Кем был бородин по образованию. Александр Бородин: биография, интересные факты, творчество, видео. Неоконченные и утраченные сочинения

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткую биографию Александра Бородина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бородина

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.


Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Лука Степанович умер в 1843 году, предварительно оформив своему «крепостному» вольные документы. Авдотья же с самого раннего детства вплотную занялась образованием сына, нанимала прекрасных учителей и гувернеров для Сашеньки. С первых же уроков особенное внимание мальчика привлекла музыка. Он стал развиваться в этом направлении, и вскоре уже создал несколько собственных произведений. Авдотья Константиновна позаботилась о том, чтобы эти первые пьесы были изданы, и тогда музыкальные критики впервые услышали о 16-летнем композиторе. Помимо музыки Александр живо интересовался химией – наукой в тот момент молодой, чем приводил мать в состояние ужаса: комната подростка была заставлена странными склянками и колбами, а смелые эксперименты грозили пожаром.


Согласно биографии Бородина в 17-летнем возрасте остро встал вопрос о дальнейшем обучении Александра. Естественно, что с его крепостной «родословной» пути в науку были заказаны. Однако любящая мать и тут нашла выход: за приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя.

Увлечение медициной и отъезд за границу


По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.

Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения квалификации. В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок» из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д. Менделеева. Бородин с его живым умом и многочисленными талантами легко вписался в этот «островок вольнодумства», где с интересом обсуждали не только научные новости, но и общественно-политические события, поддерживали идеи Чернышевского и Белинского. В кругу единомышленников по науке он не торопился раскрывать свои музыкальные увлечения, и ограничивался лишь воспроизведением популярных итальянских арий. Но за пределами русского общества с удовольствием играл в дуэтах, квартетах и квинтетах с зарубежными музыкантами.


В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени - Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.

В 1861 году в Гейдельберге происходит судьбоносная встреча Бородина с Екатериной Протопоповой - молодой пианисткой, познакомившей его с творчеством Шопена и Шумана. Молодой ученый был завидным женихом, и многие девушки пытались добиться его расположения. Екатерина же вела себя иначе – искренне и скромно, при этом разделяла музыкальные интересы Бородина. Беседы о музыке вскоре переросли в романтическое чувство, но счастье влюбленных омрачила болезнь Катерины. Чтобы поправить ее здоровье, Бородин по совету врачей увозит невесту в Пизу. В 1862 году влюбленные возвращаются в Россию, и какое-то время проводят в вынужденной разлуке. Бородин в Петербурге получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию, а Катерина отправилась в Москву, так как климат северной столицы был для нее неприемлем.


Знакомство с Балакиревым и «Могучая кучка»

Осенью 1862 года состоялось еще одно важное знакомство в жизни Бородина. И снова тесная связь медицины и музыки сыграла решающую роль. На одном из музыкальных вечеров в доме С. Боткина, который, помимо своей основной профессии, был еще и большим любителем музыки, Александр оказался в обществе Милия Балакирева. Этот деятель культуры вместе с несколькими единомышленниками развивал в обществе идею русского национального искусства. Бородину и раньше приходили мысли о том, насколько значительно народное творчество, и многие его произведения на тот момент имели в своей основе исконно русские мотивы. На почве такой близости мнений они мгновенно сошлись с Балакиревым , Римским-Корсаковым , Мусоргским , Кюи. Впоследствии их содружество получило название «Могучая кучка ».

Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин утвердился в собственных силах, хотя раньше считал свои произведения посредственными. Милий убедил Александра продолжать композиторскую деятельность, и он принялся за симфонию. Работа над симфонией продвигалась медленно, Александра постоянно подгоняли друзья из «Могучей кучки», ведь основной его деятельностью по-прежнему была химия.

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина - именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь ». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.

Общественная деятельност ь


Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.

Музей А.П. Бородина

Летние каникулы с 1877 по 1879 г. Бородин проводил с супругой в деревне во Владимирской области, куда приглашал его А.Дианин, студент академии, где преподавал профессор. Здесь композитор чувствовал невероятную свободу, а окружающая природа вдохновляла на новые творческие свершения. Именно в Давыдове была написана значительная часть оперы «Князь Игорь». Специально для этой деятельности из столицы было привезено фортепиано.

Летом 1879 года Александр Порфирьевич, вновь приехав в Давыдово, обнаружил там заново отстроенный после пожара хозяйский дом. Именно он сегодня является памятником культуры и вмещает единственный в мире музей великого композитора. Однако в новом строении он прожил недолго, найдя его слишком тесным, и перебрался в один из крестьянских домов. К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.

Здесь, среди живописной природы вблизи поймы реки Клязьмы, Александр Порфирьевич, пожалуй, впервые давал волю своему народному духу. Он надевал простую одежду и отправлялся по соседним сёлам, общался с крестьянами, записывал их песни, а затем включал народные мотивы в свои произведения. Также на творческие всплески повлияло знакомство Бородина с памятниками древнего зодчества, расположенными неподалеку, в частности, с церковью Покрова на Нерли.



Интересные факты о Бородине

  • Первый интерес к музыке проснулся у Бородина в раннем детстве. После посещения Семеновского плаца, где играл военный оркестр, он дома на пианино старательно подбирал по памяти услышанные марши. Чуть позже Авдотья Константиновна наняла солдата из этого оркестра, чтобы преподавать мальчику музыку – одно занятие стоило 10 копеек.
  • Александр был прилежным студентом, он буквально горел медициной и химией. На одном из практических занятий ему нужно было обследовать труп больного. Одно торопливое и неосторожное движение привело к тому, что в его палец впилась мелкая гнилая косточка. Произошло заражение, и оно могло стоить Бородину жизни. К счастью, после длительного лечения, он выздоровел.
  • Особые отношения связывали Александра Бородина и выдающегося русского химика Николая Зинина. В студенческие годы Бородин дерзнул попроситься работать в одной лаборатории со студентами старших курсов. Профессор долгое время приглядывался к молодому человеку, но вскоре отметил его усердие и немалые познания. Зинин стал приглашать его в свою домашнюю лабораторию. Эти визиты скоро переросли в долгие беседы за ужином или чаем на разные научные темы. Именно Бородин стал преемником Зинина, а их дружеско-наставнические отношения продлилось еще много лет.
  • Александр был круглым отличником в академии, все предметы он изучал легко и с интересом. Лишь одна дисциплина у него «не пошла» – Закон Божий. Возможно, студент просто не нашел общего языка со священнослужителем, преподававшим его. Но в итоге именно из-за того, что Бородин «слишком вольно» пересказывал Библию, его выпустили с одним лишь похвальным листом вместо полноценного документа об образовании.
  • Из биографии Бородина мы узнаём, что докторская диссертация, успешно защищенная им в 1858 году, стала первой подобной работой на русском языке. До этого как защитная речь, так и сам текст диссертаций традиционно писались на латыни.
  • Д. Менделеев считал, что Бородину следовало бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя отечественной науке.
  • Венчание космпозитора с Екатериной Протопоповой состоялось в апреле 1863 года. Молодожены были вполне счастливы, однако бытовые условия их жизни оставляли желать лучшего: четырехкомнатная квартира, предоставленная академией, оказалась совершенно неудобной для жизни, а молодая супруга – не приспособленной вести хозяйство. В последующем супруги проводили вместе только зимы в Петербурге и летние каникулы. Сам Бородин писал жене в письмах, что они словно «бобыли», «женатые холостяки».


  • У Бородина и Катерины не было своих детей, однако было много нерастраченной родительской любви и энергии. Ее они реализовали, взяв к себе на воспитание четырех девочек.
  • Протопопова так описывала моменты творческих порывов мужа: по ее словам, он мог сидеть за инструментом или нотами часами, причем в эти моменты полностью уходил в себя, мог не принимать пищу и не спать по 8-10 часов. После выхода из этого состояния Александр Порфирьевич еще долго был словно не в себе, на вопросы мог отвечать невпопад и имел отсутствующий вид.
  • Бородин активно ратовал за национализацию русского искусства и выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини-перу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени. К тому же, таким образом Бородин еще раз продемонстрировал свою универсальность как композитора и, конечно, незаурядное чувство юмора.
  • Александр Порфирьевич умер скоропостижно и неожиданно: на глазах у близких друзей после развесёлой русской пляски у великого человека просто остановилось сердце. Случилось это 27 февраля 1887 года.

