Основы обществознания. Теоретическое и обыденное сознание

Мегамозг

1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?Первое — стадность. То есть — сделал один — повтори за ним. Вторая особенность -отсутствие своего мнения, поддатливость идеям навязанным. Третья особенность — агрессия. Четвертая — управляемость. Пятая — снижение уровня IQ всовокупности в толпе, то есть каждый соображает в толпе меньше, чем соображал бы один.2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? «Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <…> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.»3) Как вы понимаете сущность этих причин?Каждый человек, попадая в толпу, понимает, что он не один, что таких как он -много, и что разобраться со всеми — не выйдет, и сознает свою силу, как силу толпы. Потому он теряет контроль над собой, поддается толпе, — снижается уровень ответственности. Вторая же причина — вследствие обоществления сознания и снижения IQ, каждый индивид в группе становится частью этого эгрегора, потому эгрегор толпы мыслит за него, следовательно, все мнения, все интересы отдельно человека в толпе подавляются волей толпы. 4.Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать — например, поведение толпы в школе во время собрания линейки. Каждый индивид, попадающий в эту толпу, попадает и под влияния, теряя часть своих черт, и получая черты толпы взамен. Например, порицание над одним из учеников в форме иронии и насмешки вызывает взрыв смеха во всей толпе — в то время как отдельный индивид вполне вероятно, не стал бы смеяться. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? — Общественное сознание, нет, но сознание толпы как эгрегор — да. То есть толпа перестает быть собранием людей, толпа становится сама управляющим органом — она диктует свои правила каждому члену толпы, заставляя его повиноваться.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! Душа толпы...Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области

разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <...> Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Вопросы и задания: 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение?

Документ. Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс». В толпе может

происходить накопление только глупости, а не ума… Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт… Появление… новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в её состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не даёт волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несёт на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина – заразительность, или зараза, - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление… В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда когда он составляет частицу толпы. ^ Вопросы и задания к документу 1 .Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2 .Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста. 3 .Как вы понимаете сущность этих причин? 4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте.

Сделал тест и прошу проверить на наличие ошибок, если такие имеются, заранее спасибо. 1. Социальная общность, которая отличается

неустойчивым характером, носит название:

2. Социальная общность, основанная на территориальном единстве, называется:

3. Страта ― это:

группа квалифицированных специалистов

группа людей, отличающаяся по участию в процессе создания материальных благ

Социальный слой людей, имеющих похожие экономические показатели

4. Предписания, требования и пожелания соответствующего поведения, называются:

Социальные нормы

традиции

5. Социальная мобильность ― это явление, в большей степени имеющее отношение:

К индустриальному обществу

к постиндустриальному обществу

к традиционному обществу

6. Формами социального контроля являются:

искусство и образование

Нормы и общественное мнение

образование и нормы

общественное мнение и искусство

7. Проявление социального неравенства ― это:

избирательный ценз

Наличие сословных привилегий

получение пенсии

различие в доходах

8. Моральные нормы:

обеспечиваются силой государства

Регулируют общение и поведение людей

9. Какая из перечисленных санкций попадает под классификацию неформальных позитивных?

10. Социальная дифференциация предполагает:

неизменность общественных отношений

Отсутствие социальной однородности

полное равенство в правах и имуществе

11. Решению межнациональных конфликтов в современном мире способствует:

введение чрезвычайного положения

Переговорный процесс с привлечением посредников

своевременное применение силы

12. Увеличение людей с отклонениями в поведении происходит в периоды:

Радикальных социальных перемен

усиления борьбы государства с преступностью

эволюционного развития правовых норм

13. Основной социальной функцией семьи является:

взаимная ответственность

материальное благополучие

моральная поддержка

Рождение и воспитание детей

14. Главные социально-экономические показатели, являющиеся основой деления на страты:

власть, доход, мировоззрение

Доход, власть, престиж, образование

происхождение, доход, семейное положение

15. Социальный конфликт:

подрывает устои общества

препятствует социальному прогрессу

Является неизбежным условием развития общества

составьте таблицу в первую колонку которой выпишете из текста все суждения характеризующие социальные науки а во вторую название гуманитарных дисциплин к

которым они относятся.............суждение: Сам термин «социально-гуманитарное познание» указывает на то, что обществознание «составлено» из двух разных видов познания, т. е. термин этот фиксирует не столько связь, сколько различия. Ситуация становления научного обществознания «подкрепила» эти различия, обособив, с одной стороны, социальные науки, ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей, и, с другой стороны, гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей. Вопрос о соотношении социального и гуманитарного в обществознании был предметом постоянных дискуссий; в ходе этих дискуссий побеждали то сторонники четкого методологического определения дисциплин (и, соответственно, размежевания), то сторонники их методологического сближения (и соответствующей предметной интеграции). Однако важно отметить, что указанное различение и противопоставление социальных и гуманитарных дисциплин научного обществознания в основном трактовалось как ситуация «естественная», соответствующая общей логике разделения и связывания человеческой деятельности. Само оформление этой ситуации в недолгой и недавней истории становления научного обществознания, как правило, во внимание не принималось. Различия социальных наук и гуманитарного познания проявлялись и в отношениях научного обществознания с повседневным сознанием людей. Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область теорий, понятий и концепций, «возвышающихся» над непосредственным отображением людьми их обыденной жизни (отсюда в догматическом марксизме - идея внедрения научного мировоззрения в повседневное поведение людей). Гуманитарное познание в значительно большей степени считалось со схемами повседневного человеческого опыта, опиралось на них, более того, часто оценивало научные построения через их соответствие формам индивидуального бытия и сознания. Иными словами, если для социальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания, напротив, формы научной деятельности проясняли свое значение как схемы, включенные в совместную и индивидуальную жизнь людей.











