Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь? Византия В каком году возникла византия

Архангел Михаил и Мануил II Палеолог. XV век Palazzo Ducale, Urbino, Italy / Bridgeman Images / Fotodom

1. Страны под названием Византия никогда не существовало

Если бы византийцы VI, X или XIV века услышали от нас, что они — византийцы, а их страна называется Византия, подавляющее большинство из них нас бы просто не поняли. А те, кто все же понял, решили бы, что мы хотим к ним подольститься, называя их жителями столицы, да еще и на устаревшем языке, который используют только ученые, старающиеся сделать свою речь как можно более изысканной. Часть консульского диптиха Юстиниана. Константинополь, 521 год Диптихи вручались консулам в честь их вступления в должность. The Metropolitan Museum of Art

Страны, которую ее жители называли бы Византия, никогда не было; слово «византийцы» никогда не было самоназванием жителей какого бы то ни было государства. Слово «византийцы» иногда использовалось для обозначения жителей Константинополя — по названию древнего города Византий (Βυζάντιον), который в 330 году был заново основан императором Константином под именем Константинополь. Назывались они так только в текстах, написанных на условном литературном языке, стилизованном под древнегреческий, на котором уже давно никто не говорил. Других византийцев никто не знал, да и эти существовали лишь в текстах, доступных узкому кругу образованной элиты, писавшей на этом архаизированном греческом языке и понимавшей его.

Самоназванием Восточной Римской империи начиная с III-IV веков (и после захвата Константинополя турками в 1453 году) было несколько устойчивых и всем понятных оборотов и слов: государство ромеев, или римлян, (βασιλεία τῶν Ρωμαίων ), Романи́я (Ρωμανία), Ромаи́да (Ρωμαΐς ).

Сами жители называли себя ромеями — римлянами (Ρωμαίοι ), ими правил римский император — василевс (Βασιλεύς τῶν Ρωμαίων ), а их столицей был Новый Рим (Νέα Ρώμη ) — именно так обычно назывался основанный Константином город.

Откуда же взялось слово «Византия» и вместе с ним представление о Визан-тийской империи как о государстве, возникшем после падения Римской империи на территории ее восточных провинций? Дело в том, что в XV веке вместе с государственностью Восточно-Римская империя (так Византию часто называют в современных исторических сочинениях, и это гораздо ближе к самосознанию самих византийцев), по сути, лишилась и голоса, слышимого за ее пределами: восточноримская традиция самоописания оказалась изолированной в пределах грекоязычных земель, принадлежавших Османской империи; важным теперь было только то, что о Византии думали и писали западноевропейские ученые.

Иероним Вольф. Гравюра Доминикуса Кустоса. 1580 год Herzog Anton Ulrich-Museum Braunschweig

В западноевропейской традиции госу-дарство Византия было фактически создано Иеро-нимом Вольфом, немецким гуманистом и историком, в 1577 году издавшим «Корпус византийской истории» — небольшую антологию сочинений историков Восточной империи с латинским переводом. Именно с «Корпуса» понятие «византийский» вошло в западноевропейский научный оборот.

Сочинение Вольфа легло в основу другого собрания византийских историков, тоже называвшегося «Корпусом византийской истории», но гораздо более масштабного — он был издан в 37 томах при содействии короля Франции Людовика XIV. Наконец, венецианское переиздание второго «Корпуса» использовал английский историк XVIII века Эдуард Гиббон, когда писал свою «Историю падения и упадка Римской империи» — пожалуй, ни одна книга не оказала такого огромного и одновременно разрушительного влияния на создание и популяризацию современного образа Византии.

Ромеи с их исторической и культурной традицией были, таким образом, лишены не только своего голоса, но и права на самоназвание и самосознание.

2. Византийцы не знали, что они не римляне

Осень. Коптское панно. IV век Whitworth Art Gallery, The University of Manchester, UK / Bridgeman Images / Fotodom

Для византийцев, которые сами называли себя ромеями-римлянами, история великой империи никогда не кончалась. Сама эта мысль показалась бы им абсурдной. Ромул и Рем, Нума, Август Октавиан, Константин I, Юстиниан, Фока, Михаил Великий Комнин — все они одинаковым образом с незапамятных времен стояли во главе римского народа.

До падения Константинополя (и даже после него) византийцы считали себя жителями Римской империи. Социальные институты, законы, государственность — все это сохранялось в Византии со времен первых римских императоров. Принятие христианства почти не повлияло на юридическое, экономическое и административное устройство Римской империи. Если истоки христианской церкви византийцы видели в Ветхом Завете, то начало собственной политической истории относили, как и древние римляне, к троянцу Энею — герою основополагающей для римской идентичности поэмы Вергилия.

Общественный порядок Римской империи и чувство принадлежности к великой римской patria сочетались в византийском мире с греческой наукой и письменной культурой: византийцы считали классическую древнегреческую литературу своей. Например, в XI веке монах и ученый Михаил Пселл всерьез рассуждает в одном трактате о том, кто пишет стихи лучше — афинский трагик Еврипид или византийский поэт VII века Георгий Писида, автор панегирика об аваро-славянской осаде Константинополя в 626 году и богословской поэмы «Шестоднев» о божественном сотворении мира. В этой поэме, переведенной впоследствии на славянский язык, Георгий парафразирует античных авторов Платона, Плутарха, Овидия и Плиния Старшего.

В то же время на уровне идеологии византийская культура часто противопоставляла себя классической античности. Христианские апологеты заметили, что вся греческая древность — поэзия, театр, спорт, скульптура — пронизана религиозными культами языческих божеств. Эллинские ценности (материальная и физическая красота, стремление к удовольствию, челове-ческие слава и почести, военные и атлетические победы, эротизм, рацио-нальное философское мышление) осуждались как недостойные христиан. Василий Великий в знаменитой беседе «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» видит главную опасность для христианской молодежи в привлекательном образе жизни, который предлагается читателю в эллинских сочинениях. Он советует отбирать в них для себя только истории, полезные в нравственном отношении. Парадокс в том, что Василий, как и многие другие Отцы Церкви, сам получил прекрасное эллинское образование и писал свои сочинения классическим литературным стилем, пользуясь приемами античного риторического искусства и языком, который к его времени уже вышел из употребления и звучал как архаичный.

На практике идеологическая несовместимость с эллинством не мешала византийцам бережно относиться к античному культурному наследию. Древние тексты не уничтожались, а копировались, при этом переписчики старались соблюдать точность, разве что могли в редких случаях выкинуть слишком откровенный эротический пассаж. Эллинская литература продолжала быть основой школьной программы в Византии. Образованный человек должен был читать и знать эпос Гомера, трагедии Еврипида, речи Демос-фена и использовать эллинский культурный код в собственных сочинениях, например называть арабов персами, а Русь — Гипербореей. Многие элементы античной культуры в Византии сохранились, правда изменившись до неузнаваемости и обретя новое религиозное содержание: например, риторика стала гомилетикой (наукой о церковной проповеди), философия — богословием, а античный любовный роман повлиял на агиографические жанры.

