 3. Сравнение Замбези и Ориноко.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Ход работы:

    Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).

    Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.

    Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.

    Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Северной Америки (атлас, стр. 22), на контурной карте Северной Америки обозначьте:

    Красным цветом – экватор , жёлтым – Северный тропик , зелёным – 50 о с.ш ., синим – Северный полярный круг ;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый;

· моря : Берингово, Чукотское, Бофорта, Баффина, Карибское;

· заливы : Аляска, Калифорнийский, Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский;

· проливы : Берингов, Девисов, Датский, Гудзонов, Флоридский, Юкатанский;

· канал : Панамский;

· острова : Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Баффинову Землю, Ньюфаундленд, Кубу, Ямайку, Гаити, Ванкувер, Алеутские, Святого Лаврентия;

· полуострова : Лабрадор, Флориду, Юкатан, Калифорнию, Аляску;

· крайние точки : мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз и определите их координаты.


  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

    Рабочая программа

    ... . Учебное электронное издание. География . Наш дом Земля . Материки , океаны , народы и страны . Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала...

  2. Рабочая программа по географии линия в. П. Дронова, издательство «дрофа»

    Рабочая программа

    Реализации рабочей программы используется учебно -методический комплект, включающий: Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География : Наш дом Земля (материки , океаны , народы и страны ). 7 класс . – М.: Дрофа...

  3. Отчет о результатах самообследования негосударственное образовательное учреждение Центр Спорта и Образования «локомотив»

    Отчет

    ... География 7 КЛАСС География . Наш дом Земля : Материки , океаны , народы и страны . 7 класс . Учебник для общеобразовательного учреждения И.В. Душина, В.А. Щенёв, В.А. Коринская География . Наш дом Земля : Материки ,

  • Физико-географическое положение материка.

  • Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  • Климат.

  • Внутренние воды.

  • Почвы.

  • Природные зоны. Растительный и животный мир.

  • Население. Хозяйственная деятельность.

  • Государства и столицы.

«Географическое положение Африки. История исследования».

  • Тема урока


Задача урока:

  • Познакомить с планом характеристики материка

  • Ввести понятие географическое положение материка

  • Раскрыть приемы определения географического положения материка

  • Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.















Особенности материка

  • По размерам Африка уступает лишь Евразии её площадь составляет 29,2 млн.км2

  • Около ½ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.

  • В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил.

  • Африка самый жаркий материк Земли.


План описания ФГП материка


Географическое положение материка Африка


Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.


Определить географические координаты крайних точек Африки.

  • 1 вариант.

  • Северная точка- мыс Бен-Секка

  • Южная точка- мыс Игольный

  • 2 вариант

  • Западная точка- мыс Альмади

  • Восточная точка – мыс Рас-Хавун


План описания ФГП материка

  • Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

  • Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

  • В каких климатических поясах расположен материк?

  • Определите, какие моря и океаны омывают материк?

  • Как расположен материк относительно других материков?


Физическая карта Африки


История исследования материка


Открытие и исследование материка



Давид Ливингстон

  • Английский путешественник по Африке. Ливингстон прожил в Африке двадцать восемь лет как миссионер и исследователь.

  • Открыл области Замбези и многих частей Южной и Центральной Африки

  • Составил современную карту «Черного материка»

  • Открыл водопад Виктория

  • Изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса



Город Куруман, в котором Д.Ливингстон прожил восемь лет


Пароход, на котором Д.Ливингстон плавал по Замбези


Д.Ливингстон и Г.Стенли на озере Танганьика


Туземцы несут изнуренного лихорадкой Д.Ливингстона.


Василий Васильевич Юнкер

  • Русский исследователь Африки.

  • Изучал Центральную и Восточную Африку

  • Проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РАЗДЕЛ II . Материки, океаны и страны мира ЕВРАЗИЯ Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРАЗИИ. Практическая работа № 4 «Определение физико-географического положения материка по физической карте. Оформление Ф.Г.П. на к/ к.» учитель географии ГОУ СОШ №406 Тырнова Т.В.

