Дайте людям пирожное если нет хлеба. Крылатые фразы известных людей, которые они никогда не произносили. «Франко-прусскую войну выиграл немецкий школьный учитель»

План
Введение
1 История фразы
2 Современное употребление
3 В кино

Введение

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» - русский перевод легендарной французской фразы: «Qu’ils mangent de la brioche», букв. «Пусть они едят бриоши», ставшей символом крайней отрешённости верховной абсолютистской власти от реальных проблем простого народа. Имеет запутанное происхождение. По наиболее расхожей версии принадлежит Марии-Антуанетте, хотя хронологическое сопоставление биографических данных королевы не соответствует ни дате появления фразы, ни её содержанию.

1. История фразы

Данную фразу впервые записал Жан-Жак Руссо в своей исторической книге «Признания» (1766-1770). Согласно Руссо, её произнесла молодая французская принцесса, которую затем народная молва, а также многие историки, отождествили впоследствии с Марией-Антуанеттой (1755-1792).

Будучи оповещенной о голоде среди французских крестьян, королева якобы ответила буквально следующее: «Если у них нет хлеба, то пусть едят бриоши (пирожные)!». Хронологически проблема заключается в том, что Мария-Антуанетта на тот момент (по записям - 1769 году) была ещё незамужней принцессой и жила в своей родной Австрии. Во Францию она прибыла лишь в 1770 г. Как и упомянуто выше, в своём произведении Руссо не указал конкретного имени. Несмотря на нынешнюю популярность фразы, она практически не употреблялась во времена Великой Французской революции. По-видимому, меткую фразу придумал сам Руссо, поскольку ему и многим другим французам очень хотелось верить, что её на самом деле произнесла королева, ставшая всем ненавистной накануне революции.

На некую «приписанность» фразы указывает и то, что сама Мария-Антуанетта занималась благотворительностью и сочувственно относилась к неимущим, а потому данное выражение несколько не соответствовало её характеру. Вместе с тем, она любила красивую, экстравагантную жизнь, которая привела к истощению королевской казны, за что королева получила прозвище «мадам Дефицит».

Некоторые источники приписывают авторство афоризма другой французской королеве, произнёсшей его за сто лет до супруги Людовика XVI. В частности об этом говорит в своих воспоминаниях граф Прованский, не замеченный в рядах рьяных защитников чести Марии-Антуанетты. Другие мемуаристы XVIII века называют авторами дочерей Людовика XV (мадам Софию или мадам Викторию) .

2. Современное употребление

Данная фраза часто употребляется современными СМИ. Так, американские радиостанции в период экономического кризиса 2008-2009 годов крутили записи, в которых рассказывали о советах гражданам по сбережению денег, среди которых назывались поездка на Гавайи один раз в год на 7 дней вместо двух раз по три-четыре дня; призыв заправляться бензином ночью, когда он более плотный и проч. В ответ радиослушатели начали присылать гневные отклики о том, что многие американцы уже давно не могут позволить себе отпуск в принципе или же у них отобрали машину и даже жильё за долги, называя советы радиостанции современным эквивалентом фразы о «пирожных».

Также фраза о пирожных несколько раз употреблялась для описания сомнительной актуальности латиноамериканских сериалов, в которых жизнь роскошных фазенд заполнена различными любовными страстями, при том, что основная масса населения латиноамериканских стран не имеют дома даже канализации.

· Мария-Антуанетта (фильм, 2006)

1. Мария-Антуанетта: пусть едят пирожные! | Интересный мир

2. Фрэзер А. Мария-Антуанетта. Жизненный путь.. - М: Хранитель, 2007. - 182-183 с.

3. why superficially about as representative of the country as a whole as Marie Antoinette and her shepherde

История фразы

Данная фраза впервые упоминается Жан-Жаком Руссо в «Исповеди» (1766-1770). Однако не совсем в том виде, в котором ее привыкли цитировать. Согласно Руссо, эту фразу произнесла молодая французская принцесса, которую народная молва, а также многие историки, отождествили впоследствии с Марией-Антуанеттой (1755-1793):

Как сделать, чтобы иметь хлеб? <…> Покупать сам я никогда бы не решился. Чтобы важный господин, при шпаге, пошел к булочнику купить кусок хлеба - как это можно! Наконец я вспомнил, какой выход придумала одна принцесса; когда ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила: «Пускай едят бриоши », и я стал покупать бриоши. Но сколько сложностей, чтобы устроить это! Выйдя один из дому с этим намерением, я иногда обегал весь город, проходя по крайней мере мимо тридцати кондитерских, прежде чем зайти в какую-нибудь из них.

Жан-Жак Руссо. «Исповедь».