3. Византия родилась, когда Античность приняла христианство

Когда начинается Византия? Наверное, тогда, когда кончается история Римской империи — так мы привыкли думать. По большей части эта мысль кажется нам естественной благодаря огромному влиянию монументальной «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона.

Написанная в XVIII веке, эта книга до сих пор подсказывает как историкам, так и неспециалистам взгляд на период с III по VII век (который теперь все чаще называется поздней Античностью) как на время упадка былого величия Римской империи под воздействием двух основных факторов — нашествий германских племен и постоянно растущей социальной роли христианства, которое в IV веке стало доминирующей религией. Византия, существующая в массовом сознании прежде всего как христианская империя, рисуется в этой перспективе как естественный наследник того культурного упадка, который произошел в поздней Античности из-за массовой христианизации: средо-точием религиозного фанатизма и мракобесия, растянувшимся на целое тысячелетие застоем.

Амулет, защищающий от сглаза. Византия, V–VI века

На одной стороне изображен глаз, на который направлены стрелы и нападают лев, змея, скорпион и аист.

© The Walters Art Museum

Амулет из гематита. Византийский Египет, VI–VII века

Надписи определяют его как «женщина, которая страдала кровотечением» (Лк. 8:43–48). Считалось, что гематит помогает остановить кровотечение, и из него были очень популярны амулеты, связанные с женским здоровьем и менструальным циклом.

Таким образом, если смотреть на историю глазами Гиббона, поздняя Античность оборачивается трагическим и необратимым концом Античности. Но была ли она лишь временем разрушения прекрасной древности? Историческая наука уже более полувека уверена, что это не так.

В особенности упрощенным оказывается представление о якобы роковой роли христианизации в разрушении культуры Римской империи. Культура поздней Античности в реальности вряд ли была построена на противопоставлении «языческого» (римского) и «христианского» (византийского). То, как была устроена позднеантичная культура для ее создателей и пользователей, отличалось куда большей сложностью: христианам той эпохи показался бы странным сам вопрос о конфликте римского и религиозного. В IV веке римские христиане запросто могли поместить изображения языческих божеств, выполненных в античном стиле, на предметы обихода: например, на одном ларце , подаренном новобрачным, обнаженная Венера соседствует с благочестивым призывом «Секунд и Проекта, живите во Христе».

На территории будущей Византии происходило столь же беспроблемное для современников сплавление языческого и христианского в художественных приемах: в VI веке образы Христа и святых выполнялись в технике тради-ционного египетского погребального портрета, наиболее известный тип которого — так называемый фаюмский портрет Фаюмский портрет — разновидность погребальных портретов, распространенных в эллинизированном Египте в Ι-III веках н. э. Изображение наносилось горячими красками на разогретый восковой слой. . Христианская визуальность в поздней Античности вовсе не обязательно стремилась противопоставить себя языческой, римской традиции: очень часто она нарочито (а может быть, наоборот, естественно и непринужденно) придерживалась ее. Такой же сплав языческого и христианского виден и в литературе поздней Античности. Поэт Аратор в VI веке декламирует в римском соборе гекзаметрическую поэму о деяниях апостолов, написанную в стилистических традициях Вергилия. В христианизированном Египте середины V века (к этому времени здесь около полутора веков существуют разные формы монашества) поэт Нонн из города Панополь (современный Акмим) пишет переложение (парафразу) Евангелия от Иоанна языком Гомера, сохраняя не только метр и стиль, но и сознательно заимствуя целые словесные формулы и образные пласты из его эпоса Евангелие от Иоанна, 1:1-6 (синодальный перевод):
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

Нонн из Панополя. Парафраза Евангелия от Иоанна, песнь 1 (пер. Ю. А. Голубец, Д. А. Поспелова, А. В. Маркова):
Логос, Божие Чадо, Свет, рожденный от Света,
Неотделим от Отца Он на беспредельном престоле!
Боже небеснородный, Логос, ведь Ты праначально
Воссиял совокупно с Предвечным, Зиждителем мира,
О, Древнейший вселенной! Все чрез Него совершилось,
Что бездыханно и в духе! Вне Речи, деющей много,
Явлено ль, что пребывает? И в Нем существует извечно
Жизнь, что всему соприсуща, свет краткосущего люда… <…>
Во пчелопитающей чаще
Странник нагорный явился, насельник склонов пустынных,
Он — глашатай крещенья краеугольного, имя —
Божий муж, Иоанн, вожатый. .

Портрет молодой девушки. II век © Google Cultural Institute

Погребальный портрет мужчины. III век © Google Cultural Institute

Христос Пантократор. Икона из монастыря Святой Екатерины. Синай, середина VI века Wikimedia Commons

Святой Петр. Икона из монастыря Святой Екатерины. Синай, VII век © campus.belmont.edu

Динамичные изменения, происходившие в разных пластах культуры Римской империи в поздней Античности, трудно напрямую связать с христианизацией, раз уж христиане того времени сами были такими охотниками до классических форм и в изобразительных искусствах, и в литературе (как и во многих других сферах жизни). Будущая Византия рождалась в эпоху, в которой взаимосвязи между религией, художественным языком, его аудиторией, а также социоло-гией исторических сдвигов были сложными и непрямыми. Они несли в себе потенциал той сложности и многоплановости, которая развертывалась позднее на протяжении веков византийской истории.

4. В Византии говорили на одном языке, а писали на другом

Языковая картина Византии парадоксальна. Империя, не просто претендо-вавшая на правопреемство по отношению к Римской и унаследовавшая ее институты, но и с точки зрения своей политической идеологии бывшая Римской империей, никогда не говорила на латыни. На ней разговаривали в западных провинциях и на Балканах, до VI века она оставалась официальным языком юриспруденции (последним законодательным сводом на латыни стал Кодекс Юстиниана, обнародованный в 529 году, — после него законы издавали уже на греческом), она обогатила греческий множеством заимствований (прежде всего в военной и административной сферах), ранневизантийский Константинополь привлекал карьерными возможностями латинских грамматиков. Но все же латынь не была настоящим языком даже ранней Византии. Пускай латиноязычные поэты Корипп и Присциан жили в Констан-тинополе, мы не встретим этих имен на страницах учебника истории визан-тийской литературы.

Мы не можем сказать, в какой именно момент римский император становится византийским: провести четкую границу не позволяет формальное тождество институтов. В поисках ответа на этот вопрос необходимо обращаться к нефор-мализуемым культурным различиям. Римская империя отличается от Визан-тийской тем, что в последней оказываются слиты римские институты, гре-ческая культура и христианство и осуществляется этот синтез на основе греческого языка. Поэтому одним из критериев, на которые мы могли бы опереться, становится язык: византийскому императору, в отличие от его римского коллеги, проще изъясняться на греческом, чем на латыни.

Но что такое этот греческий? Альтернатива, которую предлагают нам полки книжных магазинов и программы филологических факультетов, обманчива: мы можем найти в них либо древне-, либо новогреческий язык. Иной точки отсчета не предусмотрено. Из-за этого мы вынуждены исходить из того, что греческий язык Византии — это либо искаженный древнегреческий (почти диалоги Платона, но уже не совсем), либо протоновогреческий (почти перего-воры Ципраса с МВФ, но еще не вполне). История 24 столетий непрерывного развития языка спрямляется и упрощается: это либо неизбежный закат и деградация древнегреческого (так думали западноевропейские филологи-классики до утверждения византинистики как самостоятельной научной дисциплины), либо неминуемое прорастание новогреческого (так считали греческие ученые времен формирования греческой нации в XIX веке).

