О домах на территории открытых военных городков. Закрытый военный городок. Обзорная экскурсия. Проживание в военном городке по ордеру – военнослужащий и его семья
Которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 24, ст. 2616; 2001, № 32, ст. 3406; № 47, ст. 4455; 2002, № 4, ст. 355; № 28, ст. 2892; 2003, № 7, ст. 679; № 12, ст. 1173; № 50, ст. 4918; 2004, № 20, ст. 1965; 2006, № 4, ст. 446; № 46, ст. 4809; 2008, № 44, ст. 5122; 2009, № 39, ст. 4621; 2010, № 12, ст. 1384; 2011, № 35, ст. 5101; № 42, ст. 5946).
Изменения,
которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности
(утв. Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р)
Исключить:
в подразделе "Республика Бурятия" следующие позиции:
в подразделе "Республика Дагестан" следующие позиции:
подраздел "Республика Коми";
в подразделе "Республика Саха (Якутия)" следующие позиции:
в подразделе "Краснодарский край" следующие позиции:
подраздел "Красноярский край";
в подразделе "Приморский край" следующие позиции:
в подразделе "Ставропольский край" следующую позицию:
в подразделе "Хабаровский край" следующие позиции:
в подразделе "Амурская область" следующие позиции:
подраздел "Астраханская область";
в подразделе "Волгоградская область" следующую позицию:
в подразделе "Воронежская область" следующую позицию:
в подразделе "Ивановская область" следующую позицию:
в подразделе "Калужская область" следующую позицию:
в подразделе "Камчатский край" следующую позицию:
в подразделе "Ленинградская область" следующие позиции:
"Волховский р-н, пос. Новая Ладога | 1"; |
---|---|
"Всеволожский р-н, пос. Елизаветинка, п/о Варметяги | 1 |
Всеволожский р-н, п/о Куйвози | 1"; |
"Всеволожский р-н, п/о Ладожское Озеро | 1"; |
"Всеволожский р-н, г. Сертолово | 1 к"; |
"Всеволожский р-н, пос. Токсово | 61 |
Выборгский р-н, пос. Великое | 305/3"; |
"Выборгский р-н, пос. Новинки | 5011/1"; |
"Выборгский р-н, пос. Сосновая Горка | 30512 |
Гатчинский р-н, пос. Пижма | 60255"; |
"Ломоносовский р-н, пос. Б. Ижора | 60344 |
Ломоносовский р-н, Вилозское сельское поселение | КС-5"; |
"Приозерский р-н, п/о Саперное | 1"; |
"г. Гатчина | 2"; |
"г. Кингисепп | 7044/2 |
г. Кировск | 60177"; |
"г. Лодейное Поле | 6"; |
в подразделе "Московская область" следующие позиции:
в подразделе "Мурманская область" следующие позиции:
"Кольский р-н, п/о Мурмаши | 23"; |
---|---|
"Ловозерский р-н, пос. Ревда | 7 |
Ловозерский р-н, пос. Ревда-3 | 47 |
Мурманский р-н, пос. Килп-Явр | 1"; |
4 | |
5 | |
Печенгский р-н, пос. Луостари | 15"; |
"Печенгский р-н, пос. Печенга | 13"; |
"Печенгский р-н, пос. Печенга | 21 |
Печенгский р-н, пос. Печенга | 44"; |
"п/о Печенга-1, гарнизон Спутник | 42"; |
"г. Кандалакша | 50"; |
"Кандалакшский горсовет, пос. Алакуртти | 6 |
Кандалакшский горсовет, пос. Алакуртти | 21"; |
"г. Мончегорск | 56 |
г. Мончегорск | 90"; |
в подразделе "Новгородская область" следующие позиции:
в подразделе "Псковская область" следующие позиции:
в подразделе "Сахалинская область" следующие позиции:
подраздел "Тамбовская область";
в подразделе "Тверская область" следующие позиции:
в подразделе "Забайкальский край" следующие позиции:
"Борзинский р-н, г. Новая Борзя | 64"; |
---|---|
15"; | |
"Карымский р-н, ст. Туринская | 173"; |
"Могойтуйский р-н, ст. Ага | 40"; |
"Читинский р-н, пос. Атамановка | 258 |
Читинский р-н, ст. Гонгота | 251 |
Читинский р-н, ст. Домна | 2/38"; |
подраздел "г. Санкт-Петербург".
