Исследовательская работа на тему: «Удивительные явления природы. Айсберг. Как образуются айсберги? Где айсберги

В журнале Geophysical Research опубликованы исследования о причинах, влияющих на движения айсбергов. В настоящее время ученым удалось смоделировать дрейфование антарктических айсбергов через Южный океан, а также определить факторы, лежащих в основе их движения и таяния.
Ученые со всех уголков мира внимательно наблюдают за шельфовым ледником Ларсена у побережья Антарктического полуострова. От ледника начал отламываться массивный айсберг. Будущая глыба льда - примерно 175 км в длину и 50 км в ширину. Его общая площадь может составить 6 тыс. кв. км, а вес - 1300 гигатон, что сравнимо с весом всех айсбергов, образующихся в этом регионе за год. Практически невозможно предсказать, когда этот айсберг отколется от ледника. Тем не менее, специалисты Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (Германия) добились в этом вопросе значительных успехов. Они узнали о факторах, влияющих на движение айсбергов, когда они откалываются от , и могут предположить их путь через Южный океан.

«Айсберги, размером не больше двух километров в длину или ширину, обычно отдаляются от края шельфового ледника в течение нескольких месяцев. Ветер сдувает их в открытое море, где они распадаются на мелкие части и в конечном итоге растают за два-три года», - объясняет Томас Раков (Thomas Rackow), моделирующий климатические условия в Институте Альфреда Вегенера и один из авторов исследования.
Для своего исследования Томас Раков и его коллеги создали компьютерную модель айсберга, использовав его данные и фактическое положение. Потенциальные маршруты, полученные с помощью компьютера, сопоставили с данными существующих крупных айсбергов. Основная цель эксперимента заключается в том, чтобы понять, в каком регионе Южного океана крупные айсберги будут таять, увеличивая тем самым количество пресной воды.


Когда дело касается айсбергов-великанов, откалывающихся от ледника Ларсена, ветер уже не играет особой роли. Их движение, главным образом, обусловлено собственным весом, а также тем фактом, что поверхность Южного океана не идеально ровная, а имеет небольшой наклон на север. Из-за этого уровень воды на южном краю моря Уэдделла и вдоль всего Антарктического полуострова может оказаться на полметра выше, чем в центре. Когда большие айсберги дрейфуют, сначала они соскальзывают вниз по наклонной поверхности океана, отклоняясь влево и курсируют параллельно побережью в Антарктическом прибрежном течении. Это связано с силой Кориолиса, которая является одной из сил инерции вследствие вращения Земли.


Но бывают исключения. Крупные столообразные (плоские) айсберги могут отклоняться от курса силы Кориолиса и задерживаются возле побережья в течение первых трех или четырех лет. Но рано или поздно они попадают в ловушку с дрейфующими льдами и отплывают от берега. После того, как айсберги оказываются в открытом море, они попадают в одну из четырех «магистралей», которые транспортируют плавучий ледник на север. Один из этих путей следует к восточному побережью Антарктического полуострова. Второй путь находится на нулевом меридиане, на восточном краю моря Уэдделла, третий - на Кергеленском плато в восточной Антарктиде. Последний оставшийся путь ведет айсберг на север от моря Росса.


После того, как айсберги начинают свое путешествие на север, они пройдут тысячи километров, прежде чем растают. Крупнейшие из них даже достигают берегов Южной Америки и Новой Зеландии. Насколько долго будущий айсберг ледника Ларсена будет дрейфовать - зависит от того, остается ли он неповрежденным после откалывания. Есть вероятность, что он распадается на более мелкие куски. Помимо этого, айсберг может сесть на мель. Томас Раков считает, что у айсберга есть шанс, что он будет дрейфовать около года через море Уэдделла, вдоль побережья Антарктического полуострова. В таком случае, он последует северо-восточным курсом до Южной Георгии и Южных Сандвичевых островов. Учитывая его массивный вес, айсберг продержится на плаву от восьми до десяти лет. Это максимальная продолжительность жизни странствующих айсбергов на текущий момент.

