Органическое и неорганическое тело человека. Органические и неорганические вещества: что это и в чем разница Что значит органика в психологии

«Органический человек» Анатолия Макарова (ЛГ, 12.12.12).

Комментарий к статье Анатолия Макарова "На ком покоится надежда" (Лит. газета № 50 от 12.12.2012; мой ник на сайте ЛГ - Сергей Викторович Копылов).

Самым неотразимым обвинением в сторону общества, погрязшего во всех смертных грехах, ежедневно являющего самые мерзкие образцы человеческих деяний, является обвинение в потере им (обществом), моральных, нравственных основ. За обличением же следуют призывы к восстановлению подлинной нравственности, к соблюдению порядочности, честности, человеческого достоинства.
Призывы к нравственности, к добродетели, к альтруизму и т.п. раздаются беспрестанно во всех дискуссиях, на всех форумах, во всех статьях, изобличающих общественные пороки. __

Вроде бы всё верно? Но не понимают эти люди, что обличают и пытаются бороться с симптомами болезни, а не с её причинами, не осознают, что нравственность есть производное от более глубинных явлений, только единственно и определяющих подлинную суть общественного развития со всей его моралью и нравственностью. Симптомы болезни можно в лучшем случае заглушить, загнать их внутрь, сделать не такими проявляемыми, но их нельзя устранить, не победив окончательно причину болезни.

Нравственность человека, его моральные качества формируются в процессе его социализации под влиянием всей совокупности окружающих его отношений, связанных с его деятельным участием в них. Приказать человеку быть нравственным нельзя. Человек ВСЕГДА действует в соответствии со своими интересами, поэтому только формируя и регулируя эти интересы и можно воспитать человека нравственного.__

Когда мы вслед за К.Марксом повторяем, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а есть совокупность общественных отношений (в которых этот человек существует), мы и имеем в виду, что нравственность человека определяется этой совокупностью. Вот почему нравственность людей, принадлежащих к обществам, стоящим на разных ступенях развития (или воспитываемых в различных социальных, этнических условиях) так различается. Что приемлемо для одних, абсолютно не приемлемо для других. Именно это вызывает острые социальные конфликты и противоречия.__

Именно эти важнейшие положения науки психологии и преданы забвению. Надо сказать, что данное понимание и раньше не очень-то воспринималось нашей интеллигенцией в силу её предвзятого отношения к материализму и увлечения различного рода идеалистическими направлениями в психологии. __

Из всей совокупности же материальных общественных отношений, в которые погружён человек, и которые формируют его нравственные качества, основными являются отношения экономические, определяющие характер его производственной деятельности, непосредственно влияющей на материальное благополучие человека и его семьи. Для него это – главное, без чего человек существовать не может. Призывать человека быть нравственным будучи нищим и голодным – верх безнравственности и лицемерия. Вот как писал об этом Людвиг Фейербах: «Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоём сердце нет пищи для морали».__

Но может быть, существуют люди, не восприимчивые к успеху, к достойному существованию, к атрибутам общественного благополучия? Такой «органически честный человек… чести и совести, невосприимчивый к роскоши», о котором с таким пафосом пишет Анатолий Макаров.__

Действительно, прежде чем заниматься науками, искусством, религией, воспитывать детей и т.п., надо пить, есть, одеваться, иметь жилище. И всё это должно соответствовать тем представлениям об этих необходимых жизненных потребностях, которые сложились в данный момент в том обществе, в котором живёт человек. Если все живут в хибарах, можно удовольствоваться и хибарой, ибо это никак не повлияет на твой социальный статус. Более того, так оно и происходит. Ибо, если человек не знает о существовании другого качества жилья, других условий жизнедеятельности, он и не претендует на них. __

Но если все вокруг живут во дворцах, а ты – в хибаре, то возникает, как сейчас принято говорить, когнитивный диссонанс, заставляющий человека действовать, чтобы ситуация изменилась. «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах», - пишет Л.Фейербах.__

Неудовлетворённость своим материальным положением, вытекающая из осознания своей убогости, заставляет человека действовать, чтобы изменить его. Все его чувства и помыслы направляются на достижение соответствующего социального статуса, на приобретение соответствующих материальных благ.__

И, естественно, у человека, униженного своим низким социальным статусом формируются не самые лучшие человеческие качества. Появляются зависть, жестокость, злость и т.п. И негативные эти качества проявляются неизбежно, если человек не видит путей изменения своего статуса, своего материального положения. __

