Спрос на рынке труда влияние кризиса. Время эффективных: как кризис влияет на рынок труда. — Пока проблемы с нехваткой рабочих рук

Рынок труда: до кризиса и в кризис

Прежде чем перейти к основной теме статьи, кратко охарактеризуем ситуацию на рынке труда России и ее регионов.

За 2008-2009 гг. состояние региональных рынков труда резко поменялось от относительно спокойного, хотя и небеспроблемного, до выжидательно-напряженного и напряженного.

Реакцией на ухудшение макроэкономических параметров стал не только рост безработицы, но также почти полная стагнация ввода рабочих мест, новый всплеск скрытой безработицы и различных форм вынужденной неполной занятости, увеличение неформальной занятости .

В нынешний кризис Россия входила с 6,3% общей и 2,0% регистрируемой безработицы (в среднем за 2008 г., в том числе – 5,4% - в мае; 5,8% - в августе, 7,0% - к ноябрю) , что в сравнении с другими постсоветскими странами являлось весьма невысокими показателями . Менее оптимистичной выглядела региональная картина: в отдельных регионах Северного Кавказа (в первую очередь, республиках - экономически слабых, но с растущим населением, - Ингушетии, Чечне, Дагестане, Калмыкии), а также Тыве, отчасти – Бурятии, Алтае – показатели безработицы и в период экономического роста 2000-х гг., хотя и показывали позитивную нисходящую динамику, но оставались высокими. При этом в столичных регионах, областях, возглавляемых городами-миллионерами, безработица была совершенно незначительной (1-3%). Исходя из этого можно заключить, что один из основополагающих сюжетов миграции – межрегиональная дифференциация рынков труда и возможностей занятости - существовал и в докризисный период. Известно, однако, что уровень внутренней мобильности населения снижался все 1990-2000-е гг. и стабилизировался на относительно низком уровне в 1,8-2 млн. переселений в год. Так называемая «постоянная миграция» во многом заменилась трудовыми поездками на сезон или какое-то определенный срок.

Таким образом, предкризисную модель внутренней мобильности в контексте рынка труда коротко можно охарактеризовать как «низкая мобильность на фоново «спокойном» по безработице пространстве».

Сразу после официального объявления о начале кризиса в России (начало ноября 2008 г.), страх перед возможным ростом безработицы стал едва не основным политическим и информационным сюжетом. Прогнозировались: всплеск массовых увольнений, резкое падения численности занятых, взрывной, едва ли не до 25%, рост открытой безработицы .

Ответом на кризисные явления на рынке труда стал целый ряд мер, предпринятых Правительством для сдерживания безработицы. В их числе значилось: сокращение квот на привлечение иностранной рабочей силы, ужесточение трудового законодательства и усиление его инфорсмента, создание общероссийского банка вакансий, обязательное информирование государственных служб занятости о применении нестандартных режимов работы. Были сформулирована и профинансирована специальная антикризисная программа, о которой будет сказано ниже.

Кризис действительно привел к росту уровня безработицы в стране, но не в 3-4 раза, а до значений 8,4% в среднем за 2009 г. и 8,1% за первое полугодие 2010 г. . Изменилась географическая локализация регионов с тяжелой ситуацией на рынках труда. К слаборазвитым регионам, отчасти перечисленным выше, добавились ресурсодобывающие (кроме нефтяных) регионы с большим количеством моногородов и поселков (такие как Пермский край, Коми, Кемеровская область), моноспециализирующиеся (Вологодская обл.), депрессивные регионы Центра и Северо-Запада (Псковская, Костромская, Брянская и др. – ранее почти строго «машиностроительные» регионы). Таким образом, среднероссийский уровень общей безработицы увеличился не столько за счет его роста в нескольких особенно проблемных регионах, сколько за счет расширения ареала проблемности: показатели в слабых регионах почти не изменились, но сильно ухудшились параметры неблагополучия в занятости в так называемых регионах-«середняках» . В цифрах это выразилось следующим образом: если в докризисный период доля населения, проживающего в регионах с высоким уровнем безработицы (порогом «высокого уровня» будем считать 10% ) равнялась 6,6%, то к сентябрю 2009 г. стала 14,9%. Можно было бы ожидать, что в этих условиях стимулы к переселению обозначатся ярче, чем прежде, готовность населения переезжать в другие населенные пункты «за работой» вырастет (особенно регионов, пополнивших список проблемных по безработице, недавно - в кризис).