Айсберг - одно из тех географических понятий, которое в той или иной мере знакомо большинству людей. Все знают об огромных кусках льда, плавающих в океанах и создающих опасность для кораблей. Особенно «популярными» стали айсберги после выхода на мировые экраны культового американского фильма «Титаник». Кто не слышал о том, что шикарный лайнер затонул после столкновения с огромным айсбергом! Но как образуются айсберги - с точностью знают не многие люди.

Где возникают айсберги

Если взять точный перевод с немецкого языка, то «айсберг» - это «ледяная гора». Действительно, многие айсберги напоминают своими очертаниями горы: высокие, крутые склоны, отвесные стены, острые пики. Впрочем, некоторые из айсбергов выглядят совсем по-другому: они напоминают исполинские столы, или даже ледовые поля. Поэтому всё же правильнее будет считать, что айсберги - не ледяные горы, а просто огромные куски льда, самой разной конфигурации.

Почти все айсберги мира образуются в двух районах: у берегов Антарктиды и возле самого крупного острова планеты - Гренландии. Соответственно, первую группу называют Южными, а вторую - Северными. Посчитать количество айсбергов в океане не представляется возможным, ведь эта цифра непрерывно меняется, но учёные (гидрологи и гляциологи) уверены: в любой момент времени в Мировом океане находится, как минимум, 40 тысяч айсбергов!

Как айсберги попадают в океан

Механизм образования айсбергов совершенно незатейлив и прост. Огромные ледовые поля, которыми покрыты Антарктида и Гренландия, постепенно стекают к океану, как реки текут в моря. Только скорость этого течения в тысячи раз медленнее. Тем не менее, рано или поздно, ледовый панцирь достигает береговой линии и кусками откалывается в воду.

Понятно, что Антарктида, являясь материком и обладая многокилометровым слоем льда, рождает айсберги значительно крупнее, чем Гренландия. К примеру, в 2000 году от этого материка откололся айсберг, площадью в 11 тыс. км²! На такой «льдинке» могло бы уместиться четыре мегаполиса, подобных Москве!

Не стоит думать, что айсберги Гренландии - безобидные малыши. Они тоже порой достигают в периметре нескольких сотен метров, возвышаясь над водой на десятки метров. Именно айсберг из Гренландии погубил «Титаник» в 1912 году.

Дальнейшая судьба айсбергов

Отколовшись от родных берегов, айсберг начинает своё долгое плавание в водах Мирового океана. Морские течения уносят их на сотни, а то и тысячи километров от «места старта». Оказавшись в воде, ледяной исполин начинает интенсивно таять, и, в любом случае, его судьба предопределена. Тем не менее, крупные айсберги способны оставаться в воде долгие месяцы, а иногда и годы! Например, айсберг, о котором мы упоминали выше, наблюдался около 10 лет. Но это, конечно, совсем редкие, крайние случаи.

Плывущий айсберг до сих пор очень опасен для кораблей, находящихся в океане. Заметить ледяную глыбу непросто, тем более, что айсберги часто окружены слоем густого тумана, возникающего из-за разницы температур в окружающей его воде. Опасность состоит ещё и в том, что видимая, надводная часть айсберга - это только примерно десятая часть всей ледовой массы. Большая часть её «тела» спрятана под водой, ведь лёд легче воды, и плавает на поверхности подобно куску дерева.

Учитывая это, капитаны суден не подплывают близко к айсбергам, ведь их подводные уступы могут простираться в стороны на сотни метров. К тому же тёплая морская вода неравномерно «подгрызает» основание айсберга. Бывали случаи, когда, в результате подобного подтаивания, айсберг внезапно «кувыркался», ложась на бок или даже переворачиваясь вверх ногами. Конечно, такое может произойти только с «крошками», имеющими периметр не более сотни метров.

Типы айсбергов

Учёные различают несколько типов айсбергов, ориентируясь на место их возникновения и форму:

  • Шельфовые айсберги . Рождаются в Антарктиде, характеризуются огромными размерами и относительно плоской поверхностью.

  • . Наблюдаются как на севере, так и на юге планеты. Форма поверхности может быть самой разной: плоской, односкатной, гористой.

  • . Поверхность довольно ровная, но наклонена в одну сторону. Преобладают возле Антарктиды, но встречаются и в окрестностях Гренландии.

