Татами - это вековые традиции востока. Что такое татами Само слово «татами» в переводе с японского дословно означает «свернутый, составленный». Фактически татами — это циновки, которые используют для покрытия пола в Японии

Оригинал взят у zajcev_ushastyj в Про татами

Обещала разным людям аж целую серию "общепознавательных" постов про всякие японские очень бытовые вещи. Опять выяснилось, что далеко не все, что я сама считаю общеизвестным, таковым является на самом деле.

Потому все-таки решила немного написать на эту тему. Ну, а если кому из вас это все давно известно - смело пропускайте, вряд ли тут будет что-то новое.

Стало быть, татами. Такая же совершенно японская штука, как и суши с гейшами. Сидеть на татами и кушать суши в компании гейш - ну, чистая японщина.



Картинка для привлечения внимания. Да, татами могут быть и такими, хотя конкретно такие используют для украшения интерьера, практической пользы от подобных милых финтифлюшек не очень много.

Татами же "настоящие" - вещь серьезная, солидная и с очень длинной историей.



Татами по-японски пишутся красивым иероглифом - 畳 - и представляют из себя массивную тяжелую плиту, сложносоставленную из разных материалов, преимущественно всякой соломы.




Вот это - татами, для практического использования в жизни.

Размеры татами зависят прежде всего от того места, где они были изготовлены. Разве что толщина варьируется в зависимости от конкретного производителя и "внутреннего содержания" татами. Обычные татами имеют толщину от 4 до 5.5 см.

Есть татами местные, киотосские, старостоличные. Так и называются - "кйома" 京間 (иногда "хонма" 本間 или "кансайма" 関西間). Размеры - 955 мм на 1910 мм. Считаются самыми древними японскими татами, прародителями, так сказать. Имеют хождение по всей Средней Японщине, включая Шикоку и Кюшю.

Есть татами новостоличные, называются "эдома" 江戸間 (или "кантома" 関東間, "инакама" 田舎間, "гохачима" 五八間). Размеры - 880 мм на 1760 мм. Изящные такие. Как понятно из названия, производятся и употребляются в восточно-столичном регионе и вокруг него.

Есть татами среднеяпонские - ни нашим, ни вашим - называются "чюкйома" 中京間 (или "сабурокума" 三六間). Размеры - 910 мм на 1820 мм. Средненькие, ага. "Носят" такие в тех районах, которые не захотели поддерживать моду ни одной из столиц. Типа, сами себе хозяева. В Нагое такие, в Фукушиме, Иватэ и еще кое-где, как на севере, так и вполне себе в центре.

Есть татами бюджетные, для сдающихся в наем квартир. Называются "данчима" 団地間 ("кодан-сайзу" 公団サイズ или "горокума" 五六間). Размеры соответствуют названию - 850 мм на 1700 мм. Скромненько так.

И еще ряд более редко встречающихся вариаций.

В общем, если вам приспичило построить дом или поменять татами в уже давно построенном, никогда не покупайте готовые! Рискуете не вписаться в размер. Приглашаете мастера и он тщательно замеряет те помещения, которые вы хотите застелить татами. И делает строго по размеру, потому что татами кладутся встык, вплотную, так, чтобы заполнить все пространство пола без щелей, куда у вас будет засыпаться мусор и заваливаться мелкие предметы. У хорошо уложенных татами в щель между двумя "плитами" не провалится и иголка.




Хорошо уложенные татами в жилой комнате дома.

Вообще, татами можно укладывать разными способами в зависимости от размеров комнаты:






Верхний ряд вариантов обычно используется для жилых комнат в домах (или квартирах). Нижний - варианты укладки татами в храмах или разного рода рабочих помещениях. Подобное разделение сложилось исторически и всячески поддерживается и сейчас.

Попадалась информация, что в жилых помещениях татами из варианта укладки верхнего(жилого, "улиточного") перекладывают в нижний вариант (храмовый, "прямолинейный"), если в данной конкретной комнате будет лежать умерший для церемонии прощания. Реально на практике такую перекладку видеть не приходилось (возможно, потому что сейчас большинство траурных церемоний проходят не дома, а в специальных холлах).




