Экологически чистое двухколесное транспортное средство. Женское седло для велосипеда. «Неправильное» вело-седло, как источник реальной опасности для здоровья

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни – Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

В наш стремительный век человек должен многое успевать

Как это сделать? Необходимо передвижение выручает автомобиль.

Удобно, быстро, комфортно только все это очень опасно для здоровья человека. Ежегодный экологический ущерб, связанный с работой автомобильного транспорта, составляет около 6,3 млрд долларов США.

Выбросы токсичных веществ от функционирования автомобильного транспорта /по данным Минтранса России, 2000 г/ составили около 12,4 млн тонн.

Прогноз показывает, что к 2010 году ущерб, связанный с загрязнением окружающей среды транспортом может вырасти в России как минимум на 28-30 %.

Сегодня уже нужны целенаправленные природоохранные меры по защите окружающей среды.

И одна из них: это использование более экологически чистых видов транспорта. Например, велосипеда.

В долгой биографии велосипеда бывали времена, когда скептики заявляли, что он себя изжил и обречен на забвение, по крайней мере в крупных городах. Но затем жители мегаполисов вновь обращались к двухколесному другу как верному средству оздоровления, спасителю от губительных издержек малоподвижного образа жизни и неразрешимых транспортных проблем. А в малых городах и селах от велосипеда никто никогда не отворачивался.

Ныне мир переживает ренессанс увлечения велосипедом. Ширится круг его приверженцев всех возрастов и профессий вплоть до президентов и премьер – министров, не говоря уже об увлечении им в детской и молодежной среде, развивается велоспорт улучшается экология городов и сел, укрепляется здоровье людей.

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть овеет, это мой

(велосипед)

«Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем».

(ПДД РФ (п. 1. 2))

Велосипед в дословном переводе с латыни (велокс – быстрый, педис – ноги) означает быстроног.

Он стал увлечением и верным другом множества людей:

Солнце на спицах,

Синева над головой,

Ветер нам в лица,

Обгоняем шар земной.

Ветер и версты,

Убегающие вдаль,

Сядешь и просто

Нажимаешь на педаль.

Велосипед - это транспорт, это средство закалки, укрепления здоровья, развития физических и волевых качеств личности.

С помощью велосипеда всегда можно организовать спортивные занятия, активный отдых, увлекательный досуг детей и подростков.

Кто придумал велосипед?

Итальянцы утверждают, что велосипед изобрели более 2000 лет назад. Сначала это была повозка с управляемым колесом, затем двухколесный деревянный самокат, затем деревянный велосипед. Железный велосипед впервые в мире появился в России в 1800 г. Его создал уральский мастер Петр Артамонов, он приехал на нем в Москву и показал его во время коронации царя. Но это изобретение не нашло применения в России, его забыли.

Но в Европе не забыли

Затем (в 1813 г.) немецкий лесничий Драйс изобрел велосипедный руль. Сам же велосипед был тяжелым, неуклюжим (нужно было отталкиваться от земли ногами). Дальзель придумал педали для ног.

Его изобретение заметили, появилось еще одно колесо – трехколесный велосипед (его основатели фабриканты игрушек).

В Европе железный велосипед построили в 1865 г. (французы механики Мишо и Лальман), но он оказался очень тяжелым и при езде на нем сильно трясло, его называли «Костотряс».

Затем англичанин Коупер, применим шариковые подшипники.

Переднее колесо было очень большим (чтобы увеличить скорость) и велосипедистам было трудно доставать до педалей. Конструктор Леонардо да Винчи – придумал шарнирные цепи. В 1884 г. Появились первые велосипеды с колесами, длинной рамой и цепной передачей на заднюю ось. Пневматические шины придумал в 1885 г. Шотландский ветеринар Данлоп. Велосипед стал намного легче.

В 1894 г. Фирма «Рэлей» выпустила велосипед с привычными для нас ромбовидными контурами рамы.

В 1897 г. Французский инженер Моро придумал втулку со свободным ходом, которая позволила двигаться по инерции, временно прекращая работу педали.

С тех пор велосипед все время усовершенствуется Появились специальные грузовые, армейские и многие другие модели. В спорт велосипед пришел в 1868 г. (в Париже состоялись первые гонки).