При этом следует принимать в расчет, по крайней мере, два обстоятельства:

  • описываемые выше параметры безработицы для «населения регионов и страны » отчасти существуют только на бумаге. Безмерные российские пространства, низкая инфраструктурная насыщенность, информационные и административные барьеры и другие факторы, способствовали тому, что в России нет единого рынка труда, более того, его нет и в больших по площади регионах. Трудовыми и миграционными контактами Норильск почти никак не связан со своей «столицей» Красноярском, Бузулук слабо связан с Оренбургом, Старый Оскол с Белгородом и т.д. Поэтому к высоким или низким «региональным» параметрам безработицы необходимо относиться осторожно, понимая, что они не всегда в должной мере характеризуют реальную ситуацию во всем регионе и стимулируют или дестимулируют мобильность отчасти только статистически;
  • в ряде регионов в большей степени (Приволжье, например - Татарстан), в ряде – в меньшей, но существующая статистика безработицы была смягчена за счет «псевдозанятости» - в виде неполной занятости (административные отпуска и неполная рабочая неделя) и занятости на общественных и временных работах, финансируемой из федерального бюджета. Пик неполной занятости пришелся на острую фазу кризиса (первый квартал 2009 г.), к лету 2010 г. ее объемы сократились почти в три раза – с 2,9 млн. человек в январе-марте 2009 г. до 1,1 млн. человек в июле 2010 г. Впрочем, летний спад безработицы – явление, наблюдаемое и в некризисные годы.

Казалось, что кризис на рынке труда мог подтолкнуть россиян к более активным перемещениям. Поэтому стимулирование переезда из мест с неблагоприятной ситуацией по безработице было предложено в числе четырех основных сюжетов антикризисной Программы :

  • организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – 216,5 тыс. человек, после корректировки – 221,5 тыс. человек);
  • организация общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения, включая меры по предоставлению стажировок на предприятиях выпускникам образовательных учреждений (охват -1122,6 тыс. человек, после корректировки – 1705,9 тыс.);
  • содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных (52 тыс., затем 125,5 тыс. человек);
  • содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах (15,9 тыс. человек, после корректировки – 13,4 тыс. человек) (табл. 1).

Всего на специальную антикризисную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда планировалось потратить 43 млрд. рублей. Программа была адресована не столько безработным, сколько «работникам, находящимся под риском увольнения» (намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные режимы работы и т.д.).

Таблица 1. Основные показатели реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда

Мероприятия

Показатели, утвержденные в региональных программах (с учетом корректировки в декабре 2009 года)

Фактическое исполнение региональных программ по состоянию на конец 2009 года

Числен-
ность участников (человек)

Объем средств (феде-
ральный и регио-
нальный бюджеты) млн. руб.

Числен-
ность участников (человек)

Произведено расходов (кассовые расходы), предвари-
тельные данные, млн. руб.

в процентах от утвержден-
ного объема средств в программе %

Опережающее профессиональное обучение работников в случае массового увольнения

Организация общественных работ, временного трудоустройства и стажировки выпускников

Оказание адресной поддержки граждан, включая их переезд в другую местность для замещения рабочих мест

Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

Иные дополнительные мероприятия (ОАО Автоваз)

Итого по России

Простое сопоставление масштаба цифр, предполагаемых в рамках антикризисной программы, указывает на слабую веру государства в вероятность переселения своих граждан, находящихся в критической ситуации на рынке труда. Однако в действительности количество желающих воспользоваться возможностью переселиться в другое место «за работой» оказалось еще меньшим, нежели планировалось – этой Программой воспользовались около 11 тыс. человек в масштабах страны. Из 82 российских регионов только 36 включили это мероприятие в свою региональную программу. При этом большая часть находила работу в пределах своего субъекта РФ (56% от всей численности фактических участников) . Подобные результаты маркируют как низкую мобильность россиян, так и слабость предлагаемого пакета мер: в рамках подпрограммы государство гарантировало выплаты по транспортным расходам на переезд, найм жилого помещения (550 рублей в сутки при средней продолжительности 3 месяца) и суточные во время проезда.

Некоторую характеристику региональных рынков труда на время опросов мы получили и на основании экспертного опроса. Чиновники Роструда и структур, ответственных за состояние социально-трудовой сферы в регионах, характеризовали ситуацию на региональных и локальных рынках труда в 2008 и 2009 гг. следующим образом (рис. 1):

Рисунок 1. Распределение ответов экспертов на вопрос: Рынок труда Вашего региона (района, города) в целом характеризуется…, %

Докризисная ситуация характеризовалась преобладанием трудонедостаточных регионов (муниципальных образований) над трудоизбыточными, кризис поменял ситуацию на противоположную. В условиях кризиса можно даже удивляться, что трудонедостаточные рынки труда сохранились в достаточно большом – 12% региональных и 15 муниципальных – количестве. Однако по-прежнему преобладали рынки труда со структурной несбалансированностью спроса и предложения рабочей силы, с дефицитом по одним специальностям и квалификациям, и избытком – по другим.

Кризисная ситуация проявилась и в иной иерархии проблем, которыми опрошенные эксперты характеризовали рынки труда. В 2008 году самой острой проблемой была нехватка квалифицированных кадров в отдельных отраслях, дефицит кадров по многим специальностям и квалификациям (табл. 1), а в 2009 году на ее место встала проблема структурной безработицы. Резко возросла в значимости проблема занятости молодежи.

Таблица 1. Самые острые проблемы рынков труда регионов и муниципальных образований, %

рынок труда региона

рынок труда муниципального образования

структурная безработица

проблема занятости молодежи

проблема занятости женщин

сельская занятость (безработица)

застойный характер безработицы

нехватка квалифицированных кадров в отдельных отраслях

дефицит кадров по многим специальностям, профессиям, отраслям

Источник : Опрос экспертов, N = 427

В докладе, наряду с анализом статистики рынка труда в России, большое внимание уделяется мерам российского правительства по смягчению безработицы.