Общая характеристика Евразии. S = 55 млн.км

S = 55 млн.км А З И Я Европа

Самая высокая точка материка г.Джомолунгма (Эверест 8848м.) Самое глубокое озеро Байкал

7 495 м. 8848м. 5642м. Пик Коммунизма Эльбрус Джомолунгма

На формирование природы материка огромное влияние оказывает его географическое положение. Географическое положение – это положение относительно экватора. начального меридиана, тропиков, и полярных кругов. Протяженности по широте и долготе. Положение относительно океанов и других материков.

Последовательность изложения физико-географического положения (Ф.Г.П) материка, по плану. (используйте приложение на стр.334 учебника) - Кроме практической работы на к/ к, учащийся должен сдать зачет ФГП материка устно, демонстрируя рассказ по карте!!!

ЗАПИШИТЕ в тетрадь!!! Относительно экватора, материк Евразия находиться полностью в Северном полушарии. Относительно «О» меридиана большая часть лежит в Восточном полушарии…… Материк на юге пересекается северным тропиком (тропик Рака). На севере материк пересекает Северный Полярный круг. I этап Практической работы по к/карте. Расположение материка относительно важнейших линий градусной сети: экватора, «0» меридиана (до 180 д.), тропиков, полярных кругов.

экватор «о» меридиан Тропик Рака Северный полярный круг Найди в атласе…….обозначь на к/ к.

II этап Практической работа по к/карте. Определение крайних точек материка. Последовательность действий: - Найдите самые крайние точки материка на физической карте,а затем и на к/ к. - Крайнюю точку обозначьте - подписав ручкой. - В условных обозначениях укажи координаты найденной вами точки.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?)

Определение протяженности материка: в градусах и километрах……… Последовательность действий: а) Протяженность с З В, по 40 с.ш. = ______________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =_________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по Экватору = 111км. , а по 40 параллели = ___________.

Последовательность действий: б) Протяженность с Ю С, по 100 в. д.= ____________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по «о» меридиану = 111км. , а по 100 меридиану =_______.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?) Подпиши расстояния……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока...

Географическое положение и история исследования материка «Евразия».

Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история...

Модуль для изучения географического положения материка Евразия

Материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Евразия. Географическое положение"...

Разработка позволяет учить давать характеристику ФГП материка, продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательная задача урока – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся, прививать интерес к географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсы учителей географии.

Урок географии

по теме: «Физико-географическое положение Африки. Исследование материка».

Учитель географии Смирнова В.В.МОУ СОШ №1, п. Селижарово.

Тверь, 2008 г.

Цель урока:

Познакомить с физико-географическим положением Африки.

Познакомить с историей развития материка Африки.

Задачи урока:

Образовательные – научить давать характеристику ФГП материка.

Развивающие – продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательные – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся???, развивать интерес к географии.

Способы мотивации: сегодня мы должны узнать географическое положение материка и его историю для того, чтобы при путешествии в другие страны Вы могли ориентироваться в новом месте (возможность предположить особенности природы территории по ее ФГП)

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование : карта полушарий, физическая карта Африки, атласы, учебники, презентации и рисунки детей .

Ход урока.

Организация класса. – (1 мин.)

Знакомство с физико-географическим положением материка. (15 мин.)

Вступительная беседа.

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км 2 , или 1/5 суши нашей планеты. Африка – континент контрастов. Около ½ ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту и назовите ее) – река Конго (Заир), и самая длинная река мира (определите ее по карте) – река Амазонка. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Попробуйте составить план изучения темы.

(выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике.

Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП материков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

На экране план описания ФГП материка и схема контура Африки. Протяженность учащиеся высчитывают у доски (можно вызвать слабого ученика).

План описания ФГП материка:

3. В каких климатических поясах расположен материк? – это следствие

План описания ФГП Африки

(совместная работа учителя и учащихся) :

Учитель. 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

Дети. Относительно экватора – Африка пресекается экватором посередине. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.

