Ощущая собственное превосходство человек. Гордыня - ощущение внутреннего превосходства. Смотреть что такое "превосходство" в других словарях

Мы привыкли к словам «причины временных неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны». Однако ведь не одна РККА терпела поражения, впервые столкнувшись с гитлеровским вермахтом. С 1939 по 1942 год германская армия неизменно (кроме битвы за Москву) одерживала победы над любым противником. Конечно, у польской, французской, советской армий была своя специфика, создававшая некоторые особенные причины поражений каждой из них. Но всё-таки общей чертой является успешное ведение войны германской армией. Поэтому нам представилось, что было бы правильнее рассмотреть данный феномен именно в таком ключе, как мы озаглавили эту статью. Вторжение в Польшу осуществлялось при подавляющем превосходстве немецких войск в технике. По численности личного состава у сторон было приблизительное равенство. Но немцы имели в пять с лишним раз больше танков, чем у поляков, и почти в четыре раза больше боевых самолётов . Перед началом решающего наступления на Западе 10 мая 1940 года соотношение сил было уже не таким благоприятным для вермахта. Количество живой силы и здесь было приблизительно равным (если считать вместе силы всех тогдашних западных союзников - французов, англичан, бельгийцев и голландцев). По танкам союзники немного превосходили немцев: 3000 против 2600. По числу боевых самолётов немцы имели преимущество примерно в полтора раза . Военные действия на Западе закончились за полтора месяца полным разгромом сухопутных сил союзников.

Перед началом вторжения в СССР вооружённые силы Германии и её союзников превосходили силы РККА в 1,3 раза по числу бойцов. Однако уже по количеству артиллерийских стволов соотношение сил было равным. Что касается подвижной техники, то по числу танков советские войска превосходили немцев и их вассалов в 2,7 раза, по числу самолётов – в 2,1 раза. На отдельных направлениях численное превосходство РККА в технике к 22 июня 1941 года было ещё более впечатляющим. Так, в полосе Юго-Западного фронта Красная Армия имела в шесть раз больше танков, чем вермахт . Несмотря на это, и здесь немцы наступали успешно, хотя и медленнее чем на других направлениях. Конечно, количество войск и вооружения – не однозначный показатель. Важное значение имеет качество. В качестве бронетанковой техники немцы могли иметь заметное превосходство только над поляками. Боевые характеристики большинства французских и английских – с одной стороны, и немецких танков – с другой – были сопоставимыми. Кроме того, французы имели некоторое количество тяжёлых танков, которых совсем не было у немцев. Аналогичная ситуация была на Восточном фронте в 1941 году. Немецкие «средние» танки T-III и T-IV лишь незначительно превосходили по огневой мощи и бронированию наши БТ-7 (значительно уступая им при этом в маневренности). Немецкие лёгкие танки T-I и T-II примерно соответствовали по своим боевым характеристикам нашим лёгким танкам. Что касается наших Т-34 и особенно КВ-1, то машины, способные выдерживать прямой бой с ними, появились у немцев не раньше 1942 года , .

Теперь посмотрим, сколько было танков разных типов у сторон перед началом гитлеровского вторжения в СССР. Немцы имели около 1500 танков T-IV и T-III с 50-мм пушкой. Заметно превосходивших их по боевым характеристикам танков Т-34 и КВ-1 в РККА имелось также около 1500. Лёгких танков всех типов у немцев было более 2000, у РККА – свыше 16 тысяч . Однако боевые действия вскоре показали, что лёгкие танки в войне нового типа – просто быстро сгорающий хлам. Люфтваффе заметно превосходили советские ВВС по качеству самолётов. Даже советские истребители «новых типов» – Як, МиГ и Ла – всю войну уступали по боевым характеристикам германским Ме-109 и особенно FW-190 . Один из мифов про войну – о якобы большой насыщенности вермахта скорострельным пехотным оружием. На самом деле, по штату военного времени в 1941 году в советской стрелковой дивизии полагалось 1204 пистолета-пулемёта, в то время как в германской – только 486 . Конечно, наши дивизии почти никогда не были укомплектованы и вооружены по штату. В действительности, летом 1941 года в РККА насчитывалось примерно сто тысяч пистолетов-пулемётов , в вермахте – 166 тысяч . Преимущество у немцев, хотя явно не подавляющее. Это уже потом, в течение всей войны, советская промышленность произвела в шесть раз больше пистолетов-пулемётов, чем германская , . Тоже нужно сказать про скорострельные самозарядные винтовки. У немцев имелось 1,2 млн. трофейных чешских самозарядных винтовок . В СССР в 1941-1942 гг. было произведено примерно столько же скорострельных самозарядных винтовок СВТ . К началу же войны их было намного меньше. В этом важном компоненте вооружения преимущество тоже было, как видим, у немцев. Хотя само по себе оно также не могло иметь решающего значения. Фактически, подобно тому, как бóльшая часть нашей пехоты вступила в войну с «дедовскими» винтовками Мосина образца 1891 года (слегка модернизирована в 1930 году), так и б?льшая часть немецкой пехоты всю войну провоевала винтовками Маузера образца 1898 года .

Не меньшее значение, чем качество тех или иных видов оружия, имела их надёжность. Советские танки новых типов не преодолели «детских болезней» и часто ломались ещё до боя. Так, в первые дни войны больше половины танков Т-34 и КВ Юго-Западного фронта вышли из строя из-за поломок во время маршей по дорогам . Винтовки СВТ были чувствительны к загрязнению и требовали регулярного тщательного ухода, который трудно было осуществлять пехотинцу в условиях постоянных боёв и маршей. Итак, огромное (на бумаге) превосходство советских войск по количеству оружия и техники над вторгавшимися немцами летом 1941 года превращается в фикцию, если посмотреть на соотношение по конкретным эффективным видам вооружения. Однако и преимущество немцев по ним не было столь значительным, чтобы рассчитывать на сокрушение РККА в первых же боях, если бы… Если бы только Красная Армия встретила врага на заранее подготовленных оборонительных позициях. Необходимо отметить, что командование РККА готовилось к отражению гораздо более сильного противника, чем в действительности. По оценке Генштаба РККА в конце 1940 года, силы вторгавшегося противника могли насчитывать до 12 тыс. танков и 15 тыс. самолётов. В действительности, в армии вторжения было менее 4500 тех и других . Поэтому, согласно расчётам советского командования, сосредоточенных у западной границы войск было более чем достаточно, чтобы отразить нападение и разгромить вторгшегося врага. Почему так не произошло? Ответов обычно ищут в просчётах подготовки к войне с советской стороны. Мы рассмотрим этот вопрос, но обратим внимание и на другую сторону – эффективность подготовки немцев к войне. Последствия репрессий против командных кадров РККА в 1937-1941 гг. расцениваются в современной литературе противоречиво. Одни считают, что репрессии имели фатальное влияние на боеспособность советских вооружённых сил. Другие уверяют, что, напротив, репрессии усилили вертикальную мобильность в командных структурах Красной Армии, очистили её от ретроградов, способствовали выдвижению в верхний эшелон военачальников, впоследствии блестяще проявивших себя в сражениях Великой Отечественной войны. Доказать то или иное утверждение нереально за отсутствием возможности экспериментальной проверки. Поэтому просто оставим данный вопрос в стороне, как несущественный.