Е.А. ГЛУХОВ
Глухов Е.А., капитан юстиции,
помощник командира войсковой части 58147 по
правовой работе.
С 1998 года определение
закрытого военного городка дано в Законе.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" к закрытым военным
городкам относятся расположенные в
населенных пунктах военные городки
воинских частей, имеющие систему пропусков,
а также отдельные обособленные военные
городки воинских частей, расположенные вне
населенных пунктов. Перечни закрытых
военных городков утверждаются
Правительством Российской Федерации по
представлению Министерства обороны
Российской Федерации (иного федерального
органа исполнительной власти, в котором
федеральным законом предусмотрена военная
служба). При этом, исходя из смысла Закона,
военный городок, имеющий соответствующие
признаки (расположение в населенном пункте
и имеющие пропускной режим либо
расположенный вне населенного пункта,
принадлежность жилого фонда государству)
может, но не обязательно должен, быть
включен в перечень закрытых военных
городков. В этой же статье Закона сказано,
что служебные жилые помещения
предоставляются на весь срок военной
службы в закрытых военных городках
военнослужащим - гражданам, проходящим
военную службу по контракту, и совместно
проживающим с ними членам их семей.
Означает ли это, что все жилые помещения
закрытого военного городка являются
служебными? Отнюдь. Существуют юридические
признаки служебного жилого помещения (см.:
Фатеев К.В. Жилищные права военнослужащих и
членов их семей):
- назначение
помещения;
- заселение определенным
кругом лиц (военнослужащими и служащими
РА);
- нахождение помещения в служебном
здании, вблизи организации (на территории
военного городка);
- включение
помещения в число служебных
соответствующим органом.
Жилые
помещения закрытых военных городков
согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 ранее действовавшего
Закона РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" состоят в государственной
собственности РФ и являются ведомственным
жилым фондом. Но, как уже было указано выше,
перевод жилого помещения в разряд
служебного осуществляют не министерства и
ведомства РФ, а местные органы власти.
Рассмотрим теперь ситуацию, когда начиная с
момента вступления в силу распоряжения
Правительства РФ (с 1 июня 2000 г.) люди
оказались проживающими в закрытом военном
городке, но решения местных органов власти
о том, что их жилище является служебным, еще
не было. Ведь в закрытых военных городках
предоставляются служебные жилые помещения.
Однако, как следует из п. 4 разъяснения
ГлавКЭУ МО РФ от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4,
включение военного городка в перечень
закрытых не влечет за собой автоматически
приобретение жилым фондом городка статуса
служебного. Жилые помещения приобретают
такой статус по представлению КЭЧ
гарнизонов решением органов местного
самоуправления. Можно ли перевести жилье в
разряд служебных без согласия проживающих
в нем лиц? По мнению автора, нельзя, так как
квартира в это время обременена правом
пользования проживающими там лицами. А вот
все вновь возводимые жилые помещения в
закрытых военных городках, а также жилые
помещения, освобождаемые за выездом, могут
использоваться в дальнейшем только со
статусом "служебное".
По мнению автора,
в настоящее время вопрос жилья в закрытых
военных городках требует принятия
нормативных актов на уровне законов и
постановлений Правительства РФ. Для
сравнения: 17 декабря 2002 года было принято
Постановление Правительства РФ N 897 "Об
утверждении типового положения о
находящемся в государственной
собственности служебном жилищном фонде,
переданном в оперативное управление
органам внутренних дел, органам
федеральной службы безопасности, органам
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, таможенным
органам Российской Федерации и внутренним
войскам Министерства внутренних дел
Российской Федерации". В нем собраны в один
нормативный документ основные положения о
служебном жилье, о порядке его получения и
использования. Но на военнослужащих
Министерства обороны РФ этот документ не
распространяется.