Относительно нулевого меридиана – начальный меридиан проходит на западе Африки.

Большая часть Африки расположена между тропиками в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах.

Следовательно, большая часть Африки находится к северу от экватора. можем предположить смену ПТК с С на Ю

Учитель. 2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

Презентация.

Дети. Северная – м. Бен-Секка ()

Южная – м. Игольный ()

Западная – м. Альмади ()

Восточная – м. Рас-Хафун ()

Протяженность с Севера на Юг - __________ км., _______________ градусов

Протяженность с Востока на Запад - ____________ км., _______________ градусов.

Вывод?п.3

Учитель. 3. В каких климатических поясах расположен материк?

Дети. В экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. Лишь северная и южная окраины ее заходят в субтропические пояса.

Учитель. 4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?

Дети. С запада – Атлантический океан.

С востока – Индийский океан.

Моря: Средиземное море отделяет Африку от Евразии, Красное море –

Главное – течения и их влияние на природу, вывод об их влиянии

Учитель. 5. Как расположен материк относительно других материков?

Дети. Африка теснее, чем другие Южные материки, связана со своим соседом – Евразией. В результате в растительности и животном мире Северной Африки, Южной Европы и Юго-Западной Азии много общего.

После того как все описание ФГП материка сделано, следует подвести итого работы. При этом, в зависимости от способностей учеников, можно предложить ответить на один пункт плана или дать задание полностью описать ФГП Африки одному учащемуся.

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

Африка посередине пересекается меридианом (20 в.д.)

Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)

Африку омывают океаны, (Атлантический и Индийский)

С севера материк омывается Средиземным морем).

Восточной крайней точкой материка считается ()

Гвинейский залив расположен с ______________________материка.

Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

III. Открытие и исследование материка – (10 мин.) (с этого можно и начать).

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Рассказ учителя:

История открытия материка:

Объяснение названия материка «Африка»:

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основе сообщений заранее подготовленных учащихся или с помощью учебника .

Выступления учеников – 2 выступления по 3 мин. (6 мин.)

Васко да Гама.

Родился он в Синише, получил образование в Эворе, изучал искусство навигации.

После открытия в 1488 мыса Доброй Надежды Бартоломеу Диашем и получения сообщения от Перу ди Ковильямы, что он по суше добрался до Индии, король Жуан II приказал построить суда и направить их для поиска морского пути в Индию, однако умер в 1495. Его преемник Мануэл I в первые годы правления стремился упрочить свои позиции, чтобы осуществить планы Жуана. В 1497 он приказал отправить экспедицию под руководством Васко да Гамы. Флотилия состояла из флагмана «Сан-Габриел», корабля «Сан- Рафаэл» (капитаном которого был брат Васко да Гамы Паулу) и двух судов меньших размеров.

Васко да Гама вышел из Лиссабона 8 июля 1497, от островов Зеленого Мыса взял курс на запад, затем повернул на восток и, описав большую дугу, достиг африканского побережья близ мыса Доброй Надежды. После стычек с местным населением на крайнем юге Африки продолжил плавание и обогнул мыс Доброй Надежды. На восточном побережье Африки вступил в конфликт с местными арабскими правителями. Многие участники экспедиции погибли от цинги. В арабском порту Малинди португальцев встретили дружелюбно. Васко да Гама нанял опытного лоцмана, под руководством которого флотилия пересекла Индийский океан и 20 мая 1498 достигла Каликута на Малабарском берегу Индии.

На обратном пути флотилию преследовали штормы. Во время одного из них «Сан-Рафаэл» был сильно поврежден, и его пришлось бросить (как и еще одно небольшое судно). Васко да Гама высадился на о.Терcейра в Азорском архипелаге, чтобы похоронить брата Паулу, и в один из августовских дней 1499 прибыл в Лиссабон. Вместе с ним вернулись 55 оставшихся в живых участников экспедиции (из 170). На родину был доставлен ценный груз – перец и другие восточные пряности. Так закончилось самое продолжительное путешествие того времени, увенчавшееся открытием морского пути из Европы в Азию. Таким образом, если благодаря плаваниям Колумба были обнаружены обширные земли Нового Света, то Васко да Гама открыл для Европы богатства и ресурсы Азии. Король Мануэл пожаловал ему дворянский титул, а позднее – звание адмирала Индии.