  • «Князь Игорь » – опера, популярная и любимая не только в России, но и во всем мире. Бородин писал ее 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке», и в 1890 году опера впервые вышла на сцене, завоевав оглушительный успех.
  • Партитуры, созданные в XIX веке самим Александром Бородиным, до сих пор находятся в идеальном состоянии. И дело не в особых условиях хранения, а в уникальном покрытии из яичного желтка, которое стало очередным в списке открытий и изобретений великого ученого.
  • В Музее науки Лиссабонского университета каждый год проходит мероприятие, посвященное А. Бородину, на котором профессиональные музыканты исполняют его сочинения в химической лаборатории. В это же время студенты и преподаватели ВУЗа проводят эксперименты, повторяющие исследования великого русского композитора-химика.


  • В 1861 году Бородин впервые открыл и описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которая с тех самых пор в России и носит его имя. А вот в иностранной литературе эта реакция известна под именем другого ученого – К. Хунсдикера, который в 1942 году также занимался ее исследованием. В последнее время ее все чаще стали называть «реакцией Бородина-Хунсдикера».
  • Александр Порфирьевич был первым, кто познакомил русскую общественность с дарвинизмом, а произошло это благодаря его редакторской работе в журнале «Знание», где и была с его одобрения опубликована эта работа. После этого Бородин, а также его коллега, соредактор П. Хлебников были вынуждены оставить издание, поскольку публикацией «вредных материалистических учений» навлекли на себя гнев министра внутренних дел.

Фильмы о Бородине и его творчестве

Биография Бородин вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:


  • «На пороге» (1969)
  • «Воскресный музыкант» (1972)
  • «Александр Бородин» (3 выпуск) из цикла «Русская пятерка» («Могучая кучка», 2002)
  • «Александр Бородин» (2003) из цикла телепередач «Гении и злодеи уходящей эпохи».
  • «Химия музыки. А.П. Бородин» (2013) из авторского цикла «Лица истории»

Музыка Бородина звучит в фильмах


Произведение Фильм
Струнный квартет №2 «Люкс в Тенебрис» (2016)
«Мое лето любви» (2004)
«Обитель радости» (2000)
«Лидер» (1996)
«Искры из глаз» (1987)
Опера «Князь Игорь» - Половецкие пляски «Черные праздники» (2016)
«Пипец 2» (2013)
«Манна небесная» (2002)
«Доктор Джекилл и Мисс Хайд» (1995)
«Рубин Каира» (1992)
«Пегги Сью вышла замуж» (1986)
«Под прикрытием» (1984)
«Любители музыки» (1970)
«Огненные девы из далекого космоса» (1956)
Струнный секстет ре минор «Сердцеедки» (2001)

Александр Бородин по праву считается личностью общемирового значения, ведь к его творчеству, научным открытиям, изданной им литературе обращаются не только в России, но и во многих других странах. Любопытно, но коллеги-музыканты не понимали его увлечения химией, а ученые никак не могли понять, зачем ему нужна музыка, и видели в ней «поругание над ученой мантией». А вот сам Бородин только посмеивался над ними и продолжал свое дело.

Видео: смотреть фильм о Бородине

12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербурге у дочери солдата Авдотьи Антоновой от внебрачной связи с князем Лукой Гедиановым появился на свет мальчик. Князь, следуя обычаям, новорожденного записал в качестве сына своего камердинера Порфирия Бородина, а также настоял, чтобы младенца окрестили Александром. Для шестидесятилетнего Луки Степановича этот мальчик был и отрадой, и забавой, как, впрочем, и весь роман с двадцатипятилетней Дуняшей. С Авдотьей Константиновной он познакомился на одном из танцевальных вечеров и, влюбившись, взял девушку к себе. О браке разговора не шло - в Москве у князя имелась законная жена, и, несмотря на то, что он давно с ней не жил, разорвать отношения не было никакой возможности.

От своего отца, принадлежавшего к древнему дворянскому роду, восходившему к грузинским князьям Имеретинским, Александр Бородин унаследовал выразительный взгляд и восточные черты внешности. Никаких проблем от незаконнорожденности ребенок не испытывал, лишь родную матушку называл «тетей» - для гостей дома Саша был племянником Антоновой. Однако это конспиративное мероприятие с лихвой компенсировалось пламенной материнской любовью - Авдотья Константиновна так боялась за сына, что до пятнадцати лет переводила через дорогу за руку, дабы «Сашеньку не раздавили лошади». В 1839 Лука Степанович, желая дать любовнице положение в обществе, организовал ей фиктивный брак с Христианом Клейнеке, служившим военным врачом. Незадолго до кончины в 1843 Гедианов «подписал» сыну вольную, а также благословил, подарив семейную реликвию - икону Святителя Николая Мирликийского.


Александр Бородин рос «тихим, спокойным и несколько рассеянным» мальчиком. Родственники, как сговорившись, советовали Антоновой не тратить средства на обучение ребенка - растет он, мол, слабым, болезным и, скорее всего, долго не протянет. Однако Авдотья Константиновна подобные «советы» пропускала мимо ушей и, знай себе, нанимала мальчику разных преподавателей, которых Александр поражал феноменальной памятью и прилежанием. Интерес к музыке, к слову, в нем проснулся с раннего детства. Вместе с бонной он часто бывал на Семеновском плацу и слушал тамошний оркестр, а по возвращении домой садился за рояль и на слух подбирал военные марши. Когда об этом узнала матушка, то наняла из оркестра Семеновского полка солдата, научившего Александра играть на флейте. А учитель-немец дал ему уроки игры на фортепиано. Из увлечения миром звуков сама собой появилась нужда в сочинении музыки. В 1849 дарование юного композитора заметили не только родные, но и критики - усилиями «тети» издано было несколько пьес Бородина: фантазия для фортепиано, этюд «Поток» и Патетическое адажио.

Однако имелось у Саши и еще одно увлечение - химия. Началось все довольно невинно - со штудирования учебников и создания фейерверков. Но через пару лет подростка так затянули химические эксперименты, что, по свидетельству очевидцев, «не только собственная комната его, но чуть ли не вся квартира наполнена была химическими снадобьями, ретортами и банками». Авдотья Константиновна на «фокусы» сына смотрела с неодобрением: а вдруг из-за них весь дом сгорит?! Помимо этого домашним страшно досаждал запах химикалий.

В 1850 Александру исполнилось семнадцать лет. И сколь бы замечательным ни было его домашнее образование, рассчитывать на продолжение учебы бывшему «дворовому человеку» не приходилось. Однако энергичная и сметливая Антонова нашла выход, за взятку записав сына в Новоторжское купечество третьей гильдии. В этом же году, сдав в гимназии все экзамены на аттестат зрелости, Бородин стал вольнослушателем медфака Медико-хирургической академии. К середине девятнадцатого века это учреждение являлось одним из центров отечественной естественнонаучной мысли. Обучались здесь главным образом разночинцы, и Александр Порфирьевич чувствовал себя среди студенческой братии своим. С азартом юноша принялся изучать кристаллографию и зоологию, анатомию и ботанику. Однажды из-за своего учебного рвения он едва не погиб. На втором курсе Бородину пришлось препарировать труп с прогнившими позвонками. Чтобы исследовать, как глубоко болезнь проела позвоночник, он просунул средний палец в отверстие. При этом одна из тонких костей впилась ему под ноготь. Юноша получил трупное заражение и долгое время лечился в больнице.