Ключевые слова: рынок труда , безработица, экономический кризис

Dilmurad Yusupov. Russian labour market in the world economic recession context

The report along with analysis of labour market statistics in Russia focuses on Russian government measures on unemployment mitigation under world economic recession.

Key words: labour market, unemployment, world economic recession

Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:

  • ухудшение структуры массового спроса и потребления
  • сокращение спроса на товары и услуги
  • свёртывание производства соответствующих товаров и услуг
  • сокращение персонала на предприятиях
  • повышения уровня безработицы

Как мировой экономический кризис повлиял на российский рынок труда? Каковы масштабы безработицы в России в условиях кризиса? Какие отрасли экономики России больше всего пострадали от кризиса? Какие антикризисные меры принимает правительство РФ в сфере занятости и социальной защиты населения? Какие прогнозы занятости и безработицы в России на 2009 год?

Основная цель и задача настоящего доклада — ответить на все вышеперечисленные вопросы. Приступим…

§1. Занятость и безработица в РФ в I квартале 2009 года

Росстат подвёл итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля). По статистическим данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек , или 53% от общей численности населения страны (142 млн. человек).

В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Источник:

В феврале 2009 года численность экономические активного населения была ниже, чем в ноябре 2008 г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Данное сокрашение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. Численность безработных в начале 2009 года было выше на 1,8 млн. человек (на 1/3 выше), чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года, согласно методологии МОТ.

2008г.
в среднем 1)

По квартальным обследованиям
(без корректировки
сезонных колебаний)

Февраль 2009г.
прирост, снижение (-) по сравнению с

февраль 2008г.

ноябрь
2008г.

февраль 2009г.

февралем
2008г.

ноябрем
2008г.

Тыс. человек

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

безработные

В процентах

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

1) В среднем по четырем квартальным обследованиям (по состоянию на последнюю неделю февраля, мая, августа, ноября).

Источник: Федеральная служба государственной статистики (24.04.2009)

Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Южном федеральном округе.

§2. Последствия мирового экономического кризиса

На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности , что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы. Так, по прогнозу Минэкономразвития в 2009 году чистый отток капитала составит рекордную цифру — 90 млрд. долларов .

Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице .

Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости .

Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Oн стал барьером на пути иммигрантов — гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры. К примеру, единственным источником выживания большинства семей в Таджикистане являются денежные переводы от мигрантов, которые работают в России. В условиях кризиса Россия заявила о сокращении рабочих мест для иностранцев. Таким образом, и Таджикистан испытывает на себе последствия кризиса эпохи глобализации. По мнение некоторых политологов, если кризис затянется, в Таджикистан вернётся около половины находящихся в трудовой миграции в России граждан страны. Это грозит серьёзными социальными, экономическими и политическими проблемами для Таджикистана.

Вернёмся в Россию. В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие. Но не за горами то время, когда всю тяжесть кризисного развития почувствуют на себе и «синие воротнички» — многочисленный индустриальный пролетариат.

«Финансовая подушка» России (огромные финансовые накопления и резервы) смягчает некоторые отрицательные проявления кризиса, но резервы не бесконечны. Некоторые русские экономисты и политики до наступления кризиса отмечали, что Россия является своеобразным островком или «тихой гаванью» , и мировой кризис не затронет нашу страну. Россия является чем угодно, только не «тихой гаванью». Россия страна, куда в период экономического бума ринулись портфельные инвесторы и откуда они побежали с наступлением кризиса. Хвастаясь досрочным сокращением государственного долга, наши власти допустили громадное увеличение корпоративных заимствований за рубежом . В итоге, когда начался кризис, возник резкий дефицит ликвидности. Кризис — троекратное снижение цен на нефть. Россия под двойным ударом — ведь доходы от нефти и газа составляют 40% её бюджета. Массированные вливания денег в экономику — быстрое таяние накоплений. За какие-то несколько недель золотовалютные резервы уменьшились на 100 млрд. долларов.

В целом последствия кризиса таковы: увольнения, сокращения рабочей недели, задержки зарплаты, обесценение доходов и социальных выплат вследствие инфляции и ползучей девальвации рубля.

§3. Состояние рынка труда в условиях кризиса

Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда .

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти совместно с бизнесом — обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Задача также — обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости . Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства . Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).

Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей , из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России» . Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов — дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время — 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временны е и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары , прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

Заключение

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в V квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.

Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего — роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.

Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на:

· опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила

· переобучение работников и повышение квалификации

Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.

Библиография

Статьи:

1) Наталья Зубаревич Региональная проекция кризиса // Pro et Contra. 2008. T.12. №5-6. стр. 48-62

2) Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. 2008. №4. стр. 52-59

3) А. Кудрин Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. №1.

4) Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. 2009. №1. Стр. 2-13

5) С добрым утром — Вы уволены! // Русский репортёр (Эксперт Online) 2008. №39 (69).