На некоторых крупных айсбергах, живущих годами, могут образовываться собственные внутренние озёра, огромные пещеры или даже небольшие реки. Человек не только опасается айсбергов, но и научился использовать их в своих целях. К примеру, в окрестностях Антарктиды вслед за айсбергами на некотором расстоянии иногда следуют суда, используя их в качестве огромного ледокола.

Отмечается, что в последние десятилетия айсбергов образовывается намного больше, чем это наблюдалось раньше, к тому же они становятся всё крупнее и крупнее. В этом проявляется глобальное потепление на планете, сокращение ледников.

Можно много рассказывать об айсбергах, их природе, можно перечислять их «рекорды». Но в этой статье мы узнали, как образуются айсберги, эти удивительные и немного опасные, морские исполины, молчаливые странники океанов.

    Введение
    Определение айсбергов
    Основное географическое положение
    Примеры из истории
    Преимущество айсбергов
    Литература

Айсберги
В море встречаются огромные ледяные горы - обломки льдов полярных ледников. Их называют айсбергами ; в переводе с немецкого «Eisberg» это значит «ледяная гора» («айс» - лёд и «берг» - гора, «ледяная гора»).
Айсберги - это огромные массивы льда, которые сползают в океан с материка или острова в виде ледниковых языков или откалываются от ледяных берегов, окружающих мощным кольцом Гренландию и Антарктиду. Северной родиной айсбергов является Гренландия, которая непрерывно накапливает лед на своей поверхности, а потом сбрасывает излишки в воды Атлантики. Отсюда они, гонимые ветрами и течениями, начинают свой путь к югу, наперерез морским путям, связывающим два континента. Глубина рейдов зависит от времени года: в марте они спускаются не ниже 50° северной широты, а в октябре могут дойти и до 40° северной широты, где пролегают многие трансокеанские маршруты (см. рис.).
Айсберги образуются там, где имеются ледники, спускающиеся с гор в море. Такие ледники залегают в гористых местах полярных стран и представляют собой большие, в десятки или сотни метров толщиною, массы чистого льда. Ледовая масса ледника лишь кажется непо движной. На самом деле лёд всё время сползает по склону горы. Достигнув берега, ледник входит в море. Первое время, невдалеке от берега, лёд продолжает ползти по дну, но затем, по мере удаления от берега, плывёт на поверхности моря. Удары волн постепенно разрушают край ледника. Появляются продольные трещины, которые, увеличиваясь, откалывают часть льда. В ужасном грохоте, подобном выстрелам сотни артиллерийских орудий, рождается айсберг. Громадная масса льда откалывается от края ледника и рушится в море. Один за другим отплывают айсберги дальше в море, гонимые течением и ветром. Среди них встречаются гиганты высотою почти до 200 метров и площадью более квадратного километра!
Если ледяная гора попадёт на мель, то надолго застревает здесь, образуя своего рода ледяной остров.
Вторая, южная родина айсбергов отправляет их в плавание к сороковым широтам всех трех океанов:

      Тихого,
      Индийского
      и Атлантического.
Правда, эти районы значительно реже пересекаются судами, так как главные торговые пути проходят через Суэцкий и Панамский каналы. Количество и размеры айсбергов в южном полушарии несравненно больше, чем в северном.
Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят изо льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега - фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части. Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.
Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет - в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава». Ледяные гиганты не редкость – в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы (см. рис.).
Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота - 54 метра. В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы. Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.
Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад». В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает густые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей. Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах. Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк. Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Принятые меры дали ощутимые результаты - катастрофы практически прекратились, но 30 января
1959 года датский грузопассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.
Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга».
Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах. Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.
В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.
В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн - на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой - с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.
Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений. Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта - судно потеряло управление. Ветер и волны погнали «Калипсо» к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг - образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией. Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.
Айсберг - крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м?, а плотность морской воды - около 1025 кг/м?, около 90 % объёма айсберга находится под водой.
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции наибольший известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 10000 км?. Весной 2005 г. его осколок - айсберг B-15A - имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км? и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии. Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров. Айсбергов такого размера, так далеко от источника своего происхождения за последние сто лет наблюдений отмечено не было. На то, чтобы уплыть так далеко на север у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года - 48.8° ю. ш. 107.5° в. д. (G) (O).
Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет. Тёмно-синий цвет имеют т. н. «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде.
На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.
Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги. На контакте с морем ускоряется движение ледяных потоков, их концы всплывают, образуя плавучие языки, которые тоже становятся источником огромного количества айсбергов. Об айсбергах мы и поговорим в нашей работе.
Конец ледника на какое-то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду. Ежегодно ледяные потоки образуют десятки кубокилометров льда в год. Все ледники Гренландии ежегодно выбрасывают в океан более 300 км 3 льда, ледяные потоки и шельфовые ледники Антарктиды – не менее 2 тысяч км 3 .
Гренландские айсберги - часто настоящие ледяные горы куполовидной или пирамидальной формы. Они могут возвышаться над водой на 70 – 100 м, что составляет не более чем 20-30% их объема, остальные 70-80% скрыты под водой. С Восточно-Гренландским и Лабрадорским течениями массы айсбергов выносятся до 40-50 0 северной широты, в отдельных случаях даже южнее.
В антарктических водах айсберги сослужили добрую службу китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». Сильнейшие штормы мешали морякам перегрузить готовую продукцию на рефрижератор и взять топливо с танкера. И тут моряки увидели два айсберга рядом. Вокруг ходили высокие волны, а между ними была лишь легкая зыбь. Моряки рискнули стать между айсбергами и под их защитой произвести необходимую перегрузку. Кажется, это единственный случай, когда айсберги помогли морякам. Но айсберги не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, которой все более остро не достает людям. Уже разрабатываются проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы, такие как Саудовская Аравия, Юго-Западная Африка.
Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах. По причине этих пузырьков, которые значительно легче воды, айсберги погружены в воду только на пять шестых своего объема.
Истинные размеры айсбергов намного превосходят воображение. В Арктике эти горы льда возвышаются над уровнем моря в среднем на 70 м, достигая иногда высоты 190 м, а длина некоторых из них доходит до нескольких километров. На таких ледяных островах вели свою работу дрейфующая станция «Северный полюс – 6» и первые американские арктические станции в Северном Ледовитом океане. Плосковерхие же громады антарктических айсбергов имеют среднюю высоту надводной части 100 м, а некоторые из них поднимаются над водой на 500 м и имеют длину 100 км и более.
Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор. В Южном полушарии крупные антарктические айсберги особенно далеко проникают в Атлантический океан, здесь они доходят до 26 0 южной широты, т.е. до широты Рио-де-Жанейро, в Тихом и Индийском океанах айсберги не заплывают севернее 50-40 0 южной широты.
В Северном полушарии особенно много арктических айсбергов выносится Восточно-Гренладским и Лабрадорским течениями в Атлантический океан, где они достигают широты Англии. И здесь, на путях оживленного трансатлантического судоходства, они представляют серьезную угрозу для кораблей. Но современные корабли оснащены совершенными приборами, которые на большом расстоянии предупреждают о приближении любого препятствия, в том числе и айсбергов.
С помощью айсбергов, как мы уже говорили, можно было бы решить проблемы снабжения засушливых районов Земли пресной водой. Известному американскому океанологу и инженеру Джону Айзексу пришла в голову заманчивая идея – прибуксировать крупный айсберг к берегам страдающей от безводья Калифорнии, а воду, образующуюся при таянии айсберга, использовать для орошения засушливых земель. Можно предполагать, что колоссальная масса льда, которая даже в жарком калифорнийском климате будет таять очень медленно, может вызвать усиленную конденсацию атмосферной влаги и выпадение дополнительных осадков. Это приведет к увеличению запасов воды в водохранилище и некоторому уменьшению сухости климата на прилегающем к айсберге участке побережья. Это может быть использовано и в других засушливых областях земного шара, и, прежде всего в Австралии.
Как и всякое явление природы, айсберги требуют внимательного изученияучеными, чтобы они могли принести пользу человеку, не нарушив равновесия в природе.