Действительно, византийский греческий трудноуловим. Его развитие нельзя рассматривать как череду поступательных, последовательных изменений, поскольку на каждый шаг вперед в языковом развитии приходился и шаг назад. Виной тому — отношение к языку самих византийцев. Социально престижной была языковая норма Гомера и классиков аттической прозы. Писать хорошо значило писать историю неотличимо от Ксенофонта или Фукидида (последний историк, решившийся ввести в свой текст староаттические элементы, казав-шиеся архаичными уже в классическую эпоху, — это свидетель падения Константинополя Лаоник Халкокондил), а эпос — неотличимо от Гомера. От образованных византийцев на протяжении всей истории империи требо-валось в буквальном смысле говорить на одном (изменившемся), а писать на другом (застывшем в классической неизменности) языке. Раздвоенность языкового сознания — важнейшая черта византийской культуры.

Остракон с фрагментом «Илиады» на коптском языке. Византийский Египет, 580–640 годы

Остраконы - черепки глиняных сосудов - использовали для записи библейских стихов, юридических документов, счетов, школьных заданий и молитв, когда папирус был недоступен или слишком дорог.

© The Metropolitan Museum of Art

Остракон с тропарем Богородице на коптском языке. Византийский Египет, 580–640 годы © The Metropolitan Museum of Art

Усугубляло ситуацию и то, что еще со времен классической древности за определенными жанрами были закреплены определенные диалектные особенности: эпические поэмы писали на языке Гомера, а медицинские трактаты составляли на ионийском диалекте в подражание Гиппократу. Сходную картину мы видим и в Византии. В древнегреческом языке гласные делились на долгие и краткие, и их упорядоченное чередование составляло основу древнегреческих стихотворных метров. В эллинистическую эпоху противопоставление гласных по долготе ушло из греческого языка, но тем не менее и через тысячу лет героические поэмы и эпитафии писались так, как будто фонетическая система осталась неизменной со времен Гомера. Различия пронизывали и другие языковые уровни: нужно было строить фразу, как Гомер, подбирать слова, как у Гомера, и склонять и спрягать их в соответствии с парадигмой, отмершей в живой речи тысячелетия назад.

Однако писать с античной живостью и простотой удавалось не всем; нередко в попытке достичь аттического идеала византийские авторы теряли чувство меры, стремясь писать правильнее своих кумиров. Так, мы знаем, что датель-ный падеж, существовавший в древнегреческом, в новогреческом почти полностью исчез. Логично было бы предположить, что с каждым веком в литературе он будет встречаться все реже и реже, пока постепенно не исчезнет вовсе. Однако недавние исследования показали, что в византий-ской высокой словесности дательный падеж используется куда чаще, чем в литературе классической древности. Но именно это увеличение частоты и говорит о расшатывании нормы! Навязчивость в использовании той или иной формы скажет о вашем неумении ее правильно применять не меньше, чем ее полное отсутствие в вашей речи.

В то же время живая языковая стихия брала свое. О том, как менялся разговорный язык, мы узнаем благодаря ошибкам переписчиков рукописей, нелитературным надписям и так называемой народноязычной литературе. Термин «народноязычный» неслучаен: он гораздо лучше описывает интересующее нас явление, чем более привычный «народный», поскольку нередко элементы простой городской разговорной речи использовались в памятниках, созданных в кругах константинопольской элиты. Настоящей литературной модой это стало в XII веке, когда одни и те же авторы могли работать в нескольких регистрах, сегодня предлагая читателю изысканную прозу, почти неотличимую от аттической, а завтра — едва ли не площадные стишки.

Диглоссия, или двуязычие, породила и еще один типично византийский феномен — метафразирование, то есть переложение, пересказ пополам с переводом, изложение содержания источника новыми словами с понижением или повышением стилистического регистра. Причем сдвиг мог идти как по линии усложнения (вычурный синтаксис, изысканные фигуры речи, античные аллюзии и цитаты), так и по линии упрощения языка. Ни одно произведение не считалось неприкосновенным, даже язык священных текстов в Византии не имел статуса сакрального: Евангелие можно было переписать в ином стилистическом ключе (как, например, сделал уже упоминавшийся Нонн Панополитанский) — и это не обрушивало анафемы на голову автора. Нужно было дождаться 1901 года, когда перевод Евангелий на разговорный новогреческий (по сути, та же метафраза) вывел противников и защитников языкового обновления на улицы и привел к десяткам жертв. В этом смысле возмущенные толпы, защищавшие «язык предков» и требовавшие расправы над переводчиком Александросом Паллисом, были куда дальше от визан-тийской культуры не только чем им бы хотелось, но и чем сам Паллис.

5. В Византии были иконоборцы — и это страшная загадка

Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год Миниатюра к псалму 68, стих 2: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Действия иконоборцев, замазывающих известью икону Христа, сопоставляются с распятием на Голгофе. Воин справа подносит Христу губку с уксусом. У подножия горы — Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. rijksmuseumamsterdam.blogspot.ru

Иконоборчество — самый известный для широкой аудитории и самый зага-дочный даже для специалистов период истории Византии. О глубине следа, который он оставил в культурной памяти Европы, говорит возможность, к примеру, в английском языке использовать слово iconoclast («иконоборец») вне исторического контекста, во вневременном значении «бунтарь, ниспровергатель устоев».

Событийная канва такова. К рубежу VII и VIII веков теория поклонения религиозным изображениям безнадежно отставала от практики. Арабские завоевания середины VII века привели империю к глубокому культурному кризису, а тот, в свою очередь, породил рост апокалиптических настроений, умножение суеверий и всплеск неупорядоченных форм иконопочитания, подчас неотличимых от магических практик. Согласно сборникам чудес святых, выпитый воск из растопленной печати с ликом святого Артемия исцелял от грыжи, а святые Косма и Дамиан излечили страждущую, повелев ей выпить, смешав с водой, штукатурку с фрески с их изображением.

Такое почитание икон, не получившее философского и богословского обоснования, вызывало отторжение у части клириков, видевших в нем признаки язычества. Император Лев III Исавр (717-741), оказавшись в сложной политической ситуации, использовал это недовольство для создания новой консолидирующей идеологии. Первые иконоборческие шаги относятся к 726-730 годам , но как богословское обоснование иконоборческого догмата, так и полноценные репрессии в отношении инакомыслящих пришлись на время правления самого одиозного византийского императора — Константина V Копронима (Гноеименитого) (741-775).

Претендовавший на статус вселенского, иконоборческий собор 754 года перевел спор на новый уровень: отныне речь шла не о борьбе с суевериями и исполнении ветхозаветного запрета «Не сотвори себе кумира», а об ипостаси Христа. Может ли Он считаться изобразимым, если Его божественная природа «неописуема»? «Христологическая дилемма» была такова: иконопочитатели повинны либо в том, что запечатлевают на иконах только плоть Христа без Его божества (несторианство), либо в том, что ограничивают божество Христа через описание Его изображаемой плоти (монофизитство).