Необходимо отметить, что вспыхнувший интерес к медицине не смог вытеснить давнюю увлеченность Александра Порфирьевича химией. В Академии молодой человек заслушивался лекциями выдающегося русского химика Николая Зинина, а дома продолжал ставить эксперименты. Лишь на третьем году обучения застенчивый и деликатный по характеру Бородин осмелился попросить Николая Николаевича о разрешении поработать вместе со старшекурсниками в химической лаборатории. Сначала Зинин отнесся к нему с недоверием, однако усердие юноши, умелое обращение с реактивами и недюжинные познания в предмете изменили взгляды наставника. Спустя несколько месяцев «дерзкий» студент был приглашен в домашнюю лабораторию профессора. Александр Порфирьевич вспоминал: «Прийти к Николаю Николаевичу делать анализ означало пообедать с ним по-приятельски, напиться чаю и, помимо драгоценных сведений касательно анализа, мимоходом вынести кучу указаний по зоологии, физике, химии, математике и сравнительной анатомии».

Со временем профессор начал видеть в Бородине своего преемника. Тем печальнее ему было узнать, что одаренный молодой человек тратит свой душевный жар на придумывание романсов - как раз в тот период Александр Порфирьевич написал несколько музыкальных произведений. Зинин так огорчился, что прилюдно укорил ученика в том, что тот гониться за двумя зайцами. Тем не менее, духа бросить музицирование у Бородина не хватило. Он посещал музыкальные собрания поклонника камерной музыки, чиновника Ивана Гаврушкевича, а в домашних ансамблях с удовольствием играл партию второй виолончели. В это же время молодой человек изучал навыки композиторского искусства, знакомясь с сонатными формами и сочиняя фуги. Впоследствии Бородин говорил, что «своим музыкальным образованием, не считая кое-какого обучения игре на виолончели, флейте и фортепьяно, я обязан только самому себе...».

Несмотря на отличную успеваемость во время выпуска в конце 1855 Александру Порфирьевичу дали лишь похвальный лист. Причиной тому было решение законоучителя, считавшего, что молодой человек слишком вольно пересказывает отрывки из Священного Писания. Тем не менее, в марте 1856 Бородин в числе лучших учеников был определен во Второй военно-сухопутный госпиталь ординатором, а также назначен ассистентом кафедры общей патологии и общей терапии при клинике Здекауэра и Бессера. Интересно, что профессор Здекауэр просил его к себе еще до того, как молодой человек окончил Академию, говоря, что юноша «при отличных дарованиях выделяется особой любовью к наукам». И он, и его коллеги не сомневались в том, что Александра Порфирьевича ждет слава выдающегося лекаря. Однако уже с первых дней госпиталь стал наводить на молодого человека грусть. Мрачное впечатление от работы усиливалось, когда доставляли тяжелобольных пациентов - настоящим испытанием для Бородина стало дежурство, когда ему пришлось спасать наказанных шпицрутенами крестьян. Его коллега отмечал, что с прежде хладнокровным Александром «при виде лоскутов кожи, болтающихся клочьями, трижды делался обморок».

В августе 1857 будущий композитор впервые побывал за границей. Вместе с придворным окулистом Иваном Кабатом он посетил в Париже международный конгресс офтальмологов. По возвращении домой Бородин перешел на кафедру химии Зинина, и в мае 1858 стал доктором медицины. Любопытно, что его диссертация впервые в Академии написана и представлена была на русском языке (до этого защита проходила на латыни). А в конце 1850-ых Александр Порфирьевич провел исследование атомной структуры амаринов, вызвавшее интерес со стороны видных ученых. Осенью 1859 перспективного химика решено было отправить за границу для дальнейшего обучения.

Конечным пунктом многодневного путешествия Бородина стал немецкий город Гейдельберг, известный своим универитетом. В тот год там собралась крупная русская колония, Бородин писал домой: «Я как раз попал в отель, где обедали все наши... За табльдотом встретил Менделеева, Сеченова и многих других...». Найдя квартиру, Бородин с головой погрузился в работу. Дни напролет он проводил над экспериментами в лаборатории. Объектом его исследований являлся реактив цинкэтил, из которого он вскоре получил углеводород бутан. В часы отдыха, коих у Александра Порфирьевича было не так уж и много, он, не выносивший чопорное немецкое общество, общался с соотечественниками. Ближайшими друзьями Бородина стали Менделеев, Сеченов, Савич и Олевинский, образовавшие костяк гейдельберского братства химиков. Иногда Александр Порфирьевич, как бы в шутку «угощал» друзей модными итальянскими ариями, скрывая при этом насколько серьезно его увлечение музыкой. Зато в посланиях к матери он не таился и подробно описывал, как регулярно составляет квинтеты, квартеты и дуэты с местными музыкантами.

Осенью 1860 Менделеев, Бородин и приехавший Зинин побывали на Международном конгрессе химиков в Карлсруэ, а на зиму Александр перебрался в Париж и работал в лаборатории знаменитого химика Шарля Вюрца. Во Франции он также взял у стеклодувов несколько уроков, дабы самому делать мензурки, цилиндры и колбы. Весной 1861 Бородин посетил Италию, осмотрев предприятие по производству борной кислоты и собрав коллекцию лав Везувия для Академии. После этого он возвратился в Гейдельберг, куда в то же время прибыла на лечение пианистка Екатерина Протопопова. Таланты девушки в музыке были настолько выдающимися, что ученик Шопена Шульгоф и ученик Листа Шпаковский согласились давать ей бесплатные уроки, только бы Екатерина не бросала занятий. Александр Порфирьевич, подгоняемый любопытством, вместе с друзьями отправился к ней знакомиться. Девушка не отказала гостям в удовольствии, исполнив одно из шопеновских произведений. С того вечера Катя и Александр стали неразлучны. К слову, Бородин считался женихом завидным - остроумный, галантный, эффектный, на взлете научной карьеры. Но отчаянные старания кокеток привлечь его внимание разбивались о стену холодной учтивости. Екатерина Протопопова была иной - не стремилась понравиться, не жеманничала. Совместное музицирование вместе с прогулками по окрестностям Гейдельберга сделали свое дело, - сами не заметив, Бородин и Протопопова влюбились друг в друга. В конце лета они объяснились, однако счастье их продлилось недолго - девушка страдала туберкулезом, и уже в сентябре ее здоровье резко ухудшилось. Доктора посоветовали обеспокоенному Александру Порфирьевичу немедленно увезти невесту в теплые края.

Всю осень и зиму молодые провели в городе Пизе, где химики Тассинари и Де Лука любезно предложили Бородину воспользоваться их лабораторией. За границей молодые люди оставались до сентября 1862, после чего возвратились в Россию. Свадебные мероприятия пришлось отложить до следующего года - к тому времени должно было закончиться строительство нового здания Медико-хирургической академии, в котором Александру Порфирьевичу обещали квартиру. Катя уехала к матери в Москву, а Бородин, утвержденный в должности адъюнкт-профессора, погрузился в служебные дела. Жалованье адъюнкт-профессора составляло семьсот рублей в год, и Бородин, понимая, что на эти деньги достойно содержать семью невозможно, принялся искать подработки. Таковые скоро нашлись - ученый занялся переводами научных книг, а также взялся читать курс химии в двух академиях: Михайловской артиллерииской и Лесной.

Поздней осенью 1862 на музыкальном вечере, устроенном врачом Сергеем Боткиным (знаменитый терапевт являлся музыкантом-любителем и играл на виолончели), состоялось судьбоносное знакомство Александра Порфирьевича с композитором Милием Балакиревым. Последний к этому времени возглавлял группу юных композиторов, в которую входили Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Все они относили себя к поборникам русского национального искусства, являясь противниками «немецкой партии». Встреча с Балакиревым совершила в Александре переворот. Чересчур требовательный к себе, он считал свои работы дилетантскими, однако Милий Алексеевич заставил Бородина поверить, что музыка является его призванием. Результат бесед не заставил себя ждать - Александр Порфирьевич задумал симфонию.