Хронологически проблема заключается в том, что Мария-Антуанетта на тот момент (по записям - 1769 году) была ещё незамужней принцессой и жила в своей родной Австрии. Во Францию она прибыла лишь в 1770 г. Как и упомянуто выше, в своём произведении Руссо не указал конкретного имени. Несмотря на нынешнюю популярность фразы, она практически не употреблялась во времена Великой Французской революции . По-видимому, меткую фразу придумал сам Руссо, поскольку ему и многим другим французам очень хотелось верить, что её на самом деле произнесла королева, ставшая всем ненавистной накануне революции.

На приписанность фразы указывает и то, что сама Мария-Антуанетта занималась благотворительностью и сочувственно относилась к неимущим, а потому данное выражение несколько не соответствовало её характеру. Вместе с тем, она любила красивую, экстравагантную жизнь, которая привела к истощению королевской казны, за что королева получила прозвище «мадам Дефицит».

Некоторые источники приписывают авторство афоризма другой французской королеве - Марии Терезии , произнёсшей его за сто лет до супруги Людовика XVI . В частности об этом говорит в своих воспоминаниях граф Прованский , не замеченный в рядах рьяных защитников чести Марии-Антуанетты. Другие мемуаристы XVIII века называют авторами дочерей Людовика XV (мадам Софию или мадам Викторию) .

Современное употребление

Данная фраза часто употребляется современными СМИ . Так, американские радиостанции в период экономического кризиса 2008-2009 годов крутили записи, в которых рассказывали о советах гражданам по сбережению денег, среди которых назывались поездка на Гавайи один раз в год на 7 дней вместо двух раз по три-четыре дня; призыв заправляться бензином ночью, когда он более плотный, и проч. В ответ радиослушатели начали присылать гневные отклики о том, что многие

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» - русский перевод легендарной французской фразы : «Qu’ils mangent de la brioche», букв. «Пусть они едят бриоши », ставшей символом крайней отрешённости верховной абсолютистской власти от реальных проблем простого народа. Имеет запутанное происхождение. По наиболее расхожей версии принадлежит Марии-Антуанетте , хотя хронологическое сопоставление биографических данных королевы не соответствует ни дате появления фразы, ни её содержанию.

История фразы

Данная фраза впервые упоминается Жан-Жаком Руссо в «Исповеди » (1766-1770). Однако не совсем в том виде, в котором её привыкли цитировать. Согласно Руссо, эту фразу произнесла молодая французская принцесса, которую народная молва, а также многие историки, отождествили впоследствии с Марией-Антуанеттой (1755-1793):

Как сделать, чтобы иметь хлеб? <…> Покупать сам я никогда бы не решился. Чтобы важный господин, при шпаге, пошел к булочнику купить кусок хлеба - как это можно! Наконец я вспомнил, какой выход придумала одна принцесса; когда ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила: «Пускай едят бриоши », и я стал покупать бриоши. Но сколько сложностей, чтобы устроить это! Выйдя один из дому с этим намерением, я иногда обегал весь город, проходя по крайней мере мимо тридцати кондитерских, прежде чем зайти в какую-нибудь из них.

Жан-Жак Руссо. «Исповедь».

Хронологически проблема заключается в том, что Мария-Антуанетта на тот момент (по записям - 1769 году) была ещё незамужней принцессой и жила в своей родной Австрии. Во Францию она прибыла лишь в 1770 г. Как и упомянуто выше, в своём произведении Руссо не указал конкретного имени. Несмотря на нынешнюю популярность фразы, она практически не употреблялась во времена Великой французской революции .

На приписанность фразы указывает и то, что сама Мария-Антуанетта занималась благотворительностью и сочувственно относилась к неимущим, а потому данное выражение несколько не соответствовало её характеру. Вместе с тем, она любила красивую, экстравагантную жизнь, которая привела к истощению королевской казны, за что королева получила прозвище «мадам Дефицит».

Некоторые источники приписывают авторство афоризма другой французской королеве - Марии Терезии , произнёсшей его за сто лет до супруги Людовика XVI . В частности об этом говорит в своих воспоминаниях граф Прованский , не замеченный в рядах рьяных защитников чести Марии-Антуанетты. Другие мемуаристы XVIII века называют авторами дочерей Людовика XV (мадам Софию или мадам Викторию) .

Современное употребление

Данная фраза часто употребляется современными СМИ . Так, американские радиостанции в период экономического кризиса 2008-2009 годов крутили записи, в которых рассказывали о советах гражданам по сбережению денег, среди которых назывались поездка на Гавайи один раз в год на 7 дней вместо двух раз по три-четыре дня; призыв заправляться бензином ночью, когда он более плотный, и проч. В ответ радиослушатели начали присылать гневные отклики о том, что многие американцы уже давно не могут позволить себе отпуск в принципе или же у них отобрали машину и даже жильё за долги, называя советы радиостанции современным эквивалентом фразы о «пирожных».