"Храмовая" укладка татами.

Как хорошо заметно, количество татами всегда четное. Впрочем, есть вариант укладки "четыре с половиной татами" - самый мелкий из возможных.



Такая укладка часто встречается в комнатах для чайных церемоний. В половинчатом татами часто делают дырку для очага.



Примерно так.

Ну, а теперь расковыряем татами и посмотрим, что там внутри. Интересно же, а?




Так сказать, внутреннее строение татами с названиями отдельных частей.



Татамидоко 畳床 - основа татами.

Традиционно делалась и делается по сию пору из рисовой соломы.




Рисовая солома нового урожая, основательно высушенная, укладывается стройными рядами и слоями вдоль и поперек будущего татами.





Слои утрамбовываются и простегиваются-прошиваются по отдельности и вместе, чтобы получилась плотная и жесткая основа.





Когда-то прошивка татами выполнялась вручную, здоровенными такими иглами. Сейчас прошивкой занимаются хитрые машины.

Упакованную-прошитую солому обрезают со всех сторон до ровненького прямоугольника в соответствии с заданными размерами.




Готовая основа татами, татамидоко. Из рисовой соломы.



В настоящее время, однако, татамидоко делают далеко не только из рисовой соломы.




Срез татамидоко целиком из рисовой соломы. Так и называется обычно - "варадоко" 藁床.






Срез татамидоко комбинированного, из рисовой соломы и строительного теплоизолирующего материала (я так понимаю, опилки всякие, типавойлок и прочий мусор).






Срез татамидоко, полностью сделанного из строительного теплоизолирующего материала.






Татамидоко комбинированный, из строительного теплоизолята и вспененного пластика.




,

Еще вариант комбинации теплоизолята и пластика.

Реально, как несложно догадаться, вариантов татамидоко сейчас существует гигантское количество. У каждого типа есть свои недостатки и достоинства, которые следует учитывать при заказе татами лично для себя.

Татамидоко полностью соломенные, как правило, дороже. Такого изобилия рисовой соломы, как двести лет назад, сейчас в Японии нет. Чисто соломенные татамидоко наименее долговечны: солома под ногами-телами жителей протирается-проминается неравномерно и татами идут "волнами". Соломенные татами очень любят пылевые клещи и домашняя плесень. Зато они самые "дышащие", лучше всего отводят тепло летом и сохраняют его зимой.

Татамидоко с пластиковой основой (сейчас ее чаще всего делают из переработанных пластиков) - самые прочные и долговечные. Не плесневеют и клещи там не заводятся. Как нетрудно понять, самые дешевые. Но и теплоизолирующие свойства ниже, как и вентиляция. В современных домах с кондиционером это некритично, но следует иметь в виду.

Промежуточные варианты со строительным теплоизолирующим материалом также имеют и промежуточные свойства. В них реже заводятся клещи и плесень и они покрепче соломенных, хотя уступают в этом пластиковым. Вентиляция и теплоизоляция лучше, чем у пластиковых, но хуже, чем у соломенных.

Проблему комбинации полезных свойств татамидоко каждый производитель решает по-своему, иногда использованием каких-то еще материалов, иногда комбинируя слои материалов и т.п.



Готовые татамидоко сверху покрывают "тканью" татамиомотэ 畳表.

"Ткань" эта делается из просушеннего речного тростника игуса (藺草, い草).




Возможно, когда-то японские крестьяне собирали дикорастущий тростник вдоль берегов рек и болотцев. Но сейчас чаще всего игуса выращивается культурно на специальных плантациях.

Собранный "урожай" промывается, высушивается, сортируется по размеру. Если надо - окрашивается в нужные цвета.




Рассортированные тростники игуса. Если я правильно поняла, сортировка делается, в основном, для удобства использования специальных ткаческих агрегатов. Вручную татамиомотэ сейчас, похоже, не делает никто. Ну, и ткань разной ширины можно использовать для татами разных размеров. И не только для татами, но об этом позже.