Однако уже в 787 году императрица Ирина провела в Никее новый собор, участники которого сформулировали в качестве ответа на догмат иконо-борчества догмат иконопочитания, тем самым предложив полноценное богословское основание для ранее не упорядоченных практик. Интеллек-туальным прорывом стало, во-первых, разделение «служебного» и «отно-сительного» поклонения: первое может воздаваться только Богу, в то время как при втором «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу» (слова Василия Великого, ставшие настоящим девизом иконопочитателей). Во‑вторых, была предложена теория омонимии, то есть единоименности, снимавшая проблему портретного сходства изображения и изображаемого: икона Христа признавалась таковой не благодаря сходству черт, а благодаря написанию имени — акту называния.


Патриарх Никифор. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год British Library Board. All Rights Reserved / Bridgeman Images / Fotodom

В 815 году император Лев V Армянин вновь обратился к иконоборческой политике, рассчитывая таким образом выстроить линию преемственности по отношению к Константину V, самому успешному и самому любимому в войсках правителю за последний век. На так называемое второе иконо-борчество приходится как новый виток репрессий, так и новый взлет богословской мысли. Завершается иконоборческая эра в 843 году, когда иконоборчество окончательно осуждается как ересь. Но его призрак пресле-довал византийцев вплоть до 1453 года: на протяжении веков участники любых церковных споров, используя самую изощренную риторику, уличали друг друга в скрытом иконоборчестве, и это обвинение было серьезней обвинения в любой другой ереси.

Казалось бы, все достаточно просто и понятно. Но как только мы пытаемся как-то уточнить эту общую схему, наши построения оказываются весьма зыбкими.

Основная сложность — состояние источников. Тексты, благодаря которым мы знаем о первом иконоборчестве, написаны значительно позже, причем иконопочитателями. В 40-е годы IX века была осуществлена полноценная программа по написанию истории иконоборчества с иконопочитательских позиций. В результате история спора была полностью искажена: сочинения иконоборцев доступны только в тенденциозных выборках, а текстологический анализ показывает, что произведения иконопочитателей, казалось бы создан-ные для опровержения учения Константина V, не могли быть написаны раньше самого конца VIII века. Задачей авторов-иконопочитателей было вывернуть описанную нами историю наизнанку, создать иллюзию традиции: показать, что почитание икон (причем не стихийное, а осмысленное!) присутствовало в церкви с апостольских времен, а иконоборчество — всего лишь нововведение (слово καινοτομία — «нововведение» на греческом — самое ненавистное слово для любого византийца), причем сознательно антихристианское. Иконоборцы представали не борцами за очищение христианства от язычества, а «христиа-нообвинителями» — это слово стало обозначать именно и исключительно иконоборцев. Сторонами в иконоборческом споре оказывались не христиане, по-разному интерпретирующие одно и то же учение, а христиане и некая враждебная им внешняя сила.

Арсенал полемических приемов, которые использовались в этих текстах для очернения противника, был очень велик. Создавались легенды о ненависти иконоборцев к образованию, например о сожжении Львом III в действи-тель-ности никогда не существовавшего университета в Константинополе, а Константину V приписывали участие в языческих обрядах и человеческих жертвоприношениях, ненависть к Богородице и сомнения в божественной природе Христа. Если подобные мифы кажутся простыми и были давно развенчаны, то другие остаются в центре научных дискуссий по сей день. Например, лишь совсем недавно удалось установить, что жестокая расправа, учиненная над прославленным в лике мучеников Стефаном Новым в 766 году, связана не столько с его бескомпромиссной иконопочитательской позицией, как заявляет житие, сколько с его близостью к заговору политических противников Константина V. Не прекращаются споры и о ключевых вопросах: какова роль исламского влияния в генезисе иконоборчества? каким было истинное отношение иконоборцев к культу святых и их мощам?

Даже язык, которым мы говорим об иконоборчестве, — это язык победителей. Слово «иконоборец» не самоназвание, а оскорбительный полемический ярлык, который изобрели и внедрили их оппоненты. Ни один «иконоборец» никогда не согласился бы с таким именем, просто потому что греческое слово εἰκών имеет гораздо больше значений, чем русское «икона». Это любой образ, в том числе нематериальный, а значит, назвать кого-то иконоборцем — это заявить, что он борется и с идеей Бога-Сына как образа Бога-Отца, и человека как образа Бога, и событий Ветхого Завета как прообразов событий Нового и т. п. Тем более что сами иконоборцы утверждали, что они-то защищают истинный образ Христа — евхаристические дары, меж тем как то, что их противники зовут образом, на самом деле таковым не является, а есть всего лишь изображение.

Победи в итоге их учение, именно оно бы сейчас называлось православным, а учение их противников мы бы презрительно называли иконопоклонством и говорили бы не об иконоборческом, а об иконопоклонническом периоде в Византии. Впрочем, сложись это так, иной была бы вся дальнейшая история и визуальная эстетика Восточного христианства.

6. На Западе никогда не любили Византию

Хотя торговля, религиозные и дипломатические контакты между Византией и государствами Западной Европы продолжались на протяжении всего Средневековья, трудно говорить о настоящем сотрудничестве или взаимо-понимании между ними. В конце V века Западная Римская империя рассы-палась на варварские государства и традиция «римскости» прервалась на Западе, но сохранилась на Востоке. Уже через несколько веков новые западные династии Германии захотели восстановить преемственность своей власти с Римской империей и для этого заключали династические браки с византийскими принцессами. Двор Карла Великого соревновался с Византией — это видно в архитектуре и в искусстве. Однако имперские претензии Карла скорее усиливали непонимание между Востоком и Западом: культура Каролингского возрождения хотела видеть себя единственной законной наследницей Рима.


Крестоносцы атакуют Константинополь. Миниатюра из хроники «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна. Ориентировочно 1330 год Виллардуэн являлся одним из руководителей похода. Bibliothèque nationale de France

К X веку пути из Константинополя в Северную Италию по суше через Балканы и вдоль Дуная были перекрыты варварскими племенами. Остался лишь путь по морю, что сократило возможности сообщения и затруднило культурный обмен. Разделение на Восток и Запад стало физической реальностью. Идеологический разрыв между Западом и Востоком, подпитываемый на протяжении Средневековья богословскими спорами, усугубился во время Крестовых походов. Организатор Четвертого крестового похода, который закончился взятием Константинополя в 1204 году, папа римский Иннокен-тий III открыто заявил о главенстве Римской церкви над всеми остальными, ссылаясь на божественное установление.