В апреле 1863 Бородин и Протопопова обвенчались. По их обоюдному желанию свадебные торжества не проводились, и событие было отмечено в семейном кругу. К осени супруги наконец-то перебрались в обещанную квартиру недалеко от Литейного моста. Необходимо отметить, что четырехкомнатные апартаменты поражали бестолковой планировкой, впоследствии доставлявшей их обитателям множество неудобств. Комнаты соседствовали с учебными кабинетами и химическими лабораториями, выходя к тому же в общий коридор, в котором в любое время суток можно было встретить служителей Академии, преподавателей или студентов. Впрочем, быт не получалось наладить и по иной причине - молодая жена оказалась никудышной хозяйкой.

В 1864 Зинин стал директором химических работ, а Бородин получил звание ординарного профессора и принял все дела лаборатории и кафедры. Несмотря на огромную загруженность, не бросил он и собственных изысканий, занявшись продуктами уплотнения альдегидов. Работавший со студентами в одной лаборатории (своего кабинета ученый не имел) он пользовался у них огромной любовью. Один из них вспоминал: «Бородин был всегда готов прервать всякую собственную работу без раздражения, без нетерпения, дабы ответить на предлагаемые вопросы... Каждый мог подойти к нему со своими соображениями, проблемами, идеями, не боясь пренебрежения, высокомерного приема, отказа. Редкие вспышки раздражения его вызывались только небрежным отношением к делу...».

Находясь во власти лабораторных работ, Александр Порфирьевич мог по несколько недель не приближаться к фортепиано, чем чрезвычайно расстраивал «музикусов», упрашивавших «алхимика» (прозвище Бородина) взяться за партитуру. Сам же ученый в шутку звал себя «воскресным музыкантом», так как чаще всего давал сочинительству волю именно в выходные. В будни же лишь болезнь могла его заставить отвлечься от науки. Интересное свидетельство о том, как Александр Порфирьевич концентрировался на работе, оставила его жена Екатерина Сергеевна: «В такие минуты он улетал от земли. Мог сидеть по десять часов подряд, мог совсем не спать, не обедать. А когда отрывался, то долго не мог прийти в нормальное состояние. Тогда его ни о чем нельзя было спрашивать, обязательно бы ответил невпопад». Хоть и медленно, но все же продвигались вперед работы над Первой симфонией. Готовые куски партитуры автор показывал друзьям, с трепетом слушая критические замечания. Однако гораздо чаще Бородина засыпали восторженными комплиментами. В конце 1866 симфония была закончена. Кружок ликовал - вместе с произведением родился еще один выдающийся русский композитор!

1860-ые годы были в жизни Александра Порфирьевича самыми счастливыми. Удачно складывалась его научная карьера - из изокапринового спирта он сумел получить изокаприновую кислоту. В это же время Бородин вместе с другими знаменитыми учеными-естественниками принял участие в создании Русского химического общества, которое было открыто в 1868. В 1867 Александр Порфирьевич «смикшировал» оперетку «Богатыри», высмеивавшую условности и штампы опер Верди, Россини, Мейербера. Получился довольно остроумный музыкальный коллаж, обращенный против засилья в русской музыке «иностранщины». Первая же крупная победа Бородина-композитора состоялась в начале января 1869 и была связана с исполнением его симфонии в стенах Михайловского дворца на концерте Русского музыкального общества. Балакирев, стоявший за дирижерским пультом в тот вечер, вспоминал: «Все части вызвали у публики горячее сочувствие, и после финала автора вызывали несколько раз». Окрыленный успехом Бородин тут же решил написать Вторую симфонию, однако в апреле месяце переключился на более грандиозный замысел - оперу. После долгих поисков «русских сюжетов» критик Владимир Стасов предложил ему сценарий на основе «Слова о полку Игореве». Композитор отвечал: «Мне сюжет этот ужасно по душе, однако будет ли по силам? Не знаю, но волков бояться, в лес не ходить. Я попробую».


Основатели Русского Химического Общества. 1868

Удивляет природная энергия Александра Порфирьевича, которой хватало на ту сумасшедшую жизнь, какую ему приходилость вести. Нужно было обладать воистину богатырской мощью, дабы все успевать - сочинять, читать лекции, ставить опыты, принимать экзамены, встречаться с «химикусами» и «музикусами», посещать академзаседания, заказывать лабораторное оборудование, составлять донесения и отчеты для Академии и выполнять еще дюжину лишенных всякого смысла дел, входящих в его должностные обязанности. Сам Бородин писал: «Просто не замечаю, как время летит. Придет суббота - удивляюсь, куда это неделя подевалась; ведь кажется, вчера был понедельник...». Семейная жизнь ученого складывалась не так, как ему некогда мечталось. Александр Порфирьевич страстно любил Екатерину Сергеевну, однако они подолгу находились в разлуке - его жена не переносила петербургский сырой климат и предпочитала находиться в Москве всю весну, лето и осень. Стремясь «заговорить» тоску, композитор писал ей почти каждый день. В его посланиях ясно сквозила досада и грусть: «Да и что это за наше существование бездомное. Точно какие-нибудь бобыли, женатые холостяки...». Когда наступала долгожданная зима, его ненаглядная Катенька перебиралась в Санкт-Петербург, однако с ее появлением кавардак в доме лишь увеличивался. Она честно старалась обустроить квартиру, однако от суетливых хлопот ни уюту, ни порядку не прибавлялось. Помимо прочего Екатерина Сергеевна вела ночной образ жизни и спать ложилась не раньше четырех часов утра, мешая отдыхать и мужу. Много проблем доставляло Бородину и состояние здоровья «Катеньки». Сама же больная и не думала себя беречь - много курила и босиком ходила по холодному полу, чем приводила композитора в отчаяние, поскольку при ее легких это выглядело настоящим самоубийством.

Александр Порфирьевич никогда не интересовался политикой, однако внимательно следил за тем, что происходит в стране. Симпатии его при этом были на стороне демократического лагеря. В 1870 Бородин сочинил на собственные стихи балладу «Море», речь в которой шла о юном революционере, возвращающимся из изгнания домой и погибающим у родных берегов в ходе разыгравшегося шторма. Аллюзия на реальность была настолько очевидна, что цензоры обязательно бы ее запретили. Бородин, осознав это, перенес время действия в прошлое, сделав героем «Моря» плывущего с добычей домой молодого человека. Однако бунтарский дух был сохранен в балладе, и она стала очень популярной у молодежи. В это же время обрела окончательную форму и уже давным-давно сочиненная в голове композитора Вторая симфония, за которой впоследствии закрепилось стасовское наименование - «Богатырская». К весне 1872 Александр Порфирьевич записал ее в фортепианном изложении.

В мае 1872 на заседании Русского химического общества Бородин поведал о том, как у него в опытах с уксусным альдегидом получилось новое вещество - альдоль. Данная реакция была названа альдольной конденсацией, за ней химик видел большое будущее, однако отказался от дальнейших исследований, узнав, что подобной темой занимается француз Шарль Вюрц. На все вопросы: «Почему?», Александр Порфирьевич с горечью отвечал: «Моя лаборатория едва существует, и у меня нет помощников, а между тем Вюрц работает в двадцать рук и имеет огромные средства». К слову, с нехваткой сотрудников, реактивов, приборов и денег ученый сталкивался регулярно. Дело доходило до того, что ему приходилось за счет личных средств нанимать в лабораторию дополнительных сотрудников или распродавать собственное серебро, дабы студенты могли вести химические исследования. Таким образом, скрепя сердце, Бородин вернулся к исследованию амаринов, которые привлекли его внимание еще в 1850-ых годах. Но, несмотря на сложности, со временем вокруг Александра Порфирьевича образовалась целая научная школа. Летом 1873 он со своими учениками посетил Четвертый съезд русских естествоиспытателей, прошедший в Казани. Эта путешествие обернулось триумфом, Бородин писал домой: «В химической секции было множество интересных сообщений, и между ними мои, скажу не хвастаясь, были одними из самых видных... Это сильно выдвинуло лабораторию нашу во мнении химиков и не химиков».