Как выбрать велосипед

Прежде чем выбрать модель велосипеда, надо определить какой цели будет служить:

Для спорта (гоночный)

Для прогулок (горный)

Для развлечений (ВМХ – мото – экстрим)

Для повседневного передвижные (дорожный, складной, «гибрид» - «помесь» шоссейного с горным).

Кроме этого необходимо продумать:

Каков предполагаемый дорожный профиль;

Каково качество дорожного покрытия;

Каким будет скоростной режим;

В какую погоду будет происходить езда.

Требования к безопасности езды:

Безопасность эксплуатации (травмобезопасность);

Надежность тормозов, других узлов и механизмов;

Прочность;

Соответствие росту предполагаемого владельца и возможность быстрой регулировки по нему;

Удобство посадки, размещения во время езды и управления механизмами в движении;

Возможность установки приборов освещения и сигнализации для езды в темное время;

Предохранение от загрязнения одежды смазочными материалами с деталей велосипеда и брызг от колес в дождливую погоду;

Легкость и плавность хода (отсутствие тряски);

Проходимость по плохим дорогам;

Шум в движении;

Периодичность и трудоемкость технического обслуживания;

Внешний вид, качество и способность отделки и окраски;

Общие габаритные размеры при эксплуатации и хранении.

Но есть и недостатки у велосипеда:

Зависимость от погодных условий /но уже есть веломобили – транспортные средства, имеющие более 2 колес/.

Опасность для детей: на 1 млн км велопробега приходиться около двух ДТП с травмами 7-8 летних детей. /сокращается риск с увеличением возраста с 7 до 15 лет. (Дети ездят на велосипедах больше, чем взрослые)/.

ПДД для велосипедистов

Правилами дорожного движения предусмотрено: управлять велосипедом можно только при достижении 14 лет.

Запрещается:

Ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам;

Ездить, не держась за руль;

Перевозить пассажиров, груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда;

Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

Лучшее место для езды – спортивные площадки, уголки парка.

Как правильно ездить на велосипеде:

Ездить на велосипеде нужно в надежно застегнутом защитном шлеме. Велосипед должен иметь исправные тормоза и катафоты (отражающие элементы сзади и спереди). На велосипеде нельзя ездить вдвоем: так им сложнее управлять и поддерживать равновесие. Особенно нужно быть внимательными в темное время суток или в сумерки, когда плохо видно и потому аварии случаются чаще. Велосипед должен быть оснащен фарой. Очень опасно, управляя любым транспортным средством, слушать музыку. Во-первых, это отвлекает внимание, а во-вторых, можно не услышать предупреждающие сигналы и попасть в аварию.

Как вести себя при падении:

Не торопитесь вставать.

Осмотрите себя – нет ли кровотечений, неестественного положения рук или ног (возможны переломы).

Прислушайтесь к себе: не кружится ли голова, не тошнит ли (возможно сотрясение головного мозга).

В случае серьезных травм попросите прохожих вызвать «Скорую помощь».

Преимущества:

Физические нагрузки на организм (польза для здоровья);

Легкость преодоления автомобильных пробок;

Экологическая чистота. И этого нельзя опровергнуть. В наш век все так любят автомобили Автомобиль же является главным источником загрязнения окружающей среды.

Энергия, которую потребляет автомобильный транспорт, превышает во много раз все экологические нормы Жизнь в мегаполисах стала невыносимой: Токио, Париж, Лондон задыхаются от избытка автомобилей. В Москве более 100 дней в году смог. Избыточное количество воздуха от автомобильного выхлопа вызвало европейский потоп летом 2002 года: наводнение в Германии, Чехословакии, Франции, Италии, в Краснодарском крае, Адыгее.

Засуха и смог в центральных областях европейской части России, в Московской области. Это можно объяснить тем, что к атмосферным течениям воздушных потоков добавились мощные потоки горячего воздуха от автомобильного выхлопа СО2 и паров Н2О отработанных газов из центральной и Восточной Европы, где рост количества автомобилей превысил все допустимые нормы. Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, в составе отработанных газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения.

Структура годовых выбросов загрязняющих веществ (%) на автомобильной дороге «Русь»:

Все это приводит к развитию широкого спектра заболеваний у людей (бронхит, астма, сердечная недостаточность и др.). Страдает и экология: посыпая дороги зимой солью, происходит засоление почвы и рек – убивает все живое, губит деревья и травы.