Машинка для ткачества татамиомотэ из сухих тростников. Аккуратно отсортированные по толщине и длине травки загружаются в агрегат и на выходе получается тростниковая ткань.




Ткань выглядит вполне себе почти настоящей тканью, особенно, если обработать края как у настоящей ткани. Правда, с "ориентированными свойствами". Скручивается она хорошо только в одном направлении.






Это тростниковая "ткань" с очень близкого расстояния. "Ткань" эта чрезвычайно приятна на ощупь: в направлении тростниковых волокон - гладкая и прохладная, поперек них - слегка шершавая.

Можно регулировать ширину переплетения с нитями "утка", получая разные на вид и по свойствам "ткани".



Примерно так. Это чисто за счет ширины шага и толщины самого тростника. Чем мельче получившийся рисунок - тем дороже татамиомотэ. Плотность "ткани" прямо влияет на то, например, как будет впитываться в татами случайно пролитая жидкость. Хорошие татами, помимо всего прочего, не должны впитывать пролитое.

Свежесделанные татами имеют обычно (традиционно, так сказать) травянисто-зеленый цвет. С течением времени игуса выгорает и выцветает и старые татами обычно желтовато-коричневые. Это считается одним из признаков того, что татами пора менять. Желтое покрытие менее плотное и уже начинает разрушаться и внутри татами могут завестить и пылевые клещи, и плесень, чреватые всякими кожными заболеваниями и аллергиями.



Татамиомотэ кладут поверх татамидоко и для фиксации обшивают по длинным краям декоративной тесьмой, называемой "татамихэри" 畳縁.

Когда-то татамихэри пришивали к татами вручную, примерно также, как обшивают бейками края одежды. Сейчас опять-таки для этого чаще используются специальные машинки.

Вариантов тесьмы татамихэри сейчас существует совершенно невероятное разнообразие.




Простенько: чисто цветные.








Традиционные, относительно скромные.







На любой вкус и цвет.





Кавайно-разноцветные.





С котиками манэки-нэко.

Ну, и так далее.



Когда именно татами вошли в обиход японцев, достоверно сказать сложно. Сохранились остатки покрытия кровати императора Шёму-тэнно 聖武天皇, жившего и правившего в первой половине 8го века.




Остатки тростиникового покрытия и кусочки отделочной ткани. Во всяком случае, тростниковое покрытие сильно напоминает современный вариант. А как в реальности выглядели татами 8го века, сейчас уже сложно сказать.

К эпохе Хэйан татами уже плотно вошли в быт, по крайней мере, аристократический. Толстые маты из соломы использовались и для сидения в залах за работой, и в качестве кроватей.

Тогда уже была детально разработана "цветовая дифференциация штанов" для татами. Прежде всего, это выражалось в высоте сидячего места и отделке татами (цвет и рисунок татамихэри).




Микро-табличка для опознания важных рисунков татамихэри. Самый левый - для императора, главных священников как синто, так и буддизма. Крупные гербы в центре - для принцев императорской семьи и глав правительства. Мелкие гербы справа - для государственных чиновников средних рангов. Все, что ниже рангом, имели татамихэри монотонных цветов (тоже со своей дифференциацией).






Вот это почетное сидячее место называется "гошинза" 御神座 и предназначается для самых уважаемых задов: императора, глав религиозных сект. Татами, обшитые цветной полосатой тесьмой, примерно в два раза толще обычных. Высоко сижу - далеко гляжу. И всем сразу понятно: большой человек.






Фото из императорского дворца Гошё в Киото. Сидячее место для императора в одном из залов дворца. Это не трон, именно "повседневное" сидячее место.



К 12-13 векам татами уже прочно вошли в быт практически всех слоев японского населения в соответствии с указанной дифференциацией цветов, которая продолжала детализироваться.