Столь же противоречиво оцениваемым фактором является стиль и уровень компетенции личного руководства Сталина. И здесь мы имеем разные субъективные суждения, в пользу и в опровержение которых приводится масса доводов. Для их анализа пришлось бы написать целую книгу, что не входит пока в наши планы. Представляется, однако, что если некий феномен вызывает противоположные оценки, то его действительное влияние на ход событий также имело, скорее всего, неоднозначные последствия. В первом приближении будет справедливо считать, наверное, что позитивные и негативные моменты личного руководства Сталина вооружёнными силами СССР накануне и в годы войны в среднем взаимно уравновешивали друг друга. Поэтому этот вопрос тоже не будем здесь рассматривать. Итак, что остаётся? 1) Общая готовность СССР как военно-политического организма к войне; 2) готовность вооружённых сил СССР; 3) развёртывание вооружённых сил СССР на будущем театре военных действий (ТВД). По первому пункту ответить очень легко. Война как таковая доказала высокую готовность СССР к тяжёлым испытаниям такого рода. Однако она же подтвердила старинную поговорку: «Русский мужик быстро едет, да долго запрягает». Понадобилось немало времени, чтобы настроить не только систему управления всеми сферами, но и психологию людей на трудности военного времени. Но как только это было достигнуто, победа была обеспечена, дело было только за временем. Главное было – выдержать первый удар, не сломаться, а дальше время работало на СССР. Готовность вооружённых сил складывается из множества компонентов, которые вряд ли наверное можно исчерпывающе перечислить. Высокая насыщенность РККА техникой не подкреплялась достаточной материально-технической базой, как-то: надёжность, возможности для быстрого ремонта, бесперебойные поставки запчастей, высокая плотность коммуникаций между фронтом и тылом. Здесь сильно сказывалась инфраструктурная отсталость нашей страны, существующая до сих пор. Показательно, что единственной битвой, выигранной РККА без превосходства в силах над противником, была битва за Москву. Одним из решающих факторов здесь была эффективная обеспеченность ТВД Красной Армии всем необходимым. В ближайшем тылу наших войск находилась Москва с её мощными материально-техническими ресурсами. Снабжение войск осуществлялось по насыщенной радиальной сети качественных путей сообщения, становившейся тем гуще, чем ближе фронт подходил к Москве. Но подмосковный ТВД представлял собой единственное такое благоприятное для наших войск исключение в 1941-1942 гг. Теперь о качестве бойцов. Никто не сомневается в массовом героизме красноармейцев. Однако для победы одного героизма мало, а когда героизмом подменяется профессиональное владение оружием и тактическое мастерство, то он становится просто вреден. Между тем, лишь за 12 лет до войны развернувшаяся индустриализация СССР просто не позволяла подготовить в достаточном количестве технически образованные кадры для успешного овладения навыками солдата современной войны. Наша страна ещё только переходила от аграрного общества к современному индустриальному. Когда началась Великая Отечественная война, этот процесс был ещё далеко не завершён. Поэтому немцам не без причин казалось, что они воюют против людей лично храбрых, но недостаточно умеющих использовать современную военную технику и недостаточно искусно руководимых , . Короче, со страной, отставшей в своём социально-экономическом развитии от Германии и западноевропейских стран. Хотя при этом они отмечали, что, по сравнению с Первой мировой войной, Россия заметно приблизилась в этом отношении к уровню развитых стран. Боец РККА по сравнению с бойцом РИА казался немцам уже в 1941 году значительно более профессиональным и технически подготовленным , . Не преодолённая отсталость страны неизбежно сказывалась и на уровне компетенции командного состава РККА. Немецкая разведка накануне вторжения отмечала такие характерные черты советского командования как «неповоротливость, шаблон, нерешительность и боязнь ответственности» . Всякий, кто читал мемуары советских военачальников, должен будет по совести признать справедливость такой характеристики в общем и целом (несмотря на отдельные яркие исключения) в отношении командного состава РККА в 1941 году, а частично и позже. Ещё Клаузевиц писал, что ошибки первоначального развёртывания войск очень трудно исправить потом, в ходе военных действий . В наше время получила широкое распространение версия о том, что Сталин в 1941 году готовил превентивный удар по вермахту. Группировка советских войск у западной границы выстраивалась в соответствии с планами предстоящего наступления. При этом немецкий удар застал наши войска в состоянии перегруппировок и передвижений. В результате они не были готовы ни к наступлению, ни к обороне, что и предопределило их жестокое поражение . Разбору и опровержению версий такого рода посвящена немалая литература. Авторы её, правда, зачастую руководствуются идеологическими мотивами – им кажется, что гипотеза «превентивного сталинского удара» призвана якобы оправдать гитлеровскую агрессию против СССР. Правда, очевидно, что эта гипотеза, прежде всего, устраняет множество обвинений предвоенного руководства СССР (прежде всего, самого Сталина) в военной некомпетентности, в пренебрежении донесениями разведки и т.д. Другое дело, что прямых доказательств у данной теории нет. Её более подробный разбор не входит сейчас в наши планы. Поскольку версия о «превентивной войне Сталина» не доказана, поищем другие возможные причины неудачного развёртывания наших войск перед войной. Кстати, почему неудачного? Советскому командованию оно могло казаться вполне отвечающим задачам активной обороны. Сначала в бой на границе вступают силы прикрытия. В ближнем тылу между тем сосредотачиваются подвижные группировки для нанесения контрударов по наступающему противнику. Силы прикрытия, выполнив свою задачу по задержке наступающего противника в первых боях, отходят к главным силам, которые после этого вступают в бой. Советские войска переходят в контрнаступление и переносят войну на территорию противника. Нетрудно увидеть, что жёсткая оборона на заранее подготовленных рубежах противоречит такому плану. И такая стратегия – нанесение контрударов из глубины по наступающему врагу с последующим переходом в общее контрнаступление – полностью соответствует единственному пока достоверно известному советскому стратегическому плану начала войны, утверждённому Сталиным в декабре 1940 года . Что же произошло не так? Очевидно, советское командование (прежде всего, Генеральный штаб) недооценило силу первого удара немецких войск. Оно явно переоценило способности сил прикрытия завязать бои с наступающим противником и задержать его до развёртывания главных сил приграничных округов. Прорвавшиеся механизированные группировки вермахта в первый же день войны атаковали наши главные силы, не успевшие развернуться, и начали громить их по частям . Недоучло советское командование и силу авиационного удара немцев, сразу нарушившего связь, управление и перевозки войск. Когда всё начинает идти вопреки плану, возникает нервозность, доходящая до паники. Это советское командование всех уровней демонстрирует неоднократно в течение лета и осени 1941 года. Прибывающие резервы расходуются по частям в бесплодных контратаках. Всё время превалирует стремление как можно скорее перейти в контрнаступление. Даже накануне немецкого наступления на Москву в конце сентября 1941 года командующий Западным фронтом генерал Конев запрещает своим войскам окапываться, чтобы не подрывать их наступательного духа… Здесь следует сказать о тех объективных преимуществах, которые вермахт имел над любым противником в 1939-1942 гг. Прежде всего, над германской армией, создававшейся с чистого листа после 1933 года, не тяготели старые приёмы обучения, старые виды вооружения, старые тактические приёмы. Рейхсвер, а позже вермахт имел уникальную возможность сразу воплотить в практике новейшие разработки относительно устройства и доктрины вооружённых сил. Сила традиций старой прусской армии сказывалась только в одном и позитивном аспекте – кастовый характер профессионального офицерского корпуса. Последнее было особенно недостижимо в нашей стране, где военное сословие дважды подверглось «стратоциду» (ликвидации социального слоя как такового) – после революции и (уже новое) после 1937 года. Огромное внимание в вермахте уделялось боевой подготовке солдата. Солдат должен быть прежде всего бойцом-профессионалом. Ничто не должно мешать военному обучению. Всё – только для войны. Овладение новейшим оружием, современной техникой, никакого отвлечения на посторонние цели , , . В РККА много времени тратилось на «политическую подготовку». В вермахте – никакого «национал-социалистского воспитания» (последнее было введено только в конце 1944 года и стало симптомом близящегося краха). Такие обычные в Красной Армии вещи, как привлечение солдат для уборки урожая, в вермахте даже в мирное время были немыслимы. Шагистика, плацпарадность, прочая показуха, культивировавшиеся во всех армиях мира, включая нашу, были отброшены в вермахте. Можно сказать, что это была первая современная профессиональная армия. Недаром после войны США стали строить свои вооружённые силы, предназначенные для завоевания глобального господства, во многом по рекомендациям нацистских военных специалистов . Объективные преимущества вермахта над любым противником в 1939-1942 гг. были достигнуты благодаря интенсивной подготовке к завоевательной войне, развернувшейся в Германии с 1933 года. Вермахт целенаправленно создавался на уровне новейших технологий того времени как совершенная машина агрессии. Больше ни в одной стране такого не было. Нацисты предпринимали свои вторжения будучи полностью и обоснованно уверены в полном качественном превосходстве вермахта над всеми противниками. При этом, конечно, качество вооружённых сил противника всегда тщательно изучалось. Нацистские стратеги допустили просчёт в одном, но главном. Они недооценили способность и решимость своих основных противников – Англии и Советского Союза (прежде всего, конечно, второго) – к длительному напряжению усилий всего народа для самосохранения. Не сумев ни склонить к миру Англию, ни завоевать СССР, восстановив при этом против себя США, нацистская Германия в конце 1942 года подошла к тому рубежу, за которым должно было решающим образом сказаться количественное превосходство её противников в материальных ресурсах. Это превосходство уже было невозможно компенсировать никаким профессионализмом, несмотря на то, что последний у вермахта продолжал оставаться выше, чем у армий антигитлеровской коалиции, почти до самого конца войны. Литература: 1. Великая Отечественная война. В 4 кн. Кн. 1. Суровые испытания. – М.: Наука, 1998. 2. Гот Г. Танковые операции. / пер. с нем. – Смоленск: Русич, 1999. 3. Гудериан Г. Воспоминания солдата. / пер. с нем. – Смоленск: Русич, 1999. 4. Киншерманн Г. Кроваво-красный снег: Записки пулемётчика вермахта. / пер. с нем. – М.: Яуза-пресс, 2009. 5. Клаузевиц К. О войне. / пер. с нем. – М.: Наука; Логос, 1996. 6. Липпих В. Беглый огонь! Записки немецкого артиллериста. / пер. с нем. – М.: Яуза-пресс, 2009. 7. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. – М.: Вече, 2002. 8. Миддельдорф Э. Русская кампания: Тактика и вооружение. / пер. с нем. – СПб.: Полигон; М.: АСТ, 2000. 9. Оружие вермахта. / Сост. Шунков В. – Минск: Харвест, 1999. 10. Оружие Красной Армии. / Сост. Шунков В. – Минск: Харвест, 1999. 11. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. / пер. с нем. – СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1999. 12. Фляйшман Г. По колено в крови: Откровения эсесовца. / пер. с нем. – М.: Яуза-пресс, 2009. 13. Jacobsen H.-A. 1939 – 1945. Der Zweite Weltkrieg in Chronic und Dokumenten. – Darmstadt, 1959.