В ноябре 1872 в Санкт-Петербурге при Медико-хирургической академии были открыты Женские врачебно-акушерские курсы. Участие в их организации приняли такие видные ученые как Менделеев, Бекетов, Сеченов, Боткин, а также Бородин. Кроме того Александр Порфирьевич был поставлен преподавать курсисткам химию. Впрочем, дело лишь чтением лекций не ограничилось - добросердечный ученый взялся опекать студенток, защищая их от нападок обывателей и чиновников, выбивать им стипендии, помогать после окончания учебы найти работу. На посту казначея Общества для пособия слушательницам педагогических и медицинских курсов он устраивал вечера-концерты для сбора средств. Спустя много лет бывшие курсистки, с теплотой вспоминая профессора, отмечали его забавную привычку на лекциях обращаться к ним не по имени-фамилии, а «по голосу» - контральто, меццо-сопрано, сопрано...

В 1874 в отставку ушел Николай Зинин, и Александр Порфирьевич возглавил кафедру химии в Медико-хирургической академии. Нагрузки ощутимо прибавилось, но поглощенный общественной деятельностью и связанный академической рутиной Бородин умудрялся находить время и для музыки. В 1874 он вернулся к работам над оперой, одновременно сочиняя Первый струнный квартет и дорабатывая Вторую симфонию. Лучше всего писалось в то время, когда композитор недомогал и не ходил на службу. Александр Порфирьевич добродушно замечал: «На этом основании музыкальные товарищи мои, вопреки обычаям, желают мне постоянно болезни...».

Необходимо отметить удивительную отзывчивость Бородина - несмотря на стесненное финансовое положение, он и его супруга старались оказать помощь всем, кто за нею обращался. Римский-Корсаков вспоминал: «Их квартира часто служила пристанищем для разных родственников, приезжих или бедных, заболевших или даже сошедших с ума. И Бородин с ними возился, лечил, возил в больницы, посещал их там. ...Частенько играть на фортепьяно было нельзя, поскольку в соседней комнате кто-нибудь спал... Сам Александр Порфирьевич спал немного, однако спать мог, где попало и на чем угодно. Мог обедать дважды в день, а мог - совсем не обедать. И то, и другое случалось с ним часто». Нерастраченное родительское чувство (своих детей Бородины так и не завели) изливалось на слушательниц курсов, студентов и воспитанниц - супруги взяли четырех девочек на содержание. Кроме того на правах духовного сына жил у них Александр Дианин, любимый ученик, будущий преемник Александра Порфирьевича в делах кафедры.

На летних вакациях в 1870-ых годах Бородины старались уезжать из города. Особенно супругам понравилось во Владимирской губернии в селе Давыдове, где они жили три сезона с 1877 по 1879. Опьяненный свободой, получивший в кои-то веки возможность организовывать день так, как ему вздумается, Александр Порфирьевич импровизировал на фортепиано, часами писал за своей конторкой или, облачившись в мужицкие сапоги и крестьянскую рубаху, помогал убирать сено крестьянам.


А. П. Бородин. Портрет работы Ильи Репина (1888)

Весной 1877 Бородина избрали в академики, а летом он вместе с учениками Гольдштейном и Дианиным отправился в Иенский университет, в котором его «птенцы» намеревались писать диссертации. Путешествие в Германию принесло композитору памятное знакомство с Ференцем Листом. Выдающемуся пианисту-виртуозу девятнадцатого века так понравились бородинские произведения, что он занялся их популяризацией в Германии. Сам же Александр Порфирьевич вернулся на родину и зимой 1879 взялся за свою последнюю научную работу - разработку способа определения азота в мочевине.

К началу 1880-ых таланты Бородина раскрылись во всем великолепии. Он завоевал имя в ученых кругах Европы и России, его знали как автора прекрасных романсов и симфоний. В 1880 композитор представил симфоническую поэму «В Средней Азии», поразившую публику живописной образностью музыки. Второй струнный квартет Бородина, написанный в 1881 и посвященный жене, оказался менее удачным - заслуженное признание он получил лишь после смерти автора. В целом же его творческая активность стала угасать - нарастало чувство усталости, а кроме того от партитур Александра Порфирьевича отвлекала теперь не только служба, но и участие в различных общественных организациях. Бородин взял на себя работу с симфоническим оркестром и студенческим хором, которые сам же при Академии и организовал. На состоянии композитора сказывались и личные потери - в 1880 умер Зинин, в 1881 не стало его близкого друга Мусоргского.

Политика Александра III, взошедшего весной 1881 на трон, отбросила страну назад. Небывалого размаха достигли полицейские репрессии против студенчества. Особое внимание власти сосредоточили на естественнонаучных институтах, считавшихся рассадниками вредных идей и вольномыслия. Александр Порфирьевич же к студентам, попавшим в беду, относился с отеческой заботой, в любое время суток спеша к ним на выручку. Композитор Михаил Ипполитов-Иванов рассказывал: «В февральскую ночь в два часа ночи у Ильинских раздается звонок и появляется промерзший до последней возможности и занесенный снегом Александр Порфирьевич. Оказывается, что с восьми часов вечера он на извозчике разъезжал по учреждениям, выискивая кого-то из арестованных. ...Делалось это безо всякой рисовки, из чистого чувства человеколюбия». А в 1882 были упразднены Женские врачебные курсы. До последнего Бородин боролся за «дело женского образования», но после того, как в 1885 ему довелось наблюдать за окончательным «разорением» химической лаборатории курсов, сдался.

Летом 1885 композитор по приглашению его большой почитательницы графини Луизы де Мерси-Аржанто, организовавшей в Бельгии русские концерты, выехал за границу. Выбрав момент, Бородин побывал в Веймаре у Листа, а затем пожил в замке Аржанто. Радушный прием, устроенный ему бельгийцами, подтолкнул композитора к написанию романса «Чудный сад». Счастливый и отдохнувший он вернулся в Россию, где все снова понеслось по накатанной колее. Друзья торопили его с оперой, браня за медлительность, а Александр Порфирьевич раздражался в ответ - бессмысленная и бесконечная круговерть дел начинала ему действовать на нервы. Все чаще он стал задумываться об отставке, однако ученый прекрасно понимал, что стоит только выйти на пенсию, как сразу же придется уезжать в места, «где дешевле», поскольку на профессорскую пенсию в Санкт-Петербурге было не прожить и «музыкой хлеба не достать».

Зимой 1886 композитор в последний раз выехал за границу, и вместе с Цезарем Кюи присутствовал на открытии нового цикла русских концертов. А в июне этого года от водянки чуть не умерла Екатерина Сергеевна. Четыре дня Александр Порфирьевич, моля о чуде, просидел рядом с ней. К изумлению врачей, находивших женщину безнадежной, супруга композитора пошла на поправку, но для самого Бородина переживания не прошли бесследно. Осенью, как будто что-то предчувствуя, он старался уделять больше времени опере, однако вскоре опять завяз в болоте канцелярщины. Меценат Митрофан Беляев предложил Александру Порфирьевичу купить право издания «Князя Игоря» за небывалую по тем временам цену в три тысячи рублей (обычная цена была рублей шестьсот). Таким образом, друзья хотели подтолкнуть работу над оперой, от которой они «лезли на стены от восторга». К сожалению, планам этим не суждено было исполниться - опера, над которой Бородин работал в общей сложности восемнадцать лет, осталась незаконченной.

У профессоров Академии имелась давняя традиция - устраивать домашние костюмированные вечера. Александр Порфирьевич, любивший с детства танцевать, с удовольствием принимал в них самое активное участие. На масленицу 1887 он решил порадовать гостей, представ перед ними в синих шароварах и в шерстяной красной русской рубахе. Весь вечер он лихо отплясывал, а ближе к полуночи в ходе шутливой беседы с приятелями внезапно на полуслове замолк и рухнул на пол. Причиной смерти стал разрыв сердца. Это случилось 27 февраля. Через два дня Бородина похоронили. Последний покой великий ученый и композитор обрел в Александро-Невской Лавре рядом с Модестом Мусоргским. Спустя всего четыре месяца скончалась Екатерина Сергеевна.