В своих записных книжках писатель Л. Пантелеев отмечал:

Марию-Антуанетту обвиняли в авторстве издевательской фразы:
- Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожное.
Но автор этой фразы - сам народ. В Новгородской деревне говорят:
- Хлеба не станет - будем пряники есть.
И еще:
- Что нам хлеб - были бы пироги.

См. также

Напишите отзыв о статье "Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!

Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем.
– Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
– Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.]
Ипполит, фыркнув, засмеялся.
– Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.]
Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил:
– Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s"y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.]
Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
– Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.
Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием…
Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами.
– Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
– Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.
– Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет.
Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб.
– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.
– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?…
– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо…
Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.
– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.
– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.

Российская власть должна держать

свой народ в состоянии постоянного изумления.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Казалось бы, Правительство и экономический блок не способны уже ничем изумить население. Однако это не так. Еще летом глава Минпромторга Д.Мантуров обрадовал россиян, что «Правительство России определилось с суммой, которую выделит на программу продуктовых карточек для населения… Малоимущие россияне, для которых предусмотрена адресная продовольственная помощь, будут получать около 10 тыс. в год».

Если довериться Д.Мантурову и разделить 10 тыс. рублей в год, то Правительство собиралось осчастливить россиян на 833 руб. в месяц или чуть больше 27 руб. в день. Если открыть сайт производителей Доширака, то выяснится, что самая дешевая коробочка лапши Доширак стоит 26 рублей. Т.е. щедрости господ Мантурова и иже с ним хватит на приобретение ровно одной коробочки Доширака в день. А еще говорят, что Правительство плохо обосновывает свои программы и пожелания. На примере с продовольственными карточками все сделано со скрупулезной точностью. Коробка Доширака на день – и будь доволен.

Но это – присказка. А теперь – сказка. 26 октября с.г. директор департамента бюджетной политики Минфина РФ Светлана Гашина передала вердикт своего шефа – А.Силуанова: программу продовольственных карточек для беднейшей части населения России, которая обсуждалась в правительстве больше трех лет, придется отложить на неопределенный срок. В качестве причины, по ее словам, выступают отсутствие средств бюджета на программу, и разногласия ведомств в расчете количества нуждающихся. Т.е. даже посуленного пакета Доширака беднейшие россияне в 2018 году не увидят.

На Доширак россиянам, живущим за гранью нищеты, у правительства денег не нашлось. Чего не скажешь о саудовских принцах. 26 октября, генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев радостно сообщил, что Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с ведущими российскими и международными партнерами примет участие в проекте по созданию города будущего Neom в Саудовской Аравии. Город будет полностью обеспечен только солнечной и ветряной энергией и станет технологическим хабом для стран Азии и Африки. Как заявил Дмитриев журналистам: «РФПИ намерен выступить в качестве соинвестора с другими международными фондами, а также привлекать к созданию города Neom ведущие российские компании».

Теперь небольшая справка. РФПИ – суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации с зарезервированным капиталом 10 млрд. долларов под управлением. РФПИ осуществляет прямые инвестиции в лидирующие и перспективные российские компании совместно с ведущими инвесторами мира. Фонд создан в 2011 году по инициативе Президента и Председателя Правительства Российской Федерации. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими международными инвесторами, играя роль катализатора в привлечении прямых инвестиций в Россию. Де юре РФПИ является независимой организацией. Однако де факто через наблюдательный совет и исполнительную дирекцию им руководит экономический блок правительства и Центробанк.

В заключение две справки. Приведу некоторые цифры о выплатах гражданам Саудовской Аравии средств из бюджета: за каждого новорожденного семье выплачивается 70 тыс.долларов, новобрачным дарится 64 тыс. долларов, на открытие личного бизнеса единовременно выдается 50 тыс.долларов, образование и медицина – бесплатные, государство полностью оплачивает саудовской молодежи обучение и стажировку в зарубежных университетах, включая самые дорогие. Государство также оплачивает до 50% стоимости автомобиля, если человек служил в вооруженных силах – 65%, а если был ранен или получил правительственную награду – 100%. Также отменена для граждан королевства квартирная плата, плата за электроэнергию и коммунальные услуги.

Теперь коротко о РФПИ. Фонд гордится тем, что привлек 30 млрд.долларов почти за шесть лет работы. Не вполне понятно, какая часть этих денег пошла в Россию, а какая – в Саудовскую Аравию и другие экзотические места вложения. Что касается размеров, то эта сумма заметно меньше, чем прямые инвестиции, которые за те же 2011-2017 гг. привлек маленький Вьетнам.

Вполне очевидно, что нынешние времена – это весьма тяжелый период времени для страны, что обусловлено как внешними, так и внутренними причинами. В этих условиях Правительство, Центральный Банк казалось бы, должны делать все для консолидации общества, реагировать на все усиливающийся со стороны общества запрос на социальную справедливость, стремиться в максимально короткое время включиться в новую производственную революцию. Однако, исходя из официально информации, все происходит прямо противоположным образом.