Альфред Адлер в начале своей деятельности был одним из приверженцев психоаналитической теории Фрейда. Однако довольно скоро их взгляды разошлись. При этом, Адлер не просто выразил критику положений психоанализа, но и создал свою собственную теоретическую систему, которая не уступала фрейдовской по широте охвата главных аспектов человеческого поведения. Его теория носит название "индивидуальной психологии ". В этом названии отражён основной постулат его теории — единство и целостность каждой личности (слово "Individuum" на латыни означает "неделимый").

Некоторые открытия Адлера прочно вошли как в научный, так и в обыденный обиход. В первую очередь, это относится к его теории "комплекса неполноценности ".

С точки зрения Адлера, маленький ребёнок, особенно в первые годы жизни, остро чувствует свою слабость и зависимость от могущественных взрослых. Такая ситуация ощущается как неполноценность. Тем не менее, каждый человек переживает период зависимости, и ему присуще чувство неполноценности. Чтобы справиться с этим чувством используется стремление к превосходству, безупречности и совершенству. Это стремление является главной мотивационной силой в жизни человека.

Так выглядит нормальное положение дел. Однако встречаются случаи, когда чувство неполноценности, испытываемое ребёнком, становится чрезмерным. Такое чрезмерное чувство и является комплексом неполноценности. Адлер подчёркивал, что это не просто комплекс, а "почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств ". В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы.

  • Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
  • Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.

Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу "Да, но… ", "Я бы сделал это, если бы не… ". Они отражают их постоянные внутренние сомнения.

У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.

Что такое стремление к превосходству ? Как было сказано выше, оно возникает в ответ на чувство неполноценности и является ведущим мотивом деятельности человека. Интересно, что Адлер не сразу пришёл к такому выводу. На более ранних этапах своего научного пути движущей силой человеческого поведения он считал сначала агрессивность, а затем — стремление к власти. И только последним шагом в его теории стало стремление к превосходству. Адлер считал возможности развития под влиянием стремления к превосходству безграничными, как стремление от минуса к плюсу. Это стремление Адлер считал врождённым. Но от рождения оно присутствует в нас лишь в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Стремление к превосходству каждый человек реализует по-своему. Эта разница проявляется в наших целях. Жизненные цели человека Адлер считал крайне важными. Он разделял мнение о том, что человеческое поведение в большей степени определяется представлениями о будущем, чем событиями прошлого. Представления о будущем он называл "фиктивными целями". Эти цели являются фиктивными, так как они либо вообще не соответствуют реальности, либо их реальность невозможно проверить. При этом фиктивные цели играют в жизни человека огромную организующую роль. Человек живёт так, как если бы эти цели были настоящими. Цель человека формируется на пятом году жизни и является фокусом стремления к превосходству. Таким образом, стремление к превосходству — это энергия, движущая сила человеческой деятельности, которая находит своё отражение в фиктивной жизненной цели человека.

Стремление к превосходству имеет несколько важных признаков.

Во-первых, оно представляет собой единый фундаментальный мотив, а не совокупность разрозненных стремлений.

Во-вторых, цели, которые выбирает человек для его реализации, могут быть как позитивными, так и негативными и эгоистическими.

Стремление к превосходству связано с постоянным увеличением напряжения по мере продвижения к цели. И, кроме того, люди не только стремятся к совершенству самостоятельно, но и совершенствуют культуру общества в целом.

Уже отмечалось, что стремление к превосходству, как и чувство неполноценности, может быть чрезмерным. Тогда говорят о "гипер-компенсации" и комплексе превосходства. В такой ситуации у человека возникает желание возвысить себя, принижая при этом других. Он выглядит обычно хвастливым и высокомерным. Это поведение маскирует внутреннюю неуверенность и невозможность принять себя. Человек может также выставлять напоказ и преувеличивать свои качества, при каждом удобном случае хвастаясь ими.

Комплекс превосходства часто побуждает человека выбирать для себя негативные цели, например, стать преступником. Причину преступности Адлер видел именно в комплексе превосходства, а не в изначальной порочности человеческой природы. Становясь убийцей или вором, человек может ощущать себя героем, радуясь тому, что он унизил или обманул других людей.

Идеи комплекса неполноценности и стремления к превосходству тесно связаны с понятием "социальный интерес ". Адлер считал обязательным изучение человека в его связи с обществом. Проводя аналогию с животным миром, Адлер утверждал, что все слабые особи объединяются в группы, чтобы более успешно защищаться и удовлетворять свои потребности. Человека Адлер относил к слабым особям. Кроме того, каждый человек обладает врождёнными недостатками, а нахождение в группе позволяет уменьшить их эффект.

Социальный интерес — это чувство общности, стремление вступать в отношения сотрудничества, способность любить и уважать окружающих, действовать в общих интересах.

Его, как и стремление к превосходству, Адлер считал врождённым качеством человека. Изначально он также существует в виде потенциальной возможности. Его развитие во многом зависит от правильности поведения родителей, которые могут, как успешно развить социальный интерес в ребёнке, так и полностью погасить его.

Мать своим примером должна демонстрировать любовь и хорошее отношение к отцу, другим детям и окружающим людям. Её задача — не просто пробудить в ребёнке социальный интерес, но и помочь вынести его за пределы семьи, распространив его на других людей. Если же мать сосредоточена только на ребёнке, у него не будет развиваться социальный интерес, у него не будет умения сотрудничать с другими людьми, так как в детстве в этом не было необходимости. Холодная или сосредоточенная на отце мать будет вызвать у ребёнка ощущение не востребованности, и его первые попытки проявления социального интереса остаются без внимания и поддержки. Дети авторитарных и эмоционально отстранённых отцов также лишаются социального интереса и преследуют цель достижения личного превосходства над другими. Несчастливый брак родителей, отсутствие хороших отношений в семье также негативно сказываются на развитии социального интереса.