На территории России
находятся более 1700 закрытых военных
городков, в которых проживают тысячи
военнослужащих со своими семьями, граждан,
уволенных с военной службы, и члены их
семей, гражданский персонал воинских
частей и учреждений. Проживают на
территории закрытых военных городков (ЗВГ)
и лица, не имеющие никакого отношения к
Вооруженным Силам РФ. И хотя закрытые
военные городки уже изначально были
предназначены только для размещения
военнослужащих, лиц гражданского персонала
ВС РФ и членов их семей, многие квадратные
километры жилой площади в закрытых военных
городках безвозвратно ушли из ведения
Министерства обороны РФ (иного органа
исполнительной власти, в котором
предусмотрена военная служба). Это
происходит и в настоящее время на фоне
долголетних очередей на получение жилья и
низкого уровня его строительства военными
ведомствами. Попробуем понять причины
отторжения жилья в закрытых военных
городках от военного ведомства.
Первая
причина - военнослужащие с семьями остаются
проживать в жилых помещениях закрытых
военных городков и после увольнения их с
военной службы. Согласно статье 94 ранее
действовавшего ЖК РСФСР эта категория
граждан не могла быть выселена из
занимаемых ими жилых помещений в военных
городках без предоставления им другого
благоустроенного жилого помещения. А так
как у войсковых частей обычно отсутствуют
другие благоустроенные жилые помещения, то
и людей из квартир никто не выселяет.
Оппоненты могут возразить, что статья 94 ЖК
РСФСР уже утратила силу в связи с
вступлением в силу с 1 марта 2005 г. нового
Жилищного кодекса РФ. Да, но в ст. 13 Вводного
закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ указано:
"граждане, которые проживают в служебных
жилых помещениях, предоставленных им до
введения в действие Жилищного кодекса РФ,
состоят на учете в качестве нуждающихся в
жилых помещениях или имеют право состоять
на таком учете, не могут быть выселены из
указанных помещений без предоставления им
других помещений, если их выселение не
допускалось законом до введения в действие
ЖК РФ". Анализируя данную норму Закона,
можно прийти к выводу, что и по новому
жилищному законодательству лица, до 1 марта
2005 года законно занимающие служебные жилые
помещения в закрытых военных городках,
могут быть выселены оттуда только с
предоставлением другого жилья. Однако уже
не обязательно предоставляемое жилье
должно быть благоустроенным. Но ни для кого
не секрет, что в городах у воинских частей
нет свободного жилья, поэтому выселять
своих бывших военнослужащих просто некуда
и соответственно невозможно.
Вторая
причина более противозаконна. Речь идет о
фиктивных браках и переходе жилого
помещения "супругам". Согласно п. 21
приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ
от 15 февраля 2000 г. N 80 "вселение граждан, не
имеющих отношения к Министерству обороны, в
жилые помещения домов, расположенных в
закрытых военных городках, в качестве
постоянно проживающих с нанимателем не
допускается. Вселение в жилые помещения
граждан, проживающих в домах, расположенных
в закрытых военных городках, может быть
разрешено начальником гарнизона по
представлению начальника
квартирно-эксплуатационной части района
(гарнизона) нетрудоспособным гражданам
Российской Федерации, находящимся на
иждивении нанимателя". Получается, что
вселение лиц в жилые помещения закрытых
военных городков (даже не служебные, о чем
речь пойдет ниже) разрешается, если
гражданин: а) имеет отношение к МО РФ -
работает (служит) в воинской части либо
военном учреждении; б) является
нетрудоспособным иждивенцем нанимателя
жилого помещения. Каких-либо особых
трудностей поступить на работу в военное
учреждение и стать лицом, имеющим отношение
к МО РФ, лично я не усматриваю. А через
некоторое время, когда новоиспеченного
супруга зарегистрируют по новому месту
жительства в служебной квартире, ничего не
помешает этому работнику уволиться из
военной организации. Но уже с правом
проживать в своей квартире, после чего
старый квартиросъемщик уезжает жить в
другой населенный пункт с некоторой суммой
денег. Практически речь идет о незаконной
притворной сделке, которая может быть
оспорена в суде командиром части, но
доказать ее притворность будет очень
затруднительно.