Но Анатолий Макаров относит негативные человеческие проявления к особой группе людей, считая, видимо, эти их качества врождёнными (что совершенно не соответствует современным научным представлениям о биологической сути человека). Он считает, что «жить красиво лучше всех получалось у жуликов и воров, на каком бы поприще ни применяли они своё умение». И ему невдомёк, что таковыми (жуликами и ворами) в условиях проводимой либерально-буржуазной политики становились вполне благопристойные и честные до того граждане. __

Добиться максимума благополучия, «взять от жизни всё», что только можно – свойство человеческой натуры, воспитанное веками рыночных отношений. Способы же достижения этого максимума ещё долго будут самыми разными, в том числе и безнравственными. __ Таким образом, наличие безнравственности в обществе (а она не абстрактна, а проявляется через деятельность отдельных личностей) есть объективная данность, бороться с которой можно лишь изменением самой структуры общественных отношений, в которых действует человек.__

Написаны горы книг о преступлениях, порождённых рыночными (буржуазными, частнособственническими) отношениями. Более того, доказана сама суть этих безнравственных отношений (эксплуатации, экономической зависимости и т.п.). Но по-прежнему бал правят собственники средств производства (ничтожное меньшинство), владеющие не только тем, что и как производится, но и обладающие необходимой властью, чтобы держать остальных членов общества (подавляющее большинство) в необходимых рамках подчинения и непротивления. __

Вот почему «простейшая мысль» Анатолия Макарова о существовании целого слоя людей (из которых должна сформироваться бюрократия), которые «не берут взяток, не вымогают «откаты», не посягают на государственную казну», людей «чести и совести», является полной утопией, свидетельствующей о непонимании автором сути общественного развития. В буржуазном обществе безнравственность и всё что с ней связано (коррупция, преступность и т.д. и т.п.) есть имманентно присущее явление, ежедневно и ежечасно воспроизводимое. Способное к ограничению (не более того) лишь только суровыми, драконовскими законами и методами. __

В современной России вот уже около 25 лет господствуют либерально-буржуазная идеология и политика (экономическая в том числе), которые не оставляют практически никаких надежд на изменения в нравственном состоянии общества. Напротив, ситуация лишь усугубляется. Сегодня суть и смысл 66-го сонета Шекспира актуальны, как никогда. __

Вот почему, Анатолий Макаров в корне не прав, когда пишет: «любая самая продуктивная экономическая доктрина окажется бессильной, если в обществе утрачены порядочность и честность, что пренебрежение бескорыстием скомпрометирует самую прагматичную идею, что хорошо бы, хоть раз в жизни, попробовать управлять Россией посредством совести. Во всяком случае, о совести не забывая».

Это всего лишь очередной робкий призыв к власть имущим о необходимости помнить о совести, честности и т.п., каких было в истории бесчисленное множество. Только ничего эти призывы не меняли, кроме, может быть, улучшения материального положения призывающего. __

При социализме, при всех его недостатках, проблемах и т.п. не существовало и доли той безнравственности, которая заполонила, окутала собой всё российское общество. Имущественное неравенство породило и соответствующие общественные пороки и будет и дальше это делать.__

На порочной же основе воспитать честность и порядочность невозможно. Нельзя не согласиться с Б.И.Сотниковым: «Буржуазное общество, безусловно, тупиковое направление развития…».__

Современно российское общество безнравственно ещё и потому, что сам переход к рыночным отношениям совершён абсолютно безнравственно. Геополитическая катастрофа крушения СССР привела к гигантскому несправедливому (безнравственному) переделу собственности в пользу узкой группы лиц. И сегодня, по прошествии 25 лет, это стало особенно отчётливо ясно. Только решение этой проблемы может повлиять на характер общественных отношений, способных позитивно сказаться на нравственной атмосфере общества. Именно на этом и покоится вся наша надежда.


О. с. - клинический диагностический ярлык для комплекса симптомов, выявляемых при обследовании психич. статуса и приписываемых, прямо или косвенно, нарушению структуры или функции мозга. В DSM-IV Американской психиатрической ассоц. проводится разграничение между органическими мозговыми синдромами и органическими психич. расстройствами. Органический мозговой синдром - это описательный ярлык, к-рый указывает на определенный комплекс психич. и поведенческих симптомов, связанных с дисфункцией мозга, но без соотнесения со специфической этиологией. Органическое психич. расстройство означает как специфический органический синдром, так и специфический этиологический фактор.