Фрагмент свитка конца 13го века, в котором описывалась история одного интересного знатного господина. Этот свиток мне хотелось показать вам не только потому, что тут хорошо видны татами, обшитые гербовой татамихэри. Но и кучерявые японки с кучерявыми младенцами. Это к тому, что я уже неоднократно пыталась донести до ЖЖителей: натуральные японцы изредка бывают натурально кучерявыми. И были такими задолго до того, как первые кучерявые представители других рас завелись в этих краях.

Впрочем, я опять отвлеклась.

Уже примерно в это время изготовителям татами были известны мелкие секреты мастерства, позволявшие обшивать татами тесьмой так, чтобы при укладке получался связный рисунок:



Это и сейчас особо ценится в определенных случаях. Да и красиво.



Понятное дело, детальную дифференциацию цветов тесьмы для татами закрепило правительство Токугав.




Татами, обшитые тесьмой с гербами Тогугав.

В общем, дифференциация по рисункам осталась примерно той же, что и была еще при Хэйане. Самые незначительные слои населения должны были пользоваться татами вообще не обшитыми татамихэри.

Когда-то у меня был пост про старинную деревню в Мияме и дом-музей крестьянского быта в той деревне.




Татамихэринаши татами (необшитые татами) из того деревенского домика.

Отменив сословные привилегии, правительство Мэйджи отменило и внешние знаки этих привилегий. Впрочем, многие из них остались в быту уже чисто "по традиции". Например, вертикальнополосатая тесьма не используется для "бытовых" татами, оставаясь отличительным знаком религиозных заведений (или императорских).

А необшитые татами используются достаточно широко в силу своего удобства: татамихэри - одно из самых слабых мест у татами и быстрее всего подвергается износу. Кстати, имейте в виду: в парадно-официальных случаях и в гостях наступать на татамихэри или садиться на них считается дурным тоном.



Современная комната, застеленная необшитыми татами, да еще и нестандартного размера.

Впрочем, в наше время татами могут быть любой формы и вида, на который хватит вашей фантазии и умения мастера.




Например, так.



Если из татамидоко ничего особо не придумаешь, кроме собственно татами, то тканая татамиомотэ используется очень широко не только для покрытия татами.




Скажем, как и обычные нитки, игусу можно покрасить в разные цвета. И переплетать нити по-разному, получая на выходе разный рисунок ткани.




Вот еще так, например.



Татамиомотэ используют для изготовления всяких прочих полезных в быту вещей.




Вот, например, тапочки из татамиомотэ. Ноги не потеют и не скользят.






Обложки для книг и документов из татамиомотэ.






Одним из самых популярных использований татамиомотэ остается создание всяких ковриков и накидок. Эта ткань чрезвычайно приятна в летнюю жару. Не нагреваясь сама, успешно отводит тепло от разогретой солнцем тушки хозяина. Не нуждается обычно в дополнительных наволочках и простынках. Достаточно регулярно протирать такое покрытие влажной тряпочкой и вывешивать на просушку-проветривание.





Или вот такой массажно-отдыхательный матрасик с подушкой для летнего отдыха.






Подушки-сидушки из тростника игуса. Можно на полу на них сидеть, а можно подкладывать и на стул.



Сейчас в современных домах иногда есть одна на всю квартиру комната, застеленная татами. А иногда нету и вовсе ни одной. Все-таки татами требуют большей аккуратности в использовании и не так удобны при уборке (мыть их нельзя, только протирать влажной тряпочкой). Не говоря уже о меньшей долговечности по сравнению с пластиковым покрытием пола или деревянным.

Но многие предпочитают спать на татами. Это, говорят, полезнее чем на толстом европейском матрасе. Да и летом приятнее.



Кровать с верхней крышкой татами в комнате европейского стиля. Компромисс между традицией и современностью.



Останутся ли татами в будущем - сложно сказать. Как и кимоно, они не очень вписываются в современный ритм жизни горожанина.




Картинка времен Эдо. Изготовление татами.