Краткая биография исследователя, путешественника

Егора Ковалевского.

По окончании курса в Харьковском университете,

Служил в горном департаменте, затем на алтайских и

Уральских заводах. В 1837 году Ковалевский был отправлен, по просьбе владыки Петра, в Черногорию для отыскания и разработки золотоносных пластов. В 1839 году участвовал в хивинской экспедиции графа Перовского. В 1847 году, по приглашению египетского вице-короля Мегмета-Али, произвел геологические изыскания в Северо-Восточной Африке. Ковалевский одним из первых высказал верную догадку о положении источников Белого Нила, точно определенных значительно позже. В книге Ковалевского "Путешествие во внутреннюю Африку" (СПб., 1849; 2-е изд., 1872) дано описание Абиссинии. В 1849 году Ковалевский сопровождал духовную миссию в Пекин и настоял на пропуске наших караванов по удобному "купеческому тракту", вместо почти непроходимых аргалинских песков; это доставило удобства для торговли и обогатило географические сведения о Монголии. При посредстве Ковалевского был заключен кульджинский трактат 1851 года. В начале 1853 года, при нападении Омера-паши на черногорцев, Ковалевский был отправлен в Черногорию комиссаром. Во время Крымской кампании Ковалевский оставался в штабе князя М.Д. Горчакова до октября 1855 года и собирал материалы для истории этой осады. В 1856 году князь А.М. Горчаков поручил Ковалевскому управление азиатским департаментом. В 1861 году Ковалевский назначен сенатором. В 1856 - 1862 годах Ковалевский был помощником председателя Императорского географического общества. В молодости он написал "Думы о Сибири" (СПб., 1832) и трагедию "Марфа-Посадница" (ib., 1832), но убедившись, что стихи ему не даются, перешел к прозе.

IV. Практическая работа – (10 мин.)

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать географические координаты крайних точек Африки; подписать объекты береговой линии:

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы: Рас-Энгеля, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй надежды.

Канал: Суэцкий.

Полуостров: Сомали.

Острова: Мадагаскар, Сокотра.

Заливы: Гвинейский.

Моря: Красное, Средиземноморское.

Итог урока – вывод о влиянии ФГП на природу материка, предположения о возможных особенностях его прирды.

Домашнее задание (вариативное). Выставление оценок.- (3 мин.)

Вариант №1. Дополнить представленную таблицу.

Генри Стенли

США

19 век

Дата: 30.11.2019

Общие сведения

Африка - второй по величине материк после Евразии. Площадь суши - 29,2 млн км 2 , с островами - 30,3 млн км 2 (около 1/5 суши земного шара).

Самая высокая точка над уровнем моря - г. Килиманджаро (5895 м), самая низкая - впадине Ассаль (155 м).

Экватор Африку пересекает почти посередине, ее окраины заходят в субтропические широты.

Африка расположена в четырех полушариях одновременно - Северном и Южном, Западном и Восточном.

Крайние точки материка:

  • северная - мыс Рас-Энгела (37° с.ш., 10° в.д.),
  • южная - мыс Агульяс (Игольный) (35° ю.ш., 20° в.д.),
  • западная - мыс Альмади (14° с. ш., 18° з. д.),
  • восточная - мыс Рас-Хафун (11° с. ш., 52° в. д.).

Протяженность с севера на юг - почти 8000 км, ширина на севере - 7500 км (мыс Альмади - мыс Рас-Хафун).

Африка омывается Средиземным и Красным морями, Индийским и Атлантическим океанами. Материк соединяется с Азией узким (120 км) Суецким перешейком. От Европы Африка отделена Гибралтарским проливом (наименьшая ширина 13 км).