12) Полития. Анализ. Хроники. Прогноз — 2009. №1. Стр. 44-77

13) Вестник аналитики — 2009. №1. стр. 5-10

http://premier.gov.ru/anticrisis/ — Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2011, № 11, с. 3-17

ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МИРОВОЙ КРИЗИС И РЫНОК ТРУДА © 2011 г. Н. Иванов

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Основные черты современного мирового финансово-экономического кризиса обусловлены тем, что он имеет место в условиях глобализации, негативные особенности которой во многом определили глубину и масштабы кризисных явлений в мире.

В экономике процесс глобализации наиболее далеко продвинулся в финансовой сфере, что нашло выражение в формировании мирового финансового рынка. Предпосылкой этого стали три ключевых фактора: новые информационные технологии, связавшие основные финансовые центры и резко сократившие трансакционные издержки финансовых сделок и время, необходимое для их совершения; изменение условий функционирования финансовых институтов вследствие дерегулирования банковской деятельности; развитие нового инструментария финансового рынка -механизмов хеджирования и управления рисками.

Дерегулирование банковской деятельности, происшедшее в развитых странах в 80-90-е годы, явилось ответом на усиление конкуренции на рынке банковских услуг и падение рентабельности банковских операций, связанное с экспансией иностранного капитала на национальных финансовых рынках после краха Бреттон-Вуд-ской системы. Дерегулирование сопровождалось расширенной приватизацией и секьюритизацией активов, снижением налогов и комиссионных сборов с финансовых трансакций, формированием сети офшорных банков, функционирующих в льготном режиме. В процессе дерегулирования были сняты ограничения на проведение банками и другими финансовыми учреждениями разносторонних финансовых операций: инвестиционные банки получили возможность заниматься коммерческим кредитованием, коммерческие банки - эмиссионно-учрежденческой деятель-

ИВАНОВ Николай Петрович, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН ([email protected]).

ностью, страхованием, торговлей фьючерсами, опционами и т.д. В результате возникли финансовые холдинги, или своего рода "универмаги", предлагающие клиенту полный набор услуг в области финансового посредничества. Именно эти финансовые холдинги в настоящее время доминируют на мировом финансовом рынке. Этому способствовали такие системные факторы, как формирование глобальных финансовых сетей, в центре которых находятся эти холдинги, эффект синергии в связи с объединением в одну систему всех видов финансовой деятельности и эффект масштаба, вызванный волной слияний крупных финансовых институтов.

Глобальное перемещение капитала на мировом рынке носит в основном стихийный характер, а масштабы передвижения таковы, что существующие управляющие структуры - частные или государственные - не способны его эффективно контролировать. Рост неопределенности на финансовом рынке, в частности в отношении валютных курсов и курсов ценных бумаг, стимулирует развитие механизмов хеджирования и управления рисками. Традиционные финансовые инструменты дополняются новыми видами ценных бумаг и обязательств - деривативами, являющимися производными от других ценных бумаг. Деривативы открывают возможности для игры на изменении курсов валют, акций, других видов финансовых активов1.

Особенность рынка деривативов состоит в том, что, позволяя перераспределять риски и снижать их степень для отдельных участников финансовой операции, его функционирование ведет к повышению общего уровня системного риска. Трансакции с деривативами оказались по существу вне системы правового регулирования и открыли возможности для широкомасштабных спекуляций, ускоряя процесс обособления валют-но-финансовой сферы от реальной экономики. Финансовый рынок стал играть независимую от

1 Согласно оценке В. Иноземцева, объем рынка деривативов увеличился со 100 трлн. долл. в 2002 г. до 680 трлн. долл. в 2008 г. См.: Босс. 2009. № 8-9. С. 22.

рынка товаров роль. По определению П. Дракера, деньги сами превратились в товар, а спекуляция на курсах валют - в наиболее выгодную рыночную операцию2.

Отрыв финансовой системы от реальной экономики не означает, что связь между ними исчезает. Наоборот, связь и зависимость расширяются, но приобретают негативный характер. Сфера финансовых операций начинает в растущих масштабах аккумулировать капитал, который вместо прямого инвестирования в производство идет в спекулятивные сделки. Развивается феномен "экономики мыльного пузыря". При этом, как отмечает профессор Р. Буайе, один из руководителей Национального центра научных исследований Франции, финансы стали преобладать над реальной экономикой. Это предопределило принципиально новый характер мирового финансово-экономического кризиса. Он не просто очередной циклический, он - структурный3.

Можно отметить некоторые основные черты этого структурного кризиса. Во-первых, он является следствием искусственного преувеличения роли финансового сектора (прежде всего - спекулятивной его части) в экономической системе развитых стран и в мировой экономике в целом. Во-вторых, в условиях глобального финансового рынка финансовые потоки и трансакции оказались в значительной мере вне контроля государства, а финансовые институты обслуживают в основном интересы своей верхушки вопреки общественным потребностям. В-третьих, кризис знаменует банкротство идеологии "общества потребления", в которой идея обогащения возведена в абсолют.

По мнению профессора Ж. Сапира, научного руководителя Высшей школы социальных наук (Франция), структурный характер современного кризиса связан с опасной тенденцией обогащения узкой группы финансовых игроков в ущерб покупательной способности основной массы населения. Стратегия неолиберализма, полагает ученый, терпит крах4. Его поддерживает профессор Р. Хикель (ФРГ), выступающий против "казино-капитализма", за регулируемый капитализм и возврат к кейнсианству5.