Кроме этого транспорт является одним из основных источников шума в городах. /общий уровень шума при большой плотности транспортных потоков достигает 80дБА (при норме 55дБА)/.

Вернемся к велосипеду:

Экологическая чистота,

Здоровье; это главное преимущество ВЕЛОСИПЕДА!

Велосипедный бум в Европе:

В Берлине появились маршрутные велотакси.

В Европе велосипеды используют в полиции и других городских службах, на работу ездят на велосипедах: певица Мадонна, президент США Джордж Буш – младший, бывший премьер министр Великобритании Тони Блэр.

Дети на велосипедах приезжают в школу.

А что у насв нашей школе, в г. Белово?

Увлечение велосипедом начинается с детства: в нашей школе (из 100 опрошенных детей на велосипеде умеют кататься 96 человек). Все говорят, что это прекрасный вид спорта, очень полезен для здоровья. Но спортивной секции нет ни в поселке, ни в школе, а вот в г. Белово есть: у нас даже есть победители очень серьезных велогонок. Например: Евгений Петров (выпускник шк. №11) – чемпион участник Олимпийских игр. Сейчас Женя живет и тренируется в Греции, но часто приезжает на родину к родителям.

Зато в нашей школе в этом году прошел очень интересный праздник юных велосипедистов. Мы надеемся, что этот праздник положил новую традицию в нашей школе.

И верится, что глядя на нас – школьников, увлеченных велосипедным спортом, взрослые мамы и папы пересядут с машин на велосипеды, хотя бы в черте нашего поселка.

Тогда обязательно выиграют все: и экология нашего поселка и здоровье жителей Бачатского, Белово, Кузбасса

Заключение

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. И решать ее предстоит нам и нашим потомкам.

Экологически чистый транспорт: велосипед – одна из эффективных мер по всестороннему развитию экологически чистых видов транспорта во всем мире.

Велосипед наполняет жизнь яркими впечатлениями, радостными событиями, дает ощущения свободного птичьего полета, раскованности, умиротворяющей гармонии с окружающим миром, а самое главное укрепляет здоровье человека и не наносит вредя экологии нашего родного края.

Компания BMW представила собственное видение экологически-чистого двухколёсного транспорта: концептуальный скутер для городов будущего получил имя Motorrad Concept Link.

Как заявляет немецкий концерн, новинка, по сути, объединяет цифровые и аналоговые миры, фокусируя внимание на водителе и его потребностях. Совмещение функциональности и новейших цифровых технологий превращает транспортное средство в коммуникационное устройство.

Конструкция Motorrad Concept Link предусматривает использование полностью электрической силовой установки. Применены плоские блоки аккумуляторных батарей и компактный привод заднего колеса.

Концепт соответствует самым высоким требованиям современной городской мобильности и отличается быстрым ускорением и лёгким управлением. Наличие заднего хода упрощает маневрирование и помогает парковаться даже на самых тесных городских улицах.

За счёт небольшой высоты скутера посадка не составит никакого труда. Благодаря регулируемому по длине сиденью Motorrad Concept Link подходит для перевозки одного или двух человек. Предусмотрен багажный отсек со специальной сдвижной дверцей, позволяющий перевозить личные вещи и хранить шлем.

Передние фары, созданные на основе технологии светоизлучающих электрохимических ячеек, выполнены в минималистском стиле. Задние фонари интегрированы в боковые панели в виде двух C-образных световых элементов.

Скутер снабжает владельца всей необходимой информацией во время движения. Транспортное средство хранит в памяти все события, отмеченные в календаре водителя, а также важные точки на карте.

Скорость, указания навигационной системы и информация о состоянии аккумуляторов проецируются на ветровое стекло, непосредственно в поле зрения водителя. Дополнительные данные выводятся на широкоформатный экран, расположенный под рулём. Программируемые сенсорные кнопки предоставляют быстрый доступ к часто используемым функциям, что помогает сохранять внимание в процессе управления.

Концепт продемонстрирован на конкурсе элегантности Concorso d’Eleganza Villa d’Este 2017.

Значение транспорта для человечества трудно переоценить. С незапамятных времен он играл важную роль, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Произошедшая в XX веке научно-техническая революция, рост населения, урбанизация и множество других факторов вывели его развитие на совершенно новый уровень.

Однако, одновременно с этим появилась и проблема: огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты. Именно поэтому все большее внимание обращается сегодня на развитие экологических видов транспорта.