Каждый человек, который когда-нибудь занимался боевыми искусствами, должен знать, что такое татами. Татами - это упругий ковёр, на котором удобно заниматься различными Он предназначен, прежде всего, для удобства бойцов. Также он используется как для различных упражнений, выполняемых на нём, так и для спаррингов.

Упругий ковер является более комфортным, нежели мат, так как он достаточно крепкий, и на нем удобнее стоять или выполнять различные спортивные упражнения, нежели на мате. Конечно же, мат является более мягким, и падение на него будет менее болезненным, но упругие ковры пользуются большим спросом благодаря тому, что они удобны для тренировок и также обеспечивают защиту спортсменов от травм.
На данный момент имеется несколько различных видов татами, фотокоторых вы сможете увидеть ниже.

Татами, которые используются в сражениях сумо

Татами - это маты, которые делают более безопасными сражения бойцов сумо. В этом виде спорта достаточно часто выполняются броски, которые обязательно должны быть выполнены на татами, чтобы не получить серьезных повреждений. Этот вид татами, фото которого изображено выше, - специально предназначенный ковер для сумоистов, который имеет круглую форму, или же на нём должен быть нарисован круг, так как главная задача сумоиста - заставить противника коснуться любой частью тела области за пределами нарисованного круга.

Поединки сумо

В исторические времена схватки бойцов считались не спортивными, а религиозными. Они всегда сопровождались различными танцами, пениями или же молитвами. Такие бои устраивались в Японии ежегодно и не были ограничены какими-либо правилами. Только спустя некоторое время сумо признали видом спорта, и были составлены некоторые правила. Турниры стали терять свою религиозную тематику и, благодаря индивидуальной помощи императора, в развитии спорта сумо не было забыто, а развилось до вида единоборств. В других странах большое количество людей являются любителями данного вида единоборств.


Татами "ласточкин хвост"

Данный вид также является одним из популярных видов упругих ковров. Он используется в различных видах единоборств и отличается от татами сумоиста.

Также достаточно часто этим упругим ковром покрывают весь спортивный зал - для удобства посетителей. Данная модель татами - это упругий ковер квадратной формы, который имеет различные сцепления на краях. Благодаря им можно сцепить между собой несколько штук ковров и сделать удобную для вашего зала дорожку или же ринг для турниров или соревнований. Эта модель зачастую используется в восточных единоборствах, таких как тхэквондо, боевое самбо или же различные смешанные виды единоборств.

Татами - это ковры, которые могут быть различного цвета, что поможет сделать ваш зал более приятным на вид, или же создать какой-либо рисунок из ковров на полу спортзала, покрытого упругим ковром "ласточкин хвост".

Татами для зала

Домашние татами

Они достаточно распространены в Японии. Это упругие ковры, которые лежат на полу. Они дарят жителям дома, в котором лежат татами, много положительных эмоций. Упругие и удобные ковры, положенные в квартирах, создают в доме уникальный и интересный интерьер. Как известно, в Японии распространена чайная церемония. Благодаря матам, которые установлены в квартире или доме, есть возможность организовать чаепитие по всем японским обычаям, сидя на комфортном - на татами. А также, благодаря материалу мата, пол будет более теплым и комфортным для проведения чайной церемонии.

Состав домашних татами

В Японии много различных вариантов упругих ковров. Качество и цена мата зависят непосредственно от материала, из которого он выполнен.

Наиболее распространённые ковры производятся из рисовой соломы, а также этот материал иногда комбинируют с другими для повышения прочности или упругости ковра.

Зачастую, если жители хотят утеплить пол, помимо основы из рисовой соломы, в мат добавляют строительный теплоизолятор или же пластик. Когда основа мата уже готова, её покрывают тканью.

Зачастую используется ткань татамиомотэ. Она производится из просушенного речного тростника иагуса. Урожай этого тростника сортируется и проходит обработку. Он высушивается, формируется по размеру, а также вымывается. Если требуется, то речные тростинки иагуса окрашиваются в нужный цвет, благодаря чему татами может быть в разнообразных интересных расцветках. Когда тростинки иагуса прошли обработку и с ними были выполнены все нужные процедуры, из него делают ткань, которая используется как покрытие основы татами.