В итоге получилось, что византийцы и жители Европы мало знали друг о друге, но были настроены по отношению друг к другу недружелюбно. В XIV веке на Западе критиковали развращенность византийского духовенства и объясняли ею успехи ислама. Например, Данте считал, что султан Саладин мог бы обратиться в христианство (и даже поместил его в своей «Божественной комедии» в лимбе — особом месте для добродетельных нехристиан), но не сделал этого по причине непривлекательности византийского христианства. В западных странах ко времени Данте почти никто не знал греческий язык. В то же время византийские интеллектуалы учили латынь только для того, чтобы переводить Фому Аквинского, и ничего не слышали про Данте. Ситуация изменилась в XV веке после турецкого нашествия и падения Константинополя, когда византийская культура стала проникать в Европу вместе с византийскими учеными, бежавшими от турок. Греки привезли с собой много рукописей античных произведений, и гуманисты получили возможность изучать греческую античность по оригиналам, а не по римской литературе и немногим латинским переводам, известным на Западе.

Но ученых и интеллектуалов эпохи Возрождения интересовала классическая древность, а не то общество, которое ее сохранило. Кроме того, на Запад бежали в основном интеллектуалы, отрицательно настроенные по отношению к идеям монашества и православного богословия того времени и симпатизи-ровавшие Римской церкви; их оппоненты, сторонники Григория Паламы, наоборот, считали, что лучше попытаться договориться с турками, чем искать помощи у папы. Поэтому византийская цивилизация продолжала восприни-маться в негативном свете. Если древние греки и римляне были «своими», то образ Византии закрепился в европейской культуре как восточный и экзотический, иногда притягательный, но чаще враждебный и чуждый европейским идеалам разума и прогресса.

Век Европейского просвещения и вовсе заклеймил Византию. Француз-ские просветители Монтескьё и Вольтер ассоциировали ее с деспотизмом, роскошью, пышными церемониями, суевериями, нравственным разложением, цивилизационным упадком и культурным бесплодием. По мнению Вольтера, история Византии — это «недостойный сборник высокопарных фраз и описа-ний чудес», который позорит человеческий разум. Монтескьё видит главную причину падения Константинополя в пагубном и всепроникающем влиянии религии на общество и власть. Особенно агрессивно он отзывается о визан-тийском монашестве и духовенстве, о почитании икон, а также о богословской полемике:

«Греки — великие говоруны, великие спорщики, софисты по природе — постоянно вступали в религиозные споры. Так как монахи пользовались большим влиянием при дворе, слабевшем по мере того, как он развра-щался, то получилось, что монахи и двор взаимно развращали друг друга и что зло заразило обоих. В результате все внимание императоров было поглощено тем, чтобы то успокаивать, то возбуждать бого-слов-ские споры, относительно которых замечено, что они становились тем горячее, чем незначительнее была причина, вызвавшая их».

Так Византия стала частью образа варварского темного Востока, который парадоксальным образом включал в себя также главных врагов Византийской империи — мусульман. В ориенталистской модели Византия противопостав-лялась либеральному и рациональному европейскому обществу, построенному на идеалах Древней Греции и Рима. Эта модель лежит, например, в основе описаний византийского двора в драме «Искушение святого Антония» Гюстава Флобера:

«Царь рукавом отирает с лица ароматы. Он ест из священных сосудов, потом разбивает их; и мысленно он пересчитывает свои корабли, свои войска, свои народы. Сейчас из прихоти он возьмет и сожжет свой дворец со всеми гостями. Он думает восстановить Вавилонскую башню и свергнуть с престола Всевышнего. Антоний читает издали на его челе все его мысли. Они овладевают им, и он становится Навуходоносором».

Мифологический взгляд на Византию до сих пор не до конца преодолен в исторической науке. Конечно, ни о каком нравственном примере византийской истории для воспитания юношества и речи быть не могло. Школьные программы строились на образцах классической древности Греции и Рима, а византийская культура из них была исключена. В России наука и образование следовали западным образцам. В XIX веке спор о роли Византии для русской истории вспыхнул между западниками и славянофилами. Петр Чаадаев, следуя традиции европейского просвещения, горько сетовал о византийском наследии Руси:

«По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов».

Идеолог византинизма Константин Леонтьев Константин Леонтьев (1831-1891) — дипломат, писатель, философ. В 1875 году вышла его работа «Византизм и славянство», в которой он утверждал, что «византизм» — это цивилизация или культура, «общая идея» которой слагается из нескольких состав-ляющих: самодержавия, христианства (отличного от западного, «от ересей и расколов»), разочарования во всем земном, отсутствия «крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой», отвержения надежды на всеобщее благо-денствие народов, совокупности некоторых эстетических представлений и так далее. Поскольку всеславизм вообще не является цивилизацией или культурой, а европейская цивилизация подходит к своему концу, России — унаследовавшей у Византии почти все — необходим для расцвета именно византизм. указывал на стереотипное представление о Византии, сложившееся из-за школьного обучения и несамостоятельности российской науки:

«Византия представляется чем-то сухим, скучным, поповским, и не только скучным, но даже чем-то жалким и подлым».

7. В 1453 году Константинополь пал — но Византия не умерла

Султан Мехмед II Завоеватель. Миниатюра из собрания дворца Топкапы. Стамбул, конец XV века Wikimedia Commons

В 1935 году вышла книга румынского историка Николае Йорги «Византия после Византии» — и ее название утвердилось как обозначение жизни византийской культуры после падения империи в 1453 году. Византийская жизнь и инсти-туты не исчезли в одночасье. Они сохранялись благодаря византийским эмигрантам, бежавшим в Западную Европу, в самом Константинополе, даже оказавшемся под властью турок, а также в странах «византийского содружества», как британский историк Дмитрий Оболенский назвал восточноевропейские средневековые культуры, испытавшие прямое влияние Византии, — Чехию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Сербию, Русь. Участники этого сверхнационального единства сохранили наследие Византии в религии, нормах римского права, стандартах литературы и искусства.

В последние сто лет существования империи два фактора — культурное возрождение Палеологов и паламитские споры — способствовали, с одной стороны, обновлению связей между православными народами и Византией, а с другой — новому всплеску распространения византийской культуры, в первую очередь через литургические тексты и монашескую литературу. В XIV веке византийские идеи, тексты и даже их авторы попадали в славян-ский мир через город Тырново, столицу Болгарской империи; в частности, количество византийских сочинений, доступных на Руси, удвоилось благодаря болгар-ским переводам.

Кроме того, Османская империя официально признала константинополь-ского патриарха: в качестве главы православного миллета (или общины) он продолжал управлять церковью, в юрисдикции которой остались и Русь, и православные балканские народы. Наконец, правители дунайских княжеств Валахии и Молдавии, даже став подданными султана, сохранили христианскую государственность и считали себя культурно-политическими наследниками Византийской империи. Они продолжали традиции церемониала царского двора, греческой образованности и богословия и поддерживали константинопольскую греческую элиту, фанариотов Фанариоты — буквально «жители Фанара», квартала Константинополя, в котором находилась резиденция греческого патриарха. Греческую элиту Османской империи называли фанариотами, потому что они жили по преимуществу в этом квартале. .

Греческое восстание 1821 года. Иллюстрация из книги «A History of All Nations from the Earliest Times» Джона Генри Райта. 1905 год The Internet Archive

Йорга считает, что Византия после Византии умерла во время неудачного восстания против турок 1821 года, которое организовал фанариот Александр Ипсиланти. На одной стороне знамени Ипсиланти были надпись «Сим победиши» и изображение императора Константина Великого, с именем которого связано начало византийской истории, а на другой — феникс, возрождающийся из пламени, символ возрождения Византийской империи. Восстание было разгромлено, константинопольского патриарха казнили, а идеология Византийской империи после этого растворилась в греческом национализме. 