Любой транспорт, получение энергии для которого не связанно с процессами горения углеводородов, можно назвать экологически чистым. Исключение составляют атомные реакции, которые на сухопутном транспорте не используются. Биодизель, двигатель внутреннего сгорания на спирту тоже сжигают углерод, поэтому их нельзя относить к экологически чистым видам транспорта. Наиболее правильно классифицировать экотранспорт по видам двигателей.

Электрический привод

На данный момент это самый быстроразвивающийся вид экологически чистого транспорта. Ему предписано большое будущее и это уже заметили все крупные автомобилестроительные концерны. Несколько тысяч электромобилей уже ездят по дорогам мира. Причем, будущий электромобиль не будет иметь такие большие габариты и стоимость, как знаменитый электромобиль Tesla. Это будет, скорее, некое подобие рикши с кабиной или с обычным автомобильным кузовом из пластика. В среднем, чтобы электромобиль мог конкурировать с бензиновым ему нужно весить в четыре раза меньше. Подобные примеры в автомобильной промышленности есть.

Основная проблема электромобилей — аккумуляторы. Именно они являются уже единственным ограничением к массовому производству электромобилей. Все остальные технические ограничения преодолены еще 50 и 100 лет назад. Электродвигатель имеет КПД больше бензинового. Его ресурс намного выше, а сложность изготовления небольшая. К тому же ему не требуется КПП. Сейчас большинство серийных электромобилей производится с литиевыми аккумуляторами. Они имеет очень высокую стоимость. Как альтернатива предложены серно-натриевые аккумуляторы. На данный момент в Японии применяются стационарные серно-натриевые аккумуляторные станции, мощностью более 1 мВт. Возможно, в дальнейшем они появятся на электромобилях.

Водородные двигатели

Водород — самой энергоемкое топливо в мире. Калорийность одной весовой части чистого газообразного водорода превосходит бензин в 2,5 раза. Это означает, что весовой запас водорода в баллоне может быть во столько же раз меньше. Сгорание водорода может происходить в обычном поршневом двигателе. При этом есть технологические сложности. Из-за высокой температуры горения необходимо усиливать блок цилиндров керамикой, что очень сложно и дорого.

По этой причине особый интерес представляют катализаторы — установки беспламенного горения водорода. Однако, им требуется баллонный кислород, а их стоимость тоже высокая. При окислении водорода в катализаторе вырабатывается электрический ток. Работает такая установка бесшумно и с высоким КПД. К сожалению, высокая цена не сулит водородным автомобилям массового распространения. В настоящее время они тоже уже ездят по дорогам.

Есть и иные решения в области экотранспорта: пневмодвигатели, химические батареи (тепло или ток выделяется при окислении металла), механические накопители энергии, пружинный привод. Пока все они находятся на стадии разработок, уступая место электромобилям.

Воздухомобиль

В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили), так называются автомобили, имеющие пневматический двигатель, для работы которого используется сжатый воздух. Накопление энергии происходит посредством нагнетания его в баллоны. Затем, проходя через систему распределения, сжатый воздух попадает в пневмодвигатель, который и приводит машину в движение. Таким образом, при езде на малой скорости или на небольшое расстояние, подобный автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

Сегвей

В ряде стран работники почты, игроки в гольф, полицейские и многие другие категории граждан передвигаются при помощи такого вида транспорта, как сегвей. Это самобалансирующийся самокат, имеющий два колеса, располагающиеся по обе стороны от водителя. Балансировка сегвея происходит автоматически и зависит от положения корпуса ездока: при его отклонении назад самокат замедляется, останавливается или едет задним ходом, а при наклоне вперед - начинает движение или ускоряется. На каждом из колес сегвея есть собственный электродвигатель, который реагирует на малейшие изменения равновесия транспортного средства. Двигатель работает от литий-ионных аккумуляторных батарей, их подзарядка происходит автоматически при спуске с горы. На полную же зарядку достаточно 8 часов. Можно воспользоваться и обычной розеткой - 15 минут зарядки хватает примерно на 1,6 километра пути.