Социальный интерес Адлер считал показателем психического здоровья. У нормальных, здоровых людей всегда присутствует стремление к благополучию всех людей, для них важны социальные цели. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, у них доминируют личные цели, они заняты только своими интересами и самозащитой.

Необходимо отметить, что все компоненты теории Адлера связаны между собой. Например, комплекс неполноценности вызывает у человека развитие чрезмерного стремления к превосходству, которое, в свою очередь, влияет на жизненные цели, делая их эгоистичными, оторванными от социального интереса. Поэтому при лечении неврозов Адлер считал очень важным не только достичь понимания пациентом сложившейся ситуации, но и сформировать у него правильные цели и развить социальный интерес.

При этом концепция социального интереса несёт в себе некоторые противоречия. Например, цель человека может быть "очень социальной" — улучшение условий жизни для всех людей, а методы её достижения — жестокими и насильственными (терроризм). Или напротив, поведение человека социально (благотворительность), но оно служит достижению личных корыстных целей (повышению рейтинга на выборах).

Теория Адлера имела большое значение для развития психологии. Его иногда считают первым социальным психологом, благодаря изучению человека в контексте его окружения и общества в целом и открытию социального интереса. Кроме того, Адлера также считают предшественником гуманистической психологии, благодаря тому, что он считал человека "творцом своей судьбы ", (благодаря "Творческому Я " — важнейшей составляющей личности).

Литература.

1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.— СПб.: Питер, 1997.

2. Адлер А. Наука жить. — Киев. 1998.

3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека // Очерки по индивидуальной психологии. — М. 2002.

Не случайно автор вынес это изречение великого русского полководца А.В.Суворова в эпиграф статьи. Пожалуй, с этого суворовского постулата начинается знакомство школьников с военным искусством. К сожалению, для многих на этом знакомство с военной стратегией, тактикой и заканчивается, если не считать еще пары - тройки расхожих суворовских фраз типа - "пуля дура, штык молодец", "тяжело в учении, легко в бою". Затем молодой человек в среднем школьном возрасте знакомится с умилительными сказочками на военные темы относительно суворовских чудо-богатырей, сокрушительных побед горсток русских солдат над многотысячными толпами свирепых турецких янычар. Чуть позднее, но тоже в пределах школьного курса юноша знакомится со штурмом Измаила, переходом Суворова через Альпы. И через всю отечественную историческую науку о второй половине XVIII века протаскивается красной нитью утверждение - Суворов всегда (т.е. всегда!) воевал против численно превосходящего его многократно противника и всегда одерживал сокрушительные победы.

Маленькое отступление - пожалуй, во всех мемуарах, всех полководцев в качестве оправдания своих неуспехов или подчеркивания грандиозности одержанных им побед приводится тезис о том, что ему приходилось сражаться с противником, многократно превосходящих его численно. Причем этот тезис легко обнаруживается в мемуарах с той и другой стороны об одних и тех же событиях.

Весьма быстро в молодом мозгу откладывается убеждение, что любая военная победа только тогда может считаться истинной победой, когда полководец одолел противника значительно численно превосходящего его. А вот если полководец создал себе превосходство над противником в пять-шесть раз и в тяжелом бою разгромил его, то это и не победа вовсе, а так - "Шапками закидали и еще хвастаются. Стыдно, стыдно, господа военные гордиться такой победой, не по суворовски это".

И почему-то не задумывается молодой человек, что не далее, как вчера он, чтобы отомстить своему недругу, пригласил с собой на разборку пару друзей. Вполне нормальным считает, что футбольная команда, считающая себя сильнейшей, не выходит на игру в половинном составе и вполне убедительными считает оправдания хоккейного тренера, что в команде не хватает людей и в решающий момент игры он не мог бросить на поле свежие силы.

Получается, что выходя на уличную драку, вполне достойно создать себе численный перевес. Что только имея в запасе свежих игроков, тренер может рассчитывать на победу. Но военным стыдно, планируя сражение, создавать себе численный перевес. Мол, воевать следует только за счет умения и обязательно имея меньше войск, чем у врага. А в чем состоит умение полководца? К этому вопросу мы еще вернемся.

Впрочем, кое кому такое толкование этой суворовской фразы удобно и выгодно. Я имею в виду пятую колонну журналистов и писателей, чьей основной задачей стало развенчать всю историю страны от 1917 по 1991 год, принизить значение победы СССР над Германией в войне 1941-45гг., притушить, а если получиться, то и вовсе погасить блеск побед сталинских полководцев.

Вот и плодятся книги, в которых убедительно и не очень доказывается, что советские полководцы воевать не умели, что все победы достигались лишь за счет шапкозакидательства, за счет того, что сталинские маршалы гнали миллионы красноармейцев в огонь и лишь реками народной крови заливали натиск Вермахта, вместо того, чтобы подобно немецким генералам изящными, остроумными ударами заведомо меньшими силами добиваться успеха. А из под этих утверждений змеей в сердце читателя вползает тезис о том, что победа Советскому Союзу досталась уж слишком дорогой ценой, была зряшной и ненужной. А значит и не победа это вовсе, а тьфу, и вся война против Гитлера есть только стремление Сталина и коммунистов к мировому господству.

Доказывается обычно это с помощью нехитрых арифметических подсчетов. Порой эти подсчеты примитивные, лживые и глуповатые, рассчитанные на дилетантизм читателей. Здесь особо процветает некий военный недоучка, несостоявшийся разведчик и просто предатель Резун (В.Суворов). Порой подсчеты более грамотные и с точки зрения статистики безупречные. Это например, г. Дроговоз с его книгой "Танковый меч страны Советов", где на фоне совершенно правдивых и точных данных делаются выводы не менее лживые, хотя для дилетантов его раскладки кажутся совершенно объективными и убедительными.

Однако, как только мы откроем работы немецких историков (да и английских, американских, француззских тоже) , так сразу и наталкиваемся на их горькие сетования на то, что немецким генералам не хватало солдат, танков, пушек, бензина, патронов. Черным по белому они, описывая победы Вермахта, рассказывают каким образом немцам удавалось создать численное превосходство, накопить силы и средства. Они не делают секрета из того, что первым и основным условием успеха является накопление сил, превосходящих силы противника, что успешно наступающие войска прекращают наступление не тогда, когда достигли цели, а когда исчерпано превосходство в силах.

В этом то и кроется глубинный смысл двух основных способов ведения сражения - наступления и обороны. Наступление только и возможно, когда сторона А тем или иным способом накопила превосходящие сторону Б силы. Оборона есть удел стороны Б, имеющей на данный момент меньшие силы. Любой военный знает, что атакующий несет всегда более значительные потери, нежели обороняющийся (очень часто в 3-4 раза больше). Наступление останавливается, когда силы стороны А и стороны Б приходят в примерное равновесие. Тогда наступает пауза, в течение которой обе стороны стремятся как можно скорее нарастить силы до уровня превосходства над противником. После чего, сторона, имеющая численное превосходство начинает наступление.

Если бы было иначе, т.е. успех достигался бы за счет больших талантов генералов, офицеров, умений солдат одной стороны над генералами, офицерами и солдатами другой стороны, то мы видели бы совершенно иную историческую картину.

Автор данной статьи не генерал и дивизий, корпусов и армий в сражения не водил. Поэтому, его утверждения и выкладки не лишены определенной степени дилетантизма. Следовательно, все что сказано выше и что будет сказано ниже, не является абсолютной истиной в ее последней инстанции. Автор лишь приглашает читателей к размышлениям относительно составляющих элементов победы, принципов стратегии и тактики. В качестве доказательства того, что стоит самому раздумывать над вопросами войны и мира, над принципами стратегии и тактики, а не полагаться на чьи либо утверждения и не принимать их постулаты в качестве собственных убеждений ("Многие люди напоминают колбасу - что в них начинили, то они и носят в себе". Козьма Прутков), ниже автор будет ссылаться на труд Карла фон Клаузевица "О войне".