Следует помнить о наличии целого ряда моментов, подразумеваемых в этом разграничении. Во-первых, не существует какого-то единого симптома или симптомокомплекса, к-рый был бы исключительно типичен для дисфункции мозга. Мозг представляет собой чрезвычайно сложный орган, и нарушение его функционирования может проявляться мириадами психол. и поведенческих нарушений. Кроме того, один и тот же этиологический фактор (напр. черепно-мозговая травма, опухоль, инсульт) может совершенно различным образом проявляться у разных индивидуумов в зависимости от локализации и объема повреждения мозга, от того, яв-ся ли повреждение острым или хроническим, от возраста, преморбидной структуры личности и общего состояния здоровья пациента.

Во-вторых, органический мозговой синдром представляет собой не неврологический, а поведенческий конструкт. Недостаточный учет этого разграничения может в нек-рых случаях приводить к ошибочному предположению о том, что дисфункция мозга и О. с. яв-ся взаимосвязанными.

Далее, хотя мн. органические симптоматические проявления (галлюцинации, органический аффективный синдром и т. д.) сходны с таковыми при «функциональных» психич. нарушениях, напр. шизофрении и эндогенных аффективных расстройствах, они различаются в том отношении, что прямо соотносятся со специфической транзиторной или постоянной церебральной дисфункцией. Дифференцировка между органическими и функциональными расстройствами - сложный процесс, вероятно отражающий скорее ограниченность наших совр. знаний о связи поведения с функционированием мозга, чем реальность.

Т. о., диагностика органического или функционального синдрома в значительной мере зависит от возможности идентификации известного или предполагаемого органического этиологического фактора.

Специфические органические синдромы

В DSM-IV приводится 10 осн. О. с.: делирий, деменция, амнестический синдром, органический галлюциноз, органический бредовой синдром, органический аффективный синдром, синдром органического расстройства личности, синдром интоксикации, абстинентный синдром и атипичный или смешанный органический церебральный синдром. Специфические симптомы, складывающиеся в каждый из синдромов, варьируют от одного индивидуума к другому и даже у одного и того же больного в зависимости от времени. Кроме того, у одного и того же больного может наблюдаться неск. синдромов одновременно. Диагноз ставится на основе симптомов, доминирующих в клинической картине на момент обследования психич. статуса, и предполагает оценку общей ориентировки больного, памяти, функций интеллекта, эмоциональной устойчивости, внутренней реальности и соц. поведения.

См. также Болезнь Альцгеймера, Повреждения головного мозга, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Компьютерная томография, Хорея Гентингтона, Минимальная мозговая дисфункция, Рассеянный склероз

Другие новости по теме:

  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Система биологических наук, изучающих человека

    Человек изучается целым комплексом биологических и социальных наук. Так как человек, прежде всего, - существо биологическое, то приоритет принадлежит биологическим дисциплинам:

    • строение человеческих клеток изучает цитология,
    • строение и функции тканей – гистология,
    • строение и функции органов – анатомия и физиология,
    • развитие – эмбриология,
    • закономерности наследственности – генетика и т.п.

    Именно биологические науки являются теоретической базой для таких практических дисциплин, как медицина, гигиена, психология, экология человека и др. Тесно к биологическим дисциплинам примыкают общественные – история, социология и т.п.

    Замечание 1

    Главная цель наук о человеке – прогнозировать перспективы успешного развития человека и общества в будущем. Но именно биологические науки и позволяют определить местоположение человека в системе органического мира и пути эволюции человека, как биологического вида.

    Эволюционный путь развития человека

    Рассмотрим возникновение и развитие человека с точки зрения истории развития Земли. Геологическая история нашей планеты делится условно на пять эр:

    • архейскую,
    • протерозойскую,
    • палеозойскую,
    • мезозойскую,
    • кайнозойскую.

    Каждую эру разделяют условно на более мелкие промежутки времени – периоды. Сейчас мы живем в так называемом антропогенном или четвертичном периоде. Это самый короткий период в истории Земли. Он длится последние $2$ млн лет. Именно с этим периодом связана история возникновения и развития человека и человеческого общества.

    На возникновение и развитие человека существует несколько точек зрения – от научно-материалистических, до откровенно фантастических. Мы ознакомимся с научной точкой зрения. Сегодня общепринятая схема происхождения человека выглядит примерно так.

