Совет народных комиссаров о социальных правах рабочих. Наркомы Октября. Что стало с членами первого правительства большевиков? Список использованной литературы

События февраля 1917 года открыли перед страной несколько вариантов развития хода событий: либеральный и революционный. Временное правительство ратовало за постепенное, эволюционное преобразование имеющихся проблем в стране путём реформ, Советы выступали за кардинальные перемены, смену власти. Однако Временному правительству не удалось ни удержать власть в своих руках, ни решить в существующих условиях насущные проблемы граждан. В октябре 1917 года на фоне смены власти было создано новое правительство.

Насыщенный событиями период с февраля по октябрь 1917 года – поляризация политических сил, рост популярности социалистического лагеря, правительственный кризис, корниловщина, большевизация Советов, — привёл к событиям октября 1917 года, II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов и созданию нового правительства.

Вечером 26 октября, на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов с целью реализации программы, принятых декретов было принято решение о создании нового правительства, которое получило название Совет Народных Комиссаров. 27 октября был издан «Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров». Изначально данный орган власти создавался как временное явление до созыва Учредительного собрания, которое было запланировано на 28 ноября 1917 года. С 1946 года Совнарком стал именоваться Советом министров РСФСР.

Состав СНК

В первый состав Совнаркома, сразу после его создания, входила только большевистская фракция. Это было связано с тем, что эсеры и меньшевики отказались признавать законными события октября 1917 года, а соответственно, не считали новое правительство легитимным. Они также выступили против назначения В.И. Ленина председателем СНК. Путём шантажа с их стороны была сделана попытка пересмотреть политический курс, назначить нового председателя, и только на этих условиях войти в состав. Однако попытка оказалась провальной. Исключением стало включение в состав Совнаркома после 10 декабря 1917 года левых эсеров.

Структура СНК

Формировалось правительство из народных комиссаров. Каждый из которых ведал определённой отраслью жизни страны, комиссариатом. Главой Совнаркома являлся его председатель. Первым председателем был В.И. Ленин. Должность заместителя председателя занимал Рыков А.И. С 1918 по 1937 год Совнарком являлся подотчётным ВЦИКу органом власти, с 1937 года – Верховному совету РСФСР.

После принятия конституции в июле 1918 года, в которой Совнарком был закреплён как постоянно действующий орган власти, было создано 18 комиссариатов:

  • Высший Совет народного хозяйства;
  • Продовольствия;
  • Земледелия;
  • Торговли и промышленности;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Связи;
  • Госконтроля;
  • Здравоохранения;
  • Финансовых дел;
  • Юстиции;
  • Военных дел;
  • Иностранных дел;
  • Морских дел;
  • По внутренним делам;
  • По делам национальностей;
  • Транспорт.

Деятельность СНК

Основные мероприятия, проведённые СНК после образования:

  • Декрет «О мире»: прекращение военных действий, отмена тайной дипломатии;
  • Декрет «Об отмене смертной казни»;
  • Декрет о земле»: создание новых принципов землевладения и землепользования, отмена частной собственности;
  • Декрет, отменяющий чины и сословия, права и привилегии чиновников;
  • Реформа судебной системы: упразднение института мировых судей, появились революционные трибуналы;
  • Реформирование армии;
  • Декрет «О рабочем контроле»;
  • Введение нового календаря с 1 февраля 1917 года;
  • Реформа правописания.

Цели и задачи СНК. Политическая программа нового правительств.

Главной идеей политической программы нового правительства являлось укрепление советской власти, политического режима, решение крестьянского и рабочего вопроса, замена регулярной армии, ликвидация частной собственности.

Цели и задачи:

  1. Укрепление политического режима;
  2. Национализация;
  3. Экономические преобразования;
  4. Повышения уровня жизни населения;
  5. Борьба с ростом цен, безработицей, ростом преступности, инфляцией;
  6. Решение аграрного и рабочего вопроса;
  7. Реформирование судебной системы, армии.

Плюсы и минусы нового правительства

Деятельность Совнаркома противоречива.

Достоинства:

  • Были осуществлены попытки реформирования и преобразования жизненно важных отраслей страны, уничтожены многие пережитки, тормозившие развитие хозяйства.