Это не стремление вложить в головы читателей мнение Клаузевица как фарш в колбасу, а информация к размышлению, ибо как он сказал в своей книге: "Теория должна являться рассмотрением, а не учением" .

Итак, Клаузевиц: "Если мы рассмотрим без предубеждения историю современных войн, то будем вынуждены сознаться, что численное превосходство с каждым днем приобретает все более и более решающее значение; поэтому правило быть возможно сильным в момент решительного боя в настоящее время мы должны ценить несколько больше, чем когда бы то ни было раньше".

Однако это утверждение Клаузевица вовсе не означает, что численное превосходство есть единственное условие победы.

Вот что он пишет дальше: "Храбрость и дух войска во все времена повышали физические силы, так будет и впредь. Но мы встречаем в истории также периоды, когда резкое превосходство в устройстве и вооружении войск давало значительный моральный перевес; в другие периоды такой же перевес давала большая подвижность войск; далее оказывали влияние вновь вводимые системы тактики; затем военное искусство увлеклось стремлением к искусному использованию местности, руководимому широкими и многообъемлющими принципами; на этой почве одному полководцу время от времени удавалось выиграть у другого значительные преимущества; однако это стремление скоро исчезло и должно было уступить место более естественным и простым приемам. Если же мы без предвзятости взглянем на опыт последних войн, то будем вынуждены сказать, что ни в целых походах, ни в решительных боях, т.е. генеральных сражениях, подобные явления уже почти не наблюдались…"

Т.е. Клаузевиц утверждает, что возможно в прежние времена численное превосходство или превосходство в силах играло меньшую, чем теперь роль, однако ни в прежние времена, ни теперь сбрасывать со счетов превосходство в силах невозможно. Он указывает, что по мере исторического развития в целом и и развития вооруженных сил происходит некая стандартизация военного дела и уровень военного искусства в разных странах выравнивается: "Армии в наши дни настолько стали схожи между собой и вооружением, и снаряжением, и обучением, что между лучшими из них и худшими особо заметного различия в этом отношении не существует. Степень подготовки научных сил, правда, еще, пожалуй, представляет существенные различия, но она главным образом приводит лишь к тому, что одни являются инициаторами и изобретателями тех или иных усовершенствований, а другие - их быстрыми подражателями. Даже полководцы подчиненного порядка - командиры корпусов и дивизий - всюду держатся одних и тех же взглядов и методов в отношении своей профессии; таким образом, кроме таланта главнокомандующего, который едва ли можно мыслить состоящим в каком-либо постоянном соотношении с уровнем культурного развития народа и армии и который, напротив, является всецело делом случая, - одна лишь втянутость войск в войну может еще дать одной из сторон заметное преимущество перед другой. Чем решительнее будет равновесие во всем этом, тем решительное влияние оказывает численное соотношение сил.

Не здесь ли кроется базис суворовского утверждения "Воюй не числом, а умением" ? Ведь этот постулат родился в период войн XVIII века России против Турции, когда по мнению Клаузевица, численное превосходство турецкой армии могло быть пересилено большей подвижностью, лучшей обученностью, вооружением и лучшим использованием местности со стороны армии руской. Вспомним суворовское - "Быстрота, глазомер, натиск". Казалось бы, что обучи армию получше, натренируй ее, вооружи лучшим оружием и дело в шляпе, т.е победа в кармане. Не нужна огромная массовая армия, лучше иметь ее поменьше численностью, но повыше качеством. На это же упирают и современные сторонники профессиональной контрактной армии в России. Но вернемся к словам Клаузевица:"Армии в наши дни настолько стали схожи между собой и вооружением, и снаряжением, и обучением, что между лучшими из них и худшими особо заметного различия в этом отношении не существует". Разве в начале XXI века в этом плане что либо изменилось? И не окажется ли тот, кто сможет в нужный час выставить большую по численности армию в выигрышном положении. Да, в США, в настоящее время армия не столь уж и велика по размерам, но загляните в ее "запасники", разберитесь, что кроется за понятиями "Армия Резерва", "Резервный Компонент", "Армейская Национальная Гвардия", то ручаюсь, обнаружите, что армия США намного больше, чем это пытаются представить публике.
Кстати, когда Суворов встретился с армией равной по уровню обучения, тактическим приемам, вооружению, а именно с французами, то мы не видим ни одного суворовского сражения, где бы он с меньшими силами нанес бы поражение силам более многочисленным. Более того, фактическое предательство австрийцев, потеря корпуса Римского-Корсакова, которые лишили Суворова превосходства в силах, вынудили его отходить через Альпы.

Клаузевиц приводит в качестве доказательства превуалирующего характера влияния фактора превосходства сил над всеми иными Бородинское сражение: " Стоит лишь прочитать без предубеждения описание Бородинского сражения, где первая армия в мире - французская - померилась с русской армией, которая, несомненно, по многим сторонам своей организации и по степени подготовки отдельных ее частей могла быть признана наиболее отсталой. Во всем ходе сражения не наблюдается ни малейшего проявления большого искусства или интеллигентности; это спокойная борьба между собою противостоявших сил, а так как последние были почти равными, то и не могло произойти ничего иного, как только медленное опускание чаши весов на ту сторону, на которой была большая энергия в руководстве и больший боевой опыт армии. Мы выбрали как пример именно это сражение потому, что в нем более, чем в каком-либо другом, стороны были численно равны".

Проще говоря, Клаузевиц утверждает, что исход Бородинского сражения и не мог быть иным, каковым он оказался. Силы были примерно численно равны и хотя французская армия была лучше обучена, а ее руководитель был выдающимся полководцем, решительно успеха французы не получили именно вследствие равновесия сил.

Далее он пишет: "Бонапарт, величайший полководец нашего времени, во всех своих победоносных генеральных сражениях, за исключением сражения под Дрезденом в 1813г., всегда умел сосредоточить более сильную или, во всяком случае, лишь немногим уступавшую противнику армию, а там, где это ему не удавалось, как под Лейпцигом, Бриенном, Ланом и Ватерлоо, он терпел поражение".

Означает ли все вышесказанное, что достаточно создать численное превосходство над противником и чем больше, тем лучше, как победа у вас в кармане? Видимо так полагали советские военачальники и сам Сталин, когда в тридцатые годы создавали танковую армаду, равной по численности которой не было больше нигде в мире. Однако военное искусство не вписывается в рамки четырех действий арифметики. Это алгебра и алгебра высшего порядка. Сталину удалось создать не численное превосходство в танках, а большой блеф, на который Гитлер не поймался. Зато ловит как глупых карасей своих читателей и почитателей "великий военный историк" Резун, который взахлеб считает эти железные коробочки, предлагая всем полагать их танками.

Нет, численное превосходство это лишь один из факторов, из которых слагается победа. Клаузевиц пишет: "…при помощи численного превосходства мы не только не достигаем всего или главного, но даже может быть достигаем весьма малого, в зависимости от того, как сложатся сопутствующие обстоятельства. Но и само численное превосходство может иметь различные степени; оно может мыслиться двойным, тройным, четверным и т.д. Всякому понятно, что численное превосходство, доведенное до известной высокой степени, должно преодолеть все остальное. С этой точки зрения надо согласиться, что численное превосходство представляет важнейший фактор боя, но оно должно быть достаточно велико, чтобы явиться противовесом всем прочим сопутствующим факторам".

Т.е. мы видим, что Клаузевиц не полагает численное преимущество единственной составляющей победы, но полагает его главным фактором. Превосходство в качестве техники, обученности личного состава, тактических приемах, искусстве полководцев до известной степени может компенсировать недостаточность арифметического преимущества в численности, но лишь тогда, когда разница в численности невелика.

Однако, как правило, невозможно добиться абсолютного численного примущества войск одной стороны над другой. Клаузевиц пишет:"...на решительном пункте надо ввести в бой возможно большее число войск".

Автор полагает, что именно умение создать численное, именно численное превосходство в силах в нужном месте в нужное время и составляет основу таланта полководца. Впрочем, не все здесь зависит от полководца. Какие силы и в какое время может пополнить ему государство, не зависит от полководца. Он лишь в лучшей или худшей мере может использовать то, что ему дали.