    Причины изменения облика человека в ходе эволюции

    Человек современного облика появился примерно $40$ тысяч лет назад. Человекообразные обезьяны развивались, приспосабливаясь к экологическим изменениям, происходящим на Земле. Сначала это были сугубо биологические изменения. Так, благодаря прямохождению освободились передние конечности человекообразных обезьян, что разнообразило их движения. Стало легче добывать пищу, защищаться от врагов. Это давало преимущества в борьбе за существование по сравнению с подобными видами, которые таких признаков не имели.

    Восприятие окружающего мира органами чувств благоприятствовало развитию головного мозга. Увеличивалась не только масса и объем мозга. Развивалась способность управлять движениями и обеспечивать осмысленное поведение. Стадный способ жизни способствовал обмену опытом и общению.

    Значительным шагом вперед в развитии человека стал переход от общения простыми звуками к развитию речи. Приобретенный в процессе трудовой деятельности опыт, человек смог передавать из поколения в поколение. Это способствовало развитию мышления.

    В общности первобытных людей устанавливались определенные отношения. Так закладывались основы социального развития человека. С развитием ремесел, возникновением государств у человека все большее значение приобретал для развития социальный фактор. Это и обусловило превращение человека из сугубо биологического вида в биосоциальный вид – Человек разумный . Поэтому человек сегодня является не только объектом живой природы, но и социальным (общественным) существом. Это значит, что человеческая жизнь подчиняется как биологическим, так и социальным законам.

    Определение 1

    Процесс возникновения и формирования человека называется антропогенезом .

    Человек как составляющая часть живой природы

    Органический мир в прошлом и ныне, несмотря на его огромное разнообразие, - результат единого эволюционного процесса на нашей планете Земля. Не является исключением и человек. Поэтому человека следует рассматривать, основываясь на общебиологических закономерностях развития живой природы.

    Человек, как биологический вид занимает такое систематическое положение:

    • тип – Хордовые,
    • подтип – Позвоночные,
    • класс – Млекопитающие,
    • отряд – Приматы,
    • семейство – Гоминиды,
    • род – Человек,
    • вид – Человек разумный (Homo sapiens).

    Вышедшее в 1928 г. основное произведение Плеснера Ступени ор­ганического и человек подхватывает мысль о ступенях жизни, разра­батывает ее и развивает из нее многоплановый, долгое время оста­вавшийся без должного внимания, непростой для восприятия проект Философской антропологии.

    Исходным пунктом является различение между организмами и неорганическими вещами. У организмов есть границы, которые можно воспринимать в зависимости от взгляда - извне или изнутри, - и эти границы неустранимы. В отличие от вещей, живые тела отнесены к своим границам, имеющим двойную функцию: они включают и исключают по отношению к «внешнему». Соответ­ственно границы только тогда понимаются должным образом, когда они воспринимаются в своем двойном аспекте - «извне» и «изнутри». Двухаспектность содержит вопрос об отношении организма и окружа­ющей среды. В отличие от неорганических вещей, граница объединяет в мир живого и растения, и животных и человека. «Граница представ­ляет собой минимальное условие жизни. Живущие вещи -это тела, реализующие границу. В своих проявлениях живые тела как «отстаи­вающие пространство» отличаются от неорганических тел, всего лишь «заполняющих пространство». С точки зрения логики граница разде­ляет и связывает область с внешним ей, является посредником меж­ду субстанциальным внутренним и его внешним позициональным по­лем, пространством действия, окружением... Граница по отношению к внешнему окружению имеет функциональное значение, замыкания и размыкания, она проходит сквозь организм и образует его внутрен­ний антагонизм»8. Живущие вещи -это «вещи, реализующие грани­цу». Как таковые они позиционированы. Позиционалъностъ означает бытие живого тела, имеющее свой закон и каркас, и характеризует позицию тела в пространстве и времени и тем самым его временной и пространственный характер. Плеснер употребляет это понятие для характеристики и отличения живой вещи. Так, например, понятие цен-тричной позициональности служит для того, чтобы отличить живот­ного и человека от растений9.