Есть несколько вариантов татами, среди них - бюджетные и дорогостоящие. Японские жители, которые стелют в своем доме татами, зачастую обращаются к мастерам, потому при покупке готовых матов они могут не подойти по размеру комнаты.

Татами в доме

Татами - это специальное напольное покрытие, которое используют в японских домах с традиционным типом. В настоящее время традиционное татами редко используют в японских домах, предпочитая жить в домах с европейским типом.

Татами с японского языка переводится как «складывание», то есть «то, что складывается». Они являются основой японского интерьера и представляют собой специальные матрасы. Изготавливаются японские татами на механических машинах из тростника игуса и набиваются рисовой соломой. Для состоятельных японцев при изготовлении татами используют коноплю. Длинные края татами обшивают тканью. Современная жизнь внесла свои коррективы в изготовление татами, не самые полезные. На многих фабриках их стали набивать синтетической ватой. Они стали дешевле, но при этом потеряли свою экологическую чистоту.

Началось распространение татами в Японии в 1185-1333 годах, когда правил сегун Камакура. Материал, из которого изготовлены татами, их толщина и количество говорили о социальном статусе хозяина. Современный татами изготавливается прямоугольной формы размерами 90х180 см и толщиной – 5 см. Площадь комнат в Японии измеряется татами. Это учитывается при постройке домов. Например, в магазинах площадь комнаты традиционно была 5,5 татами, а в чайных домиках – 4,5 татами. Детский татами имеет размеры 90х90 см. Татами в Токио и в восточной части Японии чуть меньше - 85×180 см. Независимо от размеров толщина всех татами 5 см.

Татами из синтетической ваты

В современных японских домах, даже построенных по европейскому типу, до сих пор есть хотя бы одна комната, застеленная татами. Чтобы татами всегда оставались чистыми, у японцев принято всегда снимать обувь перед тем, как войти в дом.

У суеверных японцев существует целый свод правил, которые определяют, какое количество татами нужно для комнаты и как их расположить на полу. Японцы свято верят, что если татами неправильно расположить, то это принесет несчастье. Их нельзя располагать в виде правильной решетки. Должны отсутствовать места, в которых сходятся углы трех или четырех татами. Это практично, так как при правильном расположении татами не меняют своего первоначального положения, даже если по ним бегать и прыгать.

Татами используется в качестве спортивных матов на занятиях по дзюдо, айкидо и другим видам восточных единоборств, для спортивных занятий они более жесткие, чем домашние татами. Татами также используют для совершенствования искусства владения японским мечом. Для этого их сворачивают в виде цилиндров и помещают в воду на несколько дней, а затем испытывают на них остроту мечей или проверяют навыки фехтовальщиков.

Татами представляют собой маты или циновки, которыми в Японии укладывают полы домов. Они изготавливаются, по традиции, из тростника игуса, набивкой служит рисовая солома, а в последнее время и синтетическая вата. Они имеет долгу историю, связанную еще с древними японскими воинами и вообще японским образом жизни. В наше же время, особенно в спорте, понятие татами обозначает мат, на который выходят на поединок представители японской борьбы дзю-до.

Татами

Татами имеют свою историю и традиции. Их корни находятся в Японии, которая является весьма необычной страной. Дело в том, что площадь комнат в Японии измеряется именно в татами. Поэтому даже при строительстве жилого сооружения всегда учитывается их площадь, а главное, расположение. Они состоят из нескольких матов. Общая площадь такого «ковра» составляет около 14 х 14 м, а так называемая рабочая зона, порядка 11 х 11 м.

Стандартом для татами является размер 900 х 1800 мм и высота 50 мм. Ко всему прочему, существуют определенные правила для расположения их в доме. Японцы верят, что неправильно расположенные маты, могут негативно влиять на психику человека и приносить ему несчастья. Ведь не зря японские самураи и ниндзя достигали огромнейшей концентрации воли. И в этом не последнюю роль играли именно татами. Так японцы никогда не располагают татами правильной решеткой, а также, чтобы одновременно сходились углы трех или четырех матов.