Использованная литература

    Э. Бауэр. Чудеса Земли. М., «Детская литература», 1978 г.
    Энциклопедия для детей. География. М., «Аванта +», 1994 г.
    Популярная морская энциклопедия - Ю.Г.Глотов и В.А.Семченко
    и т.д.................

Исследовательская работа на тему:

«Удивительные явления природы. Айсберг.»

выполнила

3 «Б» класс

МОУ «СОШ № 83»

г. Саратов

Тема исследования: «Удивительные явления природы. Айсберг».

Цель исследования : узнать больше об окружающем нас мире. Понять связь между природными явлениями и человеком. Научиться ценить то, что нас окружает

Задачи : найти информацию по данному вопросу. Понять какую пользу можно извлечь из данного природного явления.

1. Введение.

2. Рождение и жизненный цикл айсбергов .

3. Передвижение айсбергов.

4. Как айсберги затрагивают нашу жизнь.

5. Польза от айсбергов.

6. Интересные факты.

7. Угроза.

8. Заключение.

9. Список литературы.

Введение.

На уроке окружающего мира мы изучали свойства воды. Я узнала, что это уникальная жидкость может быть в трех состояниях:

жидком

газообразном

твердом

Меня заинтересовало именно твердое состояние, ведь лед, в который она переходит, не тонет, а плавает. Я задумалась, как такое может быть? Оказывается, процесс замерзания воды очень необычен. Охлаждаясь, вода в озерах и морях становится тяжелее и перемещается вниз, но когда вода достигает точки замерзания, происходит обратный процесс. Теперь становится легче и поднимается более холодная вода. Превратившись в лед, она держится на поверхности. Я решила провести эксперимент. Я заморозила кубик льда и потом бросила его в стакан с водой. Удивительно, но кубик льда плавал на поверхности. Кусок льда на воде напомнил мне об айсбергах, которые я видела по телевизору. Но как мало я знаю о них. Я решила сделать опрос среди своих друзей, что они знают об айсбергах. Я опросила 15 человек. Привожу таблицу опроса:

Не знают ничего об айсбергах

Имеют некоторое представление о них

Имеют точную, обширную информацию

Как мы видим, точное представление об айсбергах имеют немногие. Сама я впервые узнала об айсбергах, когда посмотрела фильм «Титаник». Хорошо запомнился момент столкновения.

«АЙСБЕРГ прямо по курсу!» - кричит встревоженный впередсмотрящий. Матросы на капитанском мостике немедленно отреагировали. Двигатели дали обратный ход, чтобы избежать столкновения. Но слишком поздно. Правый борт судна получил роковую пробоину.

Я задалась вопросами: как и почему появляются айсберги? Что сделать, чтобы защитить людей на море от опасности столкновения с ним? И как они могут влиять на жизнь людей? Я начала искать информацию по этому вопросу, и вот, что я узнала.

Рождение и жизненный цикл

Айсберги подобны гигантским ледяным кубам пресной воды. Они рождаются из ледников и покровного льда на Севере и в Антарктике.

Одно из мест «зарождения» айсбергов

Я удивилась, узнав, что антарктическая ледниковая шапка дает около 90 процентов айсбергов земли. Она также производит самые большие айсберги. Иногда они поднимаются над уровнем воды на 100 метров и могут достигать более 300 километров в длину и 90 километров в ширину. Большие айсберги могут весить от 2 миллионов до 40 миллионов тонн. Вот это мощь! И подобно снежинкам, нет двух похожих айсбергов. Одни столообразны, то есть с плоскими вершинами. Другие клинообразны, остроконечны или куполообразны.

Обычно над водой видна только одна седьмая или одна десятая часть айсберга. Это особенно подходит к плосковершинным айсбергам. Все это напомнило мне, мой кубик льда, плавающий в стакане воды. Однако соотношение льда над водой и под водой различно, оно зависит от формы айсберга.

В основном, антарктические айсберги имеют плоские вершины и бока, тогда как арктические айсберги часто имеют неправильные формы и напоминают башенки. Арктические айсберги, большинство которых рождается из огромной ледниковой шапки, покрывающей Гренландию, представляют собой самую большую опасность для человека, так как они могут дрейфовать по трансатлантическому судоходному пути.