Так может и А.В.Суворов, заявляя, "воюй не число, а умением", имел в виду умение сосредоточить в решительном месте превосходство в силах, а вовсе не требование заменить превосходство в силах талантами полководца? Ведь и боксе чемпион мира в наилегчайшем весе не выйдет на ринг против тяжеловеса перворазрядника. Умение умением, но разница в весе компенсирует недостаток умения.

Заметим, что все таланты гитлеровских генералов в ходе Второй Мировой войны стали стремительно таять по мере того, как Германия истощала свои людские и промышленные ресурсы. Общей расхожей фразой наших писателей и журналистов того времени и позднее, относительно советских полководцев стала примерно такая - "...в ходе войны неизмеримо выросло воинское мастерство советских военачальников...". Ну и т.п. и тд. Интересно получается - советские военачальники приобретали боевой опыт, учились на ошибках, развивали свое тактическое и стратегическое мышление, а немецкие генералы день от дня тупели? А может причина кроется в ином - СССР в силу многих причин непрерывно наращивал численное превосходство, а Германия по этим же причинам истощала свои силы? Отсюда все больше военных успехов у советских полководцев и все меньше у немецких?

Так может и впрямь - закидали немцев шапками, залили красноармейской кровью? Недавно вышла в свет книга "Россия и СССР в войнах XX века. Статистическое исследование". Шестьсот страниц почти одних таблиц. Весьма холодный душ для любителей писать: "...по моим подсчетам..." и для тех, кто воспринимает их писания за абсолютную истину. Над цифрами потерь страны несколько лет трудился большой авторский коллектив ученых-статистиков. Читая эту книгу, сразу видишь, что свести все к нескольким цифрам невозможно. Считать и подбивать итоги можно по разному. Я не берусь доказывать истинность или лживость этой книги, но обилие цифр и их раскладка по многим графам, таблицам и страницам убеждают, что если это и фальшивка, то гениальная, а если правда, то ясно, что однозначно дать ответ о числе потерь как с одной, так и с другой стороны невозможно. Ну например, как считать тех советских солдат, которые, попав в плен, пополняли немецкие дивизии (во многих немецких дивизиях 42 года до 15% численности составляли так называемые "хиви", т.е. добровольные помощники). А ведь таких за время войны насчитывается до миллиона человек. С одной стороны они учтены, как безвозвратные потери Красной Армии, с другой они погибали наравне с немцами, сокращая таким образом цифру потерь чисто немцев. А как считать воинские части Финляндии, Венгрии, Италии, Испании, Словакии, Румынии? Ведь они тоже воевали против Красной Армии, но многие историки цифры потерь этих стран в расчет не берут вовсе. Кроме того, многие не вполне добросовестные историки, считая потери СССР, берут в расчет все потери, включая гражданское население (около 26 мл.чел.), а со стороны Германии только военнослужащих Вермахта (около 7-8 мл.чел.).

Автор, пытаясь выяснить степень безжалостности советских генералов по отношению к советским "нижним чинам" и бережное отношение генералов немецких к своим камрадам в солдатских погонах, взял цифры из граф двух таблиц этого статистического иследования, имеющих одинаковое наименование "Убито, умерло от ран, пропало без вести, небоевые потери". Т.е. цифры, прямо указывающие на погибших в боях и около них. Так вот, Красная Армия - 4 мл.559 тыс.человек, Вермахт (и его союзники) - 4 мл.273 тыс. человек. Цифры примерно одинаковые. Так что утверждение, что Сталин не ценил солдатскую жизнь ни за грош, на тех же основаниях можно отнести и к Гитлеру.

Завершая это размышление, хочется вновь сослаться на Клаузевица: "Итак, мы полагаем, что в наших условиях, как и во всех схожих, соотношение сил на на решительном пункте - огромное дело и что в общем для обыденного случая оно из всех условий является самым важным. Число войск на решительном пункте зависит от абсолютной величины армии и от искусства ее использования".

Историко-биографическая справка

Карл Филипп Готфрид фон Клаузевиц (Karl Filipp Godfrey von Clausewitz) (1780-1831), немецкий военачальник, теоретик и историк, генерал-майор прусской армии (1818).
На военной службе с 1792, в армии России в 1812-1814годах. Окончил общевойсковое военное училище в Берлине (1803.)
Участвовал в войне с Францией 1806-07гг. С 1808 в npуcском генеральном штабе. В 1808-09 начальник кабинета Военно реорганизацонного комитета. С октября 1810 преподаватель стратегии и тактики в общевойсковом военном училище.
По просьбе патриотически настроенных генералов и офицеров (Г.Шарнхорста, А. Гнейзенау, Г. Бойена и др), выступавших против подчинения Пруссии Наполеону, в феврале 1812 составил программу национального освобождения Германии путём народной войны в союзе с Россией против французских захватчиков.
В мае 1812 года Клаузевиц перешёл на службу в русскую армию. Во время Отечественной войны 1812 был квартирмейстером кавалерийского корпуса П.П. Палена, затем Ф. П. Уварова, с октября - П. Х. Витгенштейна. С 1813 начальник штаба Сводного русско- прусского корпуса.
В 1814 году вернулся на пруссскую службу, с 1815 начальник штаба армейского корпуса, с 1818 директор общевойскового военного училища, с 1831 начальник штаба армии на польской границе.
Клаузевиц самостоятельно изучил свыше 180 войн и походов, происходивших с 1566 по 1815 год, написал ряд военно исторических работ. Главным трудом Клаузевица является исследование "0 войне". В Советском Союзе эта книга была издана только один раз в 1936 году, повторно уже в России в 2002 году.

Литература

1. К. фон Клаузевиц. О войне. Издательство АСТ. Москва. Terra Fantastica. Санкт -Петербург. 2002г.
2.Виктор Суворов. Самоубийство. Зачем Гитлер напал на Советский Союз? АСТ. Москва. 2000г.
3.Б.Лиддел Гарт. Вторая Мировая война. АСТ.Москва 1999г. Terra Fantastica. Санкт-Петербург.
4.Курт фон Типпельскирх. История Второй Мировой войны. АСТ. Москва. 2001г.
5.Kurt von Tippelskirch. Geschichte des Zweiten Weltkieges. Bonn. 1954
6. Адольф Гитлер. Моя борьба. Т-ОКО. 1992г.
6.Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. АПН.Москва. 1987.
7. Н.Н.Воронов. На службе военной. Военное издательство. Москва. 1963
8.К.К.Рокоссовский. Солдатский долг. Военное издательство. Москва. 1988г.
9. Г.Гот. Танковые операции. Изд. "Русич".Смоленск. 1999г.
10.Г.Гудериан. Танки, вперед! Изд. "Русич".Смоленск. 1999г.
11. Военно-исторический журнал № 3-95г.
12.Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой отечественной войны. Статистический сборник №1(22 июня 1941г.). Военное издательство МО СССР. Москва. 1995г.
13.Адольф Гитлер. "Моя борьба". Компакт-диск "Познавательная энциклопедия - Гитлер".
14.З.Вестфаль. Роковые решения. Полигон.Санкт-Петербург.2001г.
14.Г.Дерр. Поход на Сталинград.Полигон.Санкт-Петербург.2001г.
15.В.А.Золотарев. История военной стратегии России. Полиграфресурсы.Кучково поле. Москва. 2000г.
16.И.Г.Дроговоз. Танковый меч страны Советов. АСТ. Харвест. Москва. Минск. 2001г.
17.А.П.Горкин и др. Военный энциклопедический словарь. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". Изд. "Рипол классик". Москва. 2001г.
18. Г.Ф.Кривошеев и др. Россия и СССР в войнах XX века. Статистическое исследование. Олма-Пресс. Москва. 2001г.
19.В.Кейтель. Размышления перед казнью. Русич. Смоленск. 2000г.
20.Э. фон Манштейн. Утерянные победы. Феникс. Москва. Ростов-на-Дону. 1999г.

ГОРДОСТЬ

ЦВЕТ АУРЫ

ОРАНЖЕВЫЙ цвет – ГОРДОСТЬ - преувеличенная уверенность в своих выдающихся способностях и совершенстве, в презрении к порокам других людей.