Береговая линия Африки порезана незначительно, берега часто гористые. Длина береговой линии - 30500 км, более 1/5 отдаленно от океанов и морей на 1000-1500 км.

Крупные заливы - Гвинейский и Сидра. Удобных бухт мало, крупнейший полуостров Сомали.


В Африку относят острова: на востоке Мадагаскар, Поморские, Маскаренские, Амирантские, Сейшельские, Пемба, Мафия, Занзибар, Сокотра; на западе - Мадейра, Канарсьйи, Зеленого Мыса, Аннобон, Сан-Томе, Принеипи, По и отдаленные острова: Вознесения, Святой Елены, Тристан-да-Кунья.

История исследования и освоения

Европейцы начинают детальное изучение Африки с XV в.

В XVI в . португальцы во время поиска персидского пути в Индию исследовали очертание побережья Африки.

Бартоломеу Диаш - португальский мореплаватель - в 1487 впервые совершил плавание вдоль западного побережья Африки, достиг мыса Доброй Надежды (1487-1488 гг.). Экспедиция Диаша доказала, что Индийский океан соединяется с Атлантическим и в Индию можно попасть морским путем.

Экспедиция под руководством Васко да Гама открыла для европейцев морской путь в Индию (1499 ). Длительная, сложная путешествие имело значительные последствия - с момента открытия морского пути и к построению в 1869 Суэцкого канала главная торговля Южной и Восточной Азии.

В XVII в. во внутренних районах Африки к югу от экватора пертугальськие исследователи открыли озера Тана (1613 ), Ньяса (1616 ), исследовали истоки Голубого Нила и низовья реки Конго, на западе материка французская экспедиция А. Брю исследовала реку Сенегал.

В XVIII в. вследствие стремительного развития промышленной мировой торговли, растет интерес к материку, его ресурсам.

В 1788 в Лондоне была организована «Ассоциация для содействия открытию внутренних частей Африки», которая в 1830 объединилась а королевским географическим обществом. Экспедиции, организованные Ассоциацией: М. Парк в 1796-1797 гг. (Исследование Нила и Нигера), Орден, Денгем, Клаппертон в 1822-1824 гг. (Впервые пересекли Сахару до озера Чад, через р. Сокото дошли до Нигера).

В исследовании бассейна Нила большая роль принадлежит французам (времена похода Наполеона в Египет).

В 1835 Э. Смит исследовал реку Лимпопо.

В 1847 - 1848 гг. экспедиция Е. П. Ковалевского начала географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила.

В 1848 -1849 гг. немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман открыли самую высокую точку материка - вулкан Килиманджаро.

В 1856 - 1869 экспедиция Дж. Опека и Р. Бертона открыла озеро Танганьика. Установила, что Нил берет начало из озера Виктория.

Дэвид Ливингстон открыл озеро Нгами, водопад Виктория (1855 ), пересек Африку с запада на восток, исследовал бассейн реки Замбези, в 1867-1871 гг. изучал южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей, и на ее поиски был направлен журналист Г. Стэнли, который в 1871 встретился с Ливингстоном на озере Танганьика. Вместе они продолжили изучение северной части озера и выяснили, что озеро не связано с Нилом.

В 1865-1867 гг. экспедиция немецких исследователей Г. Рольфс и Г. Нахтигаля первой из европейцев пересекла Сахару от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), достигли массив Вадаи.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 гг. провел географические и этнографические исследования Центральной Африки, детализировал гидрографию истока Белого Целую, исследовал водораздел рек Нил и Конго.

Итак, к концу XIX в. были исследованы четыре большие африканские реки - Нил, Конго, Нигер и Замбези, в начале XX в. разведанны большие запасы природных ресурсов.

Вперёд

Рельеф, геологическое строение и природные ресурсы

См. также

А фрика. Рельеф и геологическое строение, природные ресурсы