Документ Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс». В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума... Появление... новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина заразительность, или зараза, также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Вопросы и задания к документу 1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста. 3. Как вы понимаете сущность этих причин? 4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте ВВЕДЕНИЕ

  1. Совершая поступки под влиянием общественного мнения, поддаваясь влиянию окружающих, важно понимать, какие общественные интересы движут общественной психологией.
  2. В общественном сознании проявляются противоречивые интересы разных социальных групп, общностей. За поступками представителей определенных групп важно видеть движущие мотивы и побуждения. Эмоциональное восприятие действительности нередко мешает правильному пониманию ее сущности. Советуем не забывать слова великого А. С. Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца».
  1. В индивидуальном сознании личности находят отражение как передовые идеи, так и предрассудки и заблуждения, существующие в общественном сознании. Помните, что не всегда молодой возраст - гарантия свежести восприятия действительности. И в сознании молодых людей могут существовать пережитки прошлого.
  2. Если оставаться на уровне массового сознания, легко стать объектом манипулирования и спекуляции на популярных идеях. Чтобы избежать этого, важно понимать природу массового сознания, видеть и оценивать его недостатки и противоречия.

Документ

Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс».

    В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума...

    Появление... новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее сортав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

    Вторая причина - заразительность, или зараза,- также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
  2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста.
  3. Как вы понимаете сущность этих причин?
  4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать.
  5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте.

Вопросы для самопроверки

  1. Что понималось под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения?
  2. Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
  3. Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
  4. Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
  5. Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
  6. Чем различаются общественная психология и идеология?
  7. Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

Задания

  1. Какие особенности искусства как формы общественного сознания отражены в высказывании писателя В. Б. Шкловского: «Искусство предполагает разновидение мира. Не надо бояться, что мир будет разновоспринимаем. Мир, конечно, один. Но нас-то много»? Согласны ли вы с писателем? Ответ поясните.
  2. Л. Н. Толстой характеризовал искусство как «опыт личной жизни, рассказанный в образах, в ощущениях,- личный опыт, претендующий стать обобщением». Сравните точку зрения Л. Н. Толстого с позицией В. Б. Шкловского, сделайте выводы.
  3. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами.
  4. Англичане, по мнению известного журналиста-международника Вс. Овчинникова, убеждены, что «законы существуют как для того, чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения, так и для того, чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости власти». Можно ли согласиться с автором: обостренное сознание собственных прав - английское национальное качество? Ответ аргументируйте.

Мысли мудрых

«Сознание - то средство, вне которого нет ни знания, ни опыта, ни человеческого бытия...»

К. Ясперс (1883-1969), немецкий философ

Домашнее задание- опорный конспект

1. Понятие общественного сознания – совокупность идей, взглядов ценностных установок определенного общества или социальной общности.

2. Структура общественного сознания

3. Особенности общественного сознания

· Относительность

· Динамизм

· Преемственность

4. Уровни общественного сознания

Обыденный (эмпирический)

Теоретический

5. Общественное бытие – материальная жизнь людей

6. Виды (стороны) общественного сознания

· Массовое

· Обыденное

7. Особенности индивидуального сознания (чувства, эмоции, способности)

8. Взаимодействие общественного и индивидуального сознания

Практическое задание

Задание 1.Найдите какой термин обобщает другие

Идеи,ценности, установки, ориентиры, сознание, мотивы, интересы.

Заджание 2.Чего не хватает в таблице

Художественное Научное сознание ……………………… мировоззренческое

Задание 3. Прочитайте текст о формах общественного сознания, вставьте пропущенные слова (слова на выбор вера, любовь, религия, философия, образ, воспитание, законодательства, общественное, совокупность)

Политическое сознание представляет собой __1__общественных взглядов на политическую организацию общества. Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов на вопросы __2__, суда, прокуратуры. Оно ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества. Мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство ___3___ и укрепления определенных нравственных устоев и отношений. Искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные ____4___; Религия и ___5___ - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. ___6____древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Религиозное мировоззрение основано на __7___ и религиозных постулатах.

Задание 4. Текст Г. Лебон «Психология народов и масс».

В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума... Появление... новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один.

В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина - заразительность, или зараза,- также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление...



В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Вопросы и задания к документу – ответьте на вопросы и перенесите ответы в тетрадь

1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?

2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста.

3. Как вы понимаете сущность этих причин?

4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать.

5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте

Задание 5. Заполните таблицу по тексту

Наука как форма общественного сознания
Признаки науки с примерами Функции науки с примерами Виды наук
1.
2.
3.

Наука как форма общественного сознания - это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Отличительными признаками науки являются: - выявление глубинных, сущностных связей и отношений Объективного мира, формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения, а также создание научных теории; - общезначимость научного знания; - предвидение, прогнозирование изменения объекта; - строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов; - отсутствие ссылок на авторитет; - непрерывное самообновление; - наличие профессионально подготовленных кадров; - наличие специального языка и методов исследования; - строгая структурированность.



Функции науки: - Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека. - Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему. - Гносеологическая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений. - Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности. - Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества. - Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий. - Функция науки как социальной силы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.