В принципе, здесь виден и практический смысл, ведь в комнате совершенно не остается непокрытого места. Маты не теряют своего вида в расположении, даже если по ним бегать или прыгать. Но, как говорится, традиции есть традиции. Даже в современных японских домах всегда присутствует хотя бы одна комната, полностью покрытая татами.

В современных западных и европейских странах для покрытия пола татами не используют. Ими покрываю пол именно в секциях восточных единоборств, а также на спортивных состязаниях по борьбе дзю-до и карате . И хоть татами и являются чем-то вроде одного из многих национальных символов, тем не менее, они насчитывают сотни лет японской истории и являются неотъемлемым атрибутом японской культуры и быта.

Оксана Панькова специально для

LG Supreme

Напольное покрытие LG Supreme - это крепкое на износ, современный дизайн и высокое качество в сочетании с приятной и демократичной ценой. Данное покрытие можно использовать в доме, квартире, офисе и др. помещениях.

Традиционный перевод этого необычного слова: Татами (яп. дословно «складывание; то, что складывается») - маты , которыми в Японии застилают полы домов (традиционного типа). Плетутся из соломы и соломой же набиваются, длинные края татами обшиваются тканью.Их нельзя раскладывать правильной решёткой, — не должно быть мест, в которых сходятся углы трёх или четырёх татами. Татами имеют строго определённые площадь и форму.
Площадь составляет - 90×180 см (1,62 м²), в высоту мат — 5 см.

В современных школах восточных единоборств, во всём мире, в качестве спортивных матов используются нетрадиционные татами, которые, по сравнению с обычными матами для спорта, более жёсткие.

А вот с этого места поподробнее…! Европейцы внесли немало изменений в борьбу дзюдо и, наверное, самые большие изменения претерпели татами. В современном дзюдо турниры не проводятся на традиционных татами в связи с высокой стоимостью материала и его быстрой изнашиваемостью. Поэтому с ростом популярности дзюдо во многих странах, пришлось придумать такие маты, которые могли бы напоминать, хотя бы отдаленно, те самые татами из рисовой соломы.

И так, появились дзюдо-маты из прессованной поролоновой крошки, обклеенные виниловым покрытием с текстурой рисовой соломы.

Так что же общего между традиционным и современным татами? В общем-то, ничего общего быть и не может: как можно сравнить изделие из природного материала с изделием из химических компонентов? И все же европейцы постарались создать аналог татами, на котором можно проводить как тренировки, так и соревнования и минимизировать травмоопасность. Вот несколько важных критериев:

Плотность.

Татами должен быть плотным и это не подлежит обсуждению. Как же определить степень плотности для конкретной секции, школы? Широко распространен следующий метод: нужно весь свой вес перенести на одну ногу. Если нога утопает, пробуйте следующую плотность, и только когда проминание незначительно — можно смело покупать татами. Плотность татами также важна для скорости борьбы: чем плотнее татами, тем быстрее дзюдоист перемещается по нему. И еще один ощутимый плюс: плотный татами достаточно тяжелый, а значит, он не будет «летать» по залу.

Текстура под «рисовую соломку».

Наполнитель.

Есть несколько видов наполнителя для татами. Пенополиуретан (поролон) вторичного вспенивания — ПВВ и пенополиэтилен . И у того и другого материала есть и плюсы, и минусы (+ и – только в качестве наполнителя для татами).


дзюдо-маты из ПВВ


дзюдо-маты из ППЭ

«плюсы»

Достаточно тяжелые,

Не деформируются при механических воздействиях

Срок эксплуатации от 5 до 30 лет (в некоторых залах до сих пор есть маты со времен СССР, произведенные в Киеве, которые все еще служат!!!)

Обладают высокой плотностью

Не впитывают влагу

Со временем не разрушаются