    У растений нет центра, и для них характерна открытая форма; человек и животные, напротив, определяются своей замкнутой фор­мой, своей центричностью. В то время как у растений их открытая, не центрированная, форма соответствует их закрытому позиционально-му полю прежде всего из-за отсутствия возможности передвижения, у животных и людей замкнутая центрированная форма соответству-

    ет открытому позициональному полю, в котором человек и живот­ные могут перемещаться. Растения, у которых отсутствуют централь­ные органы, посылающие импульсы к передвижению, непосредственно включены в свое окружение. Живые существа, имеющие центр, толь­ко опосредованно входят в свою окружающую среду. Они могут отме­жеваться от своего окружения. В связи с этим Плеснер говорит об «опосредованной непосредственности». «Центрическая позициональ-ность заключает в себе "фронтальность", противопоставленность вещ-но расчлененному окружающему миру, и "спонтанность", готовность к действию»10. При центрической позициональности дело доходит до противопоставления многогранности тела его центру. Противостояние тела его центру позволяет узнать его в модусе подчинения, в моду­се обладать-телом.

    Осцилляция между двумя модусами: быть-телом и обладать-телом, - характерна для живого существа с замкнутой фор­мой организации. Это ведет к тому, что можно дистанцироваться от собственного тела. В отличие от человека, животное находится в цен­тре своей позициональности, из него действует, но центр остается для животного скрытым.

    Человек же живет как середина, в качестве Я - эксцентрично. Ему доступен центр его позициональности. Он экс-центрично в состоянии дистанцироваться от самого себя. При этом он и по ту и по эту сторо­ны пропасти, возникающей в дистанцировании. Он связан и телом и душой и одновременно вне какого-либо места, не отнесен ни к про­странству, ни к времени. Жизнь человека не может прорвать цен­трирования, но одновременно она эксцентрична. Эксцентричность - выражение фронтального противостояния человека окружающей сре­де. В качестве личности человек определен своим телом, внутренним миром тела, душой, а также внешней точкой зрения на тело и душу, сферу которой Плеснер называет духом. Тройственность тела, души и духа Плеснер называет личностью. «Персона» - это маска, скрытая и раскрытая одновременно; она - соразмерный способ проявления для субстанции, являющей собой неопределенно существующую возмож­ность. Вместе с эксцентричной позицией человека возникает много­кратно обозначенная двойственность человека, которую все вновь и вновь выражают с помощью следующих понятий: «неукорененность, неравновесность, непостижимость, принципиально отчужденный; вне времени, вне места, выставленный в Ничто; в двойственном положе­нии, быть вещью среди вещей и абсолютной серединой; вести про­пащую жизнь, хотеть говорить о том, что сначала нужно сделать; оставить в истории след своей неуспокоенности и продуктивности;

    Парадигмы антропологии

    не исчерпывающее себя бытие (homo absconditus (человек потаенный, скрытый}) и т.д.»11.

    То есть человек характеризуется следующими признаками:

    Он обладает телом, с помощью которого познает противостоящий ему мир;

    Он со своей душой и внутренней жизнью существует в теле;

    С точки зрения, находящейся вне тела, нереальной, человек мо­жет воспринять оба других модуса, а также неиллюзорное чередование внутреннего и внешнего.

    Этой структуре соответствует разделение мира на три части: внеш­ний мир, внутренний мир и совместный мир. Внешний мир создается континуумом протяженности вещей. Его невозможно трансформиро­вать в окружающую среду животных, так же как последнюю невоз­можно довести до внешнего мира человека. Причина этой невозможно­сти - двухаспектность человеческой экзистенции, возникающая вме­сте с эксцентричностью человека, которая ведет к тому, что «внеш­нее» и «внутреннее» воспринимаются одновременно. Вследствие че­ловеческой способности воспринимать внешнее и внутреннее в двой­ной перспективе внутренний мир соответствует внешнему миру ду­ши и переживания. Во внутреннем мире также есть различие между способом проявления предметов и способом и видом их индивидуаль­ного переживания. И здесь так же верно, что человек переживает и обладает своим переживанием. При этом спектр дистанцированного модуса саморефлексии простирается вплоть до переживаний боли и экстаза, ведущих к потере человеком себя. «Настоящий внутренний мир - это разлад с самим собой, из которого нет выхода, для которо­го невозможно примирение»12. С эксцентрической позициональностью человека связан совместный мир. Он не окружает человека, подобно внешнему миру; он не заполняет его, подобно внутреннему миру; он позволяет ему быть личностью. Это мир социального, без которого человек был бы невозможен. «Совместный мир - это форма собствен­ной позиции человека, регистрируемая человеком как сфера других людей» . Это мир духа, и как таковой он отличается от внешнего и внутреннего мира, от души, субъекта и сознания. Человек обладает телом и душой, «поскольку он есть душа и тело и поскольку он живет. Дух же есть сфера, благодаря которой мы живем как личности»14.