Недостатки:

  • Практически с самого начала своего существования СНК игнорировал двухпартийный ВЦИК, избранный II съездом, с целью контроля деятельности СНК.
  • Отсутствие в составе меньшевиков, эсеров, которые покинули съезд ещё до создания СНК, привело к формированию однопартийного правительства, что лишило шанса создать коалицию демократических сил, и привело к нарастанию противостояния в обществе.

    Отсутствие конкретных планов, видений структуры госаппарата, схем организации власти, органов управления в купе с борьбой за власть привело к ухудшению положения населения.

    Совмещал в себе и законодательную, и исполнительную, и административную власть.

Участники СНК

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. И. Ульянов-Ленин

Народный комиссар иностранных дел

Л. Д. Троцкий

Народный комиссар внутренних дел

А. И. Рыков

Народный комиссар земледелия

В. П. Милютин

Комитет по военно-морским делам

В. А. Антонов-Овсеенко, И. В. Крыленко, Д. Е. Дыбенко

Народный комиссар труда

А. Г. Шляпников

Народный комиссар торговли и промышленности

В. П. Ногин

Народный комиссар народного просвещения

А. В. Луначарский

Народный комиссар финансов

И. И. Скворцов-Степанов

Народный комиссар юстиции

Г. И. Ломов

Народный комиссар продовольствия

И. А. Теодорович

Народный комиссар почти телеграфов

Н. П. Авилов (Глебов)

Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин (Джугашвили)

Заключение

Деятельность Совнаркома в существующих условиях была довольно противоречива: не имея возможность реализовывать программу, замыслы мирным путём, практически с первых дней использовались методы принуждения, директивные меры. Многие декреты СНК не превратились в реально действующие законы, а так и остались на бумаге.

Из 15 первых советских наркомов девять стали жертвами «Большого террора».

Совет народных комиссаров — правительство России во главе с В. И. Лениным. декабрь 1917-январь 1918.

Первое правительство после победы Октябрьской революции было сформировано в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября (по старому стилю) 1917 года.

Изначально большевики рассчитывали договориться об участии в нём представителей других социалистических партий, в частности левых эсеров, однако добиться такой договорённости не удалось. В итоге первое революционное правительство оказалось чисто большевистским.

Авторство термина «народный комиссар» приписывали себе несколько революционных деятелей, в частности Лев Троцкий. Большевики хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие своей власти от царского и Временного правительств.

Термин «Совет Народных Комиссаров» как определение советского правительства просуществует до 1946 года, пока не будет заменён на более привычный ныне «Совет министров».

Первый состав Совета Народных Комиссаров просуществует всего несколько дней. Ряд его членов откажутся от своих постов из-за политических противоречий, связанных в основном всё с тем же вопросом об участии в правительстве членов других социалистических партий.



В первый состав Совета Народных Комиссаров вошли:

председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов (Ленин);

нарком по внутренним делам Алексей Рыков;

нарком земледелия Владимир Милютин;

нарком труда Александр Шляпников;

наркомат по военным и морским делам — комитет в составе: Владимир Овсеенко (Антонов), Николай Крыленко и Павел Дыбенко;

нарком по делам торговли и промышленности Виктор Ногин;

нарком народного просвещения Анатолий Луначарский;

нарком финансов Иван Скворцов (Степанов);

нарком по иностранным делам Лев Бронштейн (Троцкий);

нарком юстиции Георгий Оппоков (Ломов);

нарком по делам продовольствия Иван Теодорович;

нарком почт и телеграфов Николай Авилов (Глебов);

нарком по делам национальностей Иосиф Джугашвили (Сталин);

пост народного комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещённым.

Биографии главы первого советского правительства Владимира Ленина и первого наркома по делам национальностей Иосифа Сталина известны широкой публике достаточно хорошо, поэтому поговорим об остальных наркомах.


Алексей Рыков

Первый нарком внутренних дел пробыл в своей должности всего девять дней, однако успел подписать исторический документ о создании милиции. Покинув пост наркома, Рыков перешёл на работу в Моссовет.

Алексей Рыков

В дальнейшем Алексей Рыков занимал высокие государственные посты, а с февраля 1924 года официально возглавил советское правительство — Совнарком СССР.