После себя Бородин оставил не так много произведений, но среди них нет слабых. Его солнечная и жизнерадостная укорененная в фольклорных традициях музыка, проникнутая верой в способности человека, и ныне воспринимается как торжественный гимн величию русского народа. Сразу после смерти композитора Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов и Владимир Стасов забрали недописанные партитуры, неоконченные куски и музыкальные черновики оперы. Стараясь относиться к материалу предельно бережно, руководствуясь пожеланиями Бородина, сохраняя авторский стиль и замысел, друзья-музыканты за три года дописали «Князя Игоря». В конце октября 1890 в Мариинском театре прошла премьера оперы. Свободных мест не было, а после финальных аккордов стены содрогнулись от оглушительных оваций. В 1898 «Князь Игорь» появился в репертуаре Большого театра, а в начале двадцатого века опера начала свое триумфальное шествие по сценическим площадкам мира.

Если бы Бородин не писал музыку, то все равно остался в истории отечественной науки как выдающийся ученый-естественник. Александр Порфирьевич опубликовал свыше сорока научных работ и первым в лабораторных условиях синтезировал органическое соединение, включающее фтор. Сегодня подобные соединения широко применяются в промышленности, к примеру, из них производят покрытие тефлоновой посуды. Самое же существенное его открытие - реакция конденсации альдегидов. Получаемые в итоге этой конденсации альдольные смолы используются в автомобильной, электротехнической, мебельной, лаковой промышленности, а также в процессе изготовления ценных пластмасс. Интересно, что партитуры Бородина до сих пор находятся в отличном состоянии благодаря уникальному «покрытию» на основе яичного желтка, которое изобрел композитор. Пару раз Александр Порфирьевич выступил в роли ученого-бальнеолога, в результате чего были основаны два лечебных учреждения - санаторий и бальнеогрязевой курорт, существующие и по сей день.

По материалам сайта http://mus-info.ru/ и еженедельного издания «Наша история. 100 великих имен».

Бородин Александр Порфирьевич

Отец композитора имеретинский князь Лука Семенович Гедеванишвили принадлежал к одному из древнейших и аристократических родов Грузии, ведущего счет предкам от современников Иисуса Христа. Однако его сын Александр, появившийся на свет в 1833 г., был рожден вне брака, а официальным отцом числился крепостной князя Порфирий Бородин. Перед своей кончиной в 1840 г. настоящий родитель материально обеспечил мальчика и его мать, хотя фамилию и титул передать не смог. Тем не менее, Александр Бородин сегодня - в числе наиболее чтимых композиторов не только в России, но и в Грузии, причем в обеих странах его считают «своим».
А.П. Бородин является одним из создателей русской классической симфонии, русского классического струнного квартета. Бородин был мастером вокальной лирики; ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил в музыке освободительные идеи 1860-х гг.
Бородин был членом «Могучей кучки» (творческое содружество русских композиторов во второй половине ХIХ в.). Кроме музыкального творчества, Бородин был увлечен наукой, создал яркие труды по органической химии, сделал ряд химических открытий.
Таковы основные черты удачной счастливой судьбы этой творческой личности. Но в реальности все было гораздо сложнее и далеко не всегда приносило ничем не омрачаемую радость и редко давало надежное материальное удовлетворение. Бородин всю жизнь пытался понять, что для него важнее – музыка или химия, мучился от мысли, кому отдать свои лучшие силы и время. С детства он играл на флейте, фортепьяно, виолончели, с 9 лет начал сочинять музыку, в 16 лет о нем говорили как о даровитом композиторе. Но душа его тянулась к химии, в 17 лет он поступил в Петербурге (где родился) в Медико химическую академию, со временем защитил докторскую диссертацию, был отправлен на 3 года в зарубежную командировку. Его друзьями были Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов и некоторые другие будущие светила русской науки. В немецком городе Гейдельберге Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой.
В 1862 г. они поженились (ему 29 лет), когда вернулись в Петербург, и он стал адъюнкт профессором в Медико хирургической академии. Брак был удачным, но не сполна счастливым; у Бородиных своих детей не было, поэтому со временем у них появились воспитанницы. Жизнь их семьи омрачила со временем и болезнь Е.С. Бородиной – неизлечимая астма. Из за болезни жена не могла долго жить в Петербурге и полгода обычно проводила у ее родителей в Москве или Подмосковье. Бородин без нее тосковал. Но когда тяжело больная жена приезжала в Петербург, то жить ему и творить становилось труднее. С годами Бородина одолевали все в большой мере материальные проблемы, тем более что он был порядочным и щедрым человеком. Нужно было оплачивать лечение жены, содержать воспитанниц, помогать родственникам, нуждающимся студентам, тратить деньги на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов. Бородин преподавал в Лесной академии, ради денег делал переводы с иностранных языков (несколько из них он знал превосходно). И в таких условиях Бородин проводил свои научные исследования, писал музыку и даже осуществлял общественную деятельность. Благодаря хлопотам Бородина были открыты и работали (но недолгое время) Женские врачебные курсы – первое и единственное тогда в России учебное заведение, где женщины могли получить высшее медицинское образование.
Большое влияние на Бородина и его музыкальное творчество оказал М.А. Балакирев (1837–1910) – крупнейший композитор, признанный глава и вождь творческого содружества русских композиторов («Могучая кучка»). Балакирев первым разглядел феноменальную музыкальную одаренность Бородина. Видимо, именно он помог ему осознать, что он хотя и способный ученый исследователь, а главное – он неординарный, скорее всего – гениальный композитор. Создавая музыку, Бородин чувствовал себя счастливым человеком, музыка давала ему силы для жизни, работы, помощи людям. Музыкальные произведения принесли Бородину восхищение ими широкой публики и профессионалов. Его «Вторая, Богатырская симфония» (1876), открывшая героико эпическое направление в русском симфонизме, стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В ней воплощены непреходящие духовные ценности, духовные качества русского человека. Музыка и музыкальное творчество помогали Бородину преодолевать бытовые трудности.
С годами здоровье Бородина ухудшалось: сказались чрезмерная нагрузка в академии, перегрузка от подработок, неустроенный быт, тревоги за жизнь жены и будущность воспитанниц. Бородин осознавал, что приближается старость, обострение его собственных болезней, не решаются материальные проблемы.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) лето 1874 года провел в , в имении Куломзиных. Пригласила сюда Бородиных слушательница Петербургских высших женских медицинских курсов Мария Александровна Миропольская, устроившая их в имении своих знакомых - Куломзиных.
Елизавете Александровне Куломзиной (урожденная Матюшкина) летом 1874 года было 32 года. Ее супруг Аполлон Александрович Куломзин, 43-летний отставной капитан-лейтенант флота (Куломзины – потомственные моряки, отец Аполлона Александр Семенович Куломзин волонтером участвовал в Трафальгарском сражении под командой легендарного Нельсона), участник Крымской войны на Балтике, к тому времени служил мировым судьей. Куломзины были богатыми помещиками и жили в усадьбе Губачево в десятке с небольшим верст от Суздаля. От матери Елизавете Александровне досталось в наследство имение Зернево неподалеку от Губачево. Там остался небольшой господский дом, где давно никто не жил.