2 Cm.: Foreign Affairs. 1986. № 4. P. 786.

3 Cm.: BoyerR. La crise des subprimes en perspective historique // Revue de la regulation. 2009. № 5.

4 Cm.: Sapir J. Une décade prodigieuse. La crise financière entre temps court et temps long // Revue de la regulation. 2008.

5 Cm.: Hickel R. Plädoyer für einen regulierten Kapitalismus //

Aus Politik und Zeitgeschichte. 2009. № 20.

Характерная черта "казино-капитализма" -огромный рост кредитной задолженности в большинстве развитых стран. В США долги домохозяйств достигли 93% ВВП, в том числе ипотечные - 77%6. В Великобритании и Испании задолженность домохозяйств превысила 100% ВВП.

Наряду с этим, в США, Японии и большинстве стран ЕС к началу кризиса существовал очень значительный государственный долг. В США он равнялся 90.8% ВВП, в Японии - 192, в Италии -115, в Греции - 108, во Франции - 79.7, в Германии - 77.2, в Великобритании - 68.5, в Испании -59.5%. Эти цифры превосходят общемировой средний показатель государственного долга на 2009 г. - 53.6%. Для сравнения: в Южной Корее государственный долг был равен 28%, в Китае -18.2%7.

Относительно небольшая задолженность некоторых стран Юго-Восточной Азии связана с изменением их финансовой политики после кризиса 1997-1998 гг. - переходом от заимствований валюты на внешнем рынке к накоплению золотовалютных резервов. Это позволило существенно ослабить для этих стран удар современного кризиса, в эпицентре которого оказались развитые страны. Как видно из табл. 1, именно на их долю приходится наибольшее сокращение промышленного производства и валового внутреннего продукта.

Особенно пострадали страны, значительная доля промышленной продукции которых предназначена на экспорт. Так, в Японии из-за резкого сокращения спроса на автомашины и бытовую электронику общий объем производства с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. упал на 40%8.

В условиях глобализации, когда все страны мира взаимозависимы и в определенной степени взаимосвязаны в общем процессе социально-экономических преобразований, имеет место резкое обострение конкуренции на мировом рынке. Конкуренция товаров и услуг развивается как по линии инноваций - научно-технической новизны и качества, так и по линии дешевизны товаров и услуг. Стремление использовать более дешевую рабочую силу стимулировало ТНК к массовому переносу трудоемких производств из высокоразвитых стран в развивающиеся. Оно же обуслови-

6 См.: http://regulation.revues.org/4032.html

7 См.: http://www.economicshelp.org/blog/economics/list-of-national-debt-by-country

8 См.: Problems economique. 2010. № 2986. P. 19-23.

ло широкое развитие аутсорсинга как одной из основ современной глобальной экономики.

В свою очередь, развивающиеся страны, и прежде всего Китай, Индия, Бразилия, широко используют импорт передовых технологий и развитие собственной научно-технической базы для повышения конкурентоспособности своего производства, основанного на дешевой рабочей силе, и для массового экспорта товаров и услуг в развитые страны. Растущая конкуренция развивающихся стран в условиях, когда платежеспособный спрос на их внутренних рынках остается низким, - один из факторов углубления кризиса перепроизводства на мировом рынке, затрудняющий выход из него для развитых стран. Об этом свидетельствует, в частности, конфликт между США и Китаем по поводу искусственно заниженного курса юаня, стимулирующего завоевание американского рынка китайскими товарами.

Кризис рынка труда. Его составляющие. Стратегия и тактика преодоления кризиса рынка труда.

Нормальное телевизионное общество базируется на созидательном труде. Сегодня мы все констатируем кризис рынка труда на базе кризиса всей экономики. Составляющих этого кризиса много:

1. Низкий уровень заработной платы . (Россия в отношении рынка труда всегда находилась в кризисе. Россия всегда отличалась нищенской заработной платой. В России з/п в 20 раз ниже чем в США).

2. Наличие процесса увольнения работников и следовательно роста безработицы .

3. Наличие конфликтов в организации .

4. В части организации оплаты труда можно назвать следующие составляющие :

a. Наличие чрезвычайной дифференциации по категориям работников . Диапазон тарифной сетки. По нормативам максимальное отношение различий в оплате труда по категориям работников максимум 1:6, фактически достигает 1:20.

b. Нарушение межотраслевой дифференциации заработной платы . Основной фактор: сложность труда. Самая высокая квалификация – машиностроение (оборонная промышленность). На уровне межотраслевого регулирования заработной платы нарушены соотношения. Организации, имеющие более низкий квалификационный уровень работников чем, например, машиностроение, имеют заработную плату в 1,5-4 раза выше машиностроительной отрасли.

На сегодня все составляющие кризиса рынка труда налицо. И главные из них следующие:

1. Полностью девальвированы трудовые ценности,

2. Труд потерял смыслообразующую функцию,

3. Труд из образа жизни превратился в средство выживания.

На 85% граждан приходится 8% дохода от собственности и 15% сбережений.