Карьера Рыкова пошла вниз в 1930 году, когда он был снят с должности главы правительства. Рыков, долго поддерживавший Николая Бухарина, был объявлен «правым уклонистом», и избавиться от этого клейма так и не смог, несмотря на многочисленные покаянные речи.

На пленуме партии в феврале 1937 года исключён из ВКП(б) и 27 февраля 1937 года арестован. На допросах признал себя виновным. В качестве одного из главных обвиняемых привлечён к открытому процессу по делу «Правотроцкистского антисоветского блока». 13 марта 1938 года был приговорён к смертной казни и 15 марта расстрелян. Рыков был полностью реабилитирован Главной Военной прокуратурой СССР в 1988 году.


Владимир Милютин

Через девять дней после создания первого советского правительства Милютин выступил за создание коалиционного правительства и в знак протеста против решения ЦК подал заявление о выходе из ЦК и СНК, после признал ошибочность своих заявлений и отозвал своё заявление о выходе из ЦК.

Владимир Милютин

Впоследствии занимал высокие посты в правительстве, с 1928 по 1934 годы был заместителем Председателя Госплана СССР.

26 июля 1937 года арестован. 29 октября 1937 года приговорён к смертной казни за принадлежность к контрреволюционной организации «правых». 30 октября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.


Александр Шляпников

Шляпников также выступал за включение в состав правительства членов других политических партий, однако, в отличие от коллег, свой пост не покинул, продолжив работу в правительстве. Спустя три недели в дополнение к обязанностям наркома труда на него были возложены также обязанности наркома торговли и промышленности.

Александр Шляпников

В партии большевиков Шляпников являлся лидером так называемой «рабочей оппозиции», особенно ярко проявившей себя в партийной дискуссии о роли профсоюзов. Он полагал, что задачей профсоюзов является организация управления народным хозяйством, и они должны забрать эту функцию у партии.

Позиция Шляпникова была резко раскритикована Лениным, что сказалось на дальнейшей судьбе одного из первых советских наркомов.

В дальнейшем он занимал второстепенные должности, например работал председателем правления акционерного общества «Металлоимпорт».

Воспоминания Шляпникова «Семнадцатый год» вызвали острую критику в партии. В 1933 году он был исключён из ВКП(б), в 1934 году административно выслан в Карелию, в 1935 году за принадлежность к «рабочей оппозиции» осуждён на 5 лет — наказание, заменённое ссылкой в Астрахань.

В 1936 году Шляпников был вновь арестован. Его обвинили в том, что, будучи руководителем контрреволюционной организации «Рабочая оппозиция», он осенью 1927 года дал директиву харьковскому центру этой организации о переходе к индивидуальному террору как методу борьбы против ВКП(б) и Советского правительства, а в 1935-1936 годах давал директивы о подготовке террористического акта против Сталина. Шляпников виновным себя не признал, но по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР 2 сентября 1937 года был расстрелян. 31 января 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Александра Шляпникова за отсутствием в его действиях состава преступления.


Судьба членов триумвирата, возглавившего оборонное ведомство, была довольно схожей — все они в течение многих лет занимали высокие государственные посты, и все они стали жертвами «большого террора».

Владимир Антонов-Овсеенко, Николай Крыленко, Павел Дыбенко

Владимир Антонов-Овсеенко, во время вооружённого восстания в Петрограде арестовавший Временное правительство, являлся одним из создателей Красной Армии, много лет провёл на дипломатической работе, во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне, оказав большую помощь республиканским войскам как военный советник.

По возвращении из Испании был арестован, 8 февраля 1938 года приговорён к расстрелу «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Расстрелян 10 февраля 1938 года. Реабилитирован посмертно 25 февраля 1956 года.

Николай Крыленко был одним из создателей советского права, занимал посты наркома юстиции РСФСР и СССР, прокурора РСФСР и председателя Верховного Суда СССР.

Крыленко считается одним из «архитекторов Большого террора» 1937-1938 годов. По иронии судьбы, Крыленко сам стал его жертвой.