А как же образуются айсберги? В северных и южных районах земли образовавшийся снежный покров часто не успевает растаять, а холодный дождь - испариться. Это приводит к тому, что слои снега, которые накапливаются на поверхности земли, превращаются в ледниковый лед. Год за годом, так как выпадает все больше снега и дождя, происходит постоянное уплотнение. Благодаря этому образуются массивные поля льда над обширными территориями суши, как например, в Гренландии. В конце концов, лед достигает такой толщины и твердости, что заставляет тяжелый ледник медленно скользить вниз с высоких склонов в долины и затем в море. Возраст айсберга с момента уплотнения снега у истоков ледников и до начала дрейфа исчисляется столетиями.

Я представила реку льда, очень медленно движущуюся по неровной местности, словно холодная патока. Уже имея в себе вертикальные трещины, этот гигантский ледниковый щит, как только достигнет береговой линии, будет представлять собой захватывающее зрелище. Из-за одновременного воздействия приливов и отливов, движения волн и подводного разрушения огромная глыба пресноводного льда, которая может простираться в море примерно на 40 километров, с оглушительным грохотом отколется от ледника. И вот айсберг родился! Наблюдавший это человек описал его как «плавающий хрустальный замок». Наверно, это потрясающее зрелище.

В Арктике ежегодно образуется от 10 000 до 15 000 айсбергов. Однако сравнительно немногие достигают южных вод у берега Ньюфаундленда. Что же случается с теми айсбергами, которые достигают этого района?

Передвижение айсбергов

Большинство айсбергов, оторвавшихся от массива, океанское течение уносит в длительное путешествие, затем разворачивает одних на запад, других на юг и, в конце концов, приносит в море Лабрадор, прозванное Аллеей айсбергов. Вот было бы здорово покататься на таком своеобразном ледяном корабле. Айсберги, которые сохранились после приблизительно двухлетнего дрейфа от места своего рождения в открытую Атлантику по направлению к морю Лабрадор и Ньюфаундленду, существуют очень недолгое время. Попав в теплые воды, они начинают быстро разрушаться: таять, уменьшаться и раскалываться на части. Когда я проводила опыт, кубик льда действительно быстро растаял.

Типично, что в течение дня лед тает, а вода собирается в трещинах. Ночью вода замерзает и расширяется в этих трещинах, отчего айсберг раскалывается на куски. Это резко изменяет очертания айсберга и перемещает его центр тяжести. Потом глыба льда переворачивается в воде, представляя совершенно иную ледяную скульптуру.

Так как этот цикл продолжается, и ледяные замки уменьшаются в размере, раскалываясь на куски, они дают начало своим собственным айсбергам размером со средний дом, и гроулерам размером с небольшую комнату. Некоторые гроулеры поменьше могут даже «барахтаться» на мелководье береговой линии и маленьких бухт.

Как бы то ни было, окружающая среда в более южных водах вызовет быстрое разрушение айсберга на мелкие куски пресноводного льда, которые станут частью великого океана. Однако пока это не случилось, с айсбергами нужно обращаться осторожно.

Как айсберги затрагивают нашу жизнь

Рыбаки, чьи средства к существованию зависят от океана, считают, что айсберги доставляют неприятности и представляют собой опасность. Один рыбак сказал: «Айсберги, может быть, нравятся туристам, но для рыбаков они представляют угрозу». Рыбаки вернулись, чтобы проверить свои сети, а увидели, что айсберг, принесенный приливом или течением, порвал их дорогие сети и выпустил улов.

Айсберги заслуживают уважения. «Советую держаться на расстоянии,- говорит капитан парусного судна.- Айсберги очень непредсказуемы! От высоких айсбергов могут отломиться огромные куски, или, когда айсберги ударяются о дно, могут отколоться большие глыбы и взмыть прямо на тебя. Айсберг также может крутиться и переворачиваться - все это могло бы стать катастрофой для всякого, кто рискнет подойти слишком близко!»

То, что айсберги скребут океанское дно, представляет собой еще одну причину для беспокойства. «Если осадка айсберга почти равна глубине воды, то известно, что его основание может прорыть длинные и глубокие каналы. В районах нефтеразработок это оказывает разрушительное воздействие на придонные установки, например на устье скважин»,- сказал один человек, наблюдавший за айсбергами.