Моноколесо (сегвил)

Моноколесо (сегвил) - электрический самобалансирующийся самокат, имеющий только одно колесо и подножки, расположенные по обе стороны от него, впервые появилось в 2012 году в США. Оно оснащено мощным электромотором (250—2000 Вт) и гироскопами, необходимыми для автоматической балансировки. Когда питание включено, гироскопы выравнивают колесо относительно оси, поддерживая этим баланс. Также в самокате установлены акселерометры и разнообразные сенсоры.

Управление транспортным средством происходит посредством изменения наклона тела: при отклонении назад сегвил тормозит или меняет направление, при переносе центра тяжести вперед - ускоряется. Когда самокат останавливается, водитель должен опираться на ногу. Наибольшее распространение получил этот вид транспорта в Китае.

Городской экотранспорт

Наверное, всем известны такие виды экологического транспорта, как троллейбус и трамвай. Они оба работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров.

Трамвай - один из первых видов городского общественного транспорта, появился еще в начале XIX века, тогда он приводился в движение с помощью конной упряжке. Первый электрический трамвай появился в 1881 году в Германии.

Троллейбус же появился в виде первой экпериментальной троллейбусной линии в 1882 году, так же в Германии. Причём вначале троллейбусы эксплуатировались только, как дополнительный транспорт к трамваю. Первая полностью троллейбусная линия же открылась в 1933 году в Москве.

Велосипед и самокат

Нет, наверное, человека, никогда бы не пробовавшего прокатиться на самокате или велосипеде. Эти колесные транспортные средства двигаются посредством мускульной силы субъекта. В велосипеде для этой цели используются ножные педали, а в самокате движение обеспечивается благодаря многократному отталкиванию ногой от земли. На велосипеде человек занимает сидячее положение, на самокате же он стоит, держась за руль. Самокаты теперь используются не только для развлечения детьми, но и наряду с велосипедами применяются и взрослыми: работниками почты, полиции и даже скорой помощи.

Многие люди в Европе и Америке предпочитают добираться на работу на велосипеде, в Токио на самокате, поскольку, с одной стороны, нет необходимости стоять в пробках, а с другой - благодаря физической нагрузке организм становится более здоровым.

С каждым годом необходимость использования экологического транспорта растет, так как функционирование нынешней транспортной системы с выбросом загрязняющих веществ в воздух всё больше ухудшает экосистему нашей планеты.

Потребительское отношение человечества к природе уже привело к непоправимым последствиям. Международная группа экспертов по изменениям климата ООН признала, что именно нерациональное и безответственное отношения «гомо сапиенса» к природе стало причиной быстрых изменений климата на протяжении последних пятидесяти лет. Возрастающие из года в год выбросы парниковых газов уже привели к повышению температуры планеты на один градус, таянию ледников, загрязнению атмосферы, непрогнозируемым засухам и наводнений. Но экологи отмечают: благотворно повлиять на окружающую среду способен каждый человек. Достаточно выполнить несколько простых действий.

Пересесть на . Этот двухколесный вид транспорта уже давно стал символом экологически чистого и экономного перемещения на небольшие дистанции. Ведь в развитых странах наличие автомобиля уже давно перестало быть индикатором социального статуса. Теперь модно иметь велосипед - транспорт будущего, которому не страшны пробки и глобальный топливный кризис. Он относительно дёшев, манёврен, автономен, бесперебоен, не боится бездорожья и прост в управлении.

К сожалению, на постсоветском пространстве популярность велосипеда как средства передвижения пока довольно низка. К тому же, нет специальных дорожек для «двухколесных коней», а автомобилисты не желают признавать велосипедистов полноценными участниками дорожного движения.

Между тем, велосипед не загрязняет воздух, а езда на нем даже снижает вероятность развития астмы и других лёгочных заболеваний. Эксперты говорят: если пересадить всех владельцев личных автомобилей на общественный транспорт и велосипеды, выброс в атмосферу Земли уменьшится почти на треть. К тому же, велосипеды занимают меньше места, чем , а значит – отчасти решается проблема пробок и стоянок для транспорта.

Разделять мусор. В контейнере для мусора обычно лишь 15% отходов, которые не поддаются переработке. Зато накопленную бумагу, пластиковые и стеклянные бутылки, металлолом – все это можно отвести в специальный пункт приема вторсырья, даже заработав на своем мусоре деньги. Или хотя бы выбросить в специальные контейнеры, которые сегодня стоят практически в каждом жилом дворе. А польза от переработки мусора очевидна: 60 кг макулатуры спасает целое дерево; переработка 1 т макулатуры экономит 200 куб воды и 1000 кВт электроэнергии; переработка 1 т пластика экономит 750 кг нефти; а 670 алюминиевых банок из-под пива или газированной воды хватит на то, чтобы из переработанного материала создать велосипед.