А теперь остановимся
более подробно на указанной норме военного
законодательства. Свобода выбора места
жительства относится к числу основных прав
граждан. В то же время Конституционный Суд
отмечает, что право гражданина РФ свободно
передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации
не является абсолютным, поскольку в
соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции
России оно может быть ограничено
федеральным законом в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороноспособности страны
и безопасности государства. Так, согласно
ст. 8 Закона РФ "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации" данное право
ограничивается на территориях с
определенным режимом, в том числе в
закрытых военных городках и закрытых
административно-территориальных
образованиях (ЗАТО). Причем в отношении ЗАТО
такой Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О
закрытом административно-территориальном
образовании", где в ст. 3 прописаны
ограничения на въезд и (или) постоянное
проживание граждан на его территории,
существует. Ограничения проживания граждан
на территории закрытых военных городков
установлены не федеральным законом, а
Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля
2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах РФ",
который зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня
2000 г. за N 2260.
Таким образом,
ведомственным нормативным актом
установлен запрет на вселение иных граждан,
кроме имеющих отношение к Министерству
обороны, в жилые помещения домов ЗВГ.
Законность данного требования
подтверждена решением Верховного Суда РФ
от 13 ноября 2003 г. N ВКПИ03-96. Причем интерес
вызывает то, что речь идет не только о
служебных жилых помещениях, а о всех жилых
помещениях закрытого военного городка, в
том числе неслужебных и даже ранее
приватизированных. Интересно еще и то, что
для сотрудников органов внутренних дел,
ФСБ, военнослужащих внутренних войск МВД
РФ, таможенных органов и органов по
контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ согласие
специальных органов на вселение в
занимаемое им служебное жилое помещение
других лиц не требуется (ст. 20 Типового
положения о находящемся в государственной
собственности служебном жилищном фонде,
переданном в оперативное управление
органам внутренних дел, органам ФСБ,
органам по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, таможенным органам РФ и внутренним
войскам МВД РФ).
Согласно ранее
действовавшему ЖК РСФСР (ст. 101) жилое
помещение включается в число служебных
решением местных органов власти. В
настоящее время ст. 101 ЖК РСФСР утратила
силу и не применяется. В новом Жилищном
кодексе РФ есть целый раздел IV о
специализированном жилищном фонде, но на
вопрос о том, к чьей компетенции относится
вопрос о переводе жилья в разряд служебного
и порядок оформления такого перевода, ЖК РФ
в ст. 92 отсылает к нормативному акту,
который должен быть принят Правительством
РФ. А так как такого нормативного акта на
федеральном уровне еще не принято, то с 1
марта перевод жилья закрытых военных
городков в разряд служебного
приостановлен.
Вот те некоторые
моменты, которые, надеюсь, привлекут
внимание законодателя к проблемным
вопросам закрытых военных городков и
служебного жилья, а также будут интересны
читателям.
Закон и армия, 2005, N 7
Десятки тысяч жителей закрытых военных городков наконец-то получат возможность приватизировать свои квартиры.
Эту возможность им предоставило распоряжение правительства РФ N1470 от 19 августа нынешнего года.
Новый документ вывел из состава охраняемых жилищных зон Вооруженных сил и Федеральной службы безопасности более 130 населенных пунктов в 39 российских регионах. Они разбросаны по всей стране - от Хабаровского края до Калининградской области.