Пруд в Губачево, вырытый при Куломзиных

В Губачево Александр Порфирьевич выехал 19 июня 1874 года с женой Екатериной Сергеевной и приемной дочерью Лизой. Их разместили в Губачево в барском доме. Но композитор пожелал иметь возможность уединяться для работы, так как сочинять музыку в шумной усадьбе с многочисленными обитателями (у Куломзиных тогда было трое детей, плюс жена и дочь Бородина, а также многочисленная прислуга) представлялось затруднительно. Тогда Куломзины и предоставили в распоряжение гостя домик в рядом с Рожново. Здесь Бородины поселились в маленьком и ветхом домике барского имения. Домик был без особых удобств, но к услугам Бородина имелся старый клавесин.
Лето стояло теплое, композитор много гулял по окрестностям, собирал грибы, наслаждался среднерусской природой, купался в речке Уршме, около Рожнова, изобилующей холодными ключами.
Бородины, по своему обыкновению, перезнакомились со многими местными жителями - учителями сельских школ, соседними помещиками, жившими здесь дачниками и т.п.
Любопытно, как сам Бородин отзывался о тех местах, где провел лето 1874 года. Вот выдержки из его письма Елизавете Куломзиной: «Передо мною проходили как в панораме, и Губачево, и Рожново, со всеми мирными, ясными, светлыми воспоминаниями о проведенном там времени, о хороших людях и хорошей природе…» И далее: «сквозят образы Губачева, Рожнова. Домик Рожновский опять опустел, опять погрузился в зимнюю спячку…»
В то лето Александр Порфирьевич сочинил шуточный вальс для фортепиано. Можно также предположить, что уже в то время он мог работать над первым струнным квартетом.
В августе того же 1874 года Бородины посетили Суздаль и с интересом познакомились со всеми его достопримечательностями. Из Губачево они уехали 12 сентября, надолго сохранив об этом селе самые теплые воспоминания.
В 1875 году Бородин вновь писал Елизавете Александровне: «Я с наслаждением вспоминаю прошлое лето, Губачево с его радушием и истинно родственной теплотой и заботливостью, Рожново с его архаическою простотою нравов, свободою, широкорас-кинутыми полями с волнующейся рожью, где я работал и ленился одинаково с наслаждением».
Лето 1875 года Бородин тоже собирался провести в Губачево у Куломзиных, но неотложные дела не позволили ему совершить эту уже намеченную поездку.
Вскоре композитор снова побывал на Владимирской земле.
В 1877-1879 гг. по приглашению любимого друга и ученика Александра Павловича Дианина, который был сыном священника Павла Дианина, настоятеля Преображенского храма в Давыдово, композитор Бородин гостил в Владимирского уезда (ныне Камешковского района).
находится в 20 км от Владимира, по его имени названа и местная пойма (). Село Давыдово и соседние деревни Филяндино с выселкой Скучилихой, Аксенцево, Новское объединяются общим названием Вальковщина. От Давыдово тянется цепь озер стариц р. Клязьмы (их здесь не менее 15). Давыдово окружает живописная местность с зелеными холмами и лесами. Неудивительно, что эти места очень нравились композитору А.П. Бородину.
Последние два сезона он жил в доме М.И. Володиной, потому что дом Дианина сгорел. А.П. Бородин здесь чувствовал себя превосходно, в крестьянской рубахе и высоких сапогах гулял по лесам, полям, болотам. Его интересовал народный быт, старинные русские песни и музыка. Особенно плодотворным было общение с 73-летним стариком Вахромеичем из , который знал много народных песен. У него Бородин заимствовал музыкальный вариант мелодии, который лег в основу «Хора поселян» в четвертом действии оперы «Князь Игорь», над которой он здесь работал. Создавая эту оперу, он ездил по древним владимирским городам, чтобы по сохранившимся памятникам лучше представить древнюю эпоху. Особенно часто он посещал Владимир, Боголюбово, Суздаль, там написал и обработал отдельные хоры и арии, переработал сценарий и либретто оперы. Он обладал литературным даром, поэтому мог успешно писать тексты арий и хоров.


Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887 гг.)

Здесь рождались отдельные сцены оперы «Князь Игорь». Над ней он работал последние 18 лет своей жизни и умер, не успев завершить начатое. Эту сложную и благородную задачу взяли на себя его друзья Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.
Первая постановка «Князя Игоря» состоялась в 1890 г., через 3 года после смерти А.П. Бородина. Здесь следует отметить блестящее выступление в роли хана Кончака.
Судьба певца тоже связана с Владимирским краем. В родовом имении , близ Владимира, прошло его детство. Образование Михаил Михайлович получил во Владимирской гимназии, где окончил курс наук с золотой медалью.
Еще студентом Московской консерватории он дебютировал в Большом театре, затем в Петербурге был принят на сцену Мариинского театра. Здесь встретился с Ф.И. Шаляпиным, и 25 февраля 1896 г. в Мариинском возобновили «Князя Игоря». Шаляпин впервые выступает в роли Галицкого, а Корякин снова блистает в роли Кончака.
Эта опера в творческой судьбе Шаляпина занимает прочное место. Она обошла все сцены мира. Огромное впечатление произвела на французских слушателей и зрителей в 1909 г., когда была показана в Париже с участием Шаляпина в роли Галицкого. Федор Иванович выступал и как режиссер «Князя Игоря».
В концертном репертуаре певца звучали арии из оперы Бородина - князя Игоря, хана Кончака, князя Галицкого, романсы и песни.
До нашего времени сохранились записи, сделанные Ф.И. Шаляпиным на пластинках. (Кстати, он очень требовательно относился к качеству звучания). И любители классики могут найти блистательное исполнение Федором Ивановичем Шаляпиным арий и романсов Александра Порфирьевича Бородина.
«Давыдовом я доволен донельзя, - писал по приезде Бородин, - как здесь хорошо! Какие леса, рощи, бор, поймы. Что за воздух... погода стоит превосходная, и я, собственно, теперь чувствую лето, всем существом чувствую. Очень хорошо здесь!»
Каждый раз он оттягивал выезд в Петербург, с неохотой покидая полюбившиеся ему места, где он, одевшись в крестьянскую рубаху и высокие, пахнущие дегтем сапоги, отмерял десятки километров по лесам, полям и болотам. Время, проведенное композитором в Давыдове, было плодотворным. Здесь им написаны и обработаны отдельные хоры и арии, части картин и действий. Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам писал тексты арий, хоров.
Покидая Давыдово, Бородин напишет: «По правде говоря, смерть жаль расставаться с моим роскошным кабинетом, с громадным зеленым ковром, уставленными великолепными деревьями, с высоким голубым сводом вместо потолка».
Помимо Давыдова Бородин, хотя и не столь продолжительное время, побывал в гостях и в селе Михайловское - неподалеку от . Там его принимал хозяин имения - светлейший князь Николай Грузинский из рода Багратионов - внук последнего царя Грузии Георгия XII, поклонник и соотечественник композитора, хорошо знавший его семейную историю.

Автор гениальных музыкальных произведений и ряда научных достижений (разработал в 1861–1862 гг. методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот, открыл в 1872 г. альдольную конденсацию) был материально не обеспечен. Бородин писал: «Кормиться надобно; пенсии не хватает на всех и вся, а музыкой хлеба не добудешь… Хотелось бы пожить на свободе, развязавшись совсем с казенною службою!» В конце жизни Бородин сполна осознал, что музыка, творчество композитора – главное в его жизни, хотя они не принесли ему достойного материального благополучия, отняли много сил, но и дали ни с чем не сравнимую и главную радость от творческой деятельности. Его произведениями восхищались в России, а также в странах Европы и Америки, они упрочивали славу русской национальной музыки. При всех сложностях жизни Бородин был счастлив как творческая личность, как композитор, получивший признание в своей стране и за рубежом еще при жизни. Любимая, хотя и отнимающая силы, время, здоровье, творческая работа давала Бородину радостные ощущения, позволяла мечтать, строить планы. Однако в 54 года он неожиданно скончался. Его незавершенную оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию довели до конца его друзья – Н.А. Римский Корсаков и А.К. Глазунов.

Народный музей композитора Бородина А.П.



Народный музей композитора Бородина А.П.

В Давыдове восстановили после пожара дом Дианина (где Бородин жил в 1877 г.).
В доме Дианиных с 1980 г. расположен музей Бородина (дом-музей Дианиных). Инициатором его создания стал внук о. Павла и сын профессора-химика Александра Дианина - математик и физик Сергей Дианин . Выпускник Петербургского университета, он много лет отдал преподавательской работе, занимался изучением эпистолярного наследия Бородина (издал несколько томов его писем), а в родовом доме в Давыдово оказался, будучи эвакуирован из блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.