В 1938 году на первой сессии Верховного Совета СССР Крыленко подвергся критике. Вскоре после этого снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован. Про приговору Военной коллегий Верховного Суда СССР расстрелян 29 июля 1938 года. В 1956 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Павел Дыбенко сделал военную карьеру, носил звание командарма 2-го ранга, командовал войсками в различных военных округах. В 1937 году принимал активное участие в репрессиях в рядах армии. Дыбенко входил в состав Специального судебного присутствия, осудившего группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского» в июне 1937 года.

В феврале 1938 году был арестован уже сам Дыбенко. Он признал себя виновным в участии в антисоветском троцкистском военно-фашистском заговоре. 29 июля 1938 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.


Виктор Ногин

Выступая за создание «однородного социалистического правительства», Ногин оказался в числе тех, кто покинул Совнарком спустя несколько дней. Однако Ногин через три недели «признал ошибки» и продолжил работать на руководящих должностях, но уже более низкого уровня. Занимал посты комиссара труда Московской области, а затем заместителя наркома труда РСФСР.

Виктор Ногин

Умер 2 мая 1924 года, похоронен на Красной площади. Фамилия одного из первых советских наркомов по сей день увековечена в названии подмосковного города Ногинска.


Анатолий Луначарский

Нарком просвещения был одной из самых устойчивых фигур в советском правительстве, бессменно занимая свой пост в течение 12 лет.

Анатолий Луначарский

Благодаря Луначарскому было сохранено немало исторических памятников, налажена деятельность учреждений культуры. Были, правда, и весьма неоднозначные решения — в частности, уже на излёте своей карьеры наркома, Луначарский готовил перевод русского языка на латинский алфавит.

В 1929 году он был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР.

В 1933 году Луначарский был отправлен полпредом СССР в Испанию. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию на французском курорте Ментона. Урна с прахом Анатолия Луначарского захоронена в Кремлёвской стене.


Иван Скворцов (Степанов)

На момент назначения наркомом Скворцов занимал пост члена Московского военно-революционного комитета. Узнав о своём назначении, Скворцов объявил, что он теоретик, а не практик, и от должности отказался. В дальнейшем занимался публицистикой, с 1925 года ответственный редактор газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», с 1927 года — зам. ответственного секретаря газеты «Правда», одновременно с 1926 года директор Института Ленина при ЦК ВКП(б).

Иван Скворцов (Степанов)

В партийной прессе Скворцов выступал как активный сторонник Сталина, однако до высших государственных постов не добрался — 8 октября 1928 года умер от тяжёлой болезни. Прах захоронен в Кремлевской стене.


Лев Бронштейн (Троцкий)

Один из главных лидеров большевиков, второе лицо в партии после Ленина, в 1920-х годах вчистую проиграл во внутрипартийной борьбе, и в 1929 году был вынужден покинуть СССР в качестве политического эмигранта.

Лев Бронштейн (Троцкий)

Заочное противостояние со сталинским курсом Троцкий продолжал до 1940 года, пока оно не было прервано в августе 1940 года ударом ледоруба, нанесённым агентом НКВД Рамоном Меркадером.


Георгий Оппоков (Ломов)

Для Георгия Оппокова пребывание на посту наркома в течение нескольких дней стало вершиной его политической карьеры. В дальнейшем он продолжил свою деятельность на второстепенных должностях, таких, как председатель Нефтесиндиката, председатель правления «Донуголь», заместитель председателя Госплана СССР, член бюро Комиссии советского контроля при СНК СССР.

Георгий Оппоков (Ломов)

В июне 1937 года в рамках «Большого террора» Оппоков был арестован, по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 30 декабря 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1956 году.


Иван Теодорович

Как и другие сторонники создания правительства из числа членов различных социалистических партий, Теодорович объявил о выходе из правительства, но свои обязанности исполнял до декабря 1917 года.

Иван Теодорович

В дальнейшем являлся членом коллегии Наркомзема, а с 1922 года заместителем наркома земледелия. В 1928-1930 годах генеральный секретарь Крестьянского интернационала.

Арестован 11 июня 1937 года. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 20 сентября 1937 г. по обвинению в участии в антисоветской террористической организации к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.