Византийская империя, кратко говоря - это государство, появившееся в 395 году, после распада Великой Римской империи. Она не выдержала нашествия варварских племен и разделилась на две части. Меньше чем через столетие после своего распада, Западная Римская империя перестала существовать. Но она оставила после себя сильную преемницу - Византийскую империю. Римская империя просуществовала 500 лет, а ее восточная наследница - более тысячи, с 4 по 15 века.
Изначально Восточная Римская империя именовалась «Романией». На Западе долгое время ее называли «греческой империей», поскольку большую ее часть составляло греческое население. Но сами жители Византии называли себя римлянами (по-гречески - ромеями). Только после падения в 15 веке, Восточную Римскую империю стали называть «Византией».

Это название произошло от слова Византий - так сначала назывался Константинополь, столица империи.
Византийская империя, кратко говоря, занимала огромную территорию - почти 1 млн. кв. километров. Она располагалась на трех континентах - в Европе, Африке и Азии.
Столица государства - город Константинополь, основанный еще во времена Великой Римской империи. Сначала это была греческая колония Византия. В 330 году император Константин переносит сюда столицу империи и называет город своим именем - Константинополем. В Средние века он был самым богатым городом в Европе.



Византийской империи не удалось избежать вторжения варваров, но таких потерь, как запад Римской державы, она избежала благодаря мудрой политике. Например, славянским племенам, участвующим в великом переселении народов, было разрешено расселиться на окраинах империи. Таким образом, Византия получала заселенные границы, население которых было щитом против остальных захватчиков.
Основу экономики Византии составляло производство и торговля. В ее состав входило множество богатых городов, которые производили практически все товары. В V - VIII веках наступает время расцвета византийских портов. Сухопутные дороги стали небезопасными для купцов из-за длительных войн в Европе, поэтому морской путь становился единственным возможным.
Империя была многонациональной страной, поэтому культура отличалась поразительным разнообразием. Основу ее составляла античное наследие.
30 мая 1453 года, после двух месяцев упорного сопротивления армии турок, Константинополь пал. Так закончилась тысячелетняя история одной из великих держав мира.

Пришел конец. Но еще в начале IV в. центр державы переместился в более спокойные и богатые восточные, балканские и малоазийские, провинции. Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого города Византия. Правда, и на Западе остались свои императоры - управление империей было разделено. Но старшими считались именно государи Константинополя. В V в. Восточная, или Византийская, как говорили на Западе, империя устояла под ударом варваров. Более того, в VI в. ее властители отвоевали многие земли занятого германцами Запада и удерживали их два столетия. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути. Лишившись к IX в. значительной части западных владений, Византийская империя тем не менее продолжала жить и развиваться. Она просуществовала до 1453 г ., когда последний оплот ее власти - Константинополь пал под напором турок. Все это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей . Ее жители называли себя ромеями , что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порой простиравшей власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром стало историческим уделом Византийской империи. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла собственным историческим путем , во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Карта Византийской империи

История Византийской империи

Культура Византийской империи создавалась многими народами. В первые века существования ромейской державы под властью ее императоров находились все восточные провинции Рима: Балканский полуостров, Малая Азия, юг Крыма, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет, северо-восток Ливии . Создателями нового культурного единства были , римляне, армяне, сирийцы, египетские копты и селившиеся в границах империи варвары.

Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. Задолго до появления Византийской империи благодаря походам Александра Македонского все народы Ближнего Востока подверглись мощному объединяющему воздействию древнегреческой, эллинской, культуры. Этот процесс получил название эллинизации. Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Так что культура обновленной империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой. Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев (римлян).

Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Потому здесь не было страшного культурного упадка. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире. В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик и устройство. Как и в Элладе, сердцем города-оставалась агора - обширная площадь, где прежде проводились народные собрания. Теперь, впрочем, народ все чаще собирался на ипподроме - месте представлений и скачек, объявления указов и публичных казней. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знатии общественные здания. В столице - Константинополе - лучшими мастерами возводились монументальные дворцы императоров. Самый известный из ранних - Большой императорский дворец Юстиниана I, прославленного победителя германцев, правившего в 527-565 гг., - был воздвигнут над Мраморным морем. Внешний вид и убранство столичных дворцов напоминали о временах древних греко-македонских владык Ближнего Востока. Но византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).

Большинство крупных городов античности осталось центрами торговли, ремесла, науки, литературы и искусства. Таковы были Афины и Коринф на Балканах, Эфес и Никея в Малой Азии, Антиохия, Иерусалим и Берит (Бейрут) в Сиро-Палестинс, Александрия в древнем Египте.

Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток. В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными. Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров. Поэтому «темные», наполненные войнами столетия (V- VIII вв.) стали порой расцвета византийских портов . Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего в Европе византийского флота. Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. Торговые связи ромеев простирались от Индии и до Британии.

В городах продолжали развиваться античные ремесла. Многие изделия ранневизантийских мастеров являются настоящими произведениями искусства . Шедевры ромейских ювелиров - из драгоценных металлов и камней, из цветного стекла и слоновой кости - вызывали восхищение в странах Ближнего Востока и варварской Европы. Германцы, славяне, гунны перенимали мастерство ромеев, подражали им в собственных творениях.

Монеты в Византийской империи

Во всей Европе долгое время обращалась только ромейская монета. Константинопольские императоры продолжали чекан римских денег, внося лишь незначительные изменения в их внешний вид. Право римских императоров на власть не подвергалось сомнению даже лютыми врагами, и единственный в Европе монетный двор был тому подтверждением. Первым на Западе осмелился начать чекан собственной монеты франкский король во второй половине VI в. Однако и тогда варвары лишь подражали ромейскому образцу.

Наследие Римской империи

Еще заметнее римское наследие Византии прослеживается в системе управления государством. Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь - Новый Рим, что они сами - ромеи, а их держава - единственная хранимая Богом империя. Разветвленный аппарат центральной власти, налоговая система, правовая доктрина незыблемости императорского единодержавия сохранились в ней без принципиальных изменений.

Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. В позднеримский период, еще до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий. Василевс, император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооруженной охраны, следовавших в строго определенном порядке. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали специальными занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Особенно помпезно обставлялся прием иноземных послов, которых византийцы старались поразить величием власти императора.

Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: Шваз ведомстве логофета (управителя) геникона - главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др. Помимо штата чиновников в столице каждое ведомство имело должностных лиц, посылаемых с временными поручениями в провинции. Существовали еще и дворцовые секреты, которые управляли непосредственно обслуживавшими царский двор учреждениями: продовольственными, гардеробными, конюшенными, ремонтными.

Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства. В византийскую эпоху завершилась разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.

Наследием Римской империи была и четкая налоговая система. Свободный горожанин или крестьянин платил в казну налоги и пошлины со всех видов своего имущества и с любого рода трудовой деятельности. Он платил и за владение землей, и за сад в городе, и за мула или овец в хлеву, и за помещение, сдаваемое внаем, и за мастерскую, и за лавку, и за корабль, и за лодку. Практически ни один товар на рынке не переходил из рук в руки, минуя бдительное око чиновников.