Заменить лампочки на энергосберегающие. Замена классических ламп накаливания (мощностью 40-100 Вт) на люминесцентные (мощностью 7-25 Вт) помогут сократить потребление электроэнергии в любом помещение более, чем в 4 раза. Энергосберегающие лампы не только ярче светят, но служат в 6-8 раз дольше, чем классическая лампочка.

Разумно относиться к воде. Установка счетчика воды не только поможет сэкономить средства в семейном бюджете, но и повлияет на сокращение потребления объемов воды. Экологи подчеркивают: большинство людей любят кипятить больше воды, чем им на самом деле требуется. Но если хотя бы 15 семей наливали в чайник столько воды, сколько используют, выбросы углекислого газа сократились бы на тонну в год. Экономить воду помогает и устранение всех протечек в водопроводе: струйка воды толщиной со спичку приводит к вытеканию 480 л воды в сутки. При этом отказ от ванны в пользу душа помогает сэкономить около 75 л воды в день, а за месяц набегает больше двух кубов. Кроме того, экологи отмечают, что треть воды, используемой в быту, уходит на спуск в туалете. Так что не стоит использовать унитаз как мусорное ведро: на каждый слив расходуется 10-12 литров чистой воды.

Утеплять жилище. Даже простое уплотнение окон и дверей способно повысить температуру в помещении на 1-2 градуса, а значит – сократить расход энергии на обогрев жилья. Разместив за батареей простейший экран из фольги можно увеличить эффективность обогрева комнаты на 5-10%. А полноценная теплоизоляция стен специальными утеплителями обеспечит комфортное проживание в помещении на протяжении всего года. Ведь хорошая теплоизоляция позволит не только удержать тепло в зимний период, но и не допустить перегрева комнаты во время летный жары.

Сажать деревья. Всем известно, что леса – легкие планеты, а деревья – основные «борцы» с глобальным потеплением. В среднем одно взрослое дерево за 20-50 лет (в зависимости от его длины и объема кроны) поглощает тонну углекислого газа. А еще - задерживает поверхностные потоки воды и переводит ее в почву, предотвращая тем самым сильные паводки и наводнения. Недаром из-за вырубки карпатских лесов Закарпатье ежегодно страдает от сильных наводнений. Деревья возле дома – это своеобразный фильтр, который гарантирует чистый и свежий воздух. Они поглощают лишний шум, а зимой становятся своеобразной защитой от холодного ветра. Нельзя забывать и об эстетической стороне – кроме зеленой кроны и шелеста листвы деревья «гарантируют» регулярное мелодичное пенье птиц.

Правильно питаться. Для производства растительной пищи требуется значительно меньше природных ресурсов, чем для пищи животного происхождения: для 1 кг вегетарианской еды используется в десять раз меньше ресурсов, чем для получения 1 кг мяса. Поэтому диетологи и экологи советуют хотя бы раз в неделю устраивать «вегетарианский» день. С одной стороны, отказ от употребления животной пищи позволит разгрузить роботу организма, с другой – сэкономить некоторое количество природных ресурсов.

Выращивание экологически чистых (organic) овощей и фруктов не так популярно даже в деревнях. По непонятной причине гораздо проще купить химию, чем воспользоваться природными (натуральными, естественными) средствами и вырастить органические растения. Виной тому, в частности, отсутствие Интернета и нежелание учиться. Хотя и информации по защите растений без ядов и химии не так много. Поэтому решил собрать свою коллекцию рецептов:

Советы от Сергея Конина и из его журнала konin_ss :



Иван Новичихин - кубанский экофермер, сертифицировавший свою ферму по европейским стандартам "Органик" - рекомендует:


  • для защиты плодов от тли - божьи коровки

  • для защиты картофеля от грозы пасленовых - колорадского жука - специальные насекомые (клещи)

  • огурцы защищает фитонцидными растениями (календулой), которые отпугивают вредных насекомых своим запахом

Вадим Свиридов wal_king_alone добавляет к этому:
Бархатцы, лук и чеснок хорошо защищают от вредных насекомых.