Я подумала, как можно было бы предотвратить вред, который могут нанести айсберги. Я слышала, что в некоторых городах, для того чтобы сбивать сосульки с крыш домов используют лазер. Это облегчает работу людей, которые следят за этим. Я задумалась, а нельзя ли использовать нечто подобное, для того чтобы срезать куски айсберга, которые могут нанести вред. Еще хорошо было бы отслеживать блуждающие айсберги и предупреждать людей о возможном столкновении с ними. Но оказывается, такая работа уже ведется.

Международный ледовый патруль

После того, как произошла трагедия с океанским лайнером «Титаник», в 1914 году был образован Международный ледовый патруль, чтобы определять местонахождение айсбергов, прогнозировать их движение, основываясь на знании океанских течений и направлений ветра, и затем предупреждать людей о льдах. С целью предоставления защиты от этих «хрустальных» гигантов моря, предпринимаются все усилия, чтобы накопить знания о характерных особенностях и поведении льда. Используемая технология включает визуальный и радиолокационный обзор с самолета, сообщения об обнаружении льда с коммерческих судов, спутниковую фотосъемку, океанографические исследования и прогнозы.

Польза от айсбергов

Может быть, нам жилось бы лучше и без айсбергов. Однако отнюдь не все, что связано с айсбергами, плохо. Я нашла информацию, как можно использовать айсберги на пользу людей. Один житель Ньюфаундленда заметил: «Очень давно, когда холодильники были не у всех, люди в некоторых прибрежных деревушках приносили небольшие куски айсберга и клали их в свои колодцы, чтобы вода оставалась холодной как лед. Они служили еще и для другой цели: куски льда хранили в ящиках с древесными опилками, чтобы использовать их в приготовлении домашнего мороженого».

А как еще можно было бы применить их в нашей жизни? Я думаю, раз айсберги это замерзшая пресная вода, то нельзя ли использовать ее, чтобы доставлять людям, которые нуждаются в ней. Прицепить бы, не самый большой айсберг, к грузовому кораблю и отбуксировать к берегу. Конечно, часть айсберга по дороге растает, но какая-то часть доплывет до места назначения и сможет принести пользу. Или на месте, прямо в море, отпиливать кусок, растапливать и пропускать через фильтр, а уже потом доставлять в бутылях на берег.

Так как эти «ледяные дворцы» впечатляют своей красотой, многие люди хотят увидеть все эту красоту своими глазами. На изрезанной береговой линии Ньюфаундленда они ищут место с панорамным видом на Атлантику, чтобы полюбоваться на морских гигантов. Щелкают фотоаппараты, чтобы поймать этот момент на пленку. Каких удивительных размеров и даже цветов бывают айсберги. Я бы с радостью и огромным удовольствием посмотрела бы на них в их естественной среде.

Кстати, бледно голубой оттенок некоторых айсбергов появляется благодаря повторному замерзанию талой воды, которая заполняет промоины в айсбергах. Древние ледяные глыбы отражают солнечный свет и меняют свою окраску в зависимости от угла, под которым на них падает освещение.

Некоторые айсберги излюбленное место обитание пингвинов.

Интересные факты.

Чтобы понять всю мощь и величие айсбергов хочу привести некоторые интересные факты об их размерах.

Два-три айсберга средней величины содержат в себе массу воды, равную годовому стоку Волги (годовой сток Волги - 252 кубических километра).

Самые большие айсберги встречаются в Антарктике. В 1956 году американский ледокол «Глейшер» обошел айсберг длиной 350 и шириной 40 км.

В октябре 1999 года от Антарктиды откололся айсберг размером с Лондон.