Военное дело

Сохранила Византия и римское искусство ведения «правильной войны». В империи бережно хранили, переписывали и изучали древние стратегиконы - трактаты о воинском искусстве.

Периодически власти реформировали армию, отчасти из-за появления новых врагов, отчасти для ее соответствия возможностям и потребностям самого государства. Основой византийского войска стала кавалерия . Ее количество в составе армии колебалось от 20 % в позднеримское время до более чем одной трети в X в. Незначительной частью, но очень боеспособной стали катафрактарии - тяжелая кавалерия.

Военный флот Византии также был прямым наследством Рима. О его силе говорят следующие факты. В середине VII в. император Константин V смог послать в устье Дуная для ведения боевых действий против болгар 500 судов, а в 766 г. - даже свыше 2 тыс. Самые крупные корабли (дромоны) с тремя рядами весел брали на борт до 100- 150 воинов и примерно столько же гребцов.

Новшеством на флоте стал «греческий огонь» - смесь нефти, горючих масел, асфальта серы, - изобретенный в VII в. и наводивший ужас на врагов. Он выбрасывался из сифонов, устроенных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Сифоны можно было поворачивать в разные стороны. Выбрасываемая жидкость самовоспламенялась и горела даже на воде. Именно при помощи «греческого огня» византийцы отбили два арабских вторжения - в 673 и 718 гг.

Превосходно было развито в Византийской империи военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную традицию. Византийские инженеры - строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже в далекой Хазарии, где по их планам возводилась крепость

Приморские крупные города кроме стен защищались подводными молами и массивными цепями, преграждавшими вход вражескому флоту в бухты. Такими цепями замыкались Золотой Рог в Константинополе и залив Фессалоники.

Для обороны и осады крепостей византийцы использовали различные инженерные сооружения (рвы и частоколы, подкопы и насыпи) и всевозможные орудия. В византийских документах упоминаются тараны, подвижные башни с перекидными мостками, камнеметные баллисты, крюки для захвата и разрушения осадных приспособлений врага, котлы, из которых кипящая смола и расплавленный свинец выливались на головы осаждавших.

  • Где находится Византия

    То великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю (а также религию, культуру, искусство) многих европейских стран (включая нашу) трудно охватить в рамках одной статьи. Но мы все же попробуем это сделать, и максимально рассказать вам об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом, одним словом, с помощью нашей машины времени отправить вас во времена высочайшего расцвета Византийской империи, итак устраивайтесь поудобнее и поехали.

    Где находится Византия

    Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

    Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

    В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва , с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

    А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

    История Византии

    Византийская империя является наследницей другой великой империи – . В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

    Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

    Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

    Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

    Уже с VI века при правлении блистательного императора Юстиниана и его не менее блистательной супруги (на нашем сайте есть интересная статья об этой «первой леди Византии», переходите по ссылке) Византийская империя начинает потихоньку отвоевывать территории занятые в свое время варварами. Так византийцами у варваров лангобардов были захвачены значительные территории современной Италии, некогда принадлежавшие Западной римской империи, власть византийского императора простирается и в северную Африку, тамошний город Александрия становится важным экономическим и культурным центром империи в этом регионе. Военные походы Византии простираются и на Восток, где протяжении нескольких веков идут непрерывные войны с персами.

    Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

    Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

    • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
    • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными , в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
    • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
    • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
    • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

    Падение Византии

    Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).

    Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый , направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.

    Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

    В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

    Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

    29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

    Культура Византии

    Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

    Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

    Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

    В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

    Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

    Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.

    Ипподром в Константинополе.

    В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

    Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

    Так выглядели монеты в Византийской империи.

    Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

    Религия Византии

    В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

    Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

    Искусство Византии

    Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

    Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

    Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

    Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

    Византия, видео

    И в завершение интересное видео об Византийской империи.


    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

  • После падения Западной Римской империи в 476 году под ударами германских племён, Восточная империя была единственной уцелевшей державой сохранившей традиции Античного мира. Восточная или Византийская империя сумела сберечь традиции римской культуры и государственности за годы своего существования.

    Основание Византии

    Историю Византийской империи принято вести с года основания римским императором Константином Великим города Константинополя в 330 году. Его ещё называли Новым Римом.

    Византийская империя оказалась куда прочнее Западной Римской империи по ряду причин :

    • Рабовладельческий строй в Византии в эпоху раннего средневековья был развит слабее, чем в Западной Римской империи. Население Восточной империи было на 85% свободным.
    • В Византийской империи по-прежнему сохранялась крепкая связь между деревней и городом. Было развито мелкое земельное хозяйство, которое моментально приспосабливалось к меняющемуся рынку.
    • Если посмотреть какую территорию занимала Византия, то можно увидеть, что в состав государства входили чрезвычайно развитые экономически, по тем временам, регионы: Греция, Сирия, Египет.
    • Благодаря сильной армии и флоту Византийская империя довольно успешно выдерживала натиск варварских племён.
    • В крупных городах империи сохранились торговля и ремесло. Основной производительной силой были свободные крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы.
    • Византийская империя приняло христианство в качестве основной религии. Это позволило быстрее наладить взаимоотношение с соседними странами.

    Рис. 1. Карта Византийской империи в 9-начале 11 веков.

    Внутреннее устройство политической системы Византии не сильно отличалось от раннесредневековых варварских королевств на Западе: власть императора опиралась на крупных феодалов, состоявших из военачальников, знати славян, бывших рабовладельцев и чиновников.

    Хронология Византийской империи

    Историю Византийской империи принято делить на три основных периода: Ранневизантийский (IV-VIII вв), Средневизантийский (IX-XII вв) и Поздневизантийский (XIII-XV вв).

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    Говоря кратко о столице Византийской империи Константинополе, нужно отметить, что главный город Византии ещё более возвысился после поглощения варварскими племенами римских провинций. Вплоть до IX века строятся здания античной архитектуры, развиваются точные науки. В Константинополе открылась первая в Европе высшая школа. Настоящим чудом творения человеческих рук стал храм Святой Софии.

    Рис. 2. Храм Святой Софии в Константинополе.

    Ранневизантийский период

    В конце IV-начале V веков границы Византийской империи охватывали Палестину, Египет, Фракию, Балканы и Малую Азию. Восточная империя значительно опережала западные варварские королевства по строительству крупных городов, а так же по развитию ремёсел и торговли. Наличие торгового и военного флота сделали Византию крупнейшей морской державой. Расцвет империи продолжался вплоть до XII века.

    • 527-565 гг. правление императора Юстиниана I.
      Император провозгласил идею или рекорнисту:”Восстановления Римской державы”. Ради достижения этой цели Юстиниан вёл завоевательные войны с варварскими королевствами. Под ударами византийских войск пали государства вандалов в Северной Африке, были побеждены остготы в Италии.

    На захваченных территориях Юстинианом I вводились новые законы носившие название “Кодекс Юстиниана”, рабы и колонны передавались прежним хозяевам. Это вызывало крайнее недовольство населения и стало в дальнейшем одной из причин заката Восточной империи.