Сергей Дианин в Давыдово

Поселившись на родине предков, Сергей Александрович по собственной инициативе открыл в своем доме музыкальную школу для сельских ребятишек. В доме было старое пианино, но С. Дианин обучал детвору не только технике игры, но и постижению прекрасного. «Наш дедушка Дианин» - так называли его ученики. В 1967 г. Дианин написал завещание, отдав свой дом сельсовету «для использования в качестве музея или школы». Скончался он в 1968 г., накануне своего 80-летия.
Последнюю волю Сергея Дианина выполнили лишь спустя 12 лет после его кончины, когда в 1980 г. в Давыдово открылся-таки музей Бородина. В его создании огромную роль сыграла многолетний председатель давыдовского сельсовета Клавдия Щербакова. Благодаря ее усилиям старый дианинский дом был отремонтирован, а в комнатах устроена экспозиция, рассказывающая о пребывании композитора в гостях у прежних хозяев.
Средства собирали по крохам, из-за чего открытие столь и затянулось. Если бы не верность идее да не напористость К. Щербаковой, пожалуй, вообще ничего бы не получилось. «Только на вас и надеюсь» - говорил, умирая, Сергей Дианин Клавдии Ивановне. И не ошибся. Всю душу вложила она в музей, не оставляя его вниманием и помощью до сих пор.
Дом Дианиных в Давыдово - филиал Камешковского историко-краеведческого музея.
Интерес к музею немалый, туда часто привозят экскурсии из Камешкова и иных мест. Музейное собрание пополняется новыми экспонатами, которые привозят даже скупившие половину домов в селе московские дачники, с немалым почтением относящиеся к столь примечательному соседству. В музее собрано множество уникальных экспонатов, есть даже гравюры 150-летней давности из США! Не оставляют своим вниманием гостеприимный дом Дианиных и ветераны, постоянно принося что-то новое, дополняющее экспозицию.
В феврале 2007 г. в музее открылась обновленная экспозиция, здание и экспонаты находятся в отличном состоянии. В 2002 г. музей перешел с попечения местной администрации на районную и официально является филиалом камешковского краеведческого музея, в результате чего его положение несколько упрочилось.




В этой статье представлена биография Бородина - композитора и ученого. Он с успехом реализовал себя в противоположных сферах деятельности. Подобное бывает очень редко. Жизнь его - пример трудолюбия и любви к любым видам творчества.

Биография

Александр Бородин появился на свет в Санкт-Петербурге, 1833 г., 12 ноября. Его отцом был князь Лука Степанович Гедианов. Матерью является простолюдинка Авдотья Константиновна Антонова. Отцу было 62 года, когда на свет появился сын, матери - 25. Пожениться из-за сословных различий родители не могли. Князь не мог признать малыша. Поэтому он был записан как сын крепостных Гедианова. До восьми лет наш герой числился собственностью своего отца. К счастью, он успел дать сыну вольную, незадолго до собственной смерти. Также князь купил каменный дом для своего ребенка и его матери. Девушка была выдана замуж за врача Клейнеке. В 1840 г. Гедианов ушел из жизни, но на благополучии сына это не отразилось. Неясное происхождение нашего героя не позволяло нашему герою учиться в гимназии. Однако он получил домашнее образование. Его мать этому уделяла особое внимание. Его посещали превосходные учителя.

Путь в музыке

Русский композитор Бородин еще в период студенчества создал ряд выдающихся произведений. Кроме того, он музицировал как виолончелист. Наш герой продолжил заниматься музыкой в период заграничной стажировки. Композитор А.П. Бородин после возвращения в Россию, влился в круг интеллигенции. В доме Боткина - своего соратника, он знакомится с Балакиревым. Этот человек, наряду со Стасовым, повлиял на формирование эстетического мировоззрения нашего героя. Он ввел композитора в группу, которую возглавлял Мусоргский. Данное объединение с приходом нашего героя приобрело завершенную форму, после чего его начали именовать «Могучей кучкой».

Композитор - последовательный продолжатель традиций русской школы М. Глинки. Нашему герою принадлежит 4 масштабных оперных произведения. Его творения стали плодом многолетней работы. «Богатыри» были написаны в 1868 г. Позже в содружестве с прочими авторами возникла «Млада». На протяжении 18 лет наш герой работал над наиболее грандиозным собственным творением - оперой под названием «Князь Игорь». В основу этого произведения положено «Слово о полку Игореве». Данную работу наш герой так и не успел завершить. После смерти композитора, произведение из набросков собрали его друзья. Опера композитора Бородина «Царская невеста» тоже завершена не была. Автор сделал лишь ее наброски.

Камерная музыка

Творчество нашего героя преимущественно представлено камерными произведениями. Композитор Бородин создавал квартеты, концерты и сонаты. Эксперты ставят его в один ряд с Чайковским. Эти композиторы признаны основоположниками русского квартета. Музыка, которую создал композитор Бородин отличается сочетанием эпичности и лиричности. Он показывает размах, активно применяет традиционные русские мотивы. При этом его произведения вписываются в мировые тенденции. Композитора называют прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит благодаря ряду своих творений. Первая симфония, написанная нашим героем в 1866 г., потрясла современников яркостью, оригинальностью и мощью. Благодаря этому произведению композитор обрел европейскую славу. Все 3 законченных симфонии нашего героя - это жемчужины русской музыки. Оперы «Царская невеста» и «Князь Игорь» обрели мировую известность. В них автор воплощает лучшее из того, что присутствует в русской песне. Перед слушателем возникают широкие картины истории России. Творчество композитора немногочисленно, однако каждое его произведение является настоящим шедевром. Музыка нашего героя исполняется нередко и современными оркестрами. Произведение «Князь Игорь» присутствует в репертуаре всех оперных театров России.

Общество

Имя нашего героя тесно связано и с педагогической деятельностью. Студенты ценили профессора, который был страстно влюблен в химию. Он отличался деликатностью и доброжелательностью, был готов помочь неимущим ученикам. Он защищал студентов от разного рода политических преследований. Композитор оказал поддержку людям, которые участвовали в покушении на императора Александра Второго. Кроме педагогики наш герой занимается организацией особой бесплатной музыкальной школы. Он помогал молодым талантам отыскать свой путь. Немало сил наш герой потратил на обеспечение возможностей для получения высшего образования женщинами. Он организовал врачебные курсы для слабого пола. На них наш герой преподавал бесплатно. Кроме того, он успевал редактировать научно-популярный журнал под названием «Знание» и руководить студенческим хором.

Частная жизнь

Композитор Бородин прожил насыщенную творческую и научную жизнь. В семейной сфере полного счастья не обрел. С женой наш герой познакомился в период заграничной командировки. Они поженились в 1863 г. Супруга страдала астмой и климат Санкт-Петербурга переносила плохо. Ей приходилось часто уезжать в различные теплые края. Такое положение подрывало бюджет семьи. У пары детей не было. Однако семья приняла нескольких воспитанниц, которых наш герой считал дочерьми. Интенсивная и трудная жизнь подрывала здоровье нашего героя. Он разрывался между службой, наукой и творчеством. Сердце его такой нагрузки не выдержало. 1887 г., 27 февраля, Александр Бородин скоропостижно скончался. После ухода из жизни нашего героя его друзья под началом Римского-Корсакова завершили «Князя Игоря» и собирали творческое наследие композитора.

БОРОДИН, Александр Порфирьевич

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 г. – доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 г. адъюнкт-профессор, с 1864 г. – ординарный профессор, с 1877 г. академик. С 1874 г. руководил химической лабораторией Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов.

Бородин – автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина . Основная область научных исследований – органический синтез. Разработал способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот(1861); получил первое фторорганическое соединение – фтористый бензоил (1862) и разработал метод получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Исследовал (1863-1873) продуты конденсации альдегидов; одновременно с Ш. А. Вюрцем осуществил (1872) альдольную конденсацию.

Бородин широко известен как композитор. В 50-е гг. XIX в. он начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 г. познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок ("Могучую кучку"). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других "кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина – опера "Князь Игорь", являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890 г., Мариинский театр, Петербург).

1-я симфония Бородина (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).