По заработной плате мы отстаем в 10 и более раз.

При этом средний российский работник производит примерно в 3 раза больше ВВП, чем аналогичный американский, а товары и услуги наш российский работник вынужден приобретать по ценам выше мировых.

Такой высокой эксплуатации наемного труда нет ни в одной развитой экономике мира.

Минимальная з/п

Прожиточный минимум

Средняя з/п

Количество минимальных з/п, необходимых для приобретения товаров прожит. минимума

Количесво наборов прожиточного минимума, которое можно приобрести на среднюю з/п

Отношение минимальной з/п к:

Прожит. минимум

Средняя з/п

Прожиточный минимум включает:

· Продовольственные товары

· Непродовольственные товары

· Коммунальные платежи

Формирование социально ориентированной рыночной экономики не может быть воспринято массами как цель и смысл их труда. Сложность формирования социальных идеалов сегодня обусловлена тем, что истинные нормы и ценности скомпрометированы административно-командной системой.

К сожалению, в антикризисных программах вопросы ценности труда не решаются. Проведенная приватизация собственности, высвобождение рабочей силы не могут создать условия для конкуренции на рынке труда. Они ведут к профессиональной деградации рабочей силы по всем ее составляющим. В результате сформировалось 2 пласта противоречий:

· Противоречия между группами работников, одна из которых ориентирована на рутинную работу с гарантированной оплатой, а другая носительница новых идей, стремится к динамичной работе, интересной, с высокой оплатой.

· Противоречия между руководителями. Первые стремятся воспроизвести старые ценности, вторые работники с рыночной ориентацией, стремящиеся изменить прежнее положение, о есть при решении проблемы кризиса сталкиваются социальные группы, каждая из которых стремится реализовать свои интересы, зачастую в ущерб другим группам.

Кризис и рынок труда. Трехсторонний взгляд: кандидаты, работодатели, кадровые агентства.

Рынок труда состоит из трех участников: работники, компании-работодатели и кадровые агентства, которые являются посредниками между работниками и работодателями.

Начнем с кандидатов. Не секрет, что стоимость многих специалистов в последнее время была сильно завышена. Если говорить о банковском секторе, то до кризиса были очень востребованы аналитики, риск-менеджеры, зарплаты которых начинались от 10 000 долларов в месяц, что в полтора раза выше, чем в Нью-Йорке. Многие специалисты на Западе мечтали получить работу в Москве с такой зарплатой.

Случались и аукционы: когда две компании приглашали к себе одного человека, а он, пользуясь моментом, повышал зарплату со словами: «Вы знаете, ваше предложение очень интересно, но компания N предлагает в два раза больше». Соответственно, ставки росли, зарплата увеличивалась, но тут кандидату важно не перегнуть палку и не остаться вообще без офера. Тем не менее, это было распространенной ситуацией на российском рынке труда.

Или взять юридическую практику. На Западе, чтобы стать партнером юридической конторы, надо проработать двадцать или тридцать лет, только к пятидесяти годам люди получают статус партнера. А у нас? У нас юрист к тридцати годам мог иметь статус партнера и зарплату от $15000 и выше.

В последнее предкризисное время появилась тенденция, когда наши соотечественники, эмигрировавшие в девяностые годы за рубеж (сейчас мы говорим о высококвалифицированных специалистах: юристах, программистах и т.д.) стали возвращаться обратно в Россию, потому что экономический рост намного выше, чем на западе, уровень благосостояния в России так же высокий, а зарплаты даже выше, чем в Лондоне и Нью-Йорке.

Конечно, такая жизнь в шоколаде не могла продолжаться вечно. И что же сейчас? Что и следовало ожидать – коррекция зарплат.

Во-первых, зарплата перестала расти, а еще год назад человек не переходил на новое место работы, если его доход увеличивался менее, чем на 20-30%. Сейчас в лучшем случае он получит те же деньги. Сильно сократятся или вообще исчезнут бонусы, соцпакеты будут так же сильно урезаны. В последнее время соцпакет у некоторых категорий работников включал оплату мобильного телефона, бензина, обедов, членство в спортклубе, страховку для самого работника и членов его семьи.

Кризис волнообразно накрывает все сектора экономики. Банковский сектор первым попал под эту волну и на данный момент понес наибольшую потерю. Теряют работу люди, чьи доходы были явно завышены. В сложившейся ситуации кто-то идет работать за меньшие деньги, а кто-то, получив неплохое выходное пособие, пережидает кризис дома. Так же происходит перераспределение работников по отраслям, например, из банковской сферы идут в консалтинг.

Сильно падает спрос на банковских специалистов, юристов, маркетологов, рекламщиков и специалистов из других перегретых отраслей. При этом спрос остается стабильным на такие непопулярные профессии как врачи, инженеры, учителя. Кризис сделал так, что те, кто был в конце списка, оказались на самом верху, возглавили его.

Что касается кадровой политики компаний, то их деятельность можно поделить на три направления.