    • 610-641 гг. Правление императора Ираклия.
      В результате нашествия арабов, Византия утратила Египет в 617 году. На востоке Ираклий отказался от борьбы со славянскими племенами, дав им возможность расселиться вдоль границ, используя их в качестве естественного щита против кочевых племён. Одна из главных заслуг этого императора – это возвращение в Иерусалим Животворящего Креста, который был отбит у персидского царя Хосрова II.
    • 717 год. Осада арабами Константинополя.
      Почти целый год арабы безуспешно штурмовали столицу Византии, но в итоге так и не взяв город и откатившись с большими потерями. Во многом осада была отбита благодаря так называемому “греческому огню”.
    • 717-740 гг. Правление Льва III.
      Годы правления этого императора отмечены тем, что Византия не только успешно вела войны с арабами, но и тем, что византийские монахи пытались распространять православную веру среди иудеев и мусульман. При императоре Льве III запрещалось почитание икон. Были уничтожены сотни ценнейших икон и других произведений искусства связанных с христианством. Иконоборчество продолжалось вплоть до 842 года.

    В конце VII-начале VIII веков в Византии прошла реформа органов самоуправления. Империя стала делиться не на провинции, а на фемы. Так стали называться административные округа, которые возглавляли стратиги. Они обладали властью и самостоятельно вершили суд. Каждая фема была обязана выставлять ополчение-стратию.

    Средневизантийский период

    Несмотря на потерю Балканских земель Византию, по-прежнему, считают могучей державой, ведь её военный флот продолжал господствовать на Средиземном море. Период наивысшего могущества империи продолжался с 850 до 1050 годов и считается эпохой ” классической Византии”.

    • 886-912 годы Правление Льва VI Мудрого.
      Император проводил политику предыдущих императоров, Византия во время правления этого императора продолжает обороняться от внешних врагов. Внутри политической системы назрел кризис, который выразился в противостоянии Патриарха и императора.
    • 1018 год присоединение Болгарии к Византии.
      Северные границы удаётся укрепит благодаря крещению болгар и славян Киевской Руси.
    • 1048 год турки-сельджуки под руководством Ибрагима Инала вторглись в Закавказье и взяли византийский город Эрзерум.
      У Византийской империи не хватало сил для защиты юго-восточных границ. Вскоре армянские и грузинские правители признали себя зависимыми от турок.
    • 1046 год. Мирный договор между Киевской Русью и Византией.
      Император Византии Владимир Мономах выдал замуж свою дочь Анну за киевского князя Всеволода. Не всегда отношения Руси с Византией были дружественными, было много завоевательных походов древнерусских князей против Восточной империи. Вместе с тем нельзя не отметить огромное влияние, которое оказывала византийская культура на Киевскую Русь.
    • 1054 год. Великая схизма.
      Произошёл окончательный раскол Православной и Католической Церквей.
    • 1071 год. Норманнами был взят город Бари в Апулии.
      Пал последний опорный пункт Византийской империи в Италии.
    • 1086-1091 гг. Война Византийского императора Алексея I с союзом племён печенегов и куман.
      Благодаря хитрой политике императора союз племён кочевников распался, а печенегам было нанесено решительное поражение в 1091 году.

    С XI века начинается постепенный упадок Византийской империи. Деление на фемы изжило себя из-за растущего числа крупных земледельцев. Государство постоянно подвергалось ударам извне, не в силах уже вести борьбу с многочисленными врагами. Главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии.

    Поздневизантийский период

    С XI века увеличилась активность западноевропейских стран. Войска крестоносцев, подняв флаг “защитников Гроба Господня”, напали на Византию. Не в силах вести борьбу с многочисленными врагами, византийские императоры используют армии наёмников. На море Византия использовала флот Пизы и Венеции.

    • 1122 год. Войсками императора Иоанна II Комнина было отражено вторжение печенегов.
      На море ведутся непрерывные войны с Венецией. Однако, главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии. В борьбе с крестоносцами византийцам удалось очистить Северную Сирию.
    • 1176 год. Поражение византийских войск при Мириокефале от турок-сельджуков.
      После этого поражения Византия окончательно переходит к оборонительным войнам.
    • 1204 год. Константинополь пал под ударами крестоносцев.
      Основу войска крестоносцев составляли французы и генуэзцы. Центральная Византия оккупированная латинянами образуется в отдельную автономию и именуется Латинской Империей. После падения столицы Византийская церковь находилась под юрисдикцией папы, верховным патриархом был назначен Томаззо Морозини.
    • 1261 год.
      Латинская империя полностью очищена от крестоносцев, а Константинополь освобождён никейским императором Михаилом VIII Палеологом.

    Византия в период правления Палеологов

    В период правления Палеологов в Византии наблюдается полный упадок городов. Полуразрушенные города выглядели особенно убого на фоне цветущих деревень. Сельское хозяйство переживало подъём, вызванный высоким спросом на продукцию феодальных вотчин.

    Династические браки Палеологов с королевскими дворами Западной и Восточной Европы и постоянный тесный контакт между ними, стали причиной появления собственной геральдики у византийских правителей. Род Палеологов самым первым стал иметь собственный герб.

    Рис. 3. Герб династии Палеологов.

    • В 1265 году Венеция монополизировала почти всю торговлю в Константинополе.
      Между Генуей и Венецией развернулась торговая война. Нередко поножовщина между иноземными купцами происходила на глазах местных зевак на городских площадях. Задушив отечественный рынок сбыта император византийские правители вызвали новую волну ненависти к себе.
    • 1274 год. Заключение Михаила VIII Палеолога в Лионе новой унии с папой.
      Уния носила условия верховенства Папы Римского над всем христианским миром. Это окончательно раскололо общество и вызвало ряд волнений в столице.
    • 1341 год. Восстание в Адрианополе и Фессалониках населения против магнатов.
      Восстание возглавили зилоты (ревнители). Они хотели отобрать землю и имущество у церкви и магнатов для неимущих.
    • 1352 год. Турками-османами захвачен Адрианополь.
      Из него они сделали свою столицу. Ими была взята крепость Цимпе на Галлипольском полуострове. Дальнейшему продвижению турок на Балканы ничего не мешало.

    К началу XV века территория Византии ограничивалась Константинополем с округами, частью Центральной Греции и островами в Эгейском море.

    В 1452 году турки-османы начали осаду Константинополя. 29 мая 1453 года город пал. Последний византийский император Константин II Палеолог погиб в бою.

    Несмотря на заключённый союз Византии с рядом стран Западной Европы, на военную помощь рассчитывать не приходилось. Так, во время осады Константинополя турками в 1453 году, Венеция и Генуя прислали шесть военных судов и несколько сотен человек. Естественно, никакой существенной помощи оказать они не могли.

    Что мы узнали?

    Византийская империя оставалась единственной древней державой сохранившей свой политический и социальный строй, несмотря на Великое переселение народов. С падением Византии начинается новая эпоха в истории средних веков. Из этой статьи мы узнали сколько лет просуществовала Византийская империя и какое влияние оказало это государство на страны Западной Европы и Киевскую Русь.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 376.