Своеобразным лидером в этом списке стало Приморье с 17 еще недавно закрытыми населенными пунктами. В Забайкалье из особого правительственного списка вычеркнут 10 городов и поселков, в Калининградской области - 16, в Волгоградской и Ростовской областях, а также Краснодарском крае - по 7. Ровно столько же военно-территориальных образований откроют в Московской области. Среди них немало известных городов. Например, Звенигород и Кубинка. Причастность кое-каких населенных пунктов Подмосковья к оборонным объектам легко определяется по цифровой добавке к их названиям. Скажем, в распоряжении кабинета министров упоминаются Коломна-1, Солнечногорск-2, Чехов-4, Кубинка-1.
Статус некогда закрытых военных гарнизонов правительство поменяло по представлению минобороны. Для чего это было сделано? В военном ведомстве корреспонденту "РГ" объяснили, что такая открытость связана с двумя причинами. Первая обусловлена новым обликом Вооруженных сил. Еще лет десять назад на балансе минобороны находились 7640 военных городков со 175 639 зданиями так называемого казарменно-жилого фонда. Он вмещал 710 тысяч квартир, где проживало около 2 миллионов человек. Только на содержание армейского жилья ежегодно тратилось около 30 миллиардов рублей.
Сейчас взят курс на укрупнение военных городков. Многие гарнизоны решено ликвидировать или перевести в места массовой дислокации войск. Когда речь идет о доступных любому россиянину объектах, проблема решается относительно просто. Военные семьи переводят из расформированного военного городка к новому месту службы, а землю и здания со всеми коммуникациями передают на баланс муниципальных властей. Люди, которые давно расстались с армией, но проживали на территории воинской части, автоматически переходят из разряда "военного" населения в гражданское. Если поблизости от гарнизона нет муниципального образования, народ переселяют в другие места с помощью государственных жилищных сертификатов и иных социальных программ.
С закрытыми военными городками ситуация сложней. И именно с ней связана вторая причина выхода соответствующих распоряжений правительства. Дело в том, что пока населенный пункт фигурирует в особом списке кабинета министров, все жилье и здания соцкультбыта на его территории относятся к служебному ведению. Такие квартиры по Жилищному кодексу РФ нельзя приватизировать, а следовательно - продавать и завещать. Затруднен даже их обмен. Ему обязательно должно предшествовать заключение договора социального найма на жилье.
От таких ограничений особенно страдают семьи военных пенсионеров. По закону они подлежат отселению из закрытых армейских и флотских городков. Квартиры по избранному месту жительства ветеранам со стажем обязаны предоставлять муниципальные власти. Но на практике такое случается редко - у мэров и глав администрации хватает своих очередников на квадратные метры. Поэтому отставники не спешат расставаться с военными "служебками". Временная крыша над головой на десятилетия становится для них постоянной.
Чтобы как-то помочь бывшим капитанам-майорам и их семьям, правительство время от времени пересматривает список закрытых военных городков, вычеркивает оттуда населенные пункты. Это дает возможность людям переводить свое ведомственное жилье в обычное и затем приватизировать служебную жилплощадь. В минобороны к такой практике относятся с пониманием.
Однако это не значит, что все закрытые военные городки со временем поменяют свой статус. В Вооруженных силах были и всегда останутся гарнизоны, круглосуточная охрана и жесткий пропускной режим в которых вызваны служебной необходимостью. Судя по всему, для них будет разработан особый механизм отселения отставников.
Солнечногорский район рекордсмен по количеству военных городков в Московской области. За последние несколько лет большинство из них были сняты с баланса министерства обороны(открыты). Жители таких городков до сих пор чувствуют себя брошенными и на это есть веские причины. В сегодняшней статье мы разберемся в чем отличается жизнь населения в закрытом военном городке и в поселении, которое передано на баланс муниципалитета.
Полное отсутствие обслуживание домов, дорог, муниципальных заведений, запущенное благоустройство- вот только несколько проблем, с которыми сталкиваются жители бывших военных городков. Почему так происходит? После снятия городка с баланса министерства обороны его следует прикрепить какому либо муниципальному образованию. Затем, все социальные объекты, дома и дороги передаются во владение данного муниципалитета. Однако этот процесс затягивается на многие годы и обслуживать жителей в этот период просто некому. Яркий тому пример- Выстрел. Пока объект не установят на баланс Солнечногорского района — обслуживать его город права не имеет, а министерство обороны, под предлогом передачи военного поселения городу, финансировать его тоже отказывается.