Николай Авилов (Глебов)

Авилов занимал свой пост до решения о создании коалиционного правительства с левыми эсерами, после чего сменил должность наркома на пост помощника директора Государственного банка. В дальнейшем занимал различные должности второго ранга, являлся наркомом труда Украины. С 1923 по 1926 год Авилов был лидером ленинградских профсоюзов и стал одним из лидеров так называемой «ленинградской оппозиции», что десять лет спустя стало для него роковым обстоятельством.

Николай Авилов (Глебов)

С 1928 года Авилов руководил «Сельмашстроем», а с 1929 года стал первым директором ростовского завода сельхозмашин «Ростсельмаш».

19 сентября 1936 года Николай Авилов арестован по обвинению в террористической деятельности. 12 марта 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Приговор приведён в исполнение 13 марта 1937 года. Реабилитирован в 1956 году.



См.также:

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти - «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй - Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.

Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. В состав СНК входили народные комиссары, руководившие народными комиссариатами (наркоматами, НК). Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках; при образовании СССР также и на союзном уровне был создан Совет Народных Комиссаров СССР.

Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Орган общего управления делами РСФСР - который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

[править]Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

по иностранным делам;

по военным делам;

по морским делам;

по внутренним делам;

социального обеспечения;

просвещения;

почт и телеграфов;

по делам национальностей;

по финансовым делам;

путей сообщения;

земледелия;

торговли и промышленности;

продовольствия;

Государственного контроля;

Высший Совет Народного Хозяйства;

здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

внутренней торговли;

финансов

внутренних дел

просвещения

здравоохранения

земледелия

социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

пищевой промышленности

легкой промышленности

лесной промышленности

земледелия

зерновых совхозов

животноводческих совхозов

финансов

внутренней торговли

здравоохранения

просвещения

местной промышленности

коммунального хозяйства

социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

План
Введение
1 Общая информация
2 Законодательная база СНК РСФСР
3 Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России
4 Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
5 Народные комиссары
6 Источники
Список литературы

Введение

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования СССР аналогичный орган был создан и на союзном уровне.

1. Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.

СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

2. Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

· управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

· издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

· по иностранным делам;

· по военным делам;

· по морским делам;

· по внутренним делам;

· юстиции;

· социального обеспечения;

· просвещения;

· почт и телеграфов;

· по делам национальностей;

· по финансовым делам;

· путей сообщения;

· земледелия;

· торговли и промышленности;

· продовольствия;

· Государственного контроля;

· Высший Совет Народного Хозяйства;

· здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

· внутренней торговли;

· финансов

· внутренних дел

· юстиции

· просвещения

· здравоохранения

· земледелия

· социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

· пищевой промышленности

· легкой промышленности

· лесной промышленности

· земледелия

· зерновых совхозов

· животноводческих совхозов

· финансов

· внутренней торговли

· юстиции

· здравоохранения

· просвещения

· местной промышленности

· коммунального хозяйства

· социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

3. Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России

· Председатель Совета Народных Комиссаров - Владимир Ульянов (Ленин)

· Нарком по внутренним делам - А. И. Рыков

· Нарком земледелия - В. П. Милютин

· Нарком труда - А. Г. Шляпников

· Наркомат по военным и морским делам - комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК - Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко

· Нарком по делам торговли и промышленности - В. П. Ногин

· Нарком народного просвещения - А. В. Луначарский

· Нарком финансов - И. И. Скворцов (Степанов)

· Нарком по иностранным делам - Л. Д. Бронштейн (Троцкий)

· Нарком юстиции - Г. И. Оппоков (Ломов)

· Нарком по делам продовольствия - И. А. Теодорович

· Нарком почт и телеграфов - Н. П. Авилов (Глебов)

· Нарком по делам национальностей - И. В. Джугашвили (Сталин)

· Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.

Вакантаный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков).

4. Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР

5. Народные комиссары

Заместители председателя:

· Рыков А. И. (с кон. мая 1921-?)

· Цюрупа А. Д. (5.12.1921-?)

· Каменев Л. Б. (янв. 1922-?)

Иностранных дел:

· Троцкий Л. Д. (26.10.1917 - 8.04.1918)

· Чичерин Г. В. (30.05.1918 - 21.07.1930)

По военным и морским делам:

· Антонов-Овсеенко В. А. (26.10.1917-?)

· Крыленко Н. В. (26.10.1917-?)