Первое направление кадровой политики – это активное сокращение персонала. Перед HR-службами стоит задача сокращения 20-30% персонала. Сокращения касаются либо среднего звена, и остается руководитель отдела работать один за весь отдел, либо увольняют дорогих руководителей и оставляют среднее звено, либо сокращают весь отдел (чаще это удел отдела маркетинга, но, например, МДМ-банк сократил весь свой аналитический отдел).

Но все мы знаем насколько необоснованно были раздуты штаты, когда люди за ничегонеделание получали 4000-5000 долларов в месяц, а топ-менеджеры получали по 1 000 000 – 1 500 000 долларов в год только за то, что рынок рос сам по себе, а они при этом не принимали никаких долгосрочных решений и тому подобных вещей.

Так же выпускникам вузов придется на долгое время подзабыть о стартовой зарплате в 50 000 рублей. Еще полгода назад согласно опросам студенты российских вузов заявили, что не пойдут работать менее, чем за $2000 в месяц. С чего бы это? В Нью-Йорке средняя зарплата $5000 в месяц, при этом люди десятилетиями работают в одной компании, как раньше в СССР.

Один российский работодатель рассказал, что он действительно платил 50 000 рублей в месяц юной выпускнице вуза за то, что она вела базу данных в экселе, вбивала имя, фамилию, контакты клиента, часто при этом путая столбики имени и фамилии. Почему он ее нанял? Потому, что молодые люди умеют работать на компьютере, в отличие от старшего поколения, которое не имеет компьютерных навыков, зато требования к зарплате у них существенно ниже. Так же знания английского увеличивает стоимость молодого выпускника вуза.

Но ситуация выравнивается: люди старшего поколения осваивают компьютер, а английский язык может стать не самым востребованным навыком ввиду конфликта с Грузией.

Сейчас компании не задумываются о том, как они буду находить тех людей, которые были в общем-то ценными для компании сотрудниками, но с ними все равно решили расстаться, когда ситуация стабилизируется. Ведь кризис не вечен, и многие специалисты, от которых сейчас активно избавляются, могут понадобиться вновь, но найти их будет уже сложнее.

Другое направление кадровой политики компаний в условиях кризиса, более гуманное: никого не увольняют, а просто останавливают набор новых сотрудников. При это, если человек добровольно покидает компанию, на его место никого не берут, а его обязанности распределяются между оставшимися членами коллектива.

И последняя тенденция кадровой политики, о которой уже упоминалось выше, это снижение зарплат, урезание бонусов и соцпакетов у работающих сотрудников, как с сокращением рабочего времени, так и с его сохранением. Так же имеют место отправления сотрудников в отпуск без содержания.

Продолжают набирать людей фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор и торговые сети. Понятно, что даже в кризис люди не перестанут есть, покупать лекарства, говорить по телефону.

Кадровые агентства, как и любое коммерческое предприятие, направлено на зарабатывание денег. Поэтому агентствам выгодно работать с клиентами по позициям с окладом от $2500 в месяц и выше до бесконечности. Как правило, агентства отказываются работать по меньшим позициям и делают исключения только для постоянных клиентов. Их можно понять: одно дело получить 20-30% комиссии (стандартный уровень вознаграждения кадрового агентства) от годового дохода при трудоустройстве специалиста с окладом $5000 и совсем другое – с окладом $1500. Что касается компаний-работодателей, то только крупные компании (или небольшие, но богатые, например, юридические конторы) могут позволить искать персонал, пользуясь услугами агентств и выплачивая им вышеуказанную комиссию за каждого трудоустроенного работника. Поэтому, кадровые агентства работают, в основном в дорогом сегменте кандидатов, соответственно, те анализы зарплат, которые они делают, касаются именно этого сегмента соискателей и далеки от общей картины на рынке труда.

Сейчас больше всего пострадали агентства, чья деятельность была сфокусирована на какой-то одной индустрии и приносила агентству большую часть дохода. Сильно страдают агентства, чьей специализацией была банковская отрасль. До последнего времени это был действительно выгодный бизнес: много вакансий, высокие зарплаты специалистов. Но фокусироваться на какой-то одной отрасли – это недолгосрочная стратегия, потому что агентство оказывается в полной зависимости от этой отрасли и попадает в кризис вместе с ней.

Следует отметить, что кризис затрагивает не все отрасли сразу, а идет волнообразно. Сначала была затронута финансовая отрасль и те индустрии, которые был с ней связаны напрямую (девелоперы), сейчас кризис переходит постепенно на остальные отрасли. В данной ситуации выигрывают те агентства, чья деятельность равномерно распределена между разными отраслями бизнеса: банки, FMCG, IT и другими. В таком случае удается минимизировать потери: страдает банковская отрасль, зато продолжает развиваться FMCG и убытки агентств минимизируются.

Кадровые агентства продолжают сотрудничество с компаниями из тех секторов, которые, несмотря на кризис, продолжают расти: фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор, торговые сети. Некоторые агентства вводят дополнительные услуги, например, аутплейсмент (когда компания сокращает человека, но при этом она обращается в кадровое агентство с просьбой трудоустроить его, для компании такая услуга стоит $4000-8000). Так же сейчас неплохо себя чувствуют агентства, занимающиеся поиском персонала с зарплатой $15 000 – 30 000 в месяц. Это говорит о том, что если работодатель ищет серьезного руководителя (неважно, новая это позиция или замена), он и будет продолжать искать его, несмотря на кризисные волнения. Жизнь-то продолжается, компании функционируют и набирают персонал.