Ты слишком серьезно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан, - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
Я попытался было возразить, но дон Хуан не позволил. Он сказал, что из-за непомерно раздутого чувства собственной важности я за всю жизнь не довел до конца ни единого дела. Я был поражен уверенностью, с которой он говорит. Но все его слова, разумеется, в полной мере соответствовали истине, и это меня не только разозлило, но и здорово напугало.
- Чувство собственной важности, так же как и личная история, относится к тому, от чего следует избавиться, - веско произнес он.
К. Кастанеда. Путешествие в Икстлан.

В христианстве гордость относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти.

Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций. Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком).
Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора.
Это чувство означает стремление человека поставить себя, свой разум, свою мудрость выше Вселенной, Бога, выше чего-либо или кого-либо в этом мире. Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни, то есть те ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям. У него есть свое понимание окружающего мира, и он считает, что именно оно является самым верным и самым лучшим. Он стремится подчинить себе окружающий мир, часто с помощью насилия. Поэтому любое несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и др. А это, в свою очередь, приводит к различным болезням и смерти.

Гордыня - это ощущение внутреннего превосходства над другими. Это прежде всего результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни.
Получается, что вся энергия уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Представьте, что клетка начинает бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.
Нужна ли такая клетка организму?
Может ли клетка диктовать свои условия организму?
Нет.
Организм будет стремиться избавиться от нее, иначе такая клетка превратится в раковую.

В Библии по поводу гордыни есть замечательные строки:
"Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными - мудрость".
"Погибели предшествует гордость, и падению - надменность".
"Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми".
"Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе".
"Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех".
"За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь".
"Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь".

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ:
1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих. Такие люди чувствуют, что всегда правы, склонны критиковать кого-то, обсуждать, сплетничать и обвинять.
2. Следующее проявление гордыни – это жалость к себе.
Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе. Такой человек сконцентрирован только на себе, он начинает играть роль жертвы, из его жизни уходит собранность, трезвость и уравновешенность.
3. Отношение свысока, снисходительность.
Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.
4. Покровительственное отношение к кому-либо.
Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно эти люди помогают кому-то, после чего требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»
5. Унижение других и себя.
Есть люди, которые считают себя неудачниками, ни на что не способными, низки духом, и если видят кого-то выше себя, они готовы ползать перед ними на коленях. Но в то же время, если они замечают людей, ниже себя, вынуждают их вести себя точно так же.
6. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать».
Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.
7. Слишком серьезное отношение к себе.
У человека возникает чувство, что он очень важная персона. И это чувство дает ему повод раздражаться по поводу и без. И когда что-то в жизни складывается не так, как хочется, он может встать и уйти. Такую ситуацию часто можно видеть в семьях при разводе. Каждый из супругов считает, что тем самым проявляет силу своего характера, но это не так. Таким образом, они наоборот проявляют слабость.
8. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему – человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.
9. Хвастовство.
Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.
10. Отказ о помощи.
Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.
11. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься.
Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.
12. Мысль о том, что деятельность, которой занимается человек, нужнее и важнее всех остальных.
13. Соперничество.
Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.
14. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия.
Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.
15. Использование слов, значение которых другим людям непонятно.
Обычно этим пороком страдают ученые.
16. Нежелание делиться своими знаниями.
17. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.
18. Нечестность к себе и к другим людям.
Такой человек может не выполнять своих обещаний, специально вводить людей в заблуждение, врать.
19. Сарказм.
Стремление съязвить, зло подшутить над человеком, обидеть едким замечанием или грубостью.
20. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки – духовные проблемы и гордость.

Как же избавиться от этого пагубного чувства?

Любое поведение человека имеет свое позитивное намерение. Гордыня, как способ мышления и восприятия окружающего мира, тоже имеет позитивное намерение. Оно многогранно. Это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир.

Каждый человек хочет чувствовать, что живет в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это означает вынашивать в подсознании программу уничтожения других миров. Ведь если я лучше и выше, то другие хуже и ниже.
Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны.

Гордыня рождает самую высокую подсознательную агрессию, которая возвращается мощной программой самоуничтожения в виде травм, несчастных случаев, неизлечимых болезней и, наконец, смерти.

Важно осознать, что нет людей плохих или хороших, лучших или худших. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими ожидаем увидеть. Чем выше человек превозносит себя, тем ниже он падет. Чем лучше он хочет выглядеть для других, тем хуже о нем скажут.

Гордый человек - закрытый человек. Не желая принять мир другого человека, он делает свой мир бедным и убогим. И в конечном итоге это приводит к одиночеству.
Много болезней возникает из-за гордыни и как важно избавиться от этого чувства.

Составьте для себя программу освобождения от гордыни. Для этого в первую очередь научитесь брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Сразу отпадет потребность обвинять кого-то и себя в том числе. Научитесь принимать любую ситуацию в своей жизни - без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались.

Все знают поговорку: "Все что Бог дает - к лучшему". Постарайтесь находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из нее извлекли, приходит позже.

Что такое принятие? Это глубокое понимание того, что мы живем в очень гармоничном и справедливом мире, и все происходящее с нами в жизни нужно принимать безоговорочно, без претензий и обид. Какая бы ситуация с вами ни произошла - примите ее как данную Богом. Пройдите через нее спокойно.
Остановите свои мысли и подумайте - чем вы ее создали?
Примените на практике те законы, о которых вы уже знаете:
"Внешнее отражает внутреннее" и "Подобное притягивает подобное".

Какой важный и позитивный урок вы должны извлечь из этой ситуации?
Научиться принимать ситуацию - это искусство.
В христианстве это называется смирением. "Ударили по одной щеке - подставь другую ".
Многие просто не понимают смысла этой фразы. Многие люди не могут принять ее, потому что воспринимают буквально, не видя в ней скрытый смысл.
Она означает: на внешнем, на сознательном уровне можно выразить несогласие с ситуацией и стремиться ее изменить, но на внутреннем, на подсознательном уровне, то есть душой, эту ситуацию нужно принять без претензий и обид.
"Не говори: "Я отплачу за зло"; предоставь Господу, и он сохранит тебя".
Наше сознание находится в роли наблюдателя и оценщика тех жизненных событий, которые нам преподносит наш подсознательный разум. Поэтому сознательно можно выражать недовольство, но подсознательно ситуацию необходимо принять.

Мы сами создаем все события своей жизни. Внешнее можно изменить только тогда, когда мы меняем что-то внутри себя. Научитесь принимать людей такими, какие они есть . Помните, что каждый человек живёт в своём мире и создаёт свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и уникальность каждого человеческого существа.
Представьте человеческий организм. В нем триллионы разных клеток. Что их объединяет вместе? Жизнь! Стремление к целому, то есть служение единому организму. На этом уровне все клетки равны между собой. Нет клеток лучше или хуже. Клетка сердца или головного мозга ни в чем не лучше клетки прямой кишки. Они не могут существовать друг без друга. Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой. Но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои, специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма все, что ей необходимо.