· Дыбенко П. Е. (26.10.1917-18.3.1918)

· Троцкий Л. Д. (8.4.1918 - 26.1.1925)

Внутренних дел:

· Рыков А. И. (26.10. - 4.11.1917)

· Петровский Г. И. (17.11.1917-25.3.1919)

· Дзержинский Ф. Э. (30.3.1919-6.7.1923)

· Ломов-Оппоков Г. И. (26.10 - 12.12.1917)

· Штейнберг И. З. (12.12.1917 - 18.3.1918)

· Стучка П. И. (18.3. - 22.8.1918)

· Курский Д. И. (22.8.1918 - 1928)

· Шляпников А. Г. (26.10.1917 - 8.10.1918)

· Шмидт В. В. (8.10.1918-4.11.1919 и 26.4.1920-29.11.1920)

Государственного призрения (с 26.4.1918 - Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):

· Винокуров А. Н. (март 1918-4.11.1919; 26.4.1919-16.4.1921)

· Милютин Н. А. (и. д. наркома, июнь-6.7.1921)

Просвещения:

· Луначарский А. В. (26.10.1917-12.9.1929)

Почт и телеграфов:

· Глебов (Авилов) Н. П. (26.10.1917-9.12.1917)

· Прошьян П. П. (9.12.1917 - 18.03.1918)

· Подбельский В. Н. (11.4.1918 - 25.2.1920)

· Любович А. М. (24.3-26.5.1921)

· Довгалевский В. С. (26.5.1921-6.7.1923)

По делам национальностей:

· Сталин И. В. (26.10.1917-6.7.1923)

Финансов:

· Скворцов-Степанов И. И. (26.10.1917 - 20.1.1918)

· Бриллиантов М. А. (19.1.-18.03.1918)

· Гуковский И. Э. (апрель-16.8.1918)

· Сокольников Г. Я. (23.11.1922-16.1.1923)

Путей сообщения:

· Елизаров М. Т. (8.11.1917-7.1.1918)

· Рогов А. Г. (24.2.-9.5.1918)

· Невский В. И. (25.7.1918-15.3.1919)

· Красин Л. Б. (30.3.1919-20.3.1920)

· Троцкий Л. Д. (20.3-10.12.1920)

· Емшанов А. И. (20.12.1920-14.4.1921)

· Дзержинский Ф. Э. (14.4.1921-6.7.1923)

Земледелия:

· Милютин В. П. (26.10 - 4.11.1917)

· Колегаев А. Л. (24.11.1917 - 18.3.1918)

· Середа С. П. (3.4.1918 - 10.02.1921)

· Осинский Н. (зам. Наркома, 24.3.1921-18.1.1922)

· Яковенко В. Г. (18.1.1922-7.7.1923)

Торговли и промышленности:

· Ногин В. П. (26.10. - 4.11.1917)

· Смирнов В. М. (25.1.1918-18.3.1918)

Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства с до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования аналогичный орган был создан и на союзном уровне

История

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК поручил и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство. Название «Совет народных комиссаров» было предложено : Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.
- Как назвать его? - рассуждал вслух . Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.
- Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?
- Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?
- Совет Народных Комиссаров?
- Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией. Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции. СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г. Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Деятельность

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38) Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45). О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40). Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

  • По иностранным делам;
  • По военным делам;
  • По морским делам;
  • По внутренним делам;
  • Юстиции;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Почты и телеграфов;
  • По делам национальностей;
  • По финансовым делам;
  • Путей сообщения;
  • Торговли и промышленности;
  • Продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • Здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44). С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • Внутренней торговли;
  • Труда;
  • Финансов;
  • Внутренних дел;
  • Юстиции;
  • Просвещения;
  • Здравоохранения;
  • Земледелия;
  • Социального обеспечения;
  • ВСНХ.

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.) С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР. С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • Пищевой промышленности;
  • Легкой промышленности;
  • Лесной промышленности;
  • Земледелия;
  • Зерновых совхозов;
  • Животноводческих совхозов;
  • Финансов;
  • Внутренней торговли;
  • Юстиции;
  • Здравоохранения;
  • Просвещения;
  • Местной промышленности;
  • Коммунального хозяйства;
  • Социального обеспечения.

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.