Конечно, сейчас агентствам придется сложнее, ибо они будут еще жестче конкурировать со своим главным конкурентом – внутренними службами персонала компаний.

Преимущества от кризиса имеют компании сектора он-лайн рекрутмента, такие как headhunter, superjob, поскольку уволенные соискатели бросились размещать свои резюме, пополняя базу этих компаний. Их базы кандидатов могут стать ценным источником кадров, когда кризис закончится и компании-работодатели начнут опять активно набирать персонал. Конкуренция между компаниями он-лайн рекрутмента и кадровыми агентствами еще больше обострится.

Больше страдают крупные компании и дорогой сегмент. С другой стороны, доля дорогого сегмента невелика, а в условиях кризиса ценность пива будет выше ценности коньяка Hennessy только потому, что оно дешевле, поэтому выбор людей будет на стороне пива.

Крупным компаниям тяжелее перестраиваться, чем маленьким и средним, так же пострадают брендовые агентства (если говорить о B2B рынке), потому что в стоимость их услуг включена 30-50% наценка за бренд. Но в условиях кризиса розовые очки бренда будут сняты, ибо потребителю будет не до престижа. На передний план выходят небольшие компании и фрилансеры, а так же азиатские компании, работать в которых ранее было непрестижно.

Компании уже снижают затраты на маркетинг и административные расходы, а еще недавно у «Ренессанс Капитал» было выделено 15 миллионов долларов на рекрутмент на 2008 год.

Теперь все с грустью вспоминают 2007 год: как прекрасно мы росли на 20-30% в год, не прилагая для это больших усилий. Ведь если мы возьмем автомобильных дилеров, чем там занимался менеджер по продажам? Выстраиванием покупателей в очередь со словами: вам ждать два месяца, вам три, вам четыре. Ни о каком качестве услуг говорить нельзя, рынок рос, спрос превышал предложение. Что сейчас? А сейчас надо заниматься не командованием очередей, а повышением показателей внутренней эффективности, налаживанием контактов с клиентами, CRM, просто быть вежливыми с клиентами, наконец.

Если продолжить автомобильную тему, то средний срок эксплуатации нового автомобиля в США 3-5 лет, в России до недавних пор 2-3 года. А теперь сравните средний уровень дохода. Кто сказал, что в России надо машину менять каждые два года? Кто сказал, что все должны ездить на мерседесах? Мы это заработали?

Снижение затрат на маркетинг и рекламу, которое мы сейчас наблюдаем, обосновано. Раньше очень много денег тратилось впустую. В отечественной обувной компании в 2005 году рекламный бюджет был 3 миллиона долларов. В итоге все ботинки были распроданы стремительно, магазины стояли пустые, а дилеры, которые заплатили 100% предоплаты за товар получали его не осенью, когда должна приходить новая коллекция, а аккурат к зиме, к распродаже, ибо производство не справлялось с объемом полученных заказов, и все благодаря массированной рекламной кампании, хотя товар прекрасно продавался бы и без нее.

Таким образом, происходит смена неэффективного менеджмента. Сейчас менеджмент будет думать, как оптимально выстраивать бизнес-процессы, улучшать качество товаров и услуг, развивать отношения с клиентами, а не снимать сливки с быстрорастущего рынка.

Что касается маркетологов, то по мнению экспертов примерно 30% останутся на текущем месте работы, остальные буду уволены и начнут переквалифицироваться в другие специальности. В нашей стране нет конкуренции, соответственно маркетинг не нужен, нужны продажи, личные продажи, прямые продажи.

Маркетологов, как правило, набирают успешные компании, чтобы маркетолог объяснил руководству, что компания успешна. В связи с этим, у нас маркетинг направлен не на продажи, а на демагогию, теорию и необоснованную трату денег на рекламу.

В итоге будут востребованы маркетологи, которые смогут решать проблемы конкретного предприятия и продавать свои идеи руководству.

В условиях кризиса будет развиваться директ-маркетинг, причем бумажный, то есть рассылка писем обычной почтой. Электронная рассылка рассылка постепенно теряет свою эффективность ввиду перенасыщения информацией, полученной через интернет. Так же дополнительный толчок в развитии получит интернет-маркетинг, особенно контекстная реклама.

Возможно, начнет расти малый бизнес, ибо уволенным сотрудникам надо будет найти новый источник дохода.

Повлияет ли динамика цен на нефть на рынок труда? Динамика стоимости нефти мало взаимосвязана с сектором реальной экономики. Но стоит заметить, что после победы демократической партии США, политика нового президента Обамы будет сфокусирована на технологическом секторе, что может вызвать стагнацию цен на нефтяном рынке.

Ну и напоследок не стоит забывать, что одно из значений слова "кризис" в переводе с древнегреческого - это "решение" и "возможность". Старт-ап многих компаний был успешен именно в кризисное время, которое дает дополнительные возможности для качественного рывка. Не всем, конечно, а тем, кто их (возможности) смог распознать.