Масанобу Фукуока - основоположник философии пермакультуры - предложил принципы натурального земледелия. Ниже предлагаю 2 принципа из 4:


  • Отказ от прополки путем вспашки или обработки гербицидами.
    Сорняки играют свою роль в создании почвенного плодородия и сбалансированного биологического сообщества, их надо сдерживать, но не уничтожать. Соломенная мульча, покров из белого клевера и временное затопление обеспечивают эффективный контроль сорняков на рисовых полях Фукуоки.

  • Отказ от химических средств защиты растений.
    Природа, оставленная нетронутой, находится в совершенном равновесии. Вредоносные насекомые и болезни растений всегда есть, но в природе они не распространяются в такой степени, которая требует применения химикатов.

Стефан Собковиак, фермер из Квебека, о пермакультуре:

Пермакультура
Основа посадки тройками: Азотфиксатор, затем яблоня, затем груша или слива, возможно вишня. Азотфиксатор фиксирует азот и обеспечивает плодородие не только деревьям с обеих сторон, но и кустарникам и другим посаженным растениям. Этот дизайн замечателен тем, что при наличии трех разных видов деревьев, когда насекоме садится на одно из них, то оно не может перейти на азотфиксатор, т.к. там поджидают хищники. Оно не может перейти на грушу. Даже если перейдет, то не нанесет вреда груше. Следующая яблоня находится на приличном расстоянии. Каждое третее дерево яблоня, а следующая яблоня уже другого сорта. У нас было 12 сортов яблонь, а сейчас более 100, 18 сортов груш, несколько сортов слив, 7 сортов вишен, персики, киви, виноград, шелковица, разные ягоды: крыжовник, красная и черная смородина, ирга. Мы посадили и овобщи, и многолетние растения в пермакультурном саду. Цель - высадить все так, чтобы не нужно было пересаживать.

Мы пользуемся преимуществами освещенных участков. В основании гледичей, наших азотфиксаторов, мы сажаем плодовые лианы и собираем с них виногнад и киви. В то же время можем посадить огурцы, горох и фасоль. Все наши вьющиеся поднимаются по азотфиксирующим деревьям. Как только все это разнообразие высажено, растет и развивается, появляются насекомые, птицы. У нас появились змеи, лягушки.

Много пчел погибает. Из 8 ульев зимой выжило 4. К лету дошли до 23 ульев, потому что здесь такое изобилие пищи, благодаря поочередному цветению и многообразию деревьея. Гледичия цветет почти до конца июня. Между 1 мая и до конца июня всегда цветут деревья, поочередно сменяю друг друга. У нас 60 дней уветут разные деревья, перед тем как зацветет клевер.

Работы, по сравнению с монокультурными садами, гораздо меньше. Я ни разу не удобрял этот участок. 6 лет не вносили никаких удобрений. Отдача огромная. Это не только многообразие продуктов, но и их вкус.

В магазине все настроено на длительное хранение, а не качество.

Аллея организована по принципу 10-дневных периодов. Сейчас начало сентября. Мы собираем все, что созревает в течение 10 дней. Это либо яблоки, либо груши, либо сливы. Вы идете по дороге и собираете все, что есть. Собирать можно в 2-3 разные коробки.

Нужно делиться излишками не только с людьми, но и с природой. Мы не должны реагировать на то, что насекомое или птица поедает фрукты. Нужно делиться частью урожая с ними, т.к. они трудятся день и ночь, заботясь о вашем урожае в саде.

Английская версия энциклопедии Википедия предлагает большой список растений, отпугивающих вредителей List of pest-repelling plants . В том числе в списке содержатся растения, отталкивающие муравьев, колорадского жука, мышей, крыс, моль, комаров, ... Например, котовник кошачий (кошачья мята), кориандр и эвкалипт отпугивают колорадского жука. Перевести весь список на русский язык?

Кроме того, совместимость растений (companion planting) влияет на борьбу с вредителями (pest control), опыление, предоставление среды обитания для полезных созданий, максимизацию использования пространства, увеличение урожайности.

Еще одна полезная табличка из Википедии - список полезных сорняков (List of beneficial weeds) - также содержит список совместимых растений и указание вредителей (и не только), которые эти сорняки притягивают или отталкивают.

А у вас есть советы, как бороться с вредителями без химии и ядов, только при помощи природных экологически чистых средств?