На тонком подсознательном уровне каждый человек - это частица Вселенной. И не только человек, а любое живое существо, любой предмет. И здесь мы все равны. Все в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому, то есть к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. И каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития. Все мы идем в одном направлении, но каждый своей дорогой.
Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мира, но не за счет возвышения над другими потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счет осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.
Каждый идет своей дорогой. А цель у всех одна. Каждый, в конце концов, приходит к тому, что искал. Искал интуитивно, подсознательно, проходя через определенные жизненные уроки. И единственное, что человек всегда имеет при себе на этом пути и с чем он заканчивает свой путь, - это его личная жизненная история, судьба.
Если бы люди научились принимать без агрессии все жизненные ситуации и воспринимать события как уроки, а не как стрессы, учиться на них, то есть в любой ситуации делать позитивные выводы, то жизнь была бы прекрасна.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, успокойтесь. Остановите свой разум, внутренний диалог. Мысленно поместите перед глазами ровное светящееся поле светло-синего цвета. Теперь представьте себе, что вот такой светло-синий свет наполняет вас изнутри, постепенно становясь все ярче и светлее. И в этот момент мысленно обратитесь к Высшей Силе, Богу. Не важно, верите ли вы в Бога или в Космический Разум, любое представление о разумном начале Вселенной достаточно для такого обращения. Обратитесь к этим Высшим Силам с необычной просьбой. Не просите для себя каких-то благ, пусть даже не материальных, а духовных. Просто попросите эту силу войти в вас, направлять вас, делать с вами то, что гармонично для Вселенной. Просите об одном - помочь вам найти то единственное место в гармонии Вселенной, которое вам предназначено. Стать именно таким, каким вы самым лучшим образом впишетесь в систему Мира. Достигнуть того совершенства, мира и покоя, которое позволит вам познать истинное счастье и свободу.
Если в момент такой молитвы или сразу после нее вам захочется подвигаться или посидеть в какой-то непривычной позе, а может быть, просто походить, дыша особым образом, или даже танцевать - не сопротивляйтесь. Это продолжение вашей медитации, динамическая ее часть. Вселенная может отозваться на вашу готовность к сотрудничеству через ваше тело.

Люди, которые довольно часто практиковали подобные медитации, по словам специалистов, могут в точности копировать упражнения и элементы различных систем гимнастики, дыхательные упражнения - все, что найдено было человеческой мудростью за долгие века поисков совершенства духа через совершенство тела.
В Библии, в Новом Завете, есть такая молитва, которая нейтрализует гордыню самым лучшим образом, - это " Отче наш ".
Читайте ее каждый день, но читайте не бездумно, а стремитесь понять ее смысл.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое;
Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим;
Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого;
ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки.
Аминь.

Есть и еще одна сторона гордыни, которая часто остается незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня - это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но это еще и принижение себя самого, неправильное отношение к себе самому, также порождающее агрессию. Различные религиозные школы учат правильному отношению к другим людям, к окружающему миру, но мало уделяют внимания правильному отношению к самому себе. Многое в их учениях основано на чувстве вины, страхе и наказании за грехи. Они учат любить Бога, Первопричину всего сущего, а любовь к Богу начинается с любви к себе, как частице Бога. Ведь Бог находится в душе каждого из нас. И если человек, например, ругает себя за какое-то действие, то он ругает Бога, а это уже проявление гордыни. Поэтому постигать окружающий мир и вселенские законы нужно с изменения отношения к самому себе, а через самоизменение и самосовершенствование - и к окружающему миру.
"Я не желаю быть гордым, как драгоценный камень"

Пробуждённому не свойственна та самонадеянность, которую обычный человек считает своим правом, поскольку пробуждённый не только чрезвычайно скромен, но и не оказывает разуму того почтения, какое свойственно обычному человеку. Таким образом, он намного более разумен, чем обычный человек, так как считать, что разум полностью обосновывает необходимость избегать вызовов в жизни, означает вести себя совершенно неразумно. Пробуждённый использует свой разум лишь для того, чтобы он направлял его к восприятию жизни в её полноте, а не в качестве оправдания побега от вызовов.
Существует огромная разница между высокомерием и смирением. Высокомерие основано на предположении о том, что человек превосходит кого-то или что-то. Смирение опирается на знание о том, что человек не выше и не важнее, чем всё остальное.

В отличие от обычного человека, пробуждённый знает, что он не более и не менее значим, чем всё остальное. Это известно ему благодаря тому факту, что он живёт. Бесценный дар жизни, которым он наделён, представляет собой ту самую жизненную силу, которой награждены царь, нищий и насекомое. Такое знание чрезвычайно отрезвляет, и только тщеславный глупец не смирится, размышляя над этим фактом. Пробуждённому не свойственно высокомерие, в своём смирении он испытывает глубокое уважение ко всему живому, независимо от того, что это за жизнь - его собственная, жизнь царя или нищего, животного или растения, насекомого или атома.

Люди часто путают смирение с высокомерием, и потому у них нет подлинного уважения к жизни.
См.

ЛЕСТЬ

Лесть - это похвала с корыстной целью. Притворное одобрение, лукавая угодливость.
Человек льстивый готов вознести другого на какие угодно высоты, лишь бы получить от него что-нибудь, будь то материальная выгода или внимание, одобрение.
Человек льстивый разрушает самого себя и окружающий мир. Ведь возвышая кого-либо, он принижает себя.
Бывает лесть, как одна из производных гордыни.
Наверное, каждый, кто общался с такими людьми, ощущал неприятные чувства.
Эти неприятные ощущения появляются потому, что лесть несет в себе заряд подсознательной агрессии. Не зря раньше говорили, чтолестью душу вынимают.
Человек самодостаточный стремится выразить свою индивидуальность в этом мире; человек, который уважает себя, свободен от лести.

Copyright © 2018 Любовь безусловная



Превосходство

Превосхо́дство

сущ. , с. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? превосхо́дства , чему? превосхо́дству , (вижу) что? превосхо́дство , чем? превосхо́дством , о чём? о превосхо́дстве

1. Превосходством называют чьё-либо профессиональное или нравственное совершенство в сравнении с другими людьми.

Моральное превосходство. | Врождённое превосходство. | Личное превосходство. | Восхищаться чьим-либо превосходством. | Иметь превосходство перед другими. | Смотреть на других с оттенком превосходства. | Дети очень неохотно допускают превосходство своих сверстников в чём-либо.

2. Превосходством называется достижение кем-либо преимущества в результате конкуренции, состязания и т. д.

Доказать своё превосходство над остальными. | Сохранить своё превосходство. | Признать чужое превосходство. | Лидер турнирной таблицы подтвердил своё превосходство.

3. Превосходством называют чьё-либо наиболее благоприятное положение, существование по сравнению со всеми остальными.

Стремление к превосходству. | Культурное, научное, экономическое превосходство. | Фашизм - это идеология, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы.

4. Превосходством называют достижение кем-либо самой высокой степени осведомлённости, развитости в каком-либо соревновательном процессе.

Техническое превосходство. | Превосходство в конкурентной борьбе. | Технологическое превосходство.

5. Превосходством называется численное преимущество кого-либо, кто находится в силовом противостоянии с кем-либо.

Абсолютное, подавляющее, тройное превосходство.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "превосходство" в других словарях:

    Преимущество, преобладание. Ср. важность, господство, первенство... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари … Словарь синонимов

    ПРЕВОСХОДСТВО, превосходства, мн. нет, ср. (книжн.). Обладание высшим достоинством, высшими качествами по сравнению с кем чем нибудь, преимущество перед кем чем нибудь. Показать свое превосходство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПРЕВОСХОДСТВО, а, ср. Преимущество перед кем чем н. в каком н. отношении. Доказать своё п. П. в технике. Численное п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    превосходство - большое превосходство значительное превосходство колоссальное превосходство неоспоримое превосходство огромное превосходство подавляющее превосходство солидное превосходство … Словарь русской идиоматики

    превосходство - над кем чем (устар. перед кем чем) и в чем. 1. над кем чем (обладание высшими достоинствами по сравнению с кем, чем л.). Превосходство машинного способа производства над ручным. [Прохор] с досадой сознавал ее превосходство над собой (Шишков). Я… … Словарь управления

    превосходство - ПРЕВОСХОДСТВО1, а, ср Обладание более высокими достоинствами или количественным преимуществом по сравнению с кем, чем л. Доказать свое превосходство. ПРЕВОСХОДСТВО2, а, ср Исключительное право пользования чем л. в силу обладания более высокими… … Толковый словарь русских существительных

    превосходство - (рус. превосходство) 1. одлика, извонреден успех (во старото школство) 2. предност, надмоќност 3. како титула во постарото време: висост, превозвишеност, екселенција … Macedonian dictionary

    Ср. 1. Обладание более высокими достоинствами, качествами по сравнению с кем либо, чем либо. 2. Количественное превышение против чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Превосходство, превосходства, превосходства, превосходств, превосходству, превосходствам, превосходство, превосходства, превосходством, превосходствами, превосходстве, превосходствах (