    Их кратких рассуждений по теории живого Плеснер развивает три антропологические структурные формулы, касающиеся принци­пов естественной искусственности, опосредованной непосредствен­ности, утопического местоположения15.

    Глава 2. Философская антропология

    Понятие естественной искусственности указывает на то, что культура конститутивна для человека. Из этого для человека полу­чается антиномичная задача: «Поскольку по типу своего существова­ния человек вынужден вести жизнь, которой он живет, то есть де­лать то, что он есть,- он ведь как раз есть только в свершении - он нуждается в дополнении неестественного, неприродно произросшего вида. Поэтому он искусственен по своей природе, на основе формы своего существования»16. В этой позиции Плеснер заметно отличает­ся от Гелена, исходящего из того, что человек с помощью культуры может преодолеть свою конституционную недостаточность, а значит, культура для него выполняет компенсирующую функцию. Согласно Плеснеру, природа человека не имеет в себе недостаточности, но ей нужно дополнение, несводимое к природе. В открытиях и изобретени­ях человека формируется его отношение к миру. «Человек не находит ничего, что он не открыл17. Его изобретения происходят во взаимо­обмене с природой; он находит то, что он открыл. Животные же, на­против, могут только находить, но не изобретать, поскольку не могут совершать открытие. В силу своей эксцентричности человек движим не только витальным порывом, но он может иметь свое отношение к этому порыву, предъявлять к себе требования и таким образом управ­лять своей жизнью. При этом нет никакого длительного равновесия; любая достигнутая надежность становится исходным пунктом новых процессов изобретения и конструирования.

    Из-за эксцентричности отношение человека к миру не является непосредственным; скорее оно опосредовано во многих процессах, так, что существует опосредованная непосредственность, характеризую­щая отношение человека к миру. Эксцентричность человека предпо­лагает, во-первых, вплетенность в мир, а во-вторых, способность про­водить границу и дистанцироваться. Опосредованность возникает с по­мощью органов чувств в отношении к внешнему миру, с помощью изоб­ретений и душевных побуждений - во внутреннем мире и с помощью отношений к другим людям - в совместном мире. Также и экспрессив­ные действия человека опосредованы языком, образами и жестами и таким образом являются результатом опосредованной непосредствен­ности, понять их можно только парадоксальным образом: «Адекват­ность выражения при витальном побуждении, выводящем внутреннее вовне истинным образом, и его же сущностная неадекватность и зыб­кость при преобразовании и трансляции глубины жизни, которая ни­когда сама себя не обнаруживает»18. Опосредованная непосредствен­ность обнаруживается также в культуре и истории.

    Парадигмы антропологии

    С эксцентричностью человека связана его многозначность и непо­стижимость. Однозначность, надежность и определенность означают редукцию, самосковывание и непродуктивность. С этой ситуацией че­ловека связано его пространственно-временное положение: без места и вне времени, - только так и возможно утопическое местоположение. Вместе с утопическим местоположением возникает случайность чело­веческих переживаний и действий и связанная с этим открытость к миру. Это утопическое местоположение может оказаться в опасности, если будут предприниматься религиозные или другие попытки найти надежность там, где она невозможна. Отсюда следует: «кто хочет до­мой, на родину, в укрытие, тот должен принести себя в жертву вере. Но кто держит сторону духа, тот не возвращается»19.

    С приходом к власти национал-социалистов Хельмут Плеснер вы­нужден был покинуть Германию, а его труд долгое время не находил должного признания. Хотя поздние антропологические произведения Плеснера вскоре после его возвращения из Голландии стали весьма по­пулярны, ситуация с его главным произведением изменилась только в последние годы. Постепенно возникают более подробные рассмотрения этого исследования, которые устанавливают точки соприкосновения с антропологической мыслью Шелера, но одновременно подчеркивают его самостоятельный и оригинальный характер. Надо заметить, что с некоторых пор наблюдается непрерывный рост интереса к произведе­нию Плеснера20.