90% всей пресной воды на нашей планете хранятся в вечных антарктических льдах. От антарктических ледников ежегодно откалывается почти 5 тыс. айсбергов - это 100 млн. тонн замороженной пресной воды. Среди них иногда встречаются гиганты, по размерам неуступающие островам. Так, например, в 1956 году в южной части Тихого океана был обнаружен айсберг, длина которого равнялась 335 км, а ширина 97 км. А в 58-м году уже прошлого века вблизи Гренландии был обнаружен рекордно высокий айсберг высотой на 167 м. Подобные рекордсмены появляются постоянно. Осенью 1987 года от ледяного щита Антарктиды откололась льдина длиной 159 км и шириной 40 км, общей площадью 6200 км и толщиной больше 220 м. Пресной воды, натопленной из этого айсберга, хватило бы на нужды Москвы в течение примерно 650 лет. В настоящее время этот айсберг постепенно разваливается, дрейфуя по морю Росса, и имеет размеру 95 х 35 км, общей площадью 3365 км.

Угроза.

Меня очень обеспокоило, что этому удивительному природному явлению грозит опасность. Дело в том, что из-за «парникового эффекта» происходит быстрое таяние ледников, а также айсбергов. Очень жаль, если со временем люди уже не смогут любоваться этими плавучими замками. К тому же это несет огромную угрозу всей планете. Ведь если все ледники растают, то уровень мирового океана существенно поднимется, что, возможно, приведет к различным природным катаклизмам. Я постаралась узнать, что такое «парниковый эффект» и из-за чего он происходит.

Атмосфера Земли, подобно стеклу парника, не выпускает солнечное тепло. Солнце нагревает землю, но тепло, переносимое инфракрасным излучением, не может свободно улетучиться из атмосферы. Парниковые газы преграждают путь излучению и отражают его обратно к земле, отчего воздух у ее поверхности нагревается.

Мне очень жаль, что нашей планете может грозить опасность. Поскольку многие считают, что эта проблема возникла по вине человека, то не может ли ее разрешить сам человек? Что лично я могу сделать? Оказывается, от усилий каждого очень многое зависит. Например, использование автомобилей и вырубка лесов способствует глобальному потеплению . У нашей семьи нет автомобиля, но те, у кого он есть могли бы подумать, что они могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды, если будут пользоваться им только по необходимости и иногда ходить пешком. Также энергия, потребляемая различными устройствами в режиме готовности, приводит к усиленной работе электростанции, которая выделяет газ, способствующий «парниковому эффекту». Поэтому лично я могу следить за тем, чтобы не оставлять в нашем доме приборы в «ждущем» режиме и разумно пользоваться электроэнергией. Я рада, что могу способствовать сохранению нашей планеты и айсбергов, с которыми я познакомилась.

Заключение.

В ходе исследовательской работы я узнала много интересной информации об айсбергах, как они появляются, какими бывают. Когда мы рассматриваем эти возвышающиеся, сверкающие чудеса моря мы восхищаемся этими удивительными творениями. Мне очень хотелось бы, чтобы люди на нашей планете научились видеть красоту природных явлений, ценили то, что нас окружает и помнили, что человек и природа взаимосвязаны. Главное - научиться жить в гармонии друг с другом!

Список литературы:

1. Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

2. Периодическое издание журнала «Пробудитесь».

3. Интернет сайт: www.

Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — огромная, отколовшаяся от краёв ледника дрейфующая в океане или море льдина.
Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Как образуется айсберг


Под действием силы тяжести от краёв ледника откалываются большие льдины, или айсберги. Ветром и течением их несёт в более тёплые воды.
“Фабриками” айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды.

Айсберги, образовавшиеся из материкового льда Антарктиды , могут возвышаться над водой на 100-метровую высоту. Самый большой из измеренных когда-то айсбергов имел 322 км в длину и 97 км в ширину .


Айсберги, образовавшиеся из ледников Гренландии и островов Арктики, значительно меньше – самые большие из них поднимаются до 70 м над поверхностью воды.



Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 000 айсбергов .

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации особенно в Атлантическом океане, так как течения их сносят в районы движения судов. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы.



Над поверхностью моря находится примерно 1/10 часть айсберга , а большая часть их находится под водой.

Помимо этого, плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом и увидеть айсберг можно слишком поздно. Но на сегодняшний день моряков об опасности предупреждают радиолокаторы (радары), которые могут “видеть сквозь туман.



В 1912 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход "Титаник", пересекавший Атлантический океан. Пароход, на котором плыли в Америку две тысячи двести пассажиров, затонул.