Как живется в закрытом военном городке? По логике вещей управляющие предприятия там исправно функционируют и добросовестно выполняют свои обязательства.
Давайте разбираться. В качестве примера возьмем закрытый военный городок(ЗВГ) Солнечногорск-30(Миронцево).
Первое отличие от открытого городка. На территорию городка по уставу пропускают только по пропускам. Благодаря этому преступности в городке практически быть не должно. Так ли это на самом деле?
В Советское время- возможно, но сегодня много что уже поменялось… Вокруг территории городка установлен бетонный забор. Можно провести параллель с железной дорогой Солнечногорска, пересечь которую можно только через мост, но это только официально. Всем жителям прекрасно известно, что около рынка(где раньше был наземный жд переход), благодаря проделанному ими же пролому в заборе, практически без проблемно можно пересечь жд пути. Железнодорожники неоднократно пытались заделать проход, но их попытки успехом не увенчались. Решетка, закрывающая пролом в заборе благополучно демонтировалась жителями в течении 24 часов. После же, последовало еще несколько попыток закрыть пролом. Ответом на это стал полный снос двух плит бетонного забора.
С нашим военным городком совершенно аналогичная ситуация. Тут даже пояснять ничего не нужно:
А вечером через этот пролом, по словам жителей, на территорию городка регулярно толпой ходят мигранты. Исходя из этого, «закрытым» городок уже можно назвать только условно.
ЖКХ.
В отличии от муниципалитетов, обслуживанием домов и территории в городке занимается не коммерческая фирма, а государственное предприятие, принадлежащее министерству обороны.- это будем считать вторым теоретическим отличием ЗВГ и ОВГ. Раз обслуживанием занимается ГУП, то может быть состояние домов и дорог достаточно хорошее?
Фактической разницы от открытых военных городков мы не увидели и здесь. На обслуживание средства практически не выделяются,и это ярко сказывается на общем состоянии городка. Если же в городе управляющие компании зачастую недобросовестно растрачивают налоги жителей, то здесь же просматривается просто полное отсутствие финансирования.
Штукатурка в подъездах отваливается, окна прогнивают.
В открытых городках зачастую можно встретить заброшенные здания советской эпохи. Может быть в закрытом городке все подобные здания функционируют и хоть как-нибудь поддерживаются?
Опять же нет. Здания благополучно забрасываются и разваливаются.
Отличительные особенности.
Из-за статуса «закрытого городка» в поселении есть соответствующие проблемы. Отсутствие интернет-провайдеров, магазинов и социальных объектов. Вот уже пол года жители Миронцево вообще живут без аптеки. На территории городка есть школа и детский сад. Примерная численность населения- 5-6 тысяч человек. На автобусе до Солнечногорска ехать около 30и минут.
Жалобы местному управлению по поводу отсутствия аптечного пункта игнорируются. Мы обратились в администрацию Солнечногорского района, с надеждой достучаться от туда до министерства обороны,но там помогать нам отказались:
Повторный запрос мы направили в правительство Московской области.
Перспективы городка.
Сенеж, Тимоново, Выстрел- эти, ранее закрытые, военные городки переданы, а некоторые из них до сих пор передаются, на баланс города Солнечногорска. Это сделать не так сложно, так как они практически граничат с городом. Миронцево же отдалено от Солнечногорска на 15 километров, поэтому о передачи его на баланс города и речи идти не может. А ближайшие сельские поселения брать на себя обслуживание городка,во всяком случае пока-что, не в состоянии.
Жителям остается только ждать лучших времен. Они обязательно настанут и жизнь в городке наладиться, однако когда это произойдет — вопрос риторический.
Итог.
Закрытые военные городки в нашем районе назвать «закрытыми» можно только условно. На конкретном примере мы убедились, что жизнь в таких поселениях ничем не лучше жизни в открытых городках, переданных муниципалитетам, а статус «закрытый» лишь добавляет проблем местному населению.
понятие "военный городок", которое дается в п.34 гл.II Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии в СА и ВМФ, введенного в действие Приказом МО СССР от 22 февраля 1977 года N 75.
Под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ (в настоящее время - гражданского персонала). Воинские части, как правило, размещаются в военных городках. Пункт 35 указанного Положения делит военные городки на закрытые и открытые. А закрытые военные городки в зависимости от расположения по отношению к населенным пунктам подразделяются на:
а) военные городки воинских частей, расположенных в населенных пунктах, имеющие систему пропусков;
б) обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне черты населенных пунктов.
Порядок утверждения перечней закрытых военных городков, в том числе и обособленных военных городков, устанавливался Министерством обороны на основании соответствующего Постановления ЦК КПСС и СМ СССР, где и указывалось на необходимость возложения функций определения видов военных городков руководящим министерством Министерством обороны, и отражения данного вопроса в актах органов военного управления. Указание на то, что перечни закрытых военных городков утверждаются командующими войсками военных округов, последовало в п.35 Приказа МО СССР N 75, 1977 год, и право утверждения перечней закрытых военных городков, находящихся на территории округа, флота, независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках, подтверждено в п.2 Приказа МО СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с СА и ВМФ, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 23 декабря 1980 года N 363.
Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года N 1625-р в п.1 исполнительным органам государственной власти республики в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было указано исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых военных городков.
Как следует из Постановления от 14 июля 1992 года N 3298-1, принадлежность военного городка к закрытым определяется его соответствием статусу закрытого административно-территориального образования по Закону РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".
Для выяснения вопроса о принадлежности военного городка к закрытым административно-территориальным образованиям следует установить:
1. Был ли ранее военный городок создан как закрытый в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР?
2. Не был ли закрытый военный городок упразднен, если сохранение особого режима утратило актуальность?
3. Принималось ли решение о вновь создаваемом закрытом административно-территориальном образовании (имеется в виду военном городке) в актах органов государственной власти и управления, а после 5 декабря 1996 года, даты вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 1996 года, - Президентом РФ?
Для любого гражданина установление вышеперечисленных фактов представляет значительную сложность, поэтому, очевидно, назрела необходимость если не в официальном опубликовании перечня закрытых военных городков, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями, с указанием момента установления такого статуса и документа, его определяющего, то хотя бы в актах органов военного управления.
Думается, единственное, что могут установить жители военных городков, так это факт включения военного городка, где они проживают, в перечень закрытых военных городков приказом командующего войсками округа. Достаточно ли этого для подтверждения факта соответствия статуса такого военного городка статусу закрытого административно-территориального образования? Нет, представляется обязательным создание закрытого военного городка как закрытого административно-территориального образования на основании акта органа государственной власти и управления, а после 5 декабря 199..... года - по решению Президента РФ.
Одним из важных фактов, указывающих на принадлежность военного городка к закрытым административно-территориальным образованиям, как было уже отмечено ранее, является наличие органов местного самоуправления, образованных в соответствии с п.1 ст.4 Закона.
Представляет интерес по данному вопросу судебная практика, изложенная в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ и определениях Судебных коллегий Верховного Суда РФ по гражданским делам ("Бюллетень Верховного Суда РФ" N 2, 1996 год, с.6-7). В разъяснениях, в частности, было указано, что правовой статус военного городка определяется не только внешними признаками (например, военный городок не отвечает требованиям закрытого военного городка: отсутствует пропускная система), но и правовыми актами, изданными компетентными органами. Ненадлежащее содержание технических средств и недостатки в организации пропускного режима сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии статуса закрытого военного городка.
Ответ дан с использованием статьи юриста ИВАНОВОЙ Светланы "Статус военных городков"