    Но как бы ни представлять размышления Плеснера об эксцентриче­ской позициональности продвижением по отношению к менее обосно­ванным представлениям Шелера о духе как характеристике человека, некоторые вопросы все же остаются открытыми. Шелеровское раз­личение между быть-телом и обладать-телом, эта «футурализация», «это внутреннее положение меня самого в моем теле», которое являет­ся следствием эксцентрической позиции, ставит проблему, как можно точно установить, идентично ли Я-плоть с Я, обладающим телом. Со­ответствие обеих частей Я в одном Я не может быть точно установле­но. Нет никакого внутреннего критерия для тождества внутренних ре­альностей, хотя внутрипсихическую идентифицируемость внутренних событий или идентичностей можно утверждать, но нельзя доказать, на это уже указывает аргумент привативного языка Виттгенштейна21.

    Глава 2. Философская антропология

    Каждая наука насыщена понятиями, при не усвоении которых основанные на этих понятиях или косвенные темы могут даваться очень трудно. Одними из понятий, которые должны быть хорошо усвоены каждым человеком, который считает себя более-менее образованным, есть разделение материалов на органические и неорганические. Не важно, сколько человеку лет, эти понятия в списке тех, с помощью которых определяют общий уровень развития на любом этапе человеческой жизни. Для того чтобы понять, в чем отличия этих двух терминов, сначала нужно выяснить, что собой являет каждый из них.

    Органические соединения – что это

    Органические вещества – группа химических соединений с неоднородной структурой, в состав которых входят элементы углерода , ковалентно связанных между собой. Исключение составляют карбиды, угольные, карбоновые кислоты. Также одними из составляющих веществ, кроме углерода, есть элементы водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, галогена.

    Такие соединения формируются благодаря способности атомов углерода перебывать в одинарных, двойных и тройных связях.

    Сферой обитания органических соединений являются живые существа. Они могут быть как в составе живых существ, так и появится в результате их жизненной деятельности (молоко, сахар).

    Продуктами синтеза органических веществ являются продукты питания, лекарства, элементы одежды, материалы для строения, различное оборудование, взрывчатки, различные виды минеральных удобрений, полимеры, добавки для пищи, косметика и другое.

    Неорганические вещества – что это

    Неорганические вещества – группа химических соединений, которые в своем составе не имеют элементов углерода, водорода или химических соединений, составляющим элементом которых является углерод. Как органические, так и неорганические являются составляющими клеток. Первые в виде дающих жизнь элементов, другие в составе воды, минеральных веществ и кислот, а также газов.

    Что общего между органическими и неорганическими веществами

    Что может быть общего между двумя, казалось бы, такими понятиями-антонимами? Оказывается, общее и у них имеется, а именно:

    1. Вещества как органичного, так неорганического происхождения состоят из молекул.
    2. Органические и неорганические вещества можно получить в результате проведения определенной химической реакции.

    Органические и неорганические вещества – в чем разница

    1. Органические более известны и исследованы в науке.
    2. Органических веществ в мире числится намного больше. Количество известных науке органических – около миллиона, неорганических – сотни тысяч.
    3. Большинство органических соединений связаны между собой с помощью ковалентного характера соединения, связь неорганических между собой возможна с помощью ионного соединения.
    4. Присутствует отличие и по составу входящих элементов. Органические вещества составляют углеродные, водородные, кислородные, реже – азотные, фосфорные, серные и галогенные элементы. Неорганические – состоят из всех элементов таблицы Менделеева, кроме углерода и водорода.
    5. Органические вещества намного значительнее поддаются влиянию горячих температур, могут разрушаться даже при незначительных температурах. Большинство неорганических менее предрасположены к воздействию сильного нагревания из-за особенностей типа молекулярного соединения.
    6. Органические вещества являются составляющими элементами живой части мира (биосферы), неорганические – неживой (гидросферы, литосферы и атмосферы).
    7. Состав органических веществ является по своему строению сложнее, чем состав неорганических.
    8. Органические вещества отличаются большим разнообразием возможностей химических превращений и реакций.
    9. Из-за ковалентного типа связи между органическими соединениями химические реакции по времени продолжаются несколько дольше, чем химические реакции в неорганических соединениях.
    10. Неорганические вещества не могут быть продуктом питания живых существ, даже более того – некоторые из этого типа сочетаний могут быть смертельно опасны для живого организма. Органические вещества являются продуктом, произведенным живой природой, а